Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конфликт — это отсутствие согласия между двумя сторонами или более.




Причины конфликтов – важный компонент в вопросе урегулирования любого конфликта. Причины возникновения конфликта являются движущей силой развития и эскалации конфликта. Природа причин может иметь объективный или субъективный характер. Сами причины могут иметь структуру, поэтому необходимо уметь отделять изменения параметров внутри причин от причины конфликта в целом.

Определяют четыре основных группы причин.

Объективные причины.

Структурноуправленческие, или организационные.

Социальнопсихологические факторы.

Субъективные причины.

Внешние обстоятельства, стереотипы поведения, социальное положение индивида, образ жизни – примеры объективных факторов возникновения конфликта. Существующая в обществе договоренность или нормативно-правовая база способна стать причиной конфликтов в обществе, если она недостаточно разработана, не учитывает всего многообразия возможных ситуаций в межличностных взаимодействиях, имеет слабую регулирующую функцию.

Вторая группа причин включает структурные, функциональные, ситуативные причины конфликтов. В этом случае конфликты возникают в связи с плохо организованной деятельностью индивидов. Структура организации не соответствует предъявляемым требованиям, влияет на слабую функциональность, поэтому провоцирует конфликты внутри коллектива и между трудовыми группами. Управленческие ошибки вызывают ситуации возникновения конфликтов. Наслоение управленческих промахов усугубляет напряженность в организации и приводит к конфликтам. Все отношения индивида в обществе обусловлены его психологическими и социальными установками, которые иногда способны вызвать противоречия и конфликты в межличностных взаимодействиях, – социально-психологические факторы .

Например, психологическая система человека устроена таким образом, чтобы оптимальным образом регулировать всю поступающую к индивиду информацию. Поэтому в межличностных отношениях люди теряют или искажают информацию, поступающую в коммуникации. Этот естественный процесс не зависит от человека, но может спровоцировать конфликты. Несоответствие занимаемых индивидом ролей в процессе взаимодействия относится к третьей группе причин.

Субъективные (или личностные) причины зависят от человека, его восприятия и формы поведения, психики. От того, как индивид оценивает поведение другого индивида, насколько сам проецирует бесконфликтное или конфликтное поведение, зависит личностная конфликтоустойчивость.

Разделение причин конфликтов на субъективную и объективную составляющие важно при реальном конфликте.

Эскалация - это развитие конфликтной ситуации, прогрессирующей с течением времени.

Этапы эскалации:

Усиление» — интересы сторон начинают сталкиваться все чаще, становится заметным напряжение между оппонентами, которое можно снять беседой. Этап характеризуется отсутствием партий или отдельных лагерей, стороны готовы сотрудничать, и это стремление превышает желание конкуренции.

Полемика». Существенные характеристики: противоречия начинают выражаться в дебатах, к столкновению взглядов приводят разные точки зрения. Обе стороны полагают, что используют рациональные подтверждения, однако начинает наблюдаться словесное насилие.

Третий этап конфликта наступает, если во время периода полемики проблема не была решена. Его признаки: переход к доказательству своей правоты на практике, преобладание пессимистических ожиданий.

Имидж» — в конфликт включаются стереотипы, распространяются неверные слухи, создание образа врага, вербование сторонников, раздражение сторон.

Потеря лица». Особенности этапа: утрачивается целостность в плане морального мышления, не только образ врага, но и образ «Я» становится искаженным, не соответствует действительности. К отвергнутому человеку развивается чувство отвращения, отвергнутые, в свою очередь, теряют восприимчивость, стараются самоизолироваться.

Стратегия угроз» — характеризуется тем, что сторонники принимают различные действия, направленные на показание решительности, создание действий вынужденного характера, теряется инициатива, время, необходимое для принятия решения, значительно сокращается, постепенно нарастает паническое состояние, стороны руководствуются чужими советами, все меньше действуют самостоятельно. На данном этапе конфликт становится прямым столкновением, он уже несет в себе угрозу.

Ограниченные удары» — в психологии считается, что на этом этапе при принятии решений не воспринимаются моральные качества человека, нанесенный вред воспринимается в качестве некоторого «выигрыша» для своей стороны.

Разгром» —Этап  обладает такими чертами: стремление разрушить систему врага, тотальное уничтожение другой стороны в физическом, материальном, социальном, духовном планах.

Вместе в пропасть» — стороны не видят обратной дороги, начинается тотальная конфронтация, главное для стороны – уничтожение врага. На этом этапе наблюдается характерный признак – готовность ценой собственного падения причинять вред врагу.

Стратегии разрешения конфликтных ситуаций и поведение человека при конфликте










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...