Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Воля: формирование, проявление, функции. Волевые качества человека.




Воля — одно из наиболее сложных понятий в психологии. Воля рассматривается и как самостоятельный психический процесс, и как аспект других важнейших психических явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.

Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека. В содержании волевого действия обычно выделяются три основных признака:

1. Воля обеспечивает целенаправленность и упорядоченность человеческой деятельности. Но определению С.Р. Рубинштейна, «Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет поставленную перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом».

2. Воля как способность человека к саморегуляции делает его относительно свободным от внешних обстоятельств, по-настоящему превращает его в активного субъекта.

3. Воля — это сознательное преодоление человеком трудностей на пути к поставленной цели. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо увеличивает усилия.чтобы преодолеть возникшие трудности.

Функции воли

Таким образом, волевые процессы выполняют три основные функции:

a) инициирующую, или побудительную, обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;

b) стабилизирующую, связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;

c) тормозную, которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.

В волевых действиях ярко проявляется личность человека, ее главные черты.

Воля проявляется в таких свойствах личности, как:

· целеустремленность;

· самостоятельность;

· решительность;

· настойчивость;

· выдержка;

· самообладание;

Базовые волевые качества (на личностном уровне):

1) сила воли;

2) энергичность;

3) настойчивость;

4) выдержка.

Функции воли:

a) Выбор мотивов и целей.

b) Регуляция побуждений к действиям.

c) Организация психических процессов (в систему, адекватную выполняемой деятельности).

Конфликтология, как наука: возникновение, предмет и объект

Конфликтология — дисциплина, изучающая закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня.

Решение определённого круга проблем, вызвавших зарождение конфликта, может способствовать преодолению тех трудностей, которые уже обозначились в связи с определением сущности конфликта, объекта и предмета конфликтологии.

Возникновение науки

Конфликтология зародилась в 20 веке. В основу науки положены труды Карла Маркса. Впоследствии учение получило развитие и систематизацию в работах американского социолога Джонатана Тернера. Большое влияние на развитие науки оказали: немецкий социолог и философ Георг Зиммель и американский социололг Льюис Козер.

Предмет и объект конфликтологии

Объектом её комплексного изучения являются конфликты в целом, а предметом — общие закономерности их возникновения, развития и завершения.

 

Противоречие, как основа зарождения конфликта.

Прежде всего следует отметить, что основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности. Именно противоречия и вызывают противоборство между сторонами конфликта. При этом объективные, не зависящие от сознания людей противоречия, коренящиеся в существенных различиях социально-экономических условий их жизни, играют ключевую роль в возникновении конфликтов в обществе. Социально-экономическое положение индивида в обществе во многом определяет не только линию его поведения и действия, но и само его сознание, интересы и цели.

Хотя следует иметь в виду, что противоречия, вызывающие конфликт, не обязательно носят объективный характер. Они могут быть и субъективными, обусловленными субъективными личностными факторами, более того они могут быть даже мнимыми. Однако если они имеют для человека существенное значение, то могут порождать конфликтную ситуацию.

Имея в виду важную для понимания конфликта роль противоречий, часто сам конфликт определяют как предельное обострение противоречий между участниками взаимодействия, проявляющееся в их противоборстве. При этом речь идет именно о резком обострении противоречий, поскольку не всякое противоречие вызывает конфликт. На ранней стадии развития противоречия оно может разрешиться и бесконфликтным образом. Кроме того, противоречия могут вообще существовать в бесконфликтной форме. Примером может служить противоречие между мужчиной и женщиной. Это противоречие было и будет всегда, но лишь в определенной социальной ситуации оно может приобретать конфликтную форму. Наконец, существует множество противоречий, которые к конфликту вообще не имеют никакого отношения. Таковы, например, противоречия между человеком и природой, производством и потреблением.

Разнообразие подходов к описанию конфликтов: исторический аспект (К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Дарендорф)

К. Маркс

Особенности развития теории конфликта в марксистской философии. Карл Маркс (1818 – 1883) – немецкий социолог, экономист, основоположник марксистской теории. Согласно Марксу, конфликты свойственны всем уровням социальной жизни: политике, экономике, культуре. Вся история существовавших обществ была историей противоборства классов. Ее основной причиной являлось господство частной собственности. Само общество развивается от простого к сложному, подчиняясь законам диалектики, которые он сам сформулировал, а именно закону отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество. «Скелетом» каждого общества Маркс считал экономику, а культуру «кожей», поэтому им была создана такая иерархия: на первом месте стоит экономика, на втором – политика, на третьем – идеология, на четвертом – искусство, и на пятом – религия. В основе его учения лежит разработанное им такое понятие, как общественно-экономическая формация.

Г. Зиммель

Вклад Г. Зиммеля в развитие конфликтологических знаний. Немецкий социолог Георг Зиммель (1858-1918) считается первым, кто ввел в научный оборот термин «социология конфликта». По крайней мере именно так называется одна из его работ, изданная в начале нашего столетия. Г. Зиммель предлагал заняться анализом «чистых форм» социального общения и взаимодействия. Среди таких относительно устойчивых форм социального взаимодействия, как авторитет, договор, подчинение, сотрудничество и некоторые другие, должен занять свое особое место и конфликт, который является не только нормальной, но и исключительно важной формой общественной жизни. Конфликт способствует социальной интеграции, он определяет характер конкретных социальных образований, укрепляет принципы и нормы их организации.

Р. Дарендорф

Ральф Дарендорф (1929 – 2009) – немецкий ученый, сторонник «посткапиталистического» и «индустриального общества», автор таких работ, как «Классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957 г.) и «Современный конфликт» (1988 г.), создатель новой теории социального конфликта, которая называется «конфликтной моделью общества». На данную теорию повлияли марксистские взгляды на конфликт, в которых развивается идея деления общества на классы и разрешения конфликтов, возникающих вследствие классовой борьбы, путем революции. Но в то же время, сам Дарендорф отмечает, что теория Маркса не может применяться для объяснения современных конфликтов, возникающих в капиталистическом обществе. В своей теории Дарендорф выделял следующие основные тезисы:

1. Главными отличительными чертами любого общества являются господство, конфликт и подчинение.

2. Общественная структура основано на власти одних групп людей над другими, например предпринимателей над рабочими, офицеров над солдатами, преподавателей над студентами и т.д.

3. У каждой из таких групп есть общие интересы независимо от того, осознают их входящие в такие группы или нет; интересы членов разных групп различны и противоположны. Например, может возникнуть конфликт между деловыми людьми, стремящимися к повышению своих доходов, и активистами движения в защиту окружающей среды, которые борются за очищение воздуха и воды.

4. Когда люди осознают свои общие интересы, они образуют общественный класс, который может обнаружить себя в форме профсоюзного движения, лобби политической партии и т.д.

5. Классовый конфликт обостряется, если:

а) почти вся власть сосредоточена в руках нескольких людей, а остальные почти полностью лишены ее;

б) те, кто лишен власти, не имеют возможности ее получить;

в) люди могут свободно организовывать политические группы. Концепция «конфликтной модели общества» основана на антиутопическом образе мира – мира власти, конфликта и динамики, где конфликт считается перманентным состоянием социального организма.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 190.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...