Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мышление, виды, формы качества ума




Мышление – познавательный психический процесс обобщенного и опосредованного отражения связей и отношений между предметами объективной действительности. Мышление - процесс, связанный с обработкой информации, либо полученной через ощущения, либо сохраненной в памяти в результате личного опыта, с тем, чтобы быть в состоянии реагировать в новой ситуации. Выделяют следующие отличительные признаки:

1. Основная функция мышления – выявление внутренних связей в предметах.

2. Мышление опирается в своем познании на эти чувственные образы;

3. Мышление может быть оторвано от реального мира, так как для познания может использовать «заместитель» предметов внешнего мира – знак, символ

4. Мышление протекает в целом с опорой на знания, приобретенные ранее;

5. Особенность - мыслительные результаты изначально носят обобщенный характер;

6. Мы можем мыслить не только в категориях настоящего, но и прошлого, и будущего.

Виды мышления:

1. По характеру решаемых задач:

- теоретическое – направлено на нахождение общих закономерностей.

- практическое - направлено на разрешение частных конкретных задач.

2. По способу решения задач (по генезису развития):

-наглядно-действенное (предметно-действенное) - инструментом является предмет.

Особенность - с его помощью нельзя решить поставленную задачу без участия практических действий. Поэтому у него такая тесная связь с практикой.

-наглядно-образное - позволяет познавать реальный мир без участия практических действий, может быть осуществлено только в плане идеальном. Отличительные признаки: симультанность (одновременность), импульсивность и синтетичность.

-словесно-логическое (понятийное) – используя этот вид мышления, человек может анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивая предмет, ситуацию, явление, как со своей точки зрения, так и с других точек зрения.

- абстрактно-логическое (отвлеченное) - выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

3. По степени развёрнутости:

-дискурсивное (логическое) - опосредованно логикой рассуждений, а не восприятия.

-интуитивное - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.

4. по степени новизны и оригинальности:

-творческое (продуктивное) - мышление на основе творческого воображения.

-воссоздающее (репродуктивное) - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

5. По средствам мышления:

- вербальное - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.

- наглядное - мышление на основе образов и представлений предметов.

6. По функциям:

- критическое - направлено на выявление недостатков в суждениях других людей

- творческое - связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

Основные формы мышления:

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства предметов и явлений

Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе суждений делается определённый вывод.

Операции мышления:

-анализ (мысленное разделение) - выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты.

-синтез (мысленное объединение) - мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

-обобщение (мысленное объединение в класс или категорию) - объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

-сравнение - операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении общности или различия между ними.

-абстрагирование (выделение одних признаков и отличение от других) - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

- классификация - систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов.

- категоризация - операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п.

Подчиняясь общим закономерностям, мышление у разных людей протекает неодинаково. Поэтому надо различать индивидуальные качества ума: широту и глубину ума, его самостоятельность и гибкость, последовательность и быстроту мысли.

 

Широта ума выражается в умении охватить широкий круг вопросов, творчески мыслить в различных областях знания и практики. У гениев человечества это качество выражено в высокой степени.

 

Подлинная широта ума всегда тесно связана с его конкретностью, с умением не только охватить весь вопрос в целом, в его самых общих и основных чертах, но и не упустить важные для него детали, существенные частные моменты.

 

Глубина ума характеризуется умением вникать в сущность вопроса, в суть дела, вскрывать причины явлений, не только ближайшие, но и отдаленные, видеть основу фактов, понимать смысл происходящего, предвидеть далеко идущие следствия явлений, событий. Для глубокого ума показательно умение рассмотреть вопрос разносторонне, понять явление в многообразии его связей и отношений. Глубокий ум характеризует великих мыслителей, которые в простых, обычных, хорошо известных фактах умеют видеть большие проблемы, вскрывать в них важнейшие закономерности: законы природы, законы общественной жизни.

 

Самостоятельность ума выражается в умении самому увидеть вопрос, требующий решения, и самому найти ответ на него. Самостоятельный ум не ищет готовых решений, не стремится опереться на чужие мысли и положения. Он творчески подходит к познанию действительности, ищет и находит новые пути ее изучения, новые факты и закономерности, выдвигает новые объяснения и теории.

 

Самостоятельность ума тесно связана с его критичностью, с умением не поддаваться внушающему влиянию чужих мыслей, а строго и правильно оценивать их, видеть их сильные и слабые стороны, вскрывать ценное, что в них имеется, и те ошибки, какие допущены в них.

 

Человек с критическим умом строго оценивает и свои мысли, тщательно проверяет выдвигаемые им самим положения, не принимает за истину каждое первое пришедшее ему на ум решение мыслительной задачи, не убедившись в действительной его правильности. Самокритичность — характерная особенность критического ума. Критический ум — дисциплинированный ум. Он умеет широко пользоваться воображением, опираясь на него в созидании нового, и вместе с тем умеет сдерживать работу фантазии там, где она начинает вести по ложному пути, к несбыточным проектам, к нереальным планам.

 

Самостоятельность и критичность ума — необходимые предпосылки творческой, новаторской деятельности человека.

 

Гибкость ума заключается в умении изменить намеченное решение или способ решения, если они оказались неправильными,найти новые пути исследования, подойти с новой точки зрения к предмету размышления. Человек гибкого ума свободен от предвзятых предположений, от шаблонных приемов решения задачи. Он учитывает конкретную обстановку действий, событий и те перемены в ней, которые требуют изменения в постановке вопроса, отказа от прежнего решения, принятия нового.

 

Последовательность мысли выражается в умении соблюдать логический порядок в рассмотрении вопроса, логическую обоснованность рассуждений, строгую логику мышления. Человек последовательного ума придерживается темы размышления, не уклоняется в сторону, не перескакивает от одной мысли к другой. Рассматривая сложный вопрос, он держится определенного принципа рассмотрения. Излагая мысли, он зорко следит за порядком изложения, за соблюдением определенного плана. Его рассуждения не содержат в себе логических ошибок. Признав истинность определенных положений, он не боится сделать все вытекающие из них выводы. Он стремится к возможно большей доказательности своих суждений. Последовательный ум — строго логический ум.

 

Быстрота мысли нужна во всех случаях, когда от человека требуется принятие скорого решения. Быстроту мысли надо отличать от торопливости мышления, когда человек продумывает что-либо «наспех», кое-как, хватается за первые пришедшие ему на ум предположения, не проверяет их, не учитывает всех существенных данных, необходимых для решения вопроса. Скорость мыслительной деятельности никак не может идти за счет ее качества, за счет широты, глубины, последовательности, правильности мысли.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 358.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...