Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Шкала оценивания компетенций на различных этапах их формирования указана в п. 7.4.
Таблица 4.
Код и формулировка компетенции по ФГОС
| Этапы формирования компетенций
| Перечень планируемых
результатов обучения
| Показатели оценивания компетенций
| Критерии
оценивания компетенций
|
Баллы
| ПК-1: способность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности;
| ЭТАП 1
начальный этап
| Знает особенности реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности
| Выполнение индивидуального задания
Проверка отчетной документации
Выполнение контрольного задания
| Структура отчета не в полной мере соответствует рекомендуемой. Обучающийся выполнил отдельные задания (не более двух), допустив ошибки, неверно интерпретировал полученные результаты отдельных заданий. Выполнено не менее 50% заданий определенных программой практики.
| 3
| Умеет реализовать стандартные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности
| Небрежно подготовлен отчет о практике, испытывал затруднения при ответах на вопросы комиссии.
|
| Владеет навыками психологической диагностики, прогнозирования изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека
| Контрольное задание решено не в полном объеме
| ЭТАП 2
продуктивно-деятельностный этап
| Знает особенности реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности
| Выполнение индивидуального задания
Отчетная документация
Выполнение контрольного задания
| Структура отчета соответствует рекомендуемой. Обучающийся выполнил отдельные задания (не более трех), допустив небольшие неточности, верно интерпретировал полученные результаты отдельных заданий.
| 4
| Умеет реализовать стандартные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности
| В процессе защиты отчета последовательно, достаточно четко изложил основные его положения, но допустил отдельные неточности в ответах на вопросы членов комиссии. Выполнено 50-75% заданий
| Владеет навыками реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности
| Правильно решил, но не обосновал контрольные задания
| ЭТАП 3.
Практико-ориентированный этап
| Знает особенности отбора и применения психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией
| Выполнение индивидуального задания
Отчетная документация
Выполнение контрольного задания
| Структура отчета в полной мере соответствует рекомендуемой. Обучающийся выполнил все задания, верно интерпретировал полученные результаты заданий.
| 5
| Умеет отбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуациям и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией
| Логично и последовательно подготовлен отчет о практике, ответил на все вопросы комиссии. Выполнено не менее 50% заданий определенных программой практики.
|
| Владеет навыками реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности
| Контрольное задание решено не в полном объеме
| ПК-2: способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией;
| ЭТАП 1
начальный этап
| Знает особенности отбора и применения психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией
| Выполнение индивидуального задания
Проверка отчетной документации
Выполнение контрольного задания
| Структура отчета не в полной мере соответствует рекомендуемой. Обучающийся выполнил отдельные задания (не более двух), допустив ошибки, неверно интерпретировал полученные результаты отдельных заданий. Выполнено не менее 50% заданий определенных программой практики.
| 3
| Умеет отбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуациям и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией
| Небрежно подготовлен отчет о практике, испытывал затруднения при ответах на вопросы комиссии.
| Владеет навыками отбора и применения психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией
| Контрольное задание решено не в полном объеме
| ЭТАП 2
продуктивно-деятельностный этап
| Знает особенности осуществления стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий
| Выполнение индивидуального задания
Отчетная документация
Выполнение контрольного задания
| В процессе защиты отчета последовательно, достаточно четко изложил основные его положения, но допустил отдельные неточности в ответах на вопросы членов комиссии. Выполнено 50-75% заданий
| 4
| Умеет отбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуациям и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией
| Структура отчета соответствует рекомендуемой. Задания выполнены с отдельными погрешностями, что повлияло на качество анализа полученных результатов. В процессе защиты отчета последовательно, достаточно четко изложил основные его положения, но допустил отдельные неточности в ответах на вопросы членов комиссии. Выполнено 50-75% заданий
| Владеет навыками отбора и применения психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией
| Правильно решил, но не обосновал контрольные задания
|
| ЭТАП 3.
Практико-ориентированный этап
| Знает особенности осуществления стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий
| Выполнение индивидуального задания
Отчетная документация
Выполнение контрольного задания
| Структура отчета в полной мере соответствует рекомендуемой. Обучающийся выполнил все задания, верно интерпретировал полученные результаты заданий.
| 5
| Умеет: Умеет реализовать стандартные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности
| Логично и последовательно подготовлен отчет о практике, ответил на все вопросы комиссии. Выполнено не менее 50% заданий определенных программой практики.
| Владеет навыками отбора и применения психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией
| Контрольное задание решено не в полном объеме
| ПК-3: способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий;
| ЭТАП 1
начальный этап
| Знает особенности осуществления стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий
| Выполнение индивидуального задания
Проверка отчетной документации
Выполнение контрольного задания
| Структура отчета не в полной мере соответствует рекомендуемой. Обучающийся выполнил отдельные задания (не более двух), допустив ошибки, неверно интерпретировал полученные результаты отдельных заданий. Выполнено не менее 50% заданий определенных программой практики.
| 3
| Умеет: реализовать стандартные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности
| Небрежно подготовлен отчет о практике, испытывал затруднения при ответах на вопросы комиссии.
| Владеет навыками психологической диагностики, прогнозирования изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека
| Контрольное задание решено не в полном объеме
| ЭТАП 2
продуктивно-деятельностный этап
| Знает особенности осуществления стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий
| Выполнение индивидуального задания
Отчетная документация
Выполнение контрольного задания
| Структура отчета соответствует рекомендуемой. Обучающийся выполнил отдельные задания (не более трех), допустив небольшие неточности, верно интерпретировал полученные результаты отдельных заданий.
| 4
| Умеет осуществлять стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий
| В процессе защиты отчета последовательно, достаточно четко изложил основные его положения, но допустил отдельные неточности в ответах на вопросы членов комиссии. Выполнено 50-75% заданий
| Владеет навыками психологической диагностики, прогнозирования изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека
| Правильно решил, но не обосновал контрольные задания
| ЭТАП 3.
Практико-ориентированный этап
| Знает особенности осуществления стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий
| Выполнение индивидуального задания
Отчетная документация
Выполнение контрольного задания
| Структура отчета в полной мере соответствует рекомендуемой. Обучающийся выполнил все задания, верно интерпретировал полученные результаты заданий.
| 5
| Умеет осуществлять стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий
| Логично и последовательно подготовлен отчет о практике, ответил на все вопросы комиссии. Выполнено не менее 50% заданий определенных программой практики.
| Владеет навыками осуществления стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий
| Контрольное задание решено не в полном объеме
| ПК-4: способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;
| ЭТАП 1
начальный этап
| Знает особенности выявления специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
| Выполнение индивидуального задания
Проверка отчетной документации
Выполнение контрольного задания
| Структура отчета не в полной мере соответствует рекомендуемой. Обучающийся выполнил отдельные задания (не более двух), допустив ошибки, неверно интерпретировал полученные результаты отдельных заданий. Выполнено не менее 50% заданий определенных программой практики.
| 3
| Умеет выявлять специфику психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
| Небрежно подготовлен отчет о практике, испытывал затруднения при ответах на вопросы комиссии.
|
| Владеет навыками выявления специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
| Контрольное задание решено не в полном объеме
| ЭТАП 2
продуктивно-деятельностный этап
| Знает особенности выявления специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
| Выполнение индивидуального задания
Отчетная документация
Выполнение контрольного задания
| Структура отчета соответствует рекомендуемой. Обучающийся выполнил отдельные задания (не более трех), допустив небольшие неточности, верно интерпретировал полученные результаты отдельных заданий.
| 4
| Умеет выявлять специфику психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
| В процессе защиты отчета последовательно, достаточно четко изложил основные его положения, но допустил отдельные неточности в ответах на вопросы членов комиссии. Выполнено 50-75% заданий
| Владеет навыками выявления специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
| Правильно решил, но не обосновал контрольные задания
| ЭТАП 3.
Практико-ориентированный этап
| Знает особенности выявления специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
| Выполнение индивидуального задания
Отчетная документация
Выполнение контрольного задания
| Структура отчета в полной мере соответствует рекомендуемой. Обучающийся выполнил все задания, верно интерпретировал полученные результаты заданий.
| 5
| Умеет выявлять специфику психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
| Логично и последовательно подготовлен отчет о практике, ответил на все вопросы комиссии. Выполнено не менее 50% заданий определенных программой практики.
| Владеет навыками выявления специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
| Контрольное задание решено не в полном объеме
| ПК-5: способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека;
| ЭТАП 1
начальный этап
| Знает особенности применения психологической диагностике, прогнозирования изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека
| Выполнение индивидуального задания
Проверка отчетной документации
Выполнение контрольного задания
| Структура отчета не в полной мере соответствует рекомендуемой. Обучающийся выполнил отдельные задания (не более двух), допустив ошибки, неверно интерпретировал полученные результаты отдельных заданий. Выполнено не менее 50% заданий определенных программой практики.
| 3
| Умеет применять психологическую диагностику, прогнозирования изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека
| Небрежно подготовлен отчет о практике, испытывал затруднения при ответах на вопросы комиссии.
| Владеет навыками выявления специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
| Контрольное задание решено не в полном объеме
|
| ЭТАП 2
продуктивно-деятельностный этап
| Знает особенности применения психологической диагностике, прогнозирования изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека
| Выполнение индивидуального задания
Отчетная документация
Выполнение контрольного задания
| Структура отчета соответствует рекомендуемой. Обучающийся выполнил отдельные задания (не более трех), допустив небольшие неточности, верно интерпретировал полученные результаты отдельных заданий.
| 4
| Умеет применять психологическую диагностику, прогнозирования изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека
| В процессе защиты отчета последовательно, достаточно четко изложил основные его положения, но допустил отдельные неточности в ответах на вопросы членов комиссии. Выполнено 50-75% заданий
|
| Владеет навыками выявления специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
| Правильно решил, но не обосновал контрольные задания
| ЭТАП 3.
Практико-ориентированный этап
| Знает особенности применения психологической диагностике, прогнозирования изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека
| Выполнение индивидуального задания
Отчетная документация
Выполнение контрольного задания
| Структура отчета в полной мере соответствует рекомендуемой. Обучающийся выполнил все задания, верно интерпретировал полученные результаты заданий.
| 5
| Умеет применять психологическую диагностику, прогнозирования изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека
| Логично и последовательно подготовлен отчет о практике, ответил на все вопросы комиссии. Выполнено не менее 50% заданий определенных программой практики.
| | Владеет навыками выявления специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
| Контрольное задание решено не в полном объеме
| Оценка сформированности компетенций у обучающихся по производственной практике осуществляется на основании критериев оценки и выражается в следующих шкалах оценивания, представленных в таблице 5:
Описание шкалы оценивания
Таблица 5.
Сумма
| Оценка
| Отчетная документация
| 0-1
| неудовлетворительно
| рабочий график (план) прохождения практики не выполнены, поставленные цели не достигнуты, не решены большинство поставленных задач;
индивидуальные задания и указания руководителя практики от организации выполнялись не в срок и с систематическими замечаниями;
отчет, дневник, характеристика, иные документы в соответствии с требованиями программы практики не представлены в срок, представленные документы имеют существенные замечания в оформлении и содержании;
имеются серьезные дефекты в оформлении, документы составлены с грубым нарушением требований законодательства;
есть данные о нарушении обучающимся правил внутреннего трудового распорядка и иных правил поведения по месту прохождения практики;
обучающийся неудовлетворительно отвечает на вопросы по материалам практики и на теоретические и практические вопросы по профилю практической подготовки
| 2-4
| удовлетворительно
| рабочий график (план) проведения практики выполнены в части, конкретные задачи решены не полностью;
индивидуальные задания и указания руководителя практики от организации выполнялись с замечаниями;
отчет, дневник, характеристика, иные документы в соответствии с требованиями программы практики оформлены, представлены в срок, но имеют замечания по полноте, содержанию или иным требованиям;
имеются дефекты в оформлении документов, документы составлены с нарушением требований руководителя практики;
обучающийся показывает знакомство с изученными источниками и материалами практики, представленными к защите;
обучающийся показывает удовлетворительные знания при защите материалов практики и при ответах на вопросы;
неуверенно владеет данными представленными в отчете о практике и дневнике.
| 5-7
| хорошо
| рабочий график (план) проведения практики в основном выполнен, поставленные цели достигнуты, решено большинство задач практической подготовки;
выполнены в установленные сроки индивидуальные задания и указания руководителя практики от профильной организации;
отчет, дневник, характеристика, иные документы в соответствии с требованиями программы практики представлены в срок и правильно оформлены;
правильно оформлены документы, полностью соответствуют требованиям, предъявляемым ктакого рода заданиям;
представленная характеристика не содержит замечаний в отношении обучающегося;
отсутствуют нарушения правил внутреннего трудового распорядка и иных правил поведения в организации по месту прохождения практики;
обучающийся ориентируется в материалах практики представленных к защите;
обучающийся без ошибок отвечает на вопросы по существу материалов практики и грамотно излагает материал.
| 8-9
| отлично
| рабочий график (план) проведения практики выполнен полностью,
поставленные цели достигнуты и конкретные задачи решены;
индивидуальные задания и указания руководителей практики от организации выполнены в установленные сроки;
отчет, дневник, характеристика, иные документы в соответствии с требованиями программы практики представлены в срок;
сделан анализ развития психологической службы (центра, лаборатории);
представленная характеристика не содержит замечаний в отношении обучающегося;
отсутствуют данные о нарушении правил внутреннего трудового распорядка и иных требований к поведению по месту прохождения практики, а также обучающийся положительно характеризуется руководителем практики от организации по месту ее прохождения;
обучающийся показывает уверенное знание основных документов психологической службы, изученных при прохождении практики, а также данных, представленных в материалах практики и отчете, дневнике практиканта;
обучающийся правильно и точно отвечает на вопросы теоретического и практического характера по видам работ, изложенным в дневнике и в тексте отчета;
проявляет самостоятельность мышления, ориентируется в вопросах практической деятельности по месту прохождения практики, показывает овладение практическими навыками работы, полученными в ходе практики.
|
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Типовые контрольные заданиядля оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности
Таблица 5.
Наименование этапа
| Знать, уметь, владеть
| Типовые контрольные задания
| ЭТАП 1
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП
| Знает:
-особенности реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности;
- особенности отбора и применения психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией;
| - Познакомиться со спецификой деятельности психологической службы;
- Изучить положение о работе психологической службы, проанализировать собственные задачи и функции.
- Представить данные в отчетной документации по практике и в ходе собеседования с экзаменатором.
Решите кейс-задачу:
Определите стратегию поведения в конфликте в следующих ситуациях.
Начальник сообщает подчиненному, что в следующем месяце отправляет его на курсы повышения квалификации. Подчиненный отказывается, ссылаясь на то, что до пенсии ему осталось полтора года.
| Умеет:
- умеет реализовать стандартные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности;
| - Получить опыт деятельности психологической службы;
- Познакомиться с организацией работы деятельности психологической службы, структурой, функциональными обязанностями сотрудников.
- Овладеть анализом стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности;
- Представить данные в отчетной документации по практике и в ходе собеседования с экзаменатором.
Решите кейс-задачу:
Решите задачи, развивающие умения принимать управленческие решения в сложных ситуациях социального взаимодействия.
Проведите анализ межличностного взаимодействия и оцените его конфликтность в следующей ситуации.
Предприниматель обращается к налоговому инспектору: «На каком основании вы наложили штраф?». Инспектор: «Давайте разберемся». И, используя документы, разъясняет причину штрафа.
| Владеет:
- владеет навыками реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности;
- владеет навыками отбора и применения психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией;
| - Изучить техническую базу сбора, хранения и обработки информации.
- Выполнить этапы реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности.
- Представить данные в отчетной документации по практике и в ходе собеседования с экзаменатором.
Решите кейс-задачу:
Проведите анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации.
Руководитель спрашивает у своего заместителя: «Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы исключить опоздания на работу сотрудников?». Заместитель: «У меня есть некоторые соображения по этому поводу».
| ЭТАП 2
ПРОДУКТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП
| Знает:
- знает особенности выявления специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;
- знает особенности осуществления стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий;
| - Ознакомиться с принципами отбора и применения психодиагностических методик;
- Ознакомиться с принципами проведения математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией;
- Представить данные в отчетной документации по практике и в ходе собеседования с экзаменатором.
Решите кейс-задачу:
Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой.
Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.
| Умеет:
- умеет отбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуациям и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией;
- умеет осуществлять стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий;
-умеет выявлять специфику психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;
| - Научиться отбирать психодиагностические методики.
- Представить данные в отчетной документации по практике и в ходе собеседования с экзаменатором.
Решите кейс-задачу:
Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную – молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.
Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.
| Владеет:
- владеет навыками осуществления стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий;
-владеет навыками выявления специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;
| - Научиться применять психодиагностические методики.
- Представить данные в отчетной документации по практике и в ходе собеседования с экзаменатором.
Решите кейс-задачу:
Определите стратегию поведения в конфликте в следующих ситуациях.
Начальник участка дает задание рабочему. Тот отказывается, мотивируя свой отказ тем, что эта работа требует более высокого разряда, и добавляя при этом, что ему уже пять лет не повышают разряд.
| ЭТАП 3
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ЭТАП
| Знает:
- знает особенности применения психологической диагностике, прогнозирования изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека;
| 1.Познакомиться со стандартными базовыми процедурами оказания индивиду, группе, организации психологической помощи.
2.Изучить традиционные психологические методы и технологии.
3.Представить данные в отчетной документации по практике и в ходе собеседования с экзаменатором.
Решите кейс-задачу:
Определите стратегию поведения в конфликте в следующих ситуациях.
Работник, достигший пенсионного возраста, жалуется начальнику, что мастер выживает его с работы. Мастер клянется, что ни малейшего повода для этого не дает. Работник же продолжает жаловаться.
| Умеет:
-умеет применять психологическую диагностику, прогнозирования изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека;
| 1.Учиться применять традиционные психологические методы и технологии.
2.Представить данные в отчетной документации по практике и в ходе собеседования с экзаменатором.
Решите кейс-задачу:
Описать реальный конфликт, основным участником которого были Вы, и дать ретроспективный анализ данного конфликта, кодируя его в соответствии с правилами кодирования.
| Владеет:
-владеет навыками психологической диагностики, прогнозирования изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека.
| 1.Научиться применять традиционные психологические методы и технологии при оказании индивиду, группе, организации психологической помощи.
2.Представить данные в отчетной документации по практике и в ходе собеседования с экзаменатором.
Решите кейс-задачу:
Три предпринимателя Антон, Василий и Сергей снимали в аренду помещения в одном здании. Предприниматели Антон и Василий торговали разными товарами: Антон – музыкальным товаром (инструменты, диски и др.), Василий – хозяйственными товарами. Антон и Сергей торговали одним и тем же товаром. С самого начала в данном здании предприниматели Антон и Сергей вели бизнес вместе, но в результате личного конфликта они разделились и каждый стал вести свой бизнес, но под одной крышей, причем оставаясь во враждебных отношениях. Затем Антон пригласил предпринимателя Василия снимать в аренду помещение, так как в здании еще было свободное место, а Антон и Василий «по жизни» были хорошими друзьями. Таким образом, предприниматели Антон, Василий и Сергей стали торговать в одних стенах.
Кроме личной враждебности в отношениях Антона и Сергея между ними возникла конкуренция в бизнесе, так как они торговали одинаковым товаром. У Антона цены были выше, у Сергея – ниже. В итоге предприниматель Сергей «переманивал» покупателей у Антона.
Первоначальной причиной конфликта была личная ссора Антона и Сергея, дополненная позднее основной причиной – конкуренцией в бизнесе. Сложился тяжелый для продавцов рабочий климат. Им было запрещено разговаривать между собой и вообще обращаться за чем-либо друг к другу. Если это предписание не выполнялось, то продавца предупреждали об увольнении. Против Сергея было организовано несколько заказных проверок из различных инстанций, которые нашли ряд недостатков в его деятельности. На него накладывались административные штрафы. Сергей попытался бороться, перетянуть на свою сторону Василия, но из этого ничего не получилось.
Так как Антон и Василий были друзьями, то они скооперировались и решили выжить Сергея из стен здания. Помещение в аренду сдавал человек, с которым теща Василия была в хороших отношениях. Он был проинформирован о нарушениях, проверках, с ним состоялся душевный разговор. В результате конкуренту Сергею было отказано в аренде помещения.
• Можно ли считать данную ситуацию типичной для российского современного малого бизнеса?
• Придерживаетесь ли вы в своей работе каких-либо правил предпринимательской этики? Назовите эти нормы.
| Типовые вопросы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе прохождения производственной практики показаны в таблице ниже.
Типовые вопросы для оценки уровня освоения компетенций при прохождении обучающимися производственной практики
Таблица 7.
Код
формируемой компетенции
| Оценочные средства
| ПК-1, ПК-2, ПК-3,
ПК-4, ПК-5
| Были ли достигнуты цели прохождения производственной практики? Какова общая структура психологической службы учреждения, где Вы проходили производственную практику? Какие цели и задачи стоят перед профильной организацией (структурным подразделением), в котором осуществлялась производственная практика? Соблюдали ли вы правила внутреннего распорядка учреждения, в котором проходили производственную практику?
| ПК-1, ПК-2, ПК-3,
ПК-4, ПК-5
| По вашему мнению, Вы в полном объеме выполнили программу производственной практики? Приведите основные положения этического кодекса психолога. Какие знания, приобретенные на производственной практике Вам пригодились и где именно они были Вами применены?
Какие права и обязанностями имеются у психолога организации, в которой проходилась производственная практика?
| ПК-1, ПК-2, ПК-3,
ПК-4, ПК-5
| Какие конкретно навыки и умения Вы приобрели по итогам прохождения производственной практики? Какие предложения по совершенствованию прохождения практики вы можете предложить? С какими трудностями практического характера вы столкнулись при прохождении практики?
| ПК-1, ПК-2, ПК-3,
ПК-4, ПК-5
| Какие предложения по совершенствованию психологической службы учреждения можете предложить? Какие трудности в работе психолога организации, где Вы проходили практику, поджидают молодого специалиста? Какое диагностическое обследования Вы провели? Перечислите применяемые психодиагностические методики.
| Индивидуальные задания, необходимые для оценки знаний, умений и навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе проведения производственной практики с учетом специфики профильной организации приведены в таблице ниже.
Индивидуальные задания для оценки уровня освоения компетенций при прохождении обучающимися производственной практики
Таблица 8
Код
формируемой компетенции
| Оценочные средства
| Проблема детско-родительских отношений
| ПК-1, ПК-2, ПК-3,
ПК-4, ПК-5
| К психологу обратилась 55-ти летняя женщина с просьбой повлиять на её сына. По её словам он «должен развестись с этой женщиной» поскольку «она не дает моему мальчику жить». Из-за неё он «забросил свое хобби (пейнтбол), каждый четверг не приезжает в ней в гости» и т.д. Он очень много работает, чтобы обеспечить «эту женщину и её ребенка». Мужчине 30 лет, уже 2 года он женат на одногруппнице, у них общий годовалый ребенок. Укажите возможную интерпретацию данной ситуации и разработайте рекомендации клиентам.
| Проблема супружеских отношений
| ПК-1, ПК-2, ПК-3,
ПК-4, ПК-5
| Когда женщина впервые узнала, что у её мужа есть возлюбленная на стороне, она просто начала сходить с ума. Жили они всегда довольно замкнуто, и, кроме старшей дочери, поделиться бедой ей было не с кем. Дочь сразу встала на сторону женщины, даже перестала разговаривать с отцом. Потом муж переехал жить к своей любовнице. Клиентка поехала к мужу с детьми и, конечно, не сдержалась, устроила скандал, кричала, билась в истерике. Дочь её еле увела…
Первый раз по-настоящему поссорились. Дочь обиделась, стала нервной, молчаливой, перестала со мной делиться, часто плачет. Охладела она и к отцу, ведь клиентка сама внушила, что он предатель. Она стала чувствовать, что теряет дочь! Вот какой «дорогой ценой», слезами и нервами детей оплачен развод».
- какую ошибку в своем поведении допустила женщина?
- назовите основные проблемы данной семьи;
- какие из проблем возможно разрешить, а какие нет?
|
Ситуация потери
| ПК-1, ПК-2, ПК-3,
ПК-4, ПК-5
| К психологу обратился мужчина 35-ти лет. Его жена погибла два года назад. Автокатастрофа: за рулем был он, в машине были его жена и 2-х летний сын. В их машину врезалась другая, водитель которой был пьян и скончался на месте. Сейчас он один воспитывает сына. Ему помогают его родители. Родители жены пытаются отсудить ребенка, настаивая на том, что он убил их дочь и ему нельзя доверять воспитание сына. Он хорошо зарабатывает, достаточно много времени проводит с ребенком, живет со своими родителями, поскольку они водятся с внуком. Но последнее время его стала очень часто беспокоить бессонница, он не может нормально разговаривать с тещей и тестем, появилась сильная головная боль. Укажите возможную интерпретацию данной ситуации и разработайте рекомендации клиентам.
|
Консультирование семей, воспитывающих особенных детей
| ПК-1, ПК-2, ПК-3,
ПК-4, ПК-5
| Сережа Ч., 9 лет. Диагноз: легкая степень умственной отсталости. Сережа воспитывается в полной семье, у него есть брат. Родители стараются обеспечить своих детей всем необходимым, много времени проводят на работе. Желая оградить сына от неприятностей в жизни, родители строго за ним следят. При этом они отмечают, что Сережа может вывести их из себя, часто ловят себя на враждебном отношении к нему, и с нежностью вспоминают его маленьким. Родители стыдятся проявлений низких интеллектуальных способностей ребенка, жалеют его. Чтобы мальчик вырос приспособленным к жизни, по их мнению, следует держать его в жестких рамках. Согласны ли вы с поведением родителей? Обоснуйте свой ответ.
| Работа со страхами
| ПК-1, ПК-2, ПК-3,
ПК-4, ПК-5
| 25-летняя девушка обратилась к психологу с просьбой помочь ей справиться со страхом вступления в брак. Она боится, что муж будет изменять ей. В 20-лет она уже выходила замуж за мужчину старше её на 15 лет. Через год они развелись. Причина развода – постоянные измены мужа. Детей нет. Её родители развелись, когда ей было 7 лет. Мать вышла второй раз замуж. Живут в полной любви и взаимопонимании. Избранник девушки старше её на 5 лет. Девушка имеет высшее образование, работает по специальности и финансово не зависима от родителей. Укажите возможную интерпретацию данной ситуации и разработайте рекомендации клиентам.
| Работа с педагогическими конфликтами
| ПК-1, ПК-2, ПК-3,
ПК-4, ПК-5
| К школьному психологу обратилась учительница географии (30 лет) с просьбой помочь разрешить возникший конфликт с одним из учеников. 15-тилетний мальчик после того как она поставила ему двойку (вполне справедливо) за невыполненное домашнее задание, обозвал при всем классе её «дурой». Она попросила его извиниться, а на его отказ назвала его упертым бараном и выгнала из класса. После этого ребенок перестал вообще ходить на её уроки. История дошла до директора школы. Вызвали в школу родителей. Просит помочь ей выстроить конструктивный разговор с ребенком и его родителями. Укажите возможную интерпретацию данной ситуации и разработайте рекомендации клиентам.
| Разрешение конфликтных ситуаций в бизнесе.
| ПК-1, ПК-2, ПК-3,
ПК-4, ПК-5
| Вексель без расписки
Сотрудник фирмы «Лес и дом» Андрей должен был передать агенту фирмы-поставщика Максиму Петровичу вексель на большую сумму и акты передачи, которые затем должны быть отправлены самолетом в другой город. Передав документы Максиму Петровичу, Андрей по неопытности не взял у него ни расписки, ни паспортных данных, ни 2-го экземпляра акта передачи. Через несколько дней выяснилось, что документы не дошли до места. Узнав об этом, генеральный директор фирмы «Лес и дом» Павел Иванович обрушил свой гнев на исполнительного директора Светлану Николаевну, которая давала задание подчиненному, а та, в свою очередь, сняла с себя ответственность за ошибку, переложив все на Андрея, хотя она знала, что исполнитель – новичок и не проинструктировала его о всех действиях и мерах защиты документов. Естественно, не разобравшись, генеральный директор Павел Иванович обвинил во всем исполнителя Андрея. Было собрано экстренное собрание коллектива, где Павел Иванович высказал свое мнение о работе всех отделов (не только виноватого), об отсутствии дисциплины, организованности, ответственности в работе сотрудников.
В итоге было принято решение, что, если вексель не найдут, все убытки по его возмещению лягут на исполнителя Андрея; его лишат годовой премии и понизят ему зарплату в 3 раза. Об исполнительном директоре Светлане Николаевне не было сказано ни одного слова, хотя многие знали, что исполнительный директор тоже виноват, но никто не высказал своего мнения. Это был тревожный сигнал, свидетельствующий о более глубоком скрытом конфликте внутри самой организации, отсутствии доверия между руководством и подчиненными, боязнью высказать свое мнение (чревато увольнением).
Пока о векселе не узнал сам генеральный директор, никто даже не поинтересовался о доставке документов: ни исполнительный директор Светлана Николаевна, ни сотрудник Андрей. Когда решением проблемы занялся генеральный директор Павел Иванович, были подключены другие отделы, задействованы милиция и уголовный розыск для поиска Максима Петровича и документов. Выяснилось, что Максим Петрович уехал поездом, а не самолетом, было дано задание – собрать информацию о том, какие поезда и когда уходили в нужном направлении в последние дни и видели ли его сотрудники железнодорожной службы. В результате длительных поисков Андрею и его коллегам удалось разыскать Максима Петровича, который уже уволился с прежнего места работы, но он категорически отказался подтвердить получение векселя и других документов. Через несколько месяцев и Андрей уволился из организации «Лес и дом».
• Кто проиграл, кто выиграл в этой конкретной ситуации? Каковы конструктивные и деструктивные последствия данного конфликта для организации «Лес и дом»?
• Как поступили бы вы, оказавшись в подобной ситуации?
| 7.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
Оценка формирования знаний, умений, навыков и (или) опыта характеризующих этапы формирования компетенций, при проведении практики складывается в совокупности в процессе осуществления следующих процедур:
1. Собеседование.
2. Проверка отчетной документации
3.Выполнение контрольного задания.
|