Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Константин Бальмонт (1867-1942)




Константин Дмитриевич Бальмонт родился в деревне Гумнищи Владимирской губернии в родовитой дворянской семье. Учился в гимназии, затем - на юридическом факультете Московского университета, где познакомился с идеями революционеров-народников. За участие в студенческом движении был исключен из университета.

Его первые стихи ,навеянные народническими настроениями, были проникнуты гражданской скорбью и духом самоотречения. Широкую известность принесло Бальмонту стихотворение "Маленький султан", написанное по следам мартовских событий 1901 года. Дело в том, что на него сильнейшее впечатление произвела студенческая манифестация на Казанской площади в Петербурге, и - последовавшие репрессии царского правительства, приказавшего казакам и полиции подавить это выступление. Так появилось стихотворение, которое он прочитал на одном из литературных вечеров. В "глупом маленьком султане" без труда распознавался "самодержец всея Руси" Николай II.

Бальмонт живо откликнулся и на события первой русской революции, написав цикл политических стихотворений: книги "Стихотворения" (1906) и книга "Песня мстителя" (1910), и запрещенная в России и изданная в Париже. Кроме того, предреволюционное десятилетие им написаны сборники "В безбрежности", "Тишина", "Горящие здания", "Будем как солнце", принесшее ему славу.

Опасаясь преследований со стороны властей, поэт в 1905 году уезжает за границу. По дороге он побывал в Крыму, где встречался с Львом Толстым, Чеховым, Горьким. За пределами Родины поэт провел более десяти лет: он долго странствовал, совершил несколько кругосветных путешествий, интенсивно работая в поэзии.

В Россию Бальмонт возвращается в 1915 году - после амнистии, объявленной по случаю 300-летия царствования дома Романовых. К этому времени взгляды его существенно изменяются: он становится сдержаннее, консервативнее. Поэтому Октябрьскую революцию он не принял, полагая, что диктатура пролетариата несет с собой подавление личности, угрожает интеллигенции. В эти годы К. Бальмонт много переводит: он первым осуществляет русский перевод поэмы Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре", переводит литературные памятники Древнего Египта и Индии, Китая и Персии, стихов Лао-цзы и Сафо.

В 1920 году он выехал в заграничную командировку и не вернулся. Поэт живет в Париже, тяжело переживая разрыв с Родиной. Годы эмиграции - самый трудный период в жизни Константина Бальмонта. Умер поэт в приюте " Русский дом" в Наузи-ле-Гран.

К. Бальмонт был одним из основателей и лидеров русского символизма. Высокое чувство красоты, образ Солнца, вечная Женственность питали его поэзию. Он был способен передать подчас непередаваемое: невидимые переливы человеческих впечатлений, тончайшие изменения в природе, изменчивый характер жизни, ее мимолетность. Поэтому К. Бальмонта часто называют поэтом-импрессионистом.

Импульсивный, неврастенический характер поэта, его стихи, наполненные светом и музыкой, привлекали юных поклонниц. В конце 20-х годов К. Бальмонт пережил свой последний роман, роман в письмах. Юной русской девушке Тане Осиповой он посвятил одни из лучших своих стихотворений: "Моей-не-моей", "Не виденной, но узнанной", "Их перстень", "Первый дождь" и др.

Выступая в 1936 году в парижском зале Социального музея на вечере, посвященном пятидесятилетию творчества Бальмонта, Марина Цветаева сказала: "Если бы надо было дать Бальмонта одним словом, я не задумываясь сказала: "Поэт"... Пройдут годы. Бальмонт есть литература - есть история".


ЛИТЕРАТУРА О ПОЭТЕ

· Орлов Вл. Перепутья. - М. 1976. С.179-254.

· Нинов А. Так жили поэты. Ч. 1. - Нева. 1978. N 6. С. 94-129; N 7, С. 86-134. Ч. 2. -Hева. 1982. N 10. С. 76-139.

· Кравченко Ю.М., Пересунько Т.К. К.Д. Бальмонт. - РЯЛ. 1989. Т 11. С. 42-45.


Владимир Набоков (1899-1977)

Владимир Владимирович Набоков (литературный псевдоним - Сирин) родился в Петербурге в родовитой и богатой дворянской семье. Среди его именитых предков - министры юстиции, исследователи Новой Земли, коменданты Петропавловской крепости.

Его отец - Владимир Дмитриевич Набоков - крупнейший деятель кадетской партии, отстаивавший устно и письменно необходимость для России конституционных свобод (за что отсидел в тюрьме "Кресты" три месяца). В.Д. Набоков был англоманом, поэтому его привязанности не могли не отразиться на воспитании сына. Будущий писатель получил блестящее образование, великолепно читал и писал на английском языке (на первых порах - лучше, чем на русском).

Кроме английского и русского мальчик в совершенстве знал несколько других европейских языков, увлекался теннисом, играл в шахматы, страстно и на всю жизнь - энтомологией (наукой о насекомых). Обучение он продолжил в престижном Тенишевском училище. Путь в литературе он начинал как поэт: 1914, 1916 и 1918 годах В. Набоков на средства отца выпускает три поэтических сборника. Более зрелыми художественными плодами вместе с тем признано считать книжки поэзии "Гроздь" и "Горький путь" (1923). Эти сборники - результат не только художественной эволюции поэта, но и - в значительной степени - революционных перемен в судьбе его семьи и России. Семья В.Д. Набокова оказывается на юге, где он становится министром юстиции "белого" Крымского правительства ив 1919 году семья уезжает в Лондон.

В. Набоков поступает в Кембриджский университет, где успешно изучает французскую литературу и энтомологию, а в 1922 году перебирается в Берлин.

Так начинался эмигрантский период в его жизни и творчестве. Здесь, на страницах берлинской газеты "Руль" появляются стихи и рассказы молодого писателя, взявшего псевдонимом имя райской птицы - Сирин. Литературная известность приходит к Сирину после выхода первого в его творчестве "русского" романа "Машенька". В последующие годы на русском языке им будет написано восемь романов, нес колько десятков рассказов (сборники "Возвращение Чорба", 1930; "Соглядатай", 1938; "Весна в Фиальте", 1956), сотни стихотворений, ряд пьес ("Смерть", "Событие", "Изобретение Вальса" и др.). Кроме этого - обширное англоязычное творчество (с 1940 года) - романы "Истинная жизнь Себастьяна Найта", "Под знаком незаконнорожденных", "Пнин", "Ада", "Бледный огонь", "Лолита", "Прозрачные вещи", "Взгляни на Арлекинов", автобиографическая проза, цикл лекций о русской литературе, книга-интервью "Твердые мнения", многочисленные переводы русской классики (например, его перевод "Евгения Онегина" в 4-х томах: 3 тома комментариев).

В 20-30-е годы известность Набокова в среде русских эмигрантов неуклонно возрастает. Одни (Нина Берберова, Вл. Ходасевич) приветствовали его как первого писателя, сформированного в условиях эмиграции, которому удалось сказать существенно новое слово. Другие (строгий Георгий Адамович), признавая писателя, относились к нему настороженно, вскрывая негуманистическую, модернистскую суть его писаний.

Переход писателя на английский язык не принес ему поначалу ни успеха, ни денег, ни признания.

Сейчас Набоков признан классиком англоязычной литературы - зарубежными исследователями. И вместе с тем - те же западные профессора литературы производят его в суперклассики русской литературы. "За всю историю русской литературы было только два прозаика, соразмерных Набокову по таланту: Гоголь и Толстой" (Эндрю Филд).

В конце 30-х годов жизнь в гитлеровской Германии становится невыносимой и писатель, спасая от гетто жену, уезжает сначала во Францию (1937), а затем - бежит от нацистов за океан - в США (1940).

Первое время он преподает в университетах и много пишет. Скандал, разразившийся вокруг романа "Лолита" (1955), объявленного цензурой "порнографическим", превращает Набокова в писателя с мировым именем.

Размышляя о творчестве Владимира Набокова, Владислав Ходасевич писал: "При тщательном рассмотрении Сирин оказывается по преимуществу художником формы, писательского приема... Сирин не только не маскирует, не прячет своих приемов, как чаще всего поступают все и в чем Достоевский, например, достиг поразительного совершенства -но напротив: Сирин сам их выставляет наружу, как фокусник, который, поразив зрителя, тут же показывает лабораторию своих чудес. Тут, мне кажется, ключ ко всему Сирину. Его произведения населены не только действующими лицами, но и бесчисленным количеством приемов, которые, точно эльфы или гномы, снуя между персонажами, производят огромную работу: пилят, режут, приколачивают, малюют... Они строят мир произведения и сами оказываются его неустранимо важными персонажами. Сирин их потому не прячет, что одна из главных задач его -именно показать как живут и работают приемы".

Набоков - писатель-интеллектуал, превыше всего ставящий игру воображения, ума, фантазии. Судьба интеллекта, одиночество и свобода, личность неординарная и тоталитаризм, любовь и безнадежность -плодоносящая основа его творчества. Критики эмиграции сходились, отмечая "точную образность" его письма и его энергитичность, "сухость" и "блестящую резкость" языка, "физиологическую жизненность" описаний и "сочность и красочность" их. И вместе с тем - Сирин, его творчество по сей день остается неразгаданной и непонятой до конца страницей русско-американской словесности.

С 1961 года Набоков жил в Швейцарии, где умер в 1977 году. Похоронен писатель в деревушке Клеранс, возле небольшого курортного города Монтре, на берегу Женевского озера.


ЛИТЕРАТУРА О ПИСАТЕЛЕ

· Чуковский К. Онегин на чужбине. - Дружба народов. 1988. N 4. С. 246-257.

· Долинин А. Поглядим на арлекинов: Штрихи к портрету Набокова. - Лит. обоз. 1988. N9. С. 15-24.

· Кравченко Ю.М., Пересунько Т.К. В.В.Набоков. - Рял. 1989. N 9. С. 59-62.

· Ерофеев Виктор. Русская проза Владимира Набокова. - В.Набоков. Собр.соч.: В 4 тт. Т. 1. - М.: Правда. "Огонек". 1990. С. 3-32.

· Дарк Олег. Загадка Сирина. - Там же. С. 403-409.

· Ерофеев Виктор. Лолита, или Заповедный оазис любви. - В.Набоков. Лолита. - М., 1990. С. 5-15.

· Чернов Андрей. Смотритель Выры. - Огонек. 1990. N 3. С. 9-11.

· Топоров Виктор. Набоков наоборот. - Лит. обоз. 1990. N 4. С. 71-75.

· Кузнецов Павел. Утопия одиночества: Владимир Набоков и метафизика. - Новый мир. 1992. N 10. С. 243-250.


Александр Галич (1918-1977)

Александр Аркадьевич Галич родился в Днепропетровске в семье служащих. Вскоре после рождения сына семья переехала в Севастополь, а затем в Москву.

В 1935 году после окончания школы А. Галич был принят в оперно-драматическую студию К.С. Станиславского на драматическое отделение. В 1940 году он работает в Московском театре-студии, который открылся за несколько месяцев до начала Великой Отечественной Войны.

В спектакле-премьере "Город на заре" (1940) впервые прозвучала песня на его стихи.

Второй премьерой студии стал спектакль по пьесе А. Галича в соавторстве с В. Багрицкого и И. Кузнецовым "Дуэль". Но началась война и студия была закрыта.

По состоянию здоровья А. Галич на фронт не попал. Он работает коллектором, заведующим литературной частью в грозненском театре, участвует в организации фронтового театра политической сатиры. Пишет для театра сценки, интермедии, частушки.

После войны А. Галич продолжает работу в драматургии. Его пьесы "Вас вызывает Таймыр" (1948), "Пути, которые мы выбираем" (1954), "За час до рассвета" (1957), "Пароход зовут "Орленок" (1957) были поставлены на сценах советских и зарубежных театров.

Александр Галич работает и в кинематографии: его сценариям были созданы кинофильмы "Верные друзья", "На семи ветрах", "Государственный преступник", "Дайте жалобную книгу" и др. Его принимают в Союз писателей. Известность А. Галича растет: его песенку "Пароходный марш" ("До свиданья, мама, не горюй! На прощанье сына поцелуй!...") пела вся страна.

Его поэзия тяготеет к устному жанру: подавляющее число песен увидели свет на магнитофонных лентах, а затем уже (неизданные на родине) - перекочевали за границу, где и были опубликованы, в сборниках стихотворений. Александр Галич обретает не только песенно-поэтическую популярность, но и репутацию известнейшего острослова, без которого не обходились светские сходки театральной, литературной, кинематографической Москвы.

Александр Галич одним из первых в русской литературе бросил вызов сталинщине, вызывавшей страх, плодившей подлость, доносительство:

Я выбираю Свободу, -но не из боя, а в бой,Я выбираю Свободубыть просто самим собой.

Его лирическому герою-борцу противостоят легионы обывателей, приспособленцев всех мастей и рангов. Он подхватил, продолжил великую чисто русскую, гуманистическую традицию: традицию понимания и сострадания к малому, "среднему" человеку. Гражданское сопротивление, защита А.Д. Сахарова не могло не вызвать гнев властей.

Александр Галич был исключен из Союза писателей и Союза кинематографистов, были закрыты его фильмы, запрещены выступления.

Последовала вынужденная эмиграция. В открытом письме в редакцию "Литературной России" поэт говорил: "Я писал свои песни не из злопыхательства, не из желания выдать белое за черное, не из стремления угодить кому-то на Западе. Я говорил о том, что болит у всех и у каждого здесь, в нашей стране, говорил открыто и резко... Я жив. У меня отняли мои литературные права, но остались обязанности - сочинять свои песни и петь их".

Галич верил в свое возвращение на Родину, хотя бы мертвым. Поэт погиб нелепой смертью 15 декабря 1977 года; перенесший два инфаркта, он, включая магнитофон, получил удар тока, который и вызвал роковой сердечный приступ.

Александр Галич похоронен на русском кладбище под Парижем.

На памятнике выбиты слова из Библии: "Блаженны изгнани правды ради".

Поэт вернулся к нам, в Россию, в свой родной дом: в 1988 году он был (посмертно) восстановлен в Союзе кинематографистов и Союзе писателей, вышли его книги стихотворений.

Вернулся на Родину, как он обещал людям, для которых он жил и пел.


ЛИТЕРАТУРА О ПОЭТЕ

· Акимов Б. И я упаду, побежденный своею победой... Студ. Меридиан. 1988. N 12.

· Возвращение. Александр Галич / Выступ. ст. А. Черкова. - Огонек. 1988. N 24.

· Две музы. / Выступ. ст. Ю.Кима. Публ. В.Гинзбурга и Н. Крейтнер //Аврора. 1988. N8.

· Зерганинов Ю. Спрашивайте, мальчики, спрашивайте... - Юность. 1988. N 6.


Виктор Некрасов (1911-1987)

Виктор Платонович Некрасов родился в Киеве, в семье врача. Семья его матери была близко знакома с В.И. Лениным, который останавливался в квартире бабушки писателя - по пути в Швейцарию. В 1914 году, в Париже, Некрасовы жили в одном доме с А.В. Луначарским, с сыном которого (Тотошей) Некрасов был дружен в детстве. В 1936 году В. Некрасов окончил архитектурный факультет Киевского строительного института. Одновременно будущий писатель в театральной студии при Киевском театре русской драмы. Был актером и театральным художником в театрах Киева, Владивостока, Кирова и Ростова-на-Дону. В 1941-1944 годах был на фронте - полковым инженером и заместителем командира саперного батальона. В 1944 году вступил в ряды Коммунистической партии. Участник Сталинградской битвы.

Награжден Орденом Красного Знамени и другими боевыми наградами. После ранения и демобилизации (1945) стал журналистом. Первая повесть "В окопах Сталинграда" (первоначальное название "Сталинград") принесла ему широкую известность. Произведение было удостоено Государственной премии в 1947 году.

Эта повесть является и по сей день одним из лучших произведений о Великой Отечественной войне. В ней Некрасов выступает как тонкий психолог, исследователь военных будней, правдивый и мужественный баталист. Это дневник и исповедь человека, познавшего на войне жизнь. Повесть оказала ощутимое влияние на последующее развитие советской военной романистики (Ю. Бондарев, Г. Бакланов, В. Быков и др.). Во время встречи в Париже с Некрасовым прозаик Виктор Конецкий не без основания заметил: "Все мы из твоих окопов вылезли, как классические предки из шинели". Реакция на эти слова у Некрасова была мгновенной и сильной: "Он заплакал и не стал скрывать слез".

Последовавшие за повестью рассказы ("Рядовой Лютиков", "Сенька", "Судак", "Посвящается Хемингуэю") продолжают поднимать нравственные проблемы: воинский долг, мужество, героизм.

Повесть "В родном городе" (1954), по которой снят кинофильм "Город зажигает огни", посвящена теме "возвращения" фронтовика с войны. Отвергая каноны теории "бесконфликтности", писатель показал с каким внутренними трудностями его герой Николай Митясов находит свое место в послевоенном мире. Писатель затронул в своем произведении мотивы, которые получат свое развитие в отечественной прозе лишь после XX съезда партии.

Известен В. Некрасов и как яркий публицист. Широкий отклик получили его статьи об увековечивании памяти жертв фашизма, погибших в Бабьем Яру, воинов, павших под Сталинградом.

По сценарию В. Некрасова на основе повести "В окопах Сталинграда" был поставлен фильм "Солдаты" (1957). В. Некрасов - автор сценария документального фильма "Неизвестному солдату" (1961) и дикторского текста фильма "38 минут в Италии" (1965). Он написал цикл воспоминаний "Маленькие портреты" ("Памяти Ахматовой", "Твардовский" и др.).

Виктор Некрасов был мастером путевых заметок, которые снискали ему славу, но принесли многие беды. Его зарубежные очерки подверглись ожесточенной критике в печати, со стороны главы государства Н.С. Хрущева. "Низкопоклонство перед Западом", "очернительство советской действительности" - вот ярлыки, которые были прочно приклеены писателю. Нападки стали постоянными, что и привело к решению -покинуть Родину. В 1974 году Виктор Некрасов уехал в Швейцарию, а потом поселился в Париже.

Виталий Коротич писал, что Некрасов долго сохранял советское гражданство, но лишился его, прокомментировав соответствующим образом вышедшую в СССР "трилогию" Брежнева.

"Маленькая печальная повесть" - одна из последних книг писателя. Она была издана в Англии. Это крик души одинокого, больного человека, оторванного от Родины и близких людей.

Умер В. Некрасов от рака легких 3 сентября 1987 года и похоронен на русском кладбище в Сен-Женевьев де Буа под Парижем.


ЛИТЕРАТУРА О ПИСАТЕЛЕ

· Виноградов И. На краю земли. - Новый мир. 1968. N 3. C. 237-247.

· Конецкий В. Париж без праздника. - Нева. 1989. N 1. С. 78-115; N 2. С. 65-88.

· Кравченко Ю.М., Пересунько Т.К. В.П.Некрасов. - РЯЛ. N 10. С. 40-42.


Наум Коржавин (1925)

Наум Моисеевич Мендель (литературный псевдоним - Наум Коржавин) родился в Киеве 1925 году.

Окончил горный техникум в Караганде, в 1959 году - Литературный институт им. Горького.

Печататься начал с 1941 года. Поэтическая Москва перед победой и чуть после войны непредставима без Эмки Менделя (так его звали близкие и друзья). Владимир Тендряков в рассказе "Охота" описал, как юный поэт бродил в шинели-пелерине (без хлястика), сочиняя вдохновенные стихи. Он занимался в литературной студии "Молодая гвардия" у известного поэта Дмитрия Кедрина. В конце занятий его просили прочитать стихи и он читал свое знаменитое:

Гуляли, целовались, жили-были...А между тем, гнусавя и рыча,Шли в ночь закрытые автомобилиИ дворников будили по ночам.

Это были "Стихи о детстве и романтике" (1944). А в конце декабря 1947 года у входа в студенческое общежитие Литературного института остановился "черный воронок", а через несколько минут два "энкавэдиста" стояли возле койки, на которой сидел заспанный, ничего не понимающий близорукий юноша: "Вы арестованы! Оружие есть?" Вопрос показался дурацким. Студент ответил не без издевки: "Пулемет под кроватью". Его оборвали нецензурной бранью.

"Литературное образование" Наум Коржавин продолжил на островах архипелага ГУЛАГ. 7 лет провел поэт в лагерях и ссылках.

Вернулся Коржавин в Москву в 1954 году в мундире горняка, привезя с собой поэму "Начальник творчества", где пытался понять, как вышло, что "поодиночке коммунисты идут без боя умирать".

Поэму "Начальник творчества", где пытался понять, как вышло, что "поодиночке коммунисты идут без боя умирать".

Поэт стал публиковаться в газетах и журналах столицы, а в 1961 году появилась большая подборка его стихотворений в сборнике "Тарусские страницы".

В 1963 году вышла его книга "Годы".

В 1967 году в Театре им. Станиславского была поставлена его пьеса "Однажды в двадцатом".

Коржавин выступал как переводчик художественной литературы, критик и теоретик литературы: были опубликованы его статьи о Самуиле Маршаке, Валентине Берестове, исследование "Анна Ахматова и серебряный век". Все казалось бы в его жизни начало устраиваться. Но времена опять изменились, хрущевская оттепель прошла, наступили годы мягкого брежневского режима. Н. Коржавин ощутил этот, потеряв в транспорте одну из своих поэм о 40-х годах...

В октябре 1973 года поэт покинул родину. "Меня никто не выдворял, - вспоминал он впоследствии. - Правда, вызвали в прокуратуру и стали задавать разные неприятные вопросы. В моей жизни все это однажды было, и я, естественно, не хотел, чтобы это повторялось. Уехал я, потому что стало невыносимо душно. Уехал доживать, считая, что жизнь кончилась..."

В Бостоне (США) он продолжает заниматься литературой, выпускает два поэтических сборника: "Времена" (1976) и "Сплетение" (1981).

В начале 1989 года Наум Коржавин по приглашению Б. Окуджавы побывал на родине, выступал в разных аудиториях и был радушно встречен москвичами.

О себе поэт говорит скромно, но в то же время с достоинством:

Я никогда не был аскетомИ не мечтал сгореть в огне.Я просто русским был поэтомВ года, доставшиеся мне.Я не был сроду слишком смелым Или орудьем высших сил,Я просто знал, что делать. Делал.А было трудно - выносил.


ЛИТЕРАТУРА О ПОЭТЕ

· Коржавин Н. Гармония против безвременья. Беседу вела Татьяна Бек. - Вопр. лит 1989. N 7.

· Берестов В. Предисловие к подборке стихов Н. Коржавина "Простые вещи" -Огонек, 1988. N41.

· Сарнов Б. Верность самому себе. Предисловие к подборке стихов Н. Коржавина. -Октябрь, 1988. N 8.

· Урбан А. Чтоб просила правда твоя. - Лит. газета, 1988. 23 ноября.

· Кравченко Ю., Пересунько Т. Наум Коржавин. - РЯЛ в ср.уч.завед. УССР. 1990 N 5. С. 40-51.


Владимир Войнович

Владимир Николаевич Войнович родился в 1932 году в Душанбе в семье журналиста. Его отец был осужден в 1936 году на пять лет за выражение сомнения что социализм может быть построен в одной отдельно взятой стране. Войну будущий писатель провел в эвакуации.

С одиннадцати лет он стал зарабатывать на хлеб насущный: был пастухом в колхозе, трудился на молотилке, пахал, работал столяром, учился в вечерней школе и аэроклубе.

После войны закончил ремесленное училище.

В 1951-1955 годах служит в армии в должности авиамеханика. После демобилизации некоторое время жил в Крыму, закончил среднюю школу, писал стихи.

В 1956 году Войнович переехал в Москву, где работал редактором в отделе сатиры и юмора Всесоюзного радио.

В 1957-1959 годах учился в Московском областном педагогическом институте им. Н.К. Крупской.

В 1958 году в журнале "Юность" была напечатана подборка его стихов.

В 1960-1961 годах, работая на радио, Войнович в содружестве с композиторами написал около сорока песен. Одна из них стала широко известной - "14 минут до старта" ("Заправлены в планшеты космические карты...").

В это же время он пишет свою первую повесть "Мы здесь живем", которая была опубликована в журнале "Новый мир" (1961, N 1). Критика тех лет, давая оценку образу главного героя повести шофера целинного колхоза Гошки Ярового, обвинила автора в том, что он не наделил его возвышенными мыслями и чувствами.

В 1962 году Владимира Войновича приняли в Союз писателей.

В 1963 году вышли его произведения "Хочу быть честным" и "Расстояние в полкилометра". Один из главных идеологов "хрущевской" оттепели Леонид Ильичев подверг повесть "Хочу быть честным" разносу, после чего в печати появились сфабрикованные злобные статьи "передовиков производства". Критик М. Гус в газете "Литература и жизнь" заявил, что "Войнович придерживается чуждой... поэтики в изображении жизни". Началась настоящая травля писателя.

В 1968 году Войнович попадает в "черный список" за то, что поставил подпись под коллективным протестом против вторжения наших войск в Прагу. Подписание этого письма для него закончилось строгим выговором и запретом всех его произведений. Две пьесы, созданные по его повестям "Хочу быть честным" и "Два товарища", которые шли в десятках театрах страны были запрещены. Были закрыты несколько готовых киносценариев. Книги вычеркивались из издательских планов, а напечатанные произведения изъяты из библиотек. Некоторые чиновники обещали уморить писателя голодом и сделали так, что ему нигде не давали даже внутренних рецензий, чтобы подзаработать.

В марте 1969 года началась буря - рукопись первой части романа "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" попала через самиздат в эмигрантский журнал "Грани", где была опубликована. После этого имя Войновича было вычеркнуто отовсюду. Даже знаменитая песня "14 минут до старта" более двадцати лет исполнялась без слов - лишь ее музыкальная часть. Семья писателя находилась в бедственном положении.

В феврале 1974 года Войнович передал письмо в Секретариат Московского отделения Союза писателей РСФСР. "Я готов покинуть организацию, которая при вашем активном содействии превратилась из Союза писателей в Союз чиновников, где циркуляры, написанные в виде романов, пьес и поэм, выдвигаются за литературные образцы, а о качестве их судят по должности, занимаемой автором... Иные из вас за серые и скучные сочинения получают столько, сколько воспеваемые вами хлеборобы не всегда могут выработать целым колхозом...

Ложь - ваше оружие. Вы оболгали и помогли вытолкать из страны величайшего ее гражданина (А.И. Солженицына - В.П.). Вы думаете, что теперь вам скопом удастся занять его место. Ошибаетесь! Места в великой русской литературе распределяются пока что не вами. И ни одному из вас не удастся пристроиться хотя бы в самом последнем ряду".

В феврале 1974 года Войнович был исключен из Союза писателей СССР.

В 1980 году, когда положение стало безнадежным, он выехал на год в ФРГ по приглашению Баварской академии изящных искусств. А в 1981 году указом Л. Брежнева был лишен советского гражданства.

За границей писатель был избран членом-корреспондентом Баварской академии изящных искусств, членом-корреспондентом Международного Пен-клуба, почетным членом Американской Академии Марка Твена.

Узнав о том, что его лишили советского гражданства, писатель ответил Брежневу: "Господин Брежнев, Вы мою деятельность оценили незаслуженно высоко. Я не подрывал престиж советского государства. У советского государства благодаря усилиям его руководителей и Вашему личному вкладу никакого престижа нет. Поэтому по справедливости Вам следовало бы лишить гражданства себя самого.

Я Вашего указа не признаю и считаю его не более, чем филькиной грамотой. Юридически он противозаконен, а фактически я как был русским писателем и гражданином, так им и останусь до самой смерти и даже после нее.

Будучи умеренным оптимистом, я не сомневаюсь, что в недолгом времени все Ваши указы, лишающие нашу бедную родину ее культурного достояния, будут отменены; моего оптимизма недостаточно однако для веры в столь же скорую ликвидацию бумажного дефицита. И моим читателям придется сдавать макулатуру по двадцать килограммов Ваших сочинений, чтобы получить талон на одну книгу о солдате Чонкине"...

За рубежом писатель издал роман "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" (1975, 1979, Париж), сборник повестей и рассказов "Путем взаимной переписки" (1979, Париж), пьесу "Трибунал" (1985, Лондон), сборник "Антисоветский Советский Союз" (1986, США), роман "Москва 2042" (1987, США), повесть "Шапка" (1988, Лондон).

Произведения писателя Владимира Войновича возвратились сегодня к русскому читателю.


ЛИТЕРАТУРА О ПИСАТЕЛЕ

· Карп П. За кого Чонкин? - Книжное обозрение. 1988, N 42.

· Путем взаимной переписки, или интервью с человеком, который был лишен советского гражданства за то, что не был лишен чувства юмора. - Родина. 1989. N 10.

· Сарнов Б. Жизнь и необычайные приключения писателя Вл. Войновича. - Книжное обозрение. 1989. 27 января. С. 8.

· Кравченко Ю.М., Пересунько Т.К. В.Н. Войнович. - РЯЛ (Украина). 1990. N10. С.68-70.


Василий Аксенов (1932)

Василий Павлович Аксенов родился в 1932 году в Казани. Его родители были репрессированы в годы сталинского террора, поэтому подростку пришлось хлебнуть сиротства в детдоме.

Евгения Семеновна Гинзбург - мать писателя, автор знаменитой книги "Крутой маршрут". Когда их разлучили с сыном, он был еще малышом, а встретились они через 12 лет в Магадане. Он и стал первым слушателем "Крутого маршрута" - книги воспоминаний о трагедии жертв сталинского режима.

Отца Аксенова, который был председателем Казанского горисполкома, арестовали в приемной М.И.Калинина, куда он был вызван всесоюзным "старостой".

Аксенову было 27 лет, когда он принес в редакцию журнала "Юность" свою первую повесть "Коллеги" (1960). У произведения был большой успех. Она попала в зону внимания критики, неоднократно переиздавалась, по ней был снят фильм, шли спектакли. Критик Станислав Рассадин писал, что Аксенов вошел в литературу со своей темой и со своими героями.

Герои его произведений - люди ищущие, деятельные, они ставят перед собой главную задачу: "бороться за чистоту своих слов, своих глаз и душ".

Повесть "Затоваренная бочкотара" (1968) была подвергнута ожесточенной критике. Красногвардейский райком столицы, проверявший работу парторганизации журнала "Юность", отметил в своем постановлении "порочность" повести. Суть заключалась в том, что произведение содержало предсказание, предупреждение о том, что страна движется в тупик, и стук колес лишь имитирует движение вперед.

Собственно, постепенная травля писателя началась еще в самом начале 60-х. Практически ни одно из его заметных произведений ("Звездный билет", "Апельсин из Марокко") не были пропущены официальной критикой.

В. Аксенов вспоминал: "вначале нам казалось, что мы в разрыве с партией, до 63-го года. Казалось, что мы вместе, одно и то же дело делаем - это как после тифа выздоровление, страна после сталинизма. А потом вдруг Никита Сергеевич стал хулиганить в литературе, стучать кулаком, спустил с цепи свою свору..."

"Хрущевская" свора была менее страшной, чем "брежневская", хотя может быть и кусала больнее потому, что поколение шестидесятников в начале 60-х годов - поколение молодых литераторов. Когда в 1979 году был собран "толстый" альманах "Метрополь", содержащий произведения которые не были просмотрены цензурой десятков советских писателей, началась настоящая "траншейная война в Союзе писателей" (журнал "Монд").

Сигналом для "кампании" против "Метрополя" стал секретариат Московской организации Союза писателей. Он состоялся 20 января 1979 года. Первый секретарь Московской писательской организации Феликс Кузнецов обвинил авторов альманаха в аполитичности, а также упрекал в низком художественном уровне произведений. Позже были другие обвинения: в том, что "Метрополь" готовился для публикации на Западе.

В. Аксенов вспоминал, что действительно два экземпляра альманаха были переданы во Францию и Америку, но не для того, чтобы их там напечатать, а для сохранения, Когда стало понятно, что "Метрополь" в стране выпустить не удастся, авторы его дали согласие на публикацию альманаха на русском языке в американском издательстве "Ардис". Спустя время альманах вышел по-английски и по-французски.

Было решено в Москве устроить вернисаж "Метрополя", для ознакомления с ним публики. Сняли помещение. Праздник должен был состояться в кафе "Ритм" возле Миусской площади. Было приглашено около трехсот человек интеллигенции. КГБ отреагировал по-военному: квартал оцепили, кафе закрыли, опечатали по причине обнаружения тараканов, на двери повесили табличку "Санитарный день", а участников альманаха стали вызывать на допросы в Союз писателей. Начались репрессии, бившие почти по всем метропольцам: запрещали книги, уже вышедшие не выдавали в библиотеках, закрывали спектакли, выгоняли с работы.

В статье "Конфуз с "Метрополем" (г. "Московский литератор") Феликс Кузнецов писал: "Эстетизация уголовщины, вульгарной, "блатной" лексики, этот снобизм наизнанку, да, и по сути дела, и все содержание альманаха "Метрополь" в принципе противоречит корневой гуманистической традиции русской советской литературы...

Не надо варить пропагандистский суп из замызганного топора и представлять заурядную политическую провокацию заботой "о расширении творческих возможностей советской литературы". 12 августа 1979 года "Нью-Йорк тайме" опубликовала телеграмму протеста американских писателей К. Воннегута, Джона Апдайка и других. "Литературная газета" (Ф. Кузнецов) напечатала статью "О чем шум?" - ответ американским писателям.

Выход Аксенова из Союза писателей СССР был добровольным: он отправил членский билет по почте в Секретариат правления СП РСФСР в знак протеста против отмены решения о приеме в члены Союза Евгения Попова и Виктора Ерофеева - участников альманаха.

В 1980 году Василий Аксенов уехал за границу. Живет в США, в Вашингтоне, совмещая писательскую работу с преподаванием в университетах. За рубежом вышли его романы "Ожог", "Остров Крым", "Бумажный пейзаж", "Скажи, Изюм", сборник рассказов "Право на остров", книга об Америке "В поисках грустного бэби" и другие произведения.

Пишет на русском и английском языках.

В последние годы постоянно бывает в России.


ЛИТЕРАТУРА О ПИСАТЕЛЕ

· Конецкий В. Париж без праздника: Непутевые заметки. Письма. - Нева. 1989. N 1.

· Ерофеев Виктор Десять лет спустя. - Огонек, 1990. N 7. С. 16-18.

· Гольдин Л.В. В поисках жанра. - Кн. обозрение. 1990. N 6.

· Кравченко Ю.М., Пересунько Т.К. В.П.Аксенов. - РЯЛ (Украина). 1990. N 10. С. 65-67.

· Ефимова Н.А. Интертекст в религиозных и демонических мотивах В.П.Аксенова - М.: Изд-во МГУ. 1993. 134 с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...