Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дмитрий Мережковский (1865-1941)




Дмитрий Сергеевич Мережковский родился в Петербурге. С детских лет он дышал воздухом старины, был окружен реалиями прошлого, мог близко наблюдать быт русского Двора: отец будущего писателя в течение всего царствования Александра II занимал должность столоначальника в придворной конторе. В жилах бабушки текла древняя кровь Курбских.

Принадлежность к миру чиновничьей России, воспитание в классической гимназии - весь окружающий его бытоуклад, казалось, не предполагали появление одного из вождей нового направления в литературе - символизма, критика государственных и церковных оснований, книги которого будут арестовываться цензурой.

В тридцать лет он написал первое свое стихотворение - подражание "Бахчисарайскому фонтану" А.С. Пушкина. Стихи были слабыми, о чем ему и поведал Ф.М. Достоевский.

В 1884 году Мережковский поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Начинается его литературный путь - в среде либерально-демократической.

Он сближается с поэтом-народником П.Ф. Якубовичем, редакцией журнала "Отечественные записки" М.Е. Салтыкова-Щедрина и А.Н. Плещеева, публикует в 1881 году первое произведение. Завязывается дружба с поэтом С.Я. Надсоном и Н. Минским. Мережковский публикует стихотворения, которые приносят ему известность. В его ранних произведениях звучат мотивы скорби и протеста против общественной реакции.

Под влиянием народнических идей молодой поэт отправляется в путешествие по Волге и Каме, посещает Уфимскую и Оренбургскую губернии - "познает жизнь" народа. Его привлекают неофициальные религиозные течения и секты, начиная с мощного народного "раскола" и кончая хлыстовством и скопничеством.

По окончании университета Мережковский собирается уйти в народ и стать сельским учителем. Но к началу 90-х годов он испытывает глубокий религиозный переворот. А в 1892 году появляется его поэтический сборник "Символы" и ставшая програмной для нового направления в литературе (символизма) работа "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы".

Он провозглашает "три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности". С появлением поэтических сборников К. Бальмонта "В безбрежности" и "Тишина", стихов Д. Мережковского, Н. Минского, З. Гиппиус, трех сборников В. Брюсова "Русские символисты" (1984-1895) в литературе оформилось это новое направление. Сами символисты рассматривали свой метод как новый тип художественного и нравственно религиозного мышления и выразили кризисный характер эпохи, отрицание буржуазного мышления быта и морали, неизбежности великих исторических изменений.

Устремления Мережковского были направлены на пересмотр основ христианской догматики. После заключения брака с З.С. Гиппиус Мережковский учреждает в Петербурге "Религиозно-философское собрание" (совместно с Розановым и Философовым). В собраниях участвуют видные богословы, философы, представители духовенства. Идеи "религиозной общественности" не укладывались в рамки официального православия. Вслед за В.Соловьевым Мережковский мечтает соединить православие с католичеством.

С 1906 до 1914 года Мережковские живут в Париже, где продолжают общественную и литературную деятельность. Полиглот, знаток античности и итальянского Возрождения, историк культуры, Мережовский создает сотни статей и книг о литературе и культуре, обретая европейскую известность.

Главными произведениями, которые дали ему широкую европейскую популярность становится трилогия "Христос и Антихрист" ("Смерть Богов" (Юлиан Отступник)), 1896; "Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)", 1902; "Антихрист (Петр и Алексей)", 1905. Помимо трилогии "Христос и антихрист" и трилогии из русской жизни "Павел I", "Александр I" и "14 декабря" Мережковский создал (уже в эмиграции) десятки других книг в жанре историко-философского трактата.

В "русской" трилогии обозначена антимонархистская направленность. "Самодержавие - от Антихриста" - формула, выведенная Мережковским. После Октября 1917 года Мережковские бегут от большевиков в Варшаву, а затем - в Париж. Здесь, вдали от родины проходят их последние годы жизни - в трудах, мечтаниях и заблуждениях. Мережковский в своей ненависти к коммунизму доходит до признания Гитлера, напавшего на СССР. Это был его роковой поступок - эмиграция отвернулась от умирающего писателя.

Проводить его в последний путь в православной церкви на улице дарю, в Париже, собралось всего несколько человек.


ЛИТЕРАТУРА О ПИСАТЕЛЕ

· Поварцов С. "...Надо через нас пройти". - Лит.газ. 17 января 1990. С.5.

· Гиппиус-Мережковская З.Н. Из книги "Дмитрий Мережковский". - Вопр. лит. 1990. N 5. С. 219-247.

· Михайлов О. Пленник культуры: О Д.С. Мережковском и его романах. - Д.С. Мережковский. Собр.соч.: В 4 тт. - М.: Правда. Т. 1. 1990. С. 3-22.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...