Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Аркадий Аверченко (1881-1925)




Марина Цветаева (1892-1941)

Родилась в Москве в элитированной семье профессора-искусствоведа Ивана Цветаева.

В шестилетнем возрасте напишет свои первые стихи на русском, французском и немецком языках.

В 16 лет уезжает в Париж, где в Сорбоне слушает курс лекций по старофранцузской литературе.

В 18 лет выпускает первый свой сборник "Вечерний альбом" (1910).

Выпустила 13 поэтических сборников; более 30 книг Марины Цветаевой вышли на русском языке посмертно. Кроме лирики, Цветаева - создатель 17 поэм, 8 стихотворных драм, автобиографической, мемуарной, историко-литературной, философско-критической прозы.

Основной принцип поведения - "одна за всех, противу всех".

Революцию Цветаева не приняла, но признала огромное ее значение: "Признай, минуй, отвергни Революцию - все равно она уже в тебе и извечно... ни одного крупного поэта современности, у которого после Революции не дрогнул и не вырос голос, - нет"

Революция вместе с тем представляется ей "восстанием сатанинских сил". Она оплакивает прежнюю "белокаменную" и "колокольную" Москву, жалеет царя, страстно обличает Петра Первого как "предтечу" большевиков и находит героическое в белом движении, идущем наперекор жизни, истории. В понимании Цветаевой это был героизм обреченности.

Большую часть творческой жизни провела в эмиграции.

В мае 1922 года ей с дочерью Ариадной разрешают уехать за границу - к мужу, С.Я. Эффрону, который был участником белого движения. Живут (недолго) в Берлине, затем - Прага, где муж Цветаевой становится студентом Пражского университета, сотрудничает с НКВД.

В ноябре 1925 года семья Цветаевой переезжает в Париж.

Возникают сложные взаимоотношения Марины Цветаевой с эмигрантской средой. С одной стороны, Цветаеву начинают интенсивно печатать в зарубежных русских изданиях, видя в ней оппозиционно настроенного к большевикам поэта, не принявшего революцию. Выходят три поэтических книжки Ц.: "Разлука", "Ремесло", "После России". С другой стороны, агрессивные по отношению к России настроения в русских эмигрантских кругах она не может принять (срабатывает принцип ее поведения). Это приводит к постепенному отчуждению поэта. Ее позиция полнее всего выражается в известном стихотворении:

Все рядком лежат,Не развесть межой.Поглядеть: солдат!Где свой, где чужой?Белым бы - красным стал -Кровь обагрила.Красным был - белым стал:Смерть побелила.

Ни черносотенство, ни расизм, ни развернувшееся в 30-е годы движение "русский фашизм" не могли быть ею признаны. В эмиграции формируется гордый, вызывающе независимый характер поэта, потерявшего своего читателя. "Мой читатель остается в России, куда мои стихи... не доходят. В эмиграции меня сначала (сгоряча!) печатают, потом, опомнившись, изымают из обращения, почуяв не свое-тамошнее!"

С наиболее влиятельными литературными кругами эмиграции Марина Цветаева находилась в открыто неприязненных отношениях. "Они не Русь любят, а помещичьего "гуся" - и девок", - говорила она.

Эмиграция отвечала ей тем же: обвиняла, что Ц. находится на содержании у большевиков и потому пишет комсомольские стихи. Бунин сочинял о ней непристойные частушки, Зинаида Гиппиус отказывалась помещать в журнале свои стихи рядом с цветаевскими.

Болезнь мужа, бытовая неустроенность семьи Цветаевой. В результате - полная нищета (иногда в доме не было даже хлеба) и яростная борьба за "сильное" слово.

К 30-м годам Ц. подошла к рубежу, отделившему ее от эмиграции. "Моя неудача в эмиграции в том, - писала она, - что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху - там, туда, оттуда..."

Летом 1939 года Ц. с сыном Георгием уезжает в СССР - вслед за мужем и дочерью.

Семья поселяется на подмосковной даче знакомых. Начинаются несчастья, теперь уже на родине. Вначале был арестован и пропал бесследно С.Я. Эфрон, затем - дочь А.С. Эфрон: 17 лет лагерей и ссылок на севере Красноярского края, в Туруханске.

В июне 1941 года - эвакуация с сыном в Татарию, в Елабугу, где 31 августа 1941 года М.Цветаева удавила себя на крюке, на котором висели рыбацкие снасти.

Осенью 1942 года погиб и сын Георгий, призванный в действующую армию.

Личная трагедия поэта и ее семьи переплелась с трагедией XX века.

Богатое литературное наследие Марины Цветаевой дает основания утверждать о том, что на небосводе русской литературы она была звездой первой величины. Жутко и страшно сгоревшим русским "одиноким духом".


ЛИТЕРАТУРА О М. ЦВЕТАЕВОЙ

· Орлов Вл. М.Цветаева. - В кн.: Перепутья. - М.: Худ.лит. 1976. С. 255-312

· Саакянц А. Поэзия М.Цветаевой. - М.: Худ.лит. 1986.

· Белкина Мария. Скрещение судеб. - М.: Книга. 1988.

· Павловский А. Куст рябины. - Л., 1989.

· Кудрева И. Версты, дали... - М., 1991.






Аркадий Аверченко (1881-1925)

Аркадий Тимофеевич Аверченко родился в Севастополе в небогатой купеческой семье. С пятнадцати лет работал то писцом в транспортной конторе, то мелким чиновником в управлении рудников.

Первый рассказ Аверченко - "Как мне пришлось застраховать жизнь" - опубликован в 1903 году в харьковской газете "Южный край". Первые юмористические рассказы были опубликованы в самом начале первой русской революции, которая вызвала к жизни десятки сатирических изданий, обличавших пороки самодержавия. В 1906-1907 годах он редактирует в Харькове журналы "Штык" и "Меч", а затем отправляется "завоевывать северную столицу", где вначале сотрудничает в "Стрекозе". В 1903 году Аркадий Аверченко вместе с группой молодых писателей создает новый еженедельный журнал "Сатирикон" (1908-1913), а затем - "Новый Сатирикон" (1913-1918). Читатели сразу полюбили его рассказы, подписанные аверченковскими псевдонимами: Медуза Горгона, Фальстаф, Фома Опискин, Волк.

Вокруг "Сатирикона" собираются едва ли не самые лучшие литераторы тогдашней России: Тэффи, Саша Черный, Сергей Городецкий, Осип Мандельштам, Александр Куприн, Леонид Андреев, Алексей Толстой и другие. В эти годы Аверченко трудится чрезвычайно плодотворно, публикует множество рассказов, пародий, пьес, произведений для детей издает более сорока своих книг. Среди них: "Веселые устрицы" (1910), "Зайчики на стене" (1910), "Круги на воде" (1912), "Чудеса в решете" (1915) и другие.

В книге воспоминаний Леонида Утесова "Спасибо, сердце!" рассказывается, что в февральские дни 1917 года читатели "Нового Сатирикона" ждали, как откликнется писатель на отречение Николая II от престола. Многие знали, что царь на подготовленной для него служебной бумаге, если она ему нравилась, писал в верхнем углу: "Прочел с удовольствием, Николай II". На первой странице "Нового Сатирикона" был напечатан текст царского отречения, а в верхнем углу надпись: "Прочел с удовольствием, Аркадий Аверченко".

Октябрьскую революцию писатель не принял. Сначала он оказался на юге России, потом в Константинополе, и, в итоге, вместе с русскими эмигрантами - в Праге.

В 1921 году, в эмиграции, в Париже, Аверченко опубликовал сборник памфлетов "Дюжина ножей в спину революции", который В.И. Ленин назвал книжкой "озлобленного почти до умопомрачения белогвардейца". И в то же время Ленин оценил высокий талант писателя. В статье "Талантливая книжка", опубликованной в "Правде", Ленин писал: "Некоторые рассказы, по-моему, заслуживают перепечатки. Талант надо поощрять".

Сборники произведений Аверченко много раз издавались и в советское время: "Записки простодушного" (1922), "Осколки зеркала, разбитого вдребезги" (1926), "Развороченный муравейник" (1927) и другие.

Аркадий Аверченко умер 12 марта 1925 года и похоронен в Праге на кладбище в Ольшанах.


ЛИТЕРАТУРА О ПИСАТЕЛЕ

· Ленин В.И. П.с.с. Т. 44 С. 150-249. 269, 370.

· Борисов Л. За круглым столом прошлого.- Л. 1971. С. 123-129.

· Михайлов О. Аркадий Аверченко. В кн. Аверченко А. Избранные рассказы. - М. 1985. С. 5-18.

· Шевелев. Э. На перекрестках, или размышления у могилы Аркадия Аверченко, а также до и после ее посещения с напоминаниями о том, что писал он и что писали о нем. - Аврора. 1987, N 3. С. 62-85.

· Кравченко Ю.М., Пересунько Т.К. А.Т. Аверченко.- РЯЛ. 1990. N 4. С. 52-57.






Саша Черный (1880-1932)

Александр Михайлович Гликберг, известный в литературе под псевдонимом Саша Черный, родился в Одессе в семье провизора. Его детство прошло в городе Белая Церковь, Житомире, куда переехала семья.

Он учился в гимназии, которую не закончил из-за отсутствия средств.

Начал печататься в Житомире в 1904 году: стихи, заметки, театральные рецензии появляются на страницах газеты "Волынский вестник".

В 1905 году он уезжает в Петербург, служит чиновником, сотрудничает в сатирических журналах "Зритель", "Молот", "Маски" и др., на страницах которых и появилось неизвестное ранее читателю имя: "Саша Черный".

Дерзкая политическая сатира Саши Черного "Чепуха" (Трепов - мягче сатаны ...", 1905) принесла ему известность и послужила поводом для запрещения "Зрителя".

В 1906 году вышел первый сборник стихов Саши Черного "Разные мотивы", который был запрещен цензурой.

Саша Черный уезжает в Германию, где в Гейдельбергском университете слушает курс лекций.

В 1908-1911 годах он становится постоянным сотрудником журнала "Сатирикон". В 1910-1913 годах несколькими изданиями выходят его книги "Сатиры", "Сатиры и лирика", публикуются переводы и произведения для детей. Книги посвящены "всем нищим духом". Господствующий мотив книг - жалоба на мелочность пустоту и однообразие окружающей жизни. Поэт создает оригинальную сатирическую маску интеллигентного обывателя, под прикрытием которой бичует мещанство. Смех поэта часто окрашен трагическими нотами трагизма и безверия.

С началом первой мировой войны Саша Черный добровольцем уходит на фронт.

После Октябрьского переворота он уезжает в Литву, а оттуда, в 1920 году, эмигрирует в Берлин, где выходит третья книга его стихов "Жажда" (1923). Книга окрашена ностальгией по утраченной родине. В эмиграции все печальнее звучал смех поэта.

После закрытия в Берлине ряда русских издательств, журналов и газет, в которых он печатался, Саша Черный перебирается в Рим, а затем в 1924 году, в Париж. В конце 20-х годов его детские книги выходят в Париже, Белграде, Москве, Киеве.

В последние годы жизни большое место в жизни поэта занимает проза. Отдельный цикл рассказов составили солдатские сказки, были и небылицы. В 1928-1932 годах написано около двадцати таких рассказов. Они вошли в сборники "Несерьезные рассказы" (1928) и "Солдатские сказки" (1933).

В 1932 году Саша Черный переселяется из Парижа, на юг Франции, в Прованс. В августе этого же года он скоропостижно умирает. Похоронен на сельском кладбище Лаванду, в департаменте Вар.

Творчество Саши Черного отразило целый пласт русской жизни накануне Октябрьской революции. "Психологичная" сатира поэта исповедальна, она рассчитана на сопереживание читателя. Для Черного характерен органический синтез сатиры и лирики, нарочитый антиэстетизм, повлиявший на формирование поэтики В. Маяковского.


ЛИТЕРАТУРА О ПИСАТЕЛЕ

· Чуковский К. Саша Черный. Собр.соч.: В 6 тт.- М. 1965. Т.2 с. 372-394.

· Евстигнеева Л. Поэты-сатириконы. В кн.: Поэты "Сатирикона". - М.-Л. 1977. С. 8-53.

· Кривин Ф. Доля шутки - доля правды. В кн.: Мелочи жизни. Русская сатира и юмор вт.пол. XIX- нач. XX в. - М. 1980. С. 3-12.

· Кравченко Ю.М., Пересунько Т.К. Саша Черный. - РЯЛ. 1990 N 4. С. 57-60.






Александр Куприн (1870-1938)

Александр Иванович Куприн родился в городе Норовчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника. Отец - письмоводитель в канцелярии мирового посредника, умер от холеры, когда мальчику шел второй год. Мать, из обедневшего древнего рода татарских князей, перевезла будущего писателя в Москву, где из-за тяжелого материального положения вынуждена была отдать его в малолетнее сиротское училище.

В 1930 году Куприн сдал вступительные экзамены во Вторую Московскую военную гимназию, которая была преобразована в кадетский корпус. 10 лет Куприн провел в военных учебных заведениях, после - служит в маленьких городках, познавая жизнь царской армии.

Несмотря на мрачность кадетского корпуса, именно здесь зародилась глубокая любовь к литературе. В 1989 году был опубликован его первый рассказ "Последний дебют", за который он получил дисциплинарное взыскание. В эти годы он заканчивает повесть "Впотьмах", рассказ "Лунной ночью", который он публикует на страницах народнического журнала "Русское богатство" в 1893 году.

В 1894 году Куприн оставляет военную службу и переезжает в Киев. Именно в это время начинается его профессиональная литературная жизнь. В киевских газетах Куприн публикует рассказы, очерки, стихи, репортерские заметки, фельетоны, судебные отчеты, литературные и театральные рецензии. В 1895 году в "Киевском слове" появляется серия очерков под общим заглавием "Киевские типы", свидетельствующая о становлении мастерства писателя.

В 1896 году Куприн совершает поездку по заводам Донецкого бассейна (на одном из них он некоторое время работал), в результате чего явились очерки "Рельсопрокатный завод", "Юзовский завод" и большая повесть "Молох" - яркий общественный протест против Молоха -капитализма.

В 1897 году он уезжает в Полесье, где охотится, выращивает махорку, служит псаломщиком.

Главным итогом этого времени становится повесть "Олеся", в которой впервые зазвучала тема большой любви, важнейшая для его последующего творчества.

В 1899 году он знакомится с А.П. Чеховым, а в 1902 с М. Горьким и группой писателей "знаньевцев". В годы, предшествовавшие первой русской революции 1905-1907, писатель создает лучшие свои рассказы: "В цирке" (1902), "На покое" (1902). "Болото" (1902), "Трус" (1903), "Конокрады" (1903) и др.

В 1905 году выходит его роман "Поединок", который содержит суровую картину русского военного сословия, ограниченности офицерства, его изолированности от жизни и общественной борьбы. Роман вызвал огромный общественный резонанс - в условиях поражения царской армии в русско-японской войне. Роман содержал в себе романтическую проповедь свободолюбия и уважения к человеческой личности.

Откликом на революцию 1905 года явился очерк "События в Севастополе" (1905), в котором Куприн описывал расправу вице-адмирала Г. Чухонина с матросами восставшего крейсера "Очаков". Писатель был очевидцем этих событий и помогал спасению бежавших с "Очакова" матросам.

Откликом на революцию явились также рассказы "Штабс-капитан Рыбников" (1906), "Река жизни" (1906), "Бред" (1906) и "Гамбринус" (1907).

В годы реакции Куприн порывает со "Знанием", испытывает настроения разочарования В десятилетие, предшествовавшее Октябрьской революции Куприн создает знаменитые рассказы "Суламифь" (1908), "Гранатовый браслет" (1911), "Анафема" (1913), серию очерков "Листригоны" (1911).

В 1908-1915 годах писатель работает над повестью "Яма" - поразительнейшим произведением, которое посвящено жизни проституции. Своих падших героинь Куприн обогревает теплом большого сердца, сопереживая, страдая вместе с ними. В повести он выступает достойным продолжателем гуманистической традиции великой русской классики.

К Октябрьской революции Куприн относился противоречиво. С одной стороны, он восхищался героизмом ее вождей, с другой же - будучи противником насилия - опасался за судьбы культуры, критиковал продразверстку.

Осенью 1937 года, находясь в Гатчине, отрезанной войсками Юденича от Петрограда, Куприн с семьей, вместе с отступающими войсками покинул Родину.

17 лет писатель провел в эмиграции, главным образом в Париже. Вначале выступал в эмигрантской печати со статьями и фельетонами, враждебными Советской власти. В середине 20-х годов Куприн отходит от политики.

Писатель не смог найти себя в эмигрантской жизни: мучительная тоска по Родине подрывала его силы, материальная нужда обостряла чувство одиночества и никчемности существования в чужом мире. Очерки на темы французской жизни ("Юг благословенный", "Париж домашний", "Мыс Гурон") несли на себе лишь отблеск былого мастерства писателя.

Основной труд эмигрантской поры - автобиографический роман "Юнкера" (1933) окрашен в тона элегической грусти о прошлом, в котором была Россия.

Весной 1937 года тяжело больной А.И. Куприн вернулся на Родину. "Это был уже не тот Куприн, человек яркого таланта, каковым мы привыкли его считать, - вспоминал писатель Н.Д. Телешов. - Чувствовалась, что в душе у него великий разлад с самим собою. Хочется откликнуться на что-то и нет на это сил".

В конце декабря 1937 года писатель переезжает в Ленинград. 25 августа 1938 года А.И. Куприн скончался.


ЛИТЕРАТУРА О ПИСАТЕЛЕ

· Куприна К. А.Куприн - мой отец. - М., 1979.

· Телешов Н. Записки писателя. - М., 1980.

· Михайлов О. Куприн. - М., 1981. - /Серия "Жизнь замечательных людей"/.






Игорь Северянин (1887-1941)

Игорь Васильевич Лотарев (Северянин) - король русских поэтов, победивший на выборах в 1918 г. В.Маяковского и К.Бальмонта.

Вся жизнь и рождение его было связано с Петербургом.

Стихи писать начал с 8 лет.

Учился в Череповецком реальном училище.

Как поэт дебютировал в 1905 г.

В 1905 г., желая уничтожить "пошлые" стихи И. Северянина, Л. Толстой процитировал их в московской прессе. Тем самым гениальный писатель, вопреки его желаниям, вызвал большой интерес у издателей и читающей публики крайнее малоизвестному поэту. Можно сказать, что на следующее утро Северянин проснулся знаменитым.

Начинается стремительное восхождение на поэтический Олимп. Его признает мэтр русской музыки - академик В.Я. Брюсов. Выход первого поэтического сборника "Громокипящий кубок" (1913) сопровождается успехом в петербургских литературных кругах: А. Блок и Н. Гумилев приветствуют Северянина.

Начинаются шумные выступления по всей России: в Петербурге, Москве, Украине, южных городах. Идет процесс завоевания России. Колоссальный успех: поклонники его поэзии распрягали лошадей и возили его, запрягшись по улицам ночной Одессы, женщины в знак благодарности бросали к его ногам на сцену брильянтовые браслеты и серьги. Сотни почитательниц его таланта ходили за ним по пятам, ночуя под окнами его дома. Успех открылил его.

Я, гений Игорь Северянин,Своей победой упоен:Я повсеградно оэкранен!Я повсесердно утвержден!

Когда началась первая мировая война, поэту довелось послужить в русской армии. Служба вызвала резкое неприятие войны и способствовала возникновению антивоенных стихотворений ("По справедливости")

В 1918 г. начинается вынужденная "эмиграция "Северянина: курортное местечко Тойола, куда поэт с матерью уехал из голодного Петрограда, было объявлено территорией Эстонской республики. В начале 20-х г.г. он предпринимает поездки в рядом лежащие государства; Прибалтику, Финляндию, Польшу, Германию, Югославию, Болгарию, Францию. Здесь он успешно выступает с поэзо-концертами в крупнейших залах. В первый период эмиграции Северянин выпускает 17 поэтических сборников - в Таллинне, Берлине, Белграде ("Соловей, "Менестрель", "Роса оранжевого часа", "Колокола собора", "Классические розы").

Со второй половины 20-х годов происходит постепенная утрата большой читательской аудитории.

Северянин венчается с эстонской поэтической Фелиссой Михайловной Круут в Успенском соборе города Тарту. Рождается сын Вакх. Начинается работа по переводу эстонских поэтов на русский язык.

Возникновение чувства одиночества, прогрессирующее к настольгическим ощущениям, к боли по утраченной навсегда родине. Угасание былой славы и растущее ощущение наступающей нищеты.

Разрыв с Фелиссой Круут и переезд из Тойла в Таллинн - к новой спутнице жизни - Вере Борисовне Коренди. Неудовлетворенность жизнью и попытки вернуться к Ф. Круут.

Личные невзгоды и полная потеря издателя и читателей.

Неудачная попытка издать книгу стихов в США.

Стала жизнью совсем на смерть похожа.Все тщета, все тусклость, все обман...               ("Туманный день").

Наступление нищеты. Игорь Северянин продает домохозяйкам пойманную им рыбу, предлагает свои книжки русским, живущим в таллиннских гостиницах.

Тщетные попытки поэта вернутся в Россию. Смерть Игоря Северянина 20 декабря 1941 года в оккупированном немцами Таллинне.

Как хороши, как свежи будут розы,Моей страной мне брошенные в гроб!

Эти слова выбиты на его могильной плите.

Родина посмертно оценивает сегодня его вклад в поэзию русского зарубежья.


ЛИТЕРАТУРА ОБ И. СЕВЕРЯНИНЕ

· Рождественский Вс. Игорь Северянин. В кн.: Игорь Северянин: Стихотворения. - Л.: Сов. пис. 1975. С. 5-40.

· Об Игоре Северянине: Тезисы докл. научн. конференции, посвященной 100-летию со дня рожд. И.Северянина - Череповец. 1987. С. 76.

· Кравченко Ю., Пересунько Т. Игорь Северянин. - РЯЛ (УССР). 1989. N 7. С. 57-59.

· Шаповалов М.А. Король поэтов. Путь Игоря Северянина. - ЛВШ. 1992 NN 5-6 С 14-19.


Зинаида Гиппиус (1869-1945)

Зинаида Николаевна Гиппиус родилась в Петербурге.

Зарекомендовала себя ярким представителем декадентства в русской литературе. Свои первые стихи опубликовала в 1888 году.

Творчество Гиппиус уже с первых шагов поразило читателей и критику острым своеобразием, необычностью мышления, злыми репликами, эгоцентричностью и нарочито подчеркнутой манерой высказываться наперекор сложившемуся мнению.

Поэтический дар Гиппиус вместе с тем был высок и несомненен. "Стихи я всегда пишу, как молюсь", - это Признание русской поэтессы, обнаруженное в ее интимном дневнике .

Оказавшись в эмиграции, она в 1921 году напечатала уцелевшие части своего петербургского дневника за 1919 год - "Черная книжка" и "Серый блокнот". Дневник дышал ненавистью к переменам, происходившим в России после Октябрьской революции. В нем звучали несвойственные Гиппиус прежде нотки антисемитизма, тенденция отождествлять некоторых руководителей большевистской партии с мировым сионизмом.

В эмиграции Гиппиус писала стихи, воспоминания, литературную критику, публицистику. В 1921 году, в Берлине, вышел ее первый - и, как выяснилось, предпоследний за рубежом - сборник "Стихи".

Великий русский философ Николай Бердяев писал о Гиппиус: "Меня всегда поражала ее змеиная холодность. В ней человеческая теплота. Явно была перемешанность женской природы с мужской и трудно было определить, что сильнее".

Поэзия З.Н.Гиппиус - интереснейший документ, рассказывающий о жизни русской интеллигенции на родине и чужбине.

               ***   Она не погибнет, - знайте!   Она не погибнет, Россия.   Они всколосятся, - верьте!   Поля ее золотые.    И мы не погибнем, - верьте!   Но что нам наше спасенье:   Россия спасется, - знайте!   И близко ее воскресенье.    РАЙ    И я ходил           в петрокомпроды,   Хвостился днями           у крыльца в райком...   Но и восьмушки           не нашел - свободы   Из райских учреждений           ни в одном.   Не выжить мне,           я чувствую, я знаю,   Без пищи человеческой           в раю:   Все карточки           от Рая открепляю   И в нарпродком           с почтеньем отдаю.    СИЯНИЯ   Сиянья слов...           Такое есть ли?   Сиянье звезд,           Сиянье облаков -   Я все любил, люблю...                   Но если   Мне скажут: вот           сиянье слов -   Отвечу, не боясь                   признанья,   Что даже святости           блаженное сиянье   Я за него отдать готов...   Все за одно сиянье слов!   Сиянье слов? О, повторять                   ли снова   Тебе, мой бедный                   человек-поэт,   Что говорю я о сияньи                   Слова,   Что на земле других                   сияний нет?    ИДУЩИЙ МИМО   У каждого, кто           встретится случайно   Хотя бы раз -           и сгинет навсегда,   Своя история,           своя живая тайна,   Свои счастливые           и скорбные года.   Какой бы ни был он,           прошедший мимо,   Его наверно любит           кто-нибудь...   И он не брошен:           с высоты, незримо,   За ним следят, пока           не кончен путь.   Как Бог, хотел бы знать           я все о каждом,   Чужое сердце видеть,                   как свое,   Водой бессмертья   утолять их жажду -   И возвращать иных                   в небытие.    МЕРА   Всегда чего-нибудь                   нет, -   Чего-нибудь слишком                   много...   На все как бы есть                   ответ -        Но без последнего слога.   Свершится ли что - не так,   Некстати, непрочно,                   зыбко...   И каждый не верен знак,   В решеньи каждом -                   ошибка,   Змеится луна в воде -   Но лжет, золотясь,                   дорога...   Ущерб, перехлест везде.   А мера - только у Бога.    ГОРНОЕ   Освещена последняя                   сосна.   Под нею темный кряж                   пушится.      Сейчас погаснет и она.   День конченный -              не повторится.   День кончился. Что было                   в нем?   Не знаю, пролетел,                  как птица.   Он был обыкновенным                   днем.   А все-таки -              не повторится.    РОЖДЕНИЕ   Беги, беги, пещерная                        вода,   Как пенье звонкая,           как пламя, чистая.   Гори, гори, небесная                      звезда.   Многоконечная,               многолучистая,   Дыши, дыши   прильни к Нему нежней   Святая, радостная,           ночь безлунная...   В тебе рожденного онежь,                        угрей   Солома легкая,              золоторунная...   Несите, вести, звездные                        мечи,   Туда, туда,           где шевелится мга,   Где кровью черной                облиты снега,   Несите вести, острые лучи,   На край земли,        на самый край, туда -   Что родилась Свобода                 трехвенечная   И что говорит восходная                      Звезда,   Многоочитая,             многоконечная...    ЖЕНСКОСТЬ   Падающие, падающие                    линии...   Женская душа             бессознательна,   Много ли нужно ей?   Будьте же, как буду                   отныне я,   К женщине            тихо-внимательны,   И ласковей, и нежней,   Женская душа -                  пустынная.   Знает ли какая холодная,   Знает ли как груба?   Утешайте же душу                   невинную,   Обманите, что она                свободная...   Все равно она будет рада.    НАД ЗАБВЕНИЕМ   Я весь, и сердцем и телом,   Тебя позабыл давно,   Как будто в дому                    опустелом   Закрылось твое окно.   И вот - этот звук                   случайный,   Который я тоже забыл,   По связи с какой-то тайной   Меня во мне изменил.    Душу оставил всю тою,   Уму не сказал ничего,   Лишь острою теплотою   Наполнил меня всего.    На память, -              но воскресенье,   Мгновений обратный лет...   Так бывшее - над                    забвеньем   Своею жизнью живет.


ЛИТЕРАТУРА О ПОЭТЕ

· Лавров Валентин Идти всему наперекор - Совет Россия, 17 февраля, 1989. С.4

· Азадовский К.М., Лавров В.В. 3.Г. Гиппиус Сочинения, - СПб.: Худ. лит. 1991.

· Память литературы "Люди и нелюди" Публицистика 3.Н. Гиппиус первых послеоктябрьских месяцев - Лит. обоз. 1992. N1. С. 52-53










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 181.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...