Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Владислав Ходасевич (1886-1939)
Владислав Филицианович Ходасевич родился в Москве в семье, происходившей из старинного польского рода (одной геральдической ветви с великим поэтом Адамом Мицкевичем). Отец поэта пробовал стезю художника, которая не задалась. Успехи его ожидали на другом поприще - в модной тогда фотографии. Мать поэта была католичкой - носительницей польского и католического культурного начала. Хотя отец поэта был евреем, Ходасевич не знал еврейского языка и основной культурой, в которой он воспитывался, была русская. Он учился в московской гимназии, затем - на юридическом и историко-филологическом факультетах Московского университета. В 1905 году состоялся его дебют в печати. Выходят книги стихотворений "Молодость" (1908) и "Счастливый домик" (1914). В печати появляется около 50 отзывов о книге. В этом сборнике начинает формироваться новый облик лирического героя его поэзии. Ориентированная на гармонический мир пушкинской музы, книга близка и ритмических и метрических экспериментов. В ней обнаруживается стремление к простоте и ясности. В этот период В. Ходасевич становится профессиональным литератором: занимается художественным переводом, пишет хронику для различных московских газет и журналов, рецензии, фельетоны, рассказы. И все же главным занятием его остается поэзия. События первой мировой войны, а затем - Октябрьской революции формируют в нем пристрастное отношение к общественным изменениям. Ходасевич восторженно принимает февральскую революция 1917 года:
Поэт работает в журнале "Народоправство", выступая за необходимость выходить интеллигенции к народу и просвещать его. Он ведет активную общественную работу. Сборники стихотворений "Путем зерна" (1920) и "Тяжелая лира" (1922) - последние книги поэта в России. Поэзия Ходасевича становится острее и откровеннее, она выходит навстречу реальной жизни. Излюбленной стихотворной формой становится четырехстопный ямб - самый классический в русской поэзии. По своим художественным ориентациям Ходасевич примыкает к младшим символистам. Отсюда описание процессов творчества как истинного постижения сущности мира. Растут сомнения в истинности пути, по которому шла революция. Смерть Блока и расстрел Николая Гумилева обострили чувство трагедийности мира. 22 июня 1922 года Ходасевич вместе с молодой поэтессой Ниной Берберовой покидает Россию и через Ригу прибывает в Берлин. Затем - переезжает и живет в Праге, Венеции, Риме, Лондоне, Париже. В Париже он пишет для газет "Дни" (под редакторством А.Ф. Керенского) и "Последних новостей" (редактор - П.Н. Милюков) - и литературные обзоры, и политические статьи - против новой власти в России. В 1926 году поэт принимает участие в полемике о "возвращенстве", которая велась в эмигрантской прессе. Он настаивает, что возвращение на родину приведет к физической гибели. Во второй половине 20-х годов поэт живет в нищете - писать не для кого, читатель остался в России. В результата поистине героических усилий художника за границей были написаны и изданы еще три книги историко-литературной и мемуарной прозы: "Державин. Биография" (1931), "О Пушкине" (1937), "Некрополь. Воспоминания" (1939). Умер поэт в Париже 14 июня 1939 года. А.М. Горький высоко оценил Владислава Ходасевича: "Ходасевич для меня крайне крупная величина, поэт-классик и - большой, строгий талант".
· Материалы творческой биографии В. Ходасевича. - Вопр.лит. 1987. N9. С.225-245. · Гинзбург Л. Литература в поисках реальности. - Л. 1987. С.87-113. · Богомолов Н.Жизнь и поэзия В. Ходасевича. - Вопр.лит. 1988. N3. С. 23-61 · Зорин Андрей. Начало. - В кн. В. Ходасевич. Державин. - М.: Книга. 1988. С. 5-36. · Бочаров С. "Но все ж я прочное звено..."//Новый мир. 1990. N3. С.160-167. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 194. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |