Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава II. Классификация принципов права социального обеспечения
Общеправовые принципы в системе принципов права социального обеспечения Нельзя говорить о том, что в конкретной отрасли права должны действовать исключительно отраслевые или межотраслевые принципы права, т.к. общеправовые принципы «пронизывают» всю систему права и в обязательном порядке должны действовать в каждом элементе его системы. Поэтому и в отрасли права социального обеспечения действуют все указанные виды принципов, что позволяет познать сущностную природу данной отрасли права, т.к. она является неотъемлемым элементом общей системы российского права. К общеправовым относятся следующие принципы: · человек, его права и свободы являются высшей ценностью; · признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства; · признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина осуществляются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; · основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения и неотчуждаемы; · права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием; · все равны перед законом и судом; · мужчины и женщины имеют равные права и свободы равные возможности для их реализации; · каждый имеет право на жизнь; · каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод; · каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.[9] К общеправовым принципам права обычно относят также принципы социальной справедливости; гуманизма; законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе; связанности нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов; единства юридических прав и обязанностей; демократизма. Принцип социальной справедливости отражает общесоциальную сущность права. Социальная справедливость в качестве принципа права позволяет найти оптимальный баланс между интересами гражданина и государства, в результате социально справедливым в праве социального обеспечения является то, что соответствует Конституции РФ. Принцип юридического равенства граждан перед законом и судом сформулирован в ст.19 Конституции РФ. В соответствии с ч.1-3 указанной статьи Конституции РФ все равны перед законом и судом, а мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. В свою очередь, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.[10] Принцип гуманизма воплощен в ст.21 Конституции РФ. В нормах права социального обеспечения он отражается, например, в положениях ч.2 ст.5 Закона РФ от 02.07.1992 №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», согласно которым все лица, страдающим психическими расстройствами, при оказании им психической помощи имеют право на уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства. Принцип демократизма права социального обеспечения позволяет регулировать отношения в указанной сфере на уровне законов, подзаконных нормативных актов, включая локальные нормативные акты. Например, в соответствии со ст.33 ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно- правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке. Принцип единства прав и обязанностей означает, что не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав, конкретное право может быть реализовано только в том случае, когда нормами права установлена соответствующая ему юридическая обязанность. Так, например, право лица на соответствующий вид пенсии обязывает соответствующий орган, осуществляющего пенсионное обеспечение, предоставить определенный вид пенсии. В частности, право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению лиц, на которых распространяется действие Закона РФ №4468-1 от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" , реализуется посредством обязанностей федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пенсионное обеспечении (ст.6-7 и 11 указанного Закона). Этот принцип воплощается и в нормах пенсионного законодательства, согласно которым в некоторых случаях предписывается выполнение своих обязанностей стороной, предоставляющей пенсионное обеспечение без ограничения срока, если пенсия или ее часть были не получены по вине обязанной стороны (ч.2.ст.58 указанного Закона).[11] Принцип законности закрепляетсяв ст.15Конституции РФ и обязан соблюдаться на территории РФ всеми без исключения. Например, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч.2 ст.39 Конституции РФ). Это положение Конституции РФ воплощается в достаточно объемном количестве соответствующих федеральных законов и законов субъектов РФ, которые устанавливают видовую дифференциацию пенсий и пособий в РФ. Например, ФЗ №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ФЗ №165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования". При этом ни один из законов не может противоречить Конституции РФ. Все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч.2 ст.15 Конституции РФ). Будучи общими, перечисленные выше принципы права являются основополагающими, руководящими идеями, отражающими сущность правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения, как и в иных сферах социальной жизни общества, а некоторые из них указывают на дальнейшую перспективу развития системы российского права. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 329. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |