Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Объекты охраны окружающей среды и




 управление охраной природы

 

Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат:

- земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты,

- озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации.

Координацию природоохранной работы объединений, предприятий и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности, осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления.

Образованным в 1988 г. государственным органам охраны природы, комитетам по экологии (охране природы) и их органам на местах предоставлено право:

а) налагать запреты на строительство, проведение работ по эксплуатации природных ресурсов и других работ, осуществляемых с нарушением природоохранного законодательства, а также приостанавливать работу промышленных и иных предприятий, грубо нарушающих нормы и правила охраны окружающей среды;

б) предъявлять иски предприятиям, организациям, гражданам, иностранным физическим и юридическим лицам о взыскании средств и возмещении ущерба, причиненного государству загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов;

в) рассматривать дела об административной ответственности за правонарушение в области охраны природы и использования природных ресурсов.

Новый институт, призванный решать многие проблемы управления охраной природы, - экологическая экспертиза.

Задачами государственной экологической экспертизы являются:

- определение уровня экологической опасности намечаемой и осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, которая может в настоящем или будущем прямо или косвенно оказать воздействия на состояние окружающей среды и здоровье населения;

- проверка соответствия проектируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям природного законодательства;

- определение достаточности и обоснованности предусматриваемых проектом мер по охране природы.

Государственная экологическая экспертиза проводится органами Государственного комитета по охране окружающей среды на основе принципов законности, научной обоснованности, комплексности, гласности и участия общественности.

Экологическая экспертиза является независимой, вневедомственной и состоит из компетентных, не заинтересованных в ведомственности, в местничестве специалистов. Она оснащена современным оборудованием и связана с местным самоуправлением.

Такие экспертизы создаются при комитетах охраны природы регионов. Экологическую экспертизу должны проходить все без исключения проекты и программы, а по инициативе органов местного самоуправления – и ранее принятые программы.

Перечень объектов обязательной государственной экологической экспертизы постоянно расширяется:

- это проекты государственных планов, программ, концепций, основных направлений и схем размещения производительных сил страны и отраслей хозяйства, предплановая, предпроектная документация, реализация которой может оказать воздействие на состояние окружающей среды;

- проекты инструктивно-методических и нормативно-технических документов, документация по созданию новой техники, технологий, материалов и веществ, в том числе закупаемых за рубежом, ввозимая в Россию и вывозимая из России продукция.

     В последнее время экспертизе подвергаются экологическая ситуация в регионе, действующие предприятия и другие объекты, оказывающие влияние на состояние окружающей среды.

     Реализация проекта, подлежащего экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается и не подлежит финансированию.

Следует отметить, что при размещении объектов, хозяйственная или иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.

 

7.4. Экологические права граждан

Любой гражданин имеет право на благоприятную среду обитания, поскольку природная среда составляет важнейший фактор состояния личности.

Наиболее важными и эффективными гарантиями в области обеспечения благоприятной среды являются возможности природопользования граждан, участие в экологических мероприятиях и обсуждении экологических вопросов, обращения в государственные органы.

Природопользование существует и реализуется достаточно широко.

Общее природопользование, как правило, осуществляется без разрешений: можно свободно пребывать в лесах, собирать дикорастущие ягоды, грибы и т. д. Сюда же относится право собственников, землевладельцев, арендаторов, всех землепользователей, в зависимости от целевого назначения земельного участка, эксплуатировать полезные свойства земли.

Возрастает использование природных ресурсов в духовных целях (разные формы наблюдения, изучения, фотографирования животных). Усиливается использование природной среды в оздоровительных целях.

Гарантией экологических прав граждан является их осведомленность о состоянии и перспективах изменения окружающей среды. Граждане имеют право на свободное получение полной и достоверной информации о состоянии атмосферного воздуха и вод в регионе, об использовании земли, ее недр, лесов и животного мира (ст.42 Конституции РФ).

Важно не только провозглашение этого права, но и уяснение и реализация мер по его обеспечению. Обязанности органов Государственного комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов, Министерства здравоохранения, Федеральной службы лесного хозяйства и других государственных органов – систематически публиковать экологическую информацию.

Необходимо воспитывать и осуществлять права граждан на участие в подготовке, принятии, выполнении и контроле за выполнением экологических решений. Граждане имеют право создавать общественные природоохранные объединения и фонды и направлять обращения в органы государственной власти, органы местного самоуправления и должностным лицам о получении полной и достоверной информации о состоянии природной среды в местах своего проживания и мерах по ее охране.

Общественные природоохранные объединений граждан вправе:

- разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои природоохранные программы в печати, по радио и телевидению;

- защищать права и интересы населения в области охраны природы;

- организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

- создавать общественные инспекции по охране природы, требовать проведения соответствующих проверок;

- организовывать и проводить общественную экологическую экспертизу;

- рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;

- ставить в установленном порядке вопросы об отмене решений о размещении, строительстве, эксплуатации объектов, о приостановлении, ограничении, прекращении их деятельности.

- организовывать и проводить слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Государственные органы обязаны учитывать предложения общественных организаций и граждан.

В свою очередь граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к ее природным богатствам и соблюдать иные требования законодательства. На формирование подобной гражданской позиции направлена программа экологического воспитания в школах и вузах.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...