Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Объекты охраны окружающей среды и
управление охраной природы
Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат: - земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты, - озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации. Координацию природоохранной работы объединений, предприятий и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности, осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления. Образованным в 1988 г. государственным органам охраны природы, комитетам по экологии (охране природы) и их органам на местах предоставлено право: а) налагать запреты на строительство, проведение работ по эксплуатации природных ресурсов и других работ, осуществляемых с нарушением природоохранного законодательства, а также приостанавливать работу промышленных и иных предприятий, грубо нарушающих нормы и правила охраны окружающей среды; б) предъявлять иски предприятиям, организациям, гражданам, иностранным физическим и юридическим лицам о взыскании средств и возмещении ущерба, причиненного государству загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов; в) рассматривать дела об административной ответственности за правонарушение в области охраны природы и использования природных ресурсов. Новый институт, призванный решать многие проблемы управления охраной природы, - экологическая экспертиза. Задачами государственной экологической экспертизы являются: - определение уровня экологической опасности намечаемой и осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, которая может в настоящем или будущем прямо или косвенно оказать воздействия на состояние окружающей среды и здоровье населения; - проверка соответствия проектируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям природного законодательства; - определение достаточности и обоснованности предусматриваемых проектом мер по охране природы. Государственная экологическая экспертиза проводится органами Государственного комитета по охране окружающей среды на основе принципов законности, научной обоснованности, комплексности, гласности и участия общественности. Экологическая экспертиза является независимой, вневедомственной и состоит из компетентных, не заинтересованных в ведомственности, в местничестве специалистов. Она оснащена современным оборудованием и связана с местным самоуправлением. Такие экспертизы создаются при комитетах охраны природы регионов. Экологическую экспертизу должны проходить все без исключения проекты и программы, а по инициативе органов местного самоуправления – и ранее принятые программы. Перечень объектов обязательной государственной экологической экспертизы постоянно расширяется: - это проекты государственных планов, программ, концепций, основных направлений и схем размещения производительных сил страны и отраслей хозяйства, предплановая, предпроектная документация, реализация которой может оказать воздействие на состояние окружающей среды; - проекты инструктивно-методических и нормативно-технических документов, документация по созданию новой техники, технологий, материалов и веществ, в том числе закупаемых за рубежом, ввозимая в Россию и вывозимая из России продукция. В последнее время экспертизе подвергаются экологическая ситуация в регионе, действующие предприятия и другие объекты, оказывающие влияние на состояние окружающей среды. Реализация проекта, подлежащего экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается и не подлежит финансированию. Следует отметить, что при размещении объектов, хозяйственная или иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.
7.4. Экологические права граждан Любой гражданин имеет право на благоприятную среду обитания, поскольку природная среда составляет важнейший фактор состояния личности. Наиболее важными и эффективными гарантиями в области обеспечения благоприятной среды являются возможности природопользования граждан, участие в экологических мероприятиях и обсуждении экологических вопросов, обращения в государственные органы. Природопользование существует и реализуется достаточно широко. Общее природопользование, как правило, осуществляется без разрешений: можно свободно пребывать в лесах, собирать дикорастущие ягоды, грибы и т. д. Сюда же относится право собственников, землевладельцев, арендаторов, всех землепользователей, в зависимости от целевого назначения земельного участка, эксплуатировать полезные свойства земли. Возрастает использование природных ресурсов в духовных целях (разные формы наблюдения, изучения, фотографирования животных). Усиливается использование природной среды в оздоровительных целях. Гарантией экологических прав граждан является их осведомленность о состоянии и перспективах изменения окружающей среды. Граждане имеют право на свободное получение полной и достоверной информации о состоянии атмосферного воздуха и вод в регионе, об использовании земли, ее недр, лесов и животного мира (ст.42 Конституции РФ). Важно не только провозглашение этого права, но и уяснение и реализация мер по его обеспечению. Обязанности органов Государственного комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов, Министерства здравоохранения, Федеральной службы лесного хозяйства и других государственных органов – систематически публиковать экологическую информацию. Необходимо воспитывать и осуществлять права граждан на участие в подготовке, принятии, выполнении и контроле за выполнением экологических решений. Граждане имеют право создавать общественные природоохранные объединения и фонды и направлять обращения в органы государственной власти, органы местного самоуправления и должностным лицам о получении полной и достоверной информации о состоянии природной среды в местах своего проживания и мерах по ее охране. Общественные природоохранные объединений граждан вправе: - разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои природоохранные программы в печати, по радио и телевидению; - защищать права и интересы населения в области охраны природы; - организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды; - создавать общественные инспекции по охране природы, требовать проведения соответствующих проверок; - организовывать и проводить общественную экологическую экспертизу; - рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы; - ставить в установленном порядке вопросы об отмене решений о размещении, строительстве, эксплуатации объектов, о приостановлении, ограничении, прекращении их деятельности. - организовывать и проводить слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; - предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде. Государственные органы обязаны учитывать предложения общественных организаций и граждан. В свою очередь граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к ее природным богатствам и соблюдать иные требования законодательства. На формирование подобной гражданской позиции направлена программа экологического воспитания в школах и вузах.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 191. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |