Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФРГ




(Сравнительный анализ законодательства) © 1997 г. Ю. И. Мигачев', С. В. Тихомиров2

• Российской Федерации и в ФРГ правовое по-4——жве военнослужащих регулирует широкий 1ЦГ мконодательных и иных нормативных пра-ЩМХ актов. Основным из них в Российской Фе-1—ави является Закон Российской Федерации щу статусе военнослужащих", в ФРГ - Закон

*Ф Правовом положении военнослужащих".

' Общим моментом в определении правового Я——жения военнослужащих как в Российской

•••(рации, так и в ФРГ является то, что в законо-Шытве закрепляется общий принцип, соглас-> «второму военнослужащий обладает правами

•Яшина страны с определенными ограничени­ям вязанными с военной службой, и несет обя-

•rxtii и ответственность, ею определяемые.

Тж. ст. 1 Закона РФ "О статусе военнослужа-

•Г определяет, что статус военнослужащих

•Ь совокупность прав, свобод, обязанностей и

•тсгвенности военнослужащих, установлен-Я жконодательством и гарантированных госу-рглюм. Особенности правового статуса воен-|МВ^хащих определяются возложенными на них «(^——тестями по вооруженной защите государ-ЯММ^ связанными с необходимостью беспреко-«Й——ого выполнения поставленных задач в лю-|ЬГ условиях, в том числе с риском для жизни. ^ЙЙ|бЖ>вленные особенностями военной службы чения некоторых общегражданских прав и устанавливаются Законом РФ "О статусе •служащих", другими законодательными I Российской Федерации и компенсируются служащим льготами.

Отъя 6 Закона ФРГ "О правовом положении

•юслужащих" закрепляет, что военнослужа-обладает равными с любым гражданином

•мм, которые могут ограничиваться только в ku необходимости требований военной |бы и на строго законном основании.

• кеханизме правового закрепления основных

—— • свобод военнослужащих в Законах РФ и 1НТ наблюдаются определенные различия.

'.Лнишучит Военного университета, кандидат юридических —Н.яооент, подполковник юстиции.

^1|рмф«ооор Академии военных наук, кандидат юридичес­ки—т<. подполковник юстиции, Советник Главного госу-И>чч ни I правового управления Президента РФ.

Закон РФ "О статусе военнослужащих" де­тально регламентирует права и свободы военно­служащих в Российской Федерации: право на за­щиту свободы, чести и достоинства; свободу сло­ва; право на участие в митингах и собраниях;

свободу совести и вероисповедания; право на уча­стие в управлении делами общества и государст­ва; право на свободу передвижения и выбор места жительства; право на труд; право на регламенти­рованное служебное время и время отдыха; право на денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение, торгово-бытовое обслужи­вание; право на жилище; право на охрану жизни, здоровья, медицинскую помощь; право на собст­венность военнослужащих; право на возмещение ущерба; страховые гарантии военнослужащих, право на возмещение ущерба; право на образова­ние и права в области культуры; льготы при проез­де на транспорте и почтовых отправлениях; право военнослужащего на обжалование неправомерных действий; права при увольнении с военной службы и право на трудоустройство; основы социальной за­щиты членов семей военнослужащих.

Закон ФРГ "О правовом положении военнослу-жащих" дртяпт-н" нр раскры"^*^^ пряия ^ свобод1" военнослужащих. Как уже отмечалось, в ст. 6 это­го Закона указано, что военнослужащий имеет равные с остальными гражданами права. Зако-ном^станавливаются только ограничения в пра­вах, связанные с военной службой. Кроме того этим и другим законами устанавливаются права военнослужащих, связанные с прохождением воен­ной службы: право на материальное обеспечение, право на отпуск, право на охрану здоровья и т.д.

Что касается ограничений в реализации воен­нослужащими своих прав, то здесь Закон РФ "О статусе военнослужащих" и Закон ФРГ "О правовом положении военнослужащих" име­ют сходные положения. И в Российской Федера­ции и ФРГ для военнослужащих ограничиваются свобода передвижения и право на выбор места жительства, участие в политической деятельнос­ти, свобода слова, право заниматься побочной де­ятельностью.

Так, право на свободу передвижения в соответ­ствии со ст. 6 Закона РФ "О статусе военнослужа­щих" реализуется военнослужащими с учетом

41


42

МИГАЧЕВ, ТИХОМИРОВ

необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия военнослужащих к месту службы. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, вправе свободно передвигаться в рас­положении воинских частей и в пределах гарни­зонов, в которые они уволены из расположения воинских частей. Выезд военнослужащих за пре­делы гарнизонов, на территориях которых они проходят военную службу, осуществляется в по­рядке, определяемом общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, а за пределы Российской Федерации - в порядке уста­новленном законодательством РФ.

В ст. 18 Закона ФРГ "О правовом положении военнослужащих" указывается, что в соответст­вии со спецификой военной службы военнослу­жащие должны проживать и питаться совместно с сослуживцами. Предписания, регулирующие эту область воинского быта, издает министр обо­роны, согласуя их с министром внутренних дел.

Имеет для военнослужащих определенные ог­раничения и свобода слова. Так, в соответствии со ст. 7 Закона РФ "О статусе военнослужащих" во­еннослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не должны разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы коман­диров (начальников).

Сходная по своему содержанию норма закреп­ляется в ст. 14 Закона ФРГ "О правовом положе­нии военнослужащих". В соответствии с этой ста­тьей военнослужащий должен сохранять в тайне сведения закрытого характера, ставшие ему изве­стными по службе, в том числе и после увольне­ния с военной службы. Публичные заявления по вопросам служебной деятельности, касающиеся сведений закрытого характера, военнослужащий может делать только с разрешения командова­ния. После увольнения с военной службы по тре­бованию командования военнослужащий обязан сдать все имеющиеся у него печатные материа­лы, рисунки, эскизы, другую изобразительную продукцию служебного характера, а в случае не­обходимости и записи личного характера. В слу­чае смерти военнослужащего это правило рас­пространяется на его близких.

Детально урегулированы в законодательстве Российской Федерации и ФРГ вопросы участия военнослужащих в общественной и политичес­кой деятельности.

Так, в соответствии со ст. 7 и 9 Закона РФ "О статусе военнослужащих" военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политических целей, и участво­вать в их деятельности, не находясь при исполне­нии обязанностей военной службы.

Военнослужащие также вправе в неслужебное время участвовать в митингах, собраниях, улич­ных шествиях, демонстрациях, пикетировании, не преследующих политических целей и не запре­щенных органами государственной власти и уп­равления и органами местного самоуправления. В служебное время военнослужащие принимают участие в собраниях и иных общественных меро­приятиях в порядке, предусмотренном общевоин­скими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации. Участие военнослужащих в забастов­ках запрещается.

Статья 15 Закона ФРГ "О правовом положе­нии военнослужащих" запрещает военнослужа­щим в рамках службы действовать в интересах какой-либо политической организации. Пропа­гандистская работа и агитация в интересах любой политической организации не допускается. Воен­нослужащий не должен использовать свое поло­жение с целью оказать влияние на политические взгляды подчиненных. Во время участия в поли­тических мероприятиях военнослужащим запре­щается ношение военной формы одежды.

Законодательство как Российской Федерации, так и ФРГ не запрещает военнослужащим изби­рать и быть кандидатами на выборах. Однако во­еннослужащие-депутаты имеют особое правовое положение, регулируемое специальными законо­дательными актами.

Ограничивается для военнослужащих и право заниматься дополнительной деятельностью. Так, в соответствии со ст. 10 Закона РФ "О статусе во­еннослужащих" военнослужащие не вправе сов­мещать военную службу с работой на предприя­тиях, в учреждениях и организациях, за исключе­нием занятий научной, преподавательской и творческой деятельностью, если она не препятст­вует исполнению обязанностей военной службы. Военнослужащим запрещается оказывать содей­ствие физическим и юридическим лицам с ис­пользованием служебного положения в осуще­ствлении предпринимательской деятельности, а также получать за это вознаграждение и льготы.

В соответствии со ст. 20, 21 Закона ФРГ "О правовом положении военнослужащих" воен­нослужащие имеют право заниматься дополни­тельной трудовой деятельностью, а также опе­кунской и благотворительной деятельностью только с разрешения непосредственного началь­ника. Писательской и научной деятельностью, искусством, а также управлением собственным имуществом военнослужащие занимаются без какого-либо разрешения.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, занятие дополнительной дея­тельностью запрещается только в тех случаях, когда такое занятие наносит ущерб службе или противоречит служебным интересам.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО № 8 1997


ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

43

Наряду с правами и свободами элементами «(^мювого положения военнослужащих, установ-м—юго законодательством, являются обязанно­сти которые, как в Российской Федерации, так и

• •РГ можно подразделить на общие, должност-«ис м специальные.

В соответствии со ст. 24 Закона Российской

•вжрации "О статусе военнослужащих" сущест-

•» •пинского долга составляют защита государст­в——оси суверенитета и территориальной целост-

•К1« Российской Федерации, обеспечение безо-

•ости государства, отражение вооруженного «яения, а также выполнение задач в соответ-

— с международными обязательствами РФ. чюослужащие обязаны быть верными Воен-врисяге, беззаветно служить своему народу, кственно и умело защищать свое Отечество;

«u соблюдать Конституцию и законы Россий-А федерации, требования общевоинских уста-Вооруженных Сил РФ, беспрекословно вы­ть приказы командиров (начальников); до-цггь честью и боевой славой защитников 1Нмго народа, честью воинского звания и войско-Пик товариществом; совершенствовать воинское |ВИТ1|и iiiii. содержать в постоянной готовности

• •ркменению вооружение и военную технику, difik военное имущество; быть дисциплиниро-<l—uu>i, бдительными, хранить государствен-4р» я военную тайну; соблюдать нормы между-«•упхного права в военной области, принятые Й——Аской Федерации.

6 соответствии с Законом ФРГ "О правовом

•ММжении военнослужащих" долг военнослужа-4СГО - верно служить Федеративной Республике (^млипи и мужественно защищать права и сво-lk—9 немецкого народа. Обязанностями военно-«МИшцсго являются защита демократического Щ^ал. повиновение начальнику и исполнение

приказов, уважение части, достоинства и прав со­служивцев, оказание им помощи, правдивость в служебных вопросах, сохранение тайны, соблю­дение требований дисциплины, забота о сохране­нии здоровья, соблюдение правил общежития.

Однако в правовой регламентации отдельных обязанностей военнослужащих имеются опреде­ленные отличия.

Так, в соответствии со ст. 11 Закона ФРГ "О правовом положении военнослужащих" не считается неповиновением невыполнение прика­зов, унижающих человеческое достоинство, или отданных не в интересах службы. Приказ не дол­жен выполняться, если он направлен на соверше­ние преступного действия. За выполнение таких приказов военнослужащий привлекается к ответ­ственности, если подчиненный действовал умыш­ленно или преступность приказа или действий по его выполнению была ему очевидна.

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации закрепляет принцип бе­зусловности исполнения приказа. Приказ коман­дира (начальника) должен быть выполнен бес­прекословно, точно и в срок. В качестве правовой гарантии от незаконного приказа в Уставе за­креплена норма, что военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона.

По нашему мнению, проведение сравнитель­ного анализа законодательства Российской Фе­дерации и зарубежных стран в сфере правового положения военнослужащих является весьма позитивным для анализа зарубежного опыта пра­вового регулирования и совершенствования оте­чественного законодательства.

ПХ-УДАРСТВО И ПРАВО № 8 1997










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...