Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФРГ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
(Сравнительный анализ законодательства) © 1997 г. Ю. И. Мигачев', С. В. Тихомиров2 • Российской Федерации и в ФРГ правовое по-4——жве военнослужащих регулирует широкий 1ЦГ мконодательных и иных нормативных пра-ЩМХ актов. Основным из них в Российской Фе-1—ави является Закон Российской Федерации щу статусе военнослужащих", в ФРГ - Закон *Ф Правовом положении военнослужащих". ' Общим моментом в определении правового Я——жения военнослужащих как в Российской •••(рации, так и в ФРГ является то, что в законо-Шытве закрепляется общий принцип, соглас-> «второму военнослужащий обладает правами •Яшина страны с определенными ограничениям вязанными с военной службой, и несет обя- •rxtii и ответственность, ею определяемые. Тж. ст. 1 Закона РФ "О статусе военнослужа- •Г определяет, что статус военнослужащих •Ь совокупность прав, свобод, обязанностей и •тсгвенности военнослужащих, установлен-Я жконодательством и гарантированных госу-рглюм. Особенности правового статуса воен-|МВ^хащих определяются возложенными на них «(^——тестями по вооруженной защите государ-ЯММ^ связанными с необходимостью беспреко-«Й——ого выполнения поставленных задач в лю-|ЬГ условиях, в том числе с риском для жизни. ^ЙЙ|бЖ>вленные особенностями военной службы чения некоторых общегражданских прав и устанавливаются Законом РФ "О статусе •служащих", другими законодательными I Российской Федерации и компенсируются служащим льготами. Отъя 6 Закона ФРГ "О правовом положении •юслужащих" закрепляет, что военнослужа-обладает равными с любым гражданином •мм, которые могут ограничиваться только в ku необходимости требований военной |бы и на строго законном основании. • кеханизме правового закрепления основных —— • свобод военнослужащих в Законах РФ и 1НТ наблюдаются определенные различия. '.Лнишучит Военного университета, кандидат юридических —Н.яооент, подполковник юстиции. ^1|рмф«ооор Академии военных наук, кандидат юридически—т<. подполковник юстиции, Советник Главного госу-И>чч ни I правового управления Президента РФ. Закон РФ "О статусе военнослужащих" детально регламентирует права и свободы военнослужащих в Российской Федерации: право на защиту свободы, чести и достоинства; свободу слова; право на участие в митингах и собраниях; свободу совести и вероисповедания; право на участие в управлении делами общества и государства; право на свободу передвижения и выбор места жительства; право на труд; право на регламентированное служебное время и время отдыха; право на денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение, торгово-бытовое обслуживание; право на жилище; право на охрану жизни, здоровья, медицинскую помощь; право на собственность военнослужащих; право на возмещение ущерба; страховые гарантии военнослужащих, право на возмещение ущерба; право на образование и права в области культуры; льготы при проезде на транспорте и почтовых отправлениях; право военнослужащего на обжалование неправомерных действий; права при увольнении с военной службы и право на трудоустройство; основы социальной защиты членов семей военнослужащих. Закон ФРГ "О правовом положении военнослу-жащих" дртяпт-н" нр раскры"^*^^ пряия ^ свобод1" военнослужащих. Как уже отмечалось, в ст. 6 этого Закона указано, что военнослужащий имеет равные с остальными гражданами права. Зако-ном^станавливаются только ограничения в правах, связанные с военной службой. Кроме того этим и другим законами устанавливаются права военнослужащих, связанные с прохождением военной службы: право на материальное обеспечение, право на отпуск, право на охрану здоровья и т.д. Что касается ограничений в реализации военнослужащими своих прав, то здесь Закон РФ "О статусе военнослужащих" и Закон ФРГ "О правовом положении военнослужащих" имеют сходные положения. И в Российской Федерации и ФРГ для военнослужащих ограничиваются свобода передвижения и право на выбор места жительства, участие в политической деятельности, свобода слова, право заниматься побочной деятельностью. Так, право на свободу передвижения в соответствии со ст. 6 Закона РФ "О статусе военнослужащих" реализуется военнослужащими с учетом 41 42 МИГАЧЕВ, ТИХОМИРОВ необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия военнослужащих к месту службы. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, вправе свободно передвигаться в расположении воинских частей и в пределах гарнизонов, в которые они уволены из расположения воинских частей. Выезд военнослужащих за пределы гарнизонов, на территориях которых они проходят военную службу, осуществляется в порядке, определяемом общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, а за пределы Российской Федерации - в порядке установленном законодательством РФ. В ст. 18 Закона ФРГ "О правовом положении военнослужащих" указывается, что в соответствии со спецификой военной службы военнослужащие должны проживать и питаться совместно с сослуживцами. Предписания, регулирующие эту область воинского быта, издает министр обороны, согласуя их с министром внутренних дел. Имеет для военнослужащих определенные ограничения и свобода слова. Так, в соответствии со ст. 7 Закона РФ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не должны разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командиров (начальников). Сходная по своему содержанию норма закрепляется в ст. 14 Закона ФРГ "О правовом положении военнослужащих". В соответствии с этой статьей военнослужащий должен сохранять в тайне сведения закрытого характера, ставшие ему известными по службе, в том числе и после увольнения с военной службы. Публичные заявления по вопросам служебной деятельности, касающиеся сведений закрытого характера, военнослужащий может делать только с разрешения командования. После увольнения с военной службы по требованию командования военнослужащий обязан сдать все имеющиеся у него печатные материалы, рисунки, эскизы, другую изобразительную продукцию служебного характера, а в случае необходимости и записи личного характера. В случае смерти военнослужащего это правило распространяется на его близких. Детально урегулированы в законодательстве Российской Федерации и ФРГ вопросы участия военнослужащих в общественной и политической деятельности. Так, в соответствии со ст. 7 и 9 Закона РФ "О статусе военнослужащих" военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Военнослужащие также вправе в неслужебное время участвовать в митингах, собраниях, уличных шествиях, демонстрациях, пикетировании, не преследующих политических целей и не запрещенных органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления. В служебное время военнослужащие принимают участие в собраниях и иных общественных мероприятиях в порядке, предусмотренном общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации. Участие военнослужащих в забастовках запрещается. Статья 15 Закона ФРГ "О правовом положении военнослужащих" запрещает военнослужащим в рамках службы действовать в интересах какой-либо политической организации. Пропагандистская работа и агитация в интересах любой политической организации не допускается. Военнослужащий не должен использовать свое положение с целью оказать влияние на политические взгляды подчиненных. Во время участия в политических мероприятиях военнослужащим запрещается ношение военной формы одежды. Законодательство как Российской Федерации, так и ФРГ не запрещает военнослужащим избирать и быть кандидатами на выборах. Однако военнослужащие-депутаты имеют особое правовое положение, регулируемое специальными законодательными актами. Ограничивается для военнослужащих и право заниматься дополнительной деятельностью. Так, в соответствии со ст. 10 Закона РФ "О статусе военнослужащих" военнослужащие не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением занятий научной, преподавательской и творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. Военнослужащим запрещается оказывать содействие физическим и юридическим лицам с использованием служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности, а также получать за это вознаграждение и льготы. В соответствии со ст. 20, 21 Закона ФРГ "О правовом положении военнослужащих" военнослужащие имеют право заниматься дополнительной трудовой деятельностью, а также опекунской и благотворительной деятельностью только с разрешения непосредственного начальника. Писательской и научной деятельностью, искусством, а также управлением собственным имуществом военнослужащие занимаются без какого-либо разрешения. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, занятие дополнительной деятельностью запрещается только в тех случаях, когда такое занятие наносит ущерб службе или противоречит служебным интересам. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО № 8 1997 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 43 Наряду с правами и свободами элементами «(^мювого положения военнослужащих, установ-м—юго законодательством, являются обязанности которые, как в Российской Федерации, так и • •РГ можно подразделить на общие, должност-«ис м специальные. В соответствии со ст. 24 Закона Российской •вжрации "О статусе военнослужащих" сущест- •» •пинского долга составляют защита государств——оси суверенитета и территориальной целост- •К1« Российской Федерации, обеспечение безо- •ости государства, отражение вооруженного «яения, а также выполнение задач в соответ- — с международными обязательствами РФ. чюослужащие обязаны быть верными Воен-врисяге, беззаветно служить своему народу, кственно и умело защищать свое Отечество; «u соблюдать Конституцию и законы Россий-А федерации, требования общевоинских уста-Вооруженных Сил РФ, беспрекословно выть приказы командиров (начальников); до-цггь честью и боевой славой защитников 1Нмго народа, честью воинского звания и войско-Пик товариществом; совершенствовать воинское |ВИТ1|и iiiii. содержать в постоянной готовности • •ркменению вооружение и военную технику, difik военное имущество; быть дисциплиниро-<l—uu>i, бдительными, хранить государствен-4р» я военную тайну; соблюдать нормы между-«•упхного права в военной области, принятые Й——Аской Федерации. 6 соответствии с Законом ФРГ "О правовом •ММжении военнослужащих" долг военнослужа-4СГО - верно служить Федеративной Республике (^млипи и мужественно защищать права и сво-lk—9 немецкого народа. Обязанностями военно-«МИшцсго являются защита демократического Щ^ал. повиновение начальнику и исполнение приказов, уважение части, достоинства и прав сослуживцев, оказание им помощи, правдивость в служебных вопросах, сохранение тайны, соблюдение требований дисциплины, забота о сохранении здоровья, соблюдение правил общежития. Однако в правовой регламентации отдельных обязанностей военнослужащих имеются определенные отличия. Так, в соответствии со ст. 11 Закона ФРГ "О правовом положении военнослужащих" не считается неповиновением невыполнение приказов, унижающих человеческое достоинство, или отданных не в интересах службы. Приказ не должен выполняться, если он направлен на совершение преступного действия. За выполнение таких приказов военнослужащий привлекается к ответственности, если подчиненный действовал умышленно или преступность приказа или действий по его выполнению была ему очевидна. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации закрепляет принцип безусловности исполнения приказа. Приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок. В качестве правовой гарантии от незаконного приказа в Уставе закреплена норма, что военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона. По нашему мнению, проведение сравнительного анализа законодательства Российской Федерации и зарубежных стран в сфере правового положения военнослужащих является весьма позитивным для анализа зарубежного опыта правового регулирования и совершенствования отечественного законодательства. ПХ-УДАРСТВО И ПРАВО № 8 1997 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 208. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |