Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ГАРАНТИИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




©1997г. Ю.И.Мигачев1

Одним из важных направлений военной ре­формы в Российской Федерации является созда­ние эффективной системы правовых гарантий военнослужащим и демократизация военной ор­ганизации. Решение этих задач необходимо осу­ществлять в соответствии с принципами правово­го государства и нормами международного права. В настоящее время закладывается правовая осно­ва военной реформы, приняты Законы "Об обо­роне", "О статусе военнослужащих", "О пенсион­ном обеспечении военнослужащих" и ряд других.

В связи с этим возникает необходимость ис­пользования опыта других стран, особенно в во­просе правового статуса военнослужащего и реа­лизации его гарантий. Проблемой правового статуса военнослужащих длительное время зани­маются военные юристы. Специальному иссле­дованию правового статуса военнослужащих по­священа работа Артамонова Н.В., в которой раскрыты понятие, структура и особенности правового статуса военнослужащих; исследова­лись эти вопросы такими российскими учеными, как Х.М. Ахметшин, Д.Н. Артамонов, Г.И. Коли-баба, Н.И. Кузнецов, П.И. Романов, В.П. Сере­гин, Б.Ф. Старов, В.Г. Стрекозов, А.А. Тер-Ако-пов, а также зарубежными учеными: К. Хессе, Ж.-К. Рокепло, Р. Крекером и др. В настоящее время, как и ранее, одним из важнейших теорети­ческих и практических вопросов, стоящих перед военными юристами, является вопрос о правовом статусе военнослужащих и его реализация. Свя­зано это в первую очередь с тем, что в Российской Федерации произошли значительные политичес­кие, социальные, экономические изменения, ко­ренным образом обновилось законодательство, сложилась определенная практика его примене­ния, в том числе и судебная.

Однако, в силу множества нерешенных соци­ально-экономических и политических проблем в современном российском государстве определен­ная часть норм, прямо закрепленных в Законе РФ "О статусе военнослужащих", не действует, а от­дельные теоретические и прикладные проблемы до настоящего времени разработаны слабо и не

1 Докторант кафедры теории, истории государства и между­народного права Военного университета, кандидат юриди­ческих наук,доцент.

получили своей практической реализации. Это выражается и в неполном финансировании соци­альных программ в интересах военнослужащих, и в перебоях в выдаче денежного довольствия -практически единственного источника существо­вания семей военнослужащих, и в целом ряде дру­гих проблем, стоящих перед военнослужащими и органами военного управления. Продолжает па­дать престиж военной службы, снижается соци­альное самочувствие и моральный дух военнослу­жащих, а именно от них в значительной степени зависит победа на войне, высокая боеспособность и боеготовность войск. Все эти вопросы требуют тщательного изучения и осмысления, а, следова­тельно, проблема правового статуса и его гаран­тий остается наиважнейшей в области военного права.

Военнослужащие пользуются установленны­ми правами и свободами с ограничениями, опре­деляемыми условиями военной службы. Однако эти права и свободы могут быть нарушены или ущемлены в результате противоправной деятель­ности государственной власти и управления, ор­ганов местного самоуправления, должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, ор­ганов военного управления, а также преступной деятельности граждан. Предусмотренные дейст­вующим законодательством правовые средства не всегда позволяют защищать, охранять и вос­станавливать права и свободы военнослужащих и гарантировать эффективный механизм их реали­зации.

Проблема гарантий реализации правового статуса, защиты прав и свобод военнослужащих, если брать ее в полном объеме, представляется чрезвычайно широкой, многоплановой, ком­плексной проблемой, которую можно разраба­тывать по многим направлениям и в различных аспектах: общая характеристика правового ста­туса, гарантии его осуществления, механизмы и способы защиты, соотношение с обязанностями, пути дальнейшего развития статуса военнослужа­щего, место и роль в механизме правового регу­лирования и соотношение с социальным статусом и т.д.

Сложные связи, возникающие между государ­ством и военнослужащими, их взаимоотношения

73


....,..- .....ьйл&ыаажяимиии

74

МИГАЧЕВ

друг с другом фиксируются государством в юри­дической форме - в форме прав, свобод, обязан­ностей, ответственности и гарантий, образующих правовой статус. Правовой статус военнослужа­щих - одна из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с соци­альной структурой общества, уровнем демокра­тии, состоянием законности.

Правовой статус военнослужащих законода­тельно закрепляется государством в конституци­ях и иных нормативно-правовых актах.

Прежде чем перейти к освещению этой очень актуальной проблемы, не менее важно, на взгляд автора, в связи с этим обратиться к истории во­проса.

В российской и зарубежной юриспруденции нормы военного законодательства традиционно обособлялись от норм общего законодательства. Нормы первой Конституции США 1787 г., Фран­цузской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. не содержали особенностей закрепления правового положения военнослужащих. Демо­кратические правовые институты и законность как общий принцип государственности считались чуждыми армии, поскольку армия будто бы име­ет особую природу, отличную от природы госу­дарства, и поскольку в основе ее организации ле­жат беспрекословная дисциплина и повиновение приказам, а в основе действий - военная необхо­димость, несовместимая с общепринятыми нача­лами и принципами законности.

Российские и зарубежные юристы XVIIII-XIX столетий, ссылаясь на специфику военной орга­низации, на особое положение армии в механизме государства, ее исключительность и ее функции, единодушно утверждали, что общепризнанные правовые начала и принципы правового статуса гражданина не могут в полной мере найти приме­нения в Вооруженных Силах и должны быть ог­раничены.

Известный российский юрист профессор Александровской военно-юридической акаде­мии A.M. Добровольский в своей книге "Особен­ности положения военнослужащих в области пуб­личного права" писал, что правовое положение военнослужащих в государстве в некоторых от­ношениях является иным, чем у других граждан. На это положение оказывает воздействие особая природа военной службы. Определяющим мо­ментом здесь являются: во-первых, особый пуб­лично-правовой характер армии, как организа­ции, предназначенной для вооруженной борьбы;

во-вторых, особенность взаимных отношений и составляющих ее элементов (дисциплина, воин­ский правопорядок), обусловленная в своем суще­ствовании необходимостью внутренней сплочен­ности армии и проникновением ее единым духом,

и, в-третьих, существо военной службы, как служ­бы государственной. Далее A.M. Добровольский показывает, что особенности положения военно­служащих в области публичного права могут за­ключаться и в том, что в известных случаях нор­мы общего права в отношении их не получают применения или же для них (в силу особенностей их служебного положения) создаются специаль­ные нормы. Как в том, так и в другом случае их права могут подвергнуться ограничениям или же, наоборот, военнослужащие в этом отношении могут быть поставлены в привилегированное, по сравнению с другими гражданами, положение. Именно в этих границах вопросы, касающиеся юридического положения в государстве военно­служащих, являются предметом исследования во­енного права. Военное право должно выяснить логическую необходимость установления для во­еннослужащих тех или других специальных норм,

указать пределы и областьих применения2.

Указывая на то, что деятельность армии и флота проявляется обычно за рамками внутри­государственной правовой системы, российские и зарубежные государствоведы исключали так называемое военное право из сферы норм госу­дарственного, административного и уголовного права. Вместе с тем, говоря о необходимости предоставления военнослужащим части обще­гражданских прав и провозгласив лозунг о полити­ческой нейтральности армии, российские и зару­бежные юристы истолковывали его в духе необхо­димости ограничения прав военнослужащих.

Так, российский юрист A.M. Добровольский, как и западноевропейские государствоведы Ел-линек, Эсмен, Орму, доказывал, что необходи­мость ограничения военнослужащих в полити­ческих правах проистекает "из принципов охраны общественных интересов... и устранения армии от политической роли в государстве; и из принци­па охраны специальных интересов армии, охраны в ней дисциплины и воинского правопорядка". Особый характер отношений, существующих в армии, обязанность подчиненных повиноваться начальникам создает, по мнению A.M. Добро­вольского, такие условия, "при которых возмож­но самое широкое давление при выборах на под­чиненных со стороны начальников. При наличии этого давления возможно, что подчиненный или подаст голос согласно мнению и приказу своего начальника, и тогда этот голос никакого значе­ния не имеет, т.к. он не является выражением сво­бодной воли; илиже подчиненный подаст голос вопреки приказу своего начальника, тогда им на­рушается основной принцип военного быта - во­енная дисциплина"3.

См.: Добровольский A.M. Особенности положения военно­служащих в области публичного права. СПб., 1913, с. 3-4. 3 См.: там же.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО № 10 1997


ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

75

К этим рассуждениям он добавляет так же то, что предвыборная агитация в Вооруженных Си­лах якобы "деморализует" войска; предвыборная борьба вызывает нежелательную рознь и прист­растие среды командного состава; офицерский состав отвлекается от своих прямых обязаннос­тей, чем наносится вред военному делу; депутат -плохой офицер, так как привыкает к рассуждени­ям в парламенте и самостоятельности; офицеры и солдаты не могут вместе заседать в парламенте, поскольку "подрывается дисциплина и роняется авторитет начальника", ведение в войсках поли­тической пропаганды может послужить дестаби­лизирующим фактором.

Соображения такого же порядка высказывал

и А.Д. Градовский4. Как нам представляется, A.M. Добровольский, А.Д. Градовский и другие не смогли установить тот уровень ограничений в пассивном избирательном праве военнослужа­щих, который смог бы решить проблему. Это бы­ло в конечном итоге сделано к концу XX столе­тия. Вместе с тем A.M. Добровольский удачно раскрывает подлинную суть принципа политиче­ского нейтралитета армии. "При борьбе полити­ческих партий в государстве войска могут сде­латься.. . орудием политических домогательств и, даже более того, вотирующая армия может вы­сказаться против правительства и стать к нему во враждебные отношения. Предоставление армии политических Прав... может превратить ее из си­лы, повинующейся и служащей закону и общего­сударственным интересам, в силу, служащую ин­тересам партии"5.

Точку зрения A.M. Добровольского поддер­живал и другой российский теоретик военного права А. Греков: "Армия всегда должна быть вне партий и над ними, подобно той верховной правя­щей воле, последней опорой для которой она слу­жит... В моменты народных волнений, револю­ций, мятежей, когда колеблются все нравствен­ные принципы и все устои мирной жизни общества теряют свое привычное понимание, противиться насильственному посягательству на

государство может лишь его вооруженная сила" .

По мнению автора, российским ученым в ре­зультате их исследований удалось правильно сформулировать основополагающий принцип строительства армии - принцип политической нейтральности в Вооруженных Силах, заключа­ющийся в установлении ряда ограничений кон­ституционных прав военнослужащих в полити-

4 См.: Градовский АД. Государственное право важнейших европейских держав. СПб. 1895, с. 319.

5 Добровольский A.M. Особенности положения военнослу­жащих в области публичного права, с. 8.

6 См.: Греков А.Правовое положение армии в государстве.СПб. 1980, с. 9, 86.

ческой области. Впоследствии данное положе­ние было закреплено в международно-правовых актах.

По законам российского военного законода­тельства конца XIX-начала XX века военнослу­жащим российской армии было запрещено: вхо­дить в состав и принимать участие в каких бы то ни было союзах, группах, организациях, партиях и т.п., образуемых с политической целью, а также присутствовать на различного рода политических собраниях, печатать без разрешения и предвари­тельной цензуры начальства литературные про­изведения. По избирательным законам Россий­ской Империи все военнослужащие были лише­ны активного и пассивного избирательного права. Во Франции по Законам 2 декабря 1852 г. и 30 ноября 1875 г. с поправками в 1889 г. военно­служащие, за исключением маршалов, генералов и старших офицеров генштаба, также не имели избирательных прав. Военнослужащим кайзе­ровской Германии было запрещено заниматься политической деятельностью, они были лишены избирательных прав.

Российские и западноевропейские ученые пи­сали также об ограничениях военнослужащих в области частного права. Однако A.M. Добро­вольский отмечал, что военно-служебные отно­шения, налагая на военнослужащих известные обязанности, вместе с тем предоставляют им не­которые субъективные права, вытекающие из служебного положения, а именно:

1) право на защиту чести и достоинства лично­сти при исполнении служебных обязанностей;

2) право на содержание;

3) право на возмещение расходов, производи­мых в интересах службы;

4) право на почетные преимущества, выража­ющиеся в награждении деньгами, землями, по­дарками.

Российскими учеными начала XX столетия была сделана первая попытка сбалансировать права и обязанности военнослужащих. Установ­ление для военнослужащих определенных льгот и привилегий сообразовывается с тем обстоя­тельством, что в силу их служебного положения осуществление принадлежащих им гражданских прав является затруднительным или фактически невозможным. Поскольку в этих случаях нормы общего права не могут быть применимы, то для возможности осуществления военнослужащими своих гражданских прав государство было при­звано создать для них специальный закон, в кото­ром кроме ограничений присутствовали и соот­ветствующие привилегии. Это положение, по мнению автора, представляется наиболее важным, ввиду того, что оно содействует установлению

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО № 10 1997


76

МИГАЧЕВ

правового статуса военнослужащих. По такому пути пошли большинство современных госу­дарств Европы, приняв специальные законы о статусе военнослужащих (Закон о правовом по­ложении военнослужащих ФРГ 1956 г. ; Закон об общем статусе военнослужащих Французкой Рес­публики 1972 г.)8.

Учитывая особый характер исполнения обя­занностей военной службы, Международные пак­ты о правах человека 1966 г. предусмотрели воз­можность ограничения некоторых прав в отно­шении военнослужащих.

Например, в ст. 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах говорится о праве на создание профессиональных союзов и участие в их деятельности, однако в п. 2 этой статьи отмечается, что она не препятствует введению законных ограничений пользоваться этими правами для лиц, входящих в состав воору­женных сил, полиции или администрации госу­дарства.

Международный пакт о гражданских и поли­тических правах в п. 3 ст. 8 провозглашает, что никто не должен привлекаться к принудительно­му или обязательному труду, однако здесь же ска­зано, что термином "принудительный или обяза­тельный труд" в настоящем пункте не охватывается какая бы то ни было служба военного характера.

В ст. 22 этого же Пакта, провозглашающей право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы, записано, что насто­ящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции.

Для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравст­венности населения могут быть введены и иные ограничения, в частности, свободы передвиже­ния, права на свободное выражение своего мне­ния и т.п.

В отечественной военно-правовой литературе долгое время господствовал тезис о политичес­ком и гражданском полноправии военнослужа­щих. Впервые вопрос о том, что военная служба объективно вызывает ограничения некоторых прав военнослужащего как гражданина, был по­ставлен Н.В. Артамоновым в 1983 г. на страницах журнала "Советское государство и право".

Однако ряд ученых (П.И. Романов, В.П. Сере­гин и др.) утверждали, что специальное исследо-

7 Gesetz uber die Rechtstellung der Soldaten (Soldatengesetz) in der Fassung der Bekamtmachung. Vom 19. August 1975. BGBL. I s. 2273.

8 Loi portant sur statut general des militaires 13 juillet 1972. Jour­nal Officiel 1972, 14 juillet, p. 7430.

вание правового статуса военнослужащих не­обоснованно, поскольку, мол, к военнослужащим как полноправным гражданам, относится и все то, что говорится и пишется о правовом статусе

граждан вообще9. Н.В. Витрук ограничивал со­держание специального статуса лишь специаль­ными правами и обязанностями10.

Н.В. Артамонов в диссертационном исследо­вании пришел к важному общетеоретическому выводу о существовании специального правово­го статуса военнослужащих, рассмотрел его структуру: общую (относящуюся к правовому статусу гражданина вообще), специальную (со­вокупность общих военно-служебных прав и обязанностей), особенную (комплекс специфи­ческих черт, характеризующих правовое поло­жение соответствующих категорий военнослу­жащих), и, наконец, единоличную, включаю­щую в себя особенности правового положения конкретного военнослужащего.

Н.В. Артамонов, Г.В. Орлов (авторы инициа­тивного проекта о статусе военнослужащих Рос­сии) выступили с позиции возможности ограниче­ния конституционных прав военнослужащих .В их проекте впервые обосновывался принцип: во­еннослужащие пользуются общегражданскими правами и свободами с ограничениями, обуслов­ленными особенностями военной службы и пре­дусмотренными законом о статусе. Что же каса­ется материального обеспечения и льгот, уста­новленных для военнослужащих и их семей, то они призваны компенсировать тяготы и лишения военной службы, а также обусловленные ею ог­раничения права. В результате взаимодействия прав и обязанностей военнослужащих и как след­ствие установленного соотношения правоограни-чений и преимуществ должен достигаться при­мерно тот же баланс прав и обязанностей, кото­рый имеют и другие категории граждан России.

По мнению профессора Н.В. Артамонова, правовой статус военнослужащих состоит из об­щей (общегражданской) и военно-служебной час­тей, причем эти части диалектически взаимодей­ствуют. "Таким образом, - пишет он - под право­вым статусом военнослужащих понимается юридически гарантированное положение их в об­ществе, определяемое совокупностью предусмот­ренных как общим, прежде всего Конституцией, так и специальным военным законодательством прав и свобод, обязанностей и ответственности

данной категории граждан"12.

9 См.: Военное право. М., 1988, с. 242.

10 См.: Витрук Н.В. Основы правового положения личнос­ти в социалистическом обществе. М., 1979, с. 187.

" См.: Сов. гос. и право. 1990, № 11, с. 49.

12 См.: Артамонов Н.В. Правовой статус советских военно­служащих и его обеспечение. М., 1984, с. 14-15.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО № 10 1997


ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

77

Точку зрения о наличии специального право­вого статуса военнослужащих мы находим и у за­рубежных ученых. Так, немецкий юрист К. Хессе прямо указывает на понятие и своеобразие "осо­бых отношений властвования" (особый статус). "Это понятие, - пишет он, - широко применяемое в настоящее время, означает и показывает взаи­мосвязь между личностью и государством, кото­рая и основывается на особых обязанностях, вы­ходящих за рамки обычных прав и обязанностей гражданина в государстве, причем это проявляет­ся и в особых правах, например, в отношениях го­сударства и чиновников, солдат и учащихся госу­дарственных школ"13. Такие отношения необхо­димы для жизни общества в целом. И далее К. Хессе пишет, что эти "особые отношения" должны регулироваться отдельными актами, но самих порядок определяется не в сфере, лежа­щей вне конституции, а, наоборот, находит свое подтверждение именно в конституции. Исходя из указанных существенных особенностей отноше­ний невозможно определить единый особый ста­тус, а лишь множество различных отношений особого статуса, общность которых заключается в модификации гражданского статуса.

Отношения, регулируемые особым статусом, и нормы, в которых они находят свое правовое содержание, не смогли бы выполнить свои задачи в жизни общества, если бы общий, определяемый общегражданскими правами, конституционно-правовой статус личности полностью сохранялся в содержании особого статуса. Так, было бы не­совместимо с обязанностями чиновников и воен­нослужащих запрещение разглашения служеб­ных сведений, если бы при этом они могли ссы­латься на право свободы выражения мнения. Из этих посылок К. Хессе делает вывод, что в вопро­се о границах прав особого статуса военнослужа­щих все имеющиеся ограничения должны базиро­ваться на законе настолько, насколько это за­креплено или по крайней мере предусмотрено в

нормах конституции14.

Это наглядно представлено в ст. 17-а п. 2 Ос­новного Закона ФРГ, в которой для военнослу­жащих или лиц, состоящих на службе, заменяю­щей военную, может быть установлено ограниче­ние на пользование конституционным правом во время их службы (выражать и распространять свои убеждения письменно, устно и путем изобра­жений)15.

См.: Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М.. 1981,с.169.

См.: Хессе К. Основы конституционного права ФРГ, с. 169. 15 См.: Современные зарубежные конституции. М„ 1992. с.150.

В развитие Основного Закона К. Хессе строит свои концептуальные воззрения в следующем на­правлении. Он отмечает, что ограничения прав военнослужащих возможно лишь при двух усло­виях. Отношения особого статуса, во-первых, должны быть неотъемлемой частью конституци­онного строя, это означает, что основы их долж­ны быть заложены в самой конституции и преду­смотрены в ней. Во-вторых, особенности отно­шений особого статуса требуют ограничения прав военнослужащих (правда, возникает вопрос, насколько данное ограничение допустимо). Если конституционные права ущемляют отношения в военной области, то при прочих возможностях изъятия из конституционных прав военнослужа­щих ограничиваются в рамках закона. Даже если оба эти условия выполнены, конституционные права могут быть ограничены в объеме, соответ­ствующем действующей конституции.

Ж.-К. Рокепло, военный юрист из Франции, в своей книге "Статус военнослужащих" рассмат­ривает внутренние аспекты правового статуса во­еннослужащих, сравнивая его с правовым поло­жением государственного служащего.

Положение государственного служащего оп­ределяется двумя параметрами: должностью и званием. Служащим является тот, кто после на­значения на должность зачисляется в определен­ную категорию, получает звание в системе госу­дарственных административных органов, подчи­ненных им военных ведомств и служб или государственных учреждений.

Далее Ж.-К. Рокепло указывает, что каков бы ни был характер службы или занимаемой долж­ности, военнослужащие имеют (в соответствии с законом о статусе военнослужащих) тот же ста­тус, что и остальные служащие государственных учреждений, включая сюда и тех, кто служит по контракту, и тех, кто призван на действительную службу или на переподготовку в соответствии с законом. В какой-то мере для военнослужащих существует особое положение в статусе, что объ­ясняется их более или менее постоянным нахож­дением в состоянии выполнения служебных обя­занностей. Существует целая система обязаннос­тей, гарантий и компенсаций, действующая в большей или меньшей степени в зависимости от характера службы и разработанная на базе про­хождения службы кадровым составом .

Таким образом, Ж.-К. Рокепло также исходит из особого положения в статусе военнослужа­щих, соотнося его с государственной службой, т.е. выдвигая во главу угла конституционные начала.

Справочник офицера армии США под редак­цией Л.П. Крокера (в США такие справочники

16 См.: Roquepio J.-C. Le statut des militates. Paris, 1979, p. 46.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО № 10 1997


78

МИГАЧЕВ

выходят ежегодно для различных категорий во­еннослужащих) закрепляет положение об особом статусе военнослужащих. "Существуют серьез­ные основания полагать, что военнослужащие имеют особые права, обязанности и привилегии. Во-первых, главной обязанностью граждан США, находящихся на службе в сухопутных войсках, ВВС, морской пехоте или ВМС, является защита и охрана конституции, включая все гражданские права и свободы, а, во-вторых, в случае войны граждане США, находящиеся на службе феде­рального правительства, вне зависимости от того, куда они будут направлены, не имеют права отка­заться от следования в пункт назначения, и следо­вательно, они ограничиваются в праве свободно­го передвижения, которое всегда остается у граж­данских лиц"17.

Таким образом, зарубежные и российские во­енные юристы исходят из положения об особом статусе военнослужащих, состоящем из прав, сво­бод, обязанностей и их гарантий.

Сам правовой статус включает различные структурные элементы и определяется как сово­купность прав и свобод, обязанностей и ответст­венности военнослужащих, установленных зако­нодательством и гарантированных государством.

Таким образом, само понятие правового стату­са военнослужащих является весьма многогран­ным и зависит от ряда факторов. Во-первых, во­еннослужащий, будучи гражданином своего госу­дарства, выполняет обязанности по вооруженной защите государства, связанные с необходимос­тью беспрекословного выполнения поставлен­ных задач в любых условиях, в том числе и с рис­ком для жизни. Из этого следует, что военнослу­жащий как гражданин должен наделяться конституционными правами и свободами, нести обязанности и ответственность. А, во-вторых, конституционные права и свободы военнослужа­щих, их обязанности и ответственность определя­ются с учетом возможностей их реализации в ус­ловиях Вооруженных Сил, что влечет за собой некоторые ограничения в правах и свободах.

Именно такая формулировка в целом и отра­жает действительное положение вещей. Испол­нение гражданином воинских обязанностей обус­ловливает не столько распространение на него абсолютного большинства конституционных прав и свобод, сколько предполагает, что в отно­шении него будет действовать ряд ограничений. Они вытекают из смысла воинской присяги, уста­вов, тем самым говорить о гражданском полно­правии военнослужащих не приходится. Эти по­ложения и подтверждают точку зрения о специ-

17 См.: Cracker L.P., Lawrence P. The Army officer's Guide. 44th edition. Harrisburg, 1988, p. 422.

альном правовом статусе военнослужащих. Вместе с тем необходимо отметить, что предус­мотренные законом и объективно обоснованные ограничения военнослужащих в их правах на труд, свободу слова, передвижение, отдых и т.д. должны компенсироваться предоставлением им определенных льгот и гарантий. В результате этого необходимо добиться баланса прав и обя­занностей военнослужащих как граждан Россий­ской Федерации. Важно не допускать противоза­конных ограничений прав и свобод военнослужа­щих. Кроме того,им должны быть предоставлены некоторые преимущества и льготы, причем под­ход к установлению содержания баланса должен быть дифференцированным в зависимости от служебного положения военнослужащего, специ­фики прохождения службы. Однако здесь надо понимать, что правовая природа льгот, гарантий и компенсаций военнослужащих обусловлена особым характером выполняемых ими обязанно­стей, сложностями и трудностями военной служ­бы, хотя и ограничения статуса военнослужащих также оказывают на них определенное влияние.

Юридические гарантии прав и свобод непо­средственно связаны с применением правовых норм и выражаются в правовой деятельности го­сударственных органов, органов местного само­управления, должностных лиц и самих военнослу­жащих.

Реализация прав и свобод военнослужащих может выражаться в форме фактического пра-вообладания, пользования, распоряжения ими или в защите, восстановлении прав в случае их нарушения.

С целью обеспечения государственной защи­ты прав и свобод человека и гражданина, в том числе и военнослужащих. Конституция предусма­тривает систему гарантий, включающую много­образные способы и формы осуществления этой задачи.

Гарантом прав и свобод человека и граждани­на является Президент Российской Федерации. Для осуществления этой функции при Президен­те РФ была создана Комиссия по правам челове­ка и Указом Президента РФ от 1 ноября 1993 г. утверждено Положение об этой Комиссии, цель которой - усиление гарантий соблюдения прав граждан.

Велика роль депутатов органов местного са­моуправления, субъектов Федерации и Федераль­ного Собрания, которые, осуществляя свою дея­тельность, обращают внимание должностных лиц и органов управления на нарушения прав и свобод военнослужащих, в случае поступления от них жалоб, предложений и заявлений.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО № 10 1997










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 415.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...