Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ГАРАНТИИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСтр 1 из 4Следующая ⇒
©1997г. Ю.И.Мигачев1 Одним из важных направлений военной реформы в Российской Федерации является создание эффективной системы правовых гарантий военнослужащим и демократизация военной организации. Решение этих задач необходимо осуществлять в соответствии с принципами правового государства и нормами международного права. В настоящее время закладывается правовая основа военной реформы, приняты Законы "Об обороне", "О статусе военнослужащих", "О пенсионном обеспечении военнослужащих" и ряд других. В связи с этим возникает необходимость использования опыта других стран, особенно в вопросе правового статуса военнослужащего и реализации его гарантий. Проблемой правового статуса военнослужащих длительное время занимаются военные юристы. Специальному исследованию правового статуса военнослужащих посвящена работа Артамонова Н.В., в которой раскрыты понятие, структура и особенности правового статуса военнослужащих; исследовались эти вопросы такими российскими учеными, как Х.М. Ахметшин, Д.Н. Артамонов, Г.И. Коли-баба, Н.И. Кузнецов, П.И. Романов, В.П. Серегин, Б.Ф. Старов, В.Г. Стрекозов, А.А. Тер-Ако-пов, а также зарубежными учеными: К. Хессе, Ж.-К. Рокепло, Р. Крекером и др. В настоящее время, как и ранее, одним из важнейших теоретических и практических вопросов, стоящих перед военными юристами, является вопрос о правовом статусе военнослужащих и его реализация. Связано это в первую очередь с тем, что в Российской Федерации произошли значительные политические, социальные, экономические изменения, коренным образом обновилось законодательство, сложилась определенная практика его применения, в том числе и судебная. Однако, в силу множества нерешенных социально-экономических и политических проблем в современном российском государстве определенная часть норм, прямо закрепленных в Законе РФ "О статусе военнослужащих", не действует, а отдельные теоретические и прикладные проблемы до настоящего времени разработаны слабо и не 1 Докторант кафедры теории, истории государства и международного права Военного университета, кандидат юридических наук,доцент. получили своей практической реализации. Это выражается и в неполном финансировании социальных программ в интересах военнослужащих, и в перебоях в выдаче денежного довольствия -практически единственного источника существования семей военнослужащих, и в целом ряде других проблем, стоящих перед военнослужащими и органами военного управления. Продолжает падать престиж военной службы, снижается социальное самочувствие и моральный дух военнослужащих, а именно от них в значительной степени зависит победа на войне, высокая боеспособность и боеготовность войск. Все эти вопросы требуют тщательного изучения и осмысления, а, следовательно, проблема правового статуса и его гарантий остается наиважнейшей в области военного права. Военнослужащие пользуются установленными правами и свободами с ограничениями, определяемыми условиями военной службы. Однако эти права и свободы могут быть нарушены или ущемлены в результате противоправной деятельности государственной власти и управления, органов местного самоуправления, должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, органов военного управления, а также преступной деятельности граждан. Предусмотренные действующим законодательством правовые средства не всегда позволяют защищать, охранять и восстанавливать права и свободы военнослужащих и гарантировать эффективный механизм их реализации. Проблема гарантий реализации правового статуса, защиты прав и свобод военнослужащих, если брать ее в полном объеме, представляется чрезвычайно широкой, многоплановой, комплексной проблемой, которую можно разрабатывать по многим направлениям и в различных аспектах: общая характеристика правового статуса, гарантии его осуществления, механизмы и способы защиты, соотношение с обязанностями, пути дальнейшего развития статуса военнослужащего, место и роль в механизме правового регулирования и соотношение с социальным статусом и т.д. Сложные связи, возникающие между государством и военнослужащими, их взаимоотношения 73 ....,..- .....ьйл&ыаажяимиии 74 МИГАЧЕВ друг с другом фиксируются государством в юридической форме - в форме прав, свобод, обязанностей, ответственности и гарантий, образующих правовой статус. Правовой статус военнослужащих - одна из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности. Правовой статус военнослужащих законодательно закрепляется государством в конституциях и иных нормативно-правовых актах. Прежде чем перейти к освещению этой очень актуальной проблемы, не менее важно, на взгляд автора, в связи с этим обратиться к истории вопроса. В российской и зарубежной юриспруденции нормы военного законодательства традиционно обособлялись от норм общего законодательства. Нормы первой Конституции США 1787 г., Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. не содержали особенностей закрепления правового положения военнослужащих. Демократические правовые институты и законность как общий принцип государственности считались чуждыми армии, поскольку армия будто бы имеет особую природу, отличную от природы государства, и поскольку в основе ее организации лежат беспрекословная дисциплина и повиновение приказам, а в основе действий - военная необходимость, несовместимая с общепринятыми началами и принципами законности. Российские и зарубежные юристы XVIIII-XIX столетий, ссылаясь на специфику военной организации, на особое положение армии в механизме государства, ее исключительность и ее функции, единодушно утверждали, что общепризнанные правовые начала и принципы правового статуса гражданина не могут в полной мере найти применения в Вооруженных Силах и должны быть ограничены. Известный российский юрист профессор Александровской военно-юридической академии A.M. Добровольский в своей книге "Особенности положения военнослужащих в области публичного права" писал, что правовое положение военнослужащих в государстве в некоторых отношениях является иным, чем у других граждан. На это положение оказывает воздействие особая природа военной службы. Определяющим моментом здесь являются: во-первых, особый публично-правовой характер армии, как организации, предназначенной для вооруженной борьбы; во-вторых, особенность взаимных отношений и составляющих ее элементов (дисциплина, воинский правопорядок), обусловленная в своем существовании необходимостью внутренней сплоченности армии и проникновением ее единым духом, и, в-третьих, существо военной службы, как службы государственной. Далее A.M. Добровольский показывает, что особенности положения военнослужащих в области публичного права могут заключаться и в том, что в известных случаях нормы общего права в отношении их не получают применения или же для них (в силу особенностей их служебного положения) создаются специальные нормы. Как в том, так и в другом случае их права могут подвергнуться ограничениям или же, наоборот, военнослужащие в этом отношении могут быть поставлены в привилегированное, по сравнению с другими гражданами, положение. Именно в этих границах вопросы, касающиеся юридического положения в государстве военнослужащих, являются предметом исследования военного права. Военное право должно выяснить логическую необходимость установления для военнослужащих тех или других специальных норм, указать пределы и областьих применения2. Указывая на то, что деятельность армии и флота проявляется обычно за рамками внутригосударственной правовой системы, российские и зарубежные государствоведы исключали так называемое военное право из сферы норм государственного, административного и уголовного права. Вместе с тем, говоря о необходимости предоставления военнослужащим части общегражданских прав и провозгласив лозунг о политической нейтральности армии, российские и зарубежные юристы истолковывали его в духе необходимости ограничения прав военнослужащих. Так, российский юрист A.M. Добровольский, как и западноевропейские государствоведы Ел-линек, Эсмен, Орму, доказывал, что необходимость ограничения военнослужащих в политических правах проистекает "из принципов охраны общественных интересов... и устранения армии от политической роли в государстве; и из принципа охраны специальных интересов армии, охраны в ней дисциплины и воинского правопорядка". Особый характер отношений, существующих в армии, обязанность подчиненных повиноваться начальникам создает, по мнению A.M. Добровольского, такие условия, "при которых возможно самое широкое давление при выборах на подчиненных со стороны начальников. При наличии этого давления возможно, что подчиненный или подаст голос согласно мнению и приказу своего начальника, и тогда этот голос никакого значения не имеет, т.к. он не является выражением свободной воли; илиже подчиненный подаст голос вопреки приказу своего начальника, тогда им нарушается основной принцип военного быта - военная дисциплина"3. См.: Добровольский A.M. Особенности положения военнослужащих в области публичного права. СПб., 1913, с. 3-4. 3 См.: там же. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО № 10 1997 ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 75 К этим рассуждениям он добавляет так же то, что предвыборная агитация в Вооруженных Силах якобы "деморализует" войска; предвыборная борьба вызывает нежелательную рознь и пристрастие среды командного состава; офицерский состав отвлекается от своих прямых обязанностей, чем наносится вред военному делу; депутат -плохой офицер, так как привыкает к рассуждениям в парламенте и самостоятельности; офицеры и солдаты не могут вместе заседать в парламенте, поскольку "подрывается дисциплина и роняется авторитет начальника", ведение в войсках политической пропаганды может послужить дестабилизирующим фактором. Соображения такого же порядка высказывал и А.Д. Градовский4. Как нам представляется, A.M. Добровольский, А.Д. Градовский и другие не смогли установить тот уровень ограничений в пассивном избирательном праве военнослужащих, который смог бы решить проблему. Это было в конечном итоге сделано к концу XX столетия. Вместе с тем A.M. Добровольский удачно раскрывает подлинную суть принципа политического нейтралитета армии. "При борьбе политических партий в государстве войска могут сделаться.. . орудием политических домогательств и, даже более того, вотирующая армия может высказаться против правительства и стать к нему во враждебные отношения. Предоставление армии политических Прав... может превратить ее из силы, повинующейся и служащей закону и общегосударственным интересам, в силу, служащую интересам партии"5. Точку зрения A.M. Добровольского поддерживал и другой российский теоретик военного права А. Греков: "Армия всегда должна быть вне партий и над ними, подобно той верховной правящей воле, последней опорой для которой она служит... В моменты народных волнений, революций, мятежей, когда колеблются все нравственные принципы и все устои мирной жизни общества теряют свое привычное понимание, противиться насильственному посягательству на государство может лишь его вооруженная сила" . По мнению автора, российским ученым в результате их исследований удалось правильно сформулировать основополагающий принцип строительства армии - принцип политической нейтральности в Вооруженных Силах, заключающийся в установлении ряда ограничений конституционных прав военнослужащих в полити- 4 См.: Градовский АД. Государственное право важнейших европейских держав. СПб. 1895, с. 319. 5 Добровольский A.M. Особенности положения военнослужащих в области публичного права, с. 8. 6 См.: Греков А.Правовое положение армии в государстве.СПб. 1980, с. 9, 86. ческой области. Впоследствии данное положение было закреплено в международно-правовых актах. По законам российского военного законодательства конца XIX-начала XX века военнослужащим российской армии было запрещено: входить в состав и принимать участие в каких бы то ни было союзах, группах, организациях, партиях и т.п., образуемых с политической целью, а также присутствовать на различного рода политических собраниях, печатать без разрешения и предварительной цензуры начальства литературные произведения. По избирательным законам Российской Империи все военнослужащие были лишены активного и пассивного избирательного права. Во Франции по Законам 2 декабря 1852 г. и 30 ноября 1875 г. с поправками в 1889 г. военнослужащие, за исключением маршалов, генералов и старших офицеров генштаба, также не имели избирательных прав. Военнослужащим кайзеровской Германии было запрещено заниматься политической деятельностью, они были лишены избирательных прав. Российские и западноевропейские ученые писали также об ограничениях военнослужащих в области частного права. Однако A.M. Добровольский отмечал, что военно-служебные отношения, налагая на военнослужащих известные обязанности, вместе с тем предоставляют им некоторые субъективные права, вытекающие из служебного положения, а именно: 1) право на защиту чести и достоинства личности при исполнении служебных обязанностей; 2) право на содержание; 3) право на возмещение расходов, производимых в интересах службы; 4) право на почетные преимущества, выражающиеся в награждении деньгами, землями, подарками. Российскими учеными начала XX столетия была сделана первая попытка сбалансировать права и обязанности военнослужащих. Установление для военнослужащих определенных льгот и привилегий сообразовывается с тем обстоятельством, что в силу их служебного положения осуществление принадлежащих им гражданских прав является затруднительным или фактически невозможным. Поскольку в этих случаях нормы общего права не могут быть применимы, то для возможности осуществления военнослужащими своих гражданских прав государство было призвано создать для них специальный закон, в котором кроме ограничений присутствовали и соответствующие привилегии. Это положение, по мнению автора, представляется наиболее важным, ввиду того, что оно содействует установлению ГОСУДАРСТВО И ПРАВО № 10 1997 76 МИГАЧЕВ правового статуса военнослужащих. По такому пути пошли большинство современных государств Европы, приняв специальные законы о статусе военнослужащих (Закон о правовом положении военнослужащих ФРГ 1956 г. ; Закон об общем статусе военнослужащих Французкой Республики 1972 г.)8. Учитывая особый характер исполнения обязанностей военной службы, Международные пакты о правах человека 1966 г. предусмотрели возможность ограничения некоторых прав в отношении военнослужащих. Например, в ст. 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах говорится о праве на создание профессиональных союзов и участие в их деятельности, однако в п. 2 этой статьи отмечается, что она не препятствует введению законных ограничений пользоваться этими правами для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или администрации государства. Международный пакт о гражданских и политических правах в п. 3 ст. 8 провозглашает, что никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду, однако здесь же сказано, что термином "принудительный или обязательный труд" в настоящем пункте не охватывается какая бы то ни было служба военного характера. В ст. 22 этого же Пакта, провозглашающей право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы, записано, что настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции. Для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения могут быть введены и иные ограничения, в частности, свободы передвижения, права на свободное выражение своего мнения и т.п. В отечественной военно-правовой литературе долгое время господствовал тезис о политическом и гражданском полноправии военнослужащих. Впервые вопрос о том, что военная служба объективно вызывает ограничения некоторых прав военнослужащего как гражданина, был поставлен Н.В. Артамоновым в 1983 г. на страницах журнала "Советское государство и право". Однако ряд ученых (П.И. Романов, В.П. Серегин и др.) утверждали, что специальное исследо- 7 Gesetz uber die Rechtstellung der Soldaten (Soldatengesetz) in der Fassung der Bekamtmachung. Vom 19. August 1975. BGBL. I s. 2273. 8 Loi portant sur statut general des militaires 13 juillet 1972. Journal Officiel 1972, 14 juillet, p. 7430. вание правового статуса военнослужащих необоснованно, поскольку, мол, к военнослужащим как полноправным гражданам, относится и все то, что говорится и пишется о правовом статусе граждан вообще9. Н.В. Витрук ограничивал содержание специального статуса лишь специальными правами и обязанностями10. Н.В. Артамонов в диссертационном исследовании пришел к важному общетеоретическому выводу о существовании специального правового статуса военнослужащих, рассмотрел его структуру: общую (относящуюся к правовому статусу гражданина вообще), специальную (совокупность общих военно-служебных прав и обязанностей), особенную (комплекс специфических черт, характеризующих правовое положение соответствующих категорий военнослужащих), и, наконец, единоличную, включающую в себя особенности правового положения конкретного военнослужащего. Н.В. Артамонов, Г.В. Орлов (авторы инициативного проекта о статусе военнослужащих России) выступили с позиции возможности ограничения конституционных прав военнослужащих .В их проекте впервые обосновывался принцип: военнослужащие пользуются общегражданскими правами и свободами с ограничениями, обусловленными особенностями военной службы и предусмотренными законом о статусе. Что же касается материального обеспечения и льгот, установленных для военнослужащих и их семей, то они призваны компенсировать тяготы и лишения военной службы, а также обусловленные ею ограничения права. В результате взаимодействия прав и обязанностей военнослужащих и как следствие установленного соотношения правоограни-чений и преимуществ должен достигаться примерно тот же баланс прав и обязанностей, который имеют и другие категории граждан России. По мнению профессора Н.В. Артамонова, правовой статус военнослужащих состоит из общей (общегражданской) и военно-служебной частей, причем эти части диалектически взаимодействуют. "Таким образом, - пишет он - под правовым статусом военнослужащих понимается юридически гарантированное положение их в обществе, определяемое совокупностью предусмотренных как общим, прежде всего Конституцией, так и специальным военным законодательством прав и свобод, обязанностей и ответственности данной категории граждан"12. 9 См.: Военное право. М., 1988, с. 242. 10 См.: Витрук Н.В. Основы правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979, с. 187. " См.: Сов. гос. и право. 1990, № 11, с. 49. 12 См.: Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение. М., 1984, с. 14-15. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО № 10 1997 ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 77 Точку зрения о наличии специального правового статуса военнослужащих мы находим и у зарубежных ученых. Так, немецкий юрист К. Хессе прямо указывает на понятие и своеобразие "особых отношений властвования" (особый статус). "Это понятие, - пишет он, - широко применяемое в настоящее время, означает и показывает взаимосвязь между личностью и государством, которая и основывается на особых обязанностях, выходящих за рамки обычных прав и обязанностей гражданина в государстве, причем это проявляется и в особых правах, например, в отношениях государства и чиновников, солдат и учащихся государственных школ"13. Такие отношения необходимы для жизни общества в целом. И далее К. Хессе пишет, что эти "особые отношения" должны регулироваться отдельными актами, но самих порядок определяется не в сфере, лежащей вне конституции, а, наоборот, находит свое подтверждение именно в конституции. Исходя из указанных существенных особенностей отношений невозможно определить единый особый статус, а лишь множество различных отношений особого статуса, общность которых заключается в модификации гражданского статуса. Отношения, регулируемые особым статусом, и нормы, в которых они находят свое правовое содержание, не смогли бы выполнить свои задачи в жизни общества, если бы общий, определяемый общегражданскими правами, конституционно-правовой статус личности полностью сохранялся в содержании особого статуса. Так, было бы несовместимо с обязанностями чиновников и военнослужащих запрещение разглашения служебных сведений, если бы при этом они могли ссылаться на право свободы выражения мнения. Из этих посылок К. Хессе делает вывод, что в вопросе о границах прав особого статуса военнослужащих все имеющиеся ограничения должны базироваться на законе настолько, насколько это закреплено или по крайней мере предусмотрено в нормах конституции14. Это наглядно представлено в ст. 17-а п. 2 Основного Закона ФРГ, в которой для военнослужащих или лиц, состоящих на службе, заменяющей военную, может быть установлено ограничение на пользование конституционным правом во время их службы (выражать и распространять свои убеждения письменно, устно и путем изображений)15. См.: Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М.. 1981,с.169. См.: Хессе К. Основы конституционного права ФРГ, с. 169. 15 См.: Современные зарубежные конституции. М„ 1992. с.150. В развитие Основного Закона К. Хессе строит свои концептуальные воззрения в следующем направлении. Он отмечает, что ограничения прав военнослужащих возможно лишь при двух условиях. Отношения особого статуса, во-первых, должны быть неотъемлемой частью конституционного строя, это означает, что основы их должны быть заложены в самой конституции и предусмотрены в ней. Во-вторых, особенности отношений особого статуса требуют ограничения прав военнослужащих (правда, возникает вопрос, насколько данное ограничение допустимо). Если конституционные права ущемляют отношения в военной области, то при прочих возможностях изъятия из конституционных прав военнослужащих ограничиваются в рамках закона. Даже если оба эти условия выполнены, конституционные права могут быть ограничены в объеме, соответствующем действующей конституции. Ж.-К. Рокепло, военный юрист из Франции, в своей книге "Статус военнослужащих" рассматривает внутренние аспекты правового статуса военнослужащих, сравнивая его с правовым положением государственного служащего. Положение государственного служащего определяется двумя параметрами: должностью и званием. Служащим является тот, кто после назначения на должность зачисляется в определенную категорию, получает звание в системе государственных административных органов, подчиненных им военных ведомств и служб или государственных учреждений. Далее Ж.-К. Рокепло указывает, что каков бы ни был характер службы или занимаемой должности, военнослужащие имеют (в соответствии с законом о статусе военнослужащих) тот же статус, что и остальные служащие государственных учреждений, включая сюда и тех, кто служит по контракту, и тех, кто призван на действительную службу или на переподготовку в соответствии с законом. В какой-то мере для военнослужащих существует особое положение в статусе, что объясняется их более или менее постоянным нахождением в состоянии выполнения служебных обязанностей. Существует целая система обязанностей, гарантий и компенсаций, действующая в большей или меньшей степени в зависимости от характера службы и разработанная на базе прохождения службы кадровым составом . Таким образом, Ж.-К. Рокепло также исходит из особого положения в статусе военнослужащих, соотнося его с государственной службой, т.е. выдвигая во главу угла конституционные начала. Справочник офицера армии США под редакцией Л.П. Крокера (в США такие справочники 16 См.: Roquepio J.-C. Le statut des militates. Paris, 1979, p. 46. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО № 10 1997 78 МИГАЧЕВ выходят ежегодно для различных категорий военнослужащих) закрепляет положение об особом статусе военнослужащих. "Существуют серьезные основания полагать, что военнослужащие имеют особые права, обязанности и привилегии. Во-первых, главной обязанностью граждан США, находящихся на службе в сухопутных войсках, ВВС, морской пехоте или ВМС, является защита и охрана конституции, включая все гражданские права и свободы, а, во-вторых, в случае войны граждане США, находящиеся на службе федерального правительства, вне зависимости от того, куда они будут направлены, не имеют права отказаться от следования в пункт назначения, и следовательно, они ограничиваются в праве свободного передвижения, которое всегда остается у гражданских лиц"17. Таким образом, зарубежные и российские военные юристы исходят из положения об особом статусе военнослужащих, состоящем из прав, свобод, обязанностей и их гарантий. Сам правовой статус включает различные структурные элементы и определяется как совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством и гарантированных государством. Таким образом, само понятие правового статуса военнослужащих является весьма многогранным и зависит от ряда факторов. Во-первых, военнослужащий, будучи гражданином своего государства, выполняет обязанности по вооруженной защите государства, связанные с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе и с риском для жизни. Из этого следует, что военнослужащий как гражданин должен наделяться конституционными правами и свободами, нести обязанности и ответственность. А, во-вторых, конституционные права и свободы военнослужащих, их обязанности и ответственность определяются с учетом возможностей их реализации в условиях Вооруженных Сил, что влечет за собой некоторые ограничения в правах и свободах. Именно такая формулировка в целом и отражает действительное положение вещей. Исполнение гражданином воинских обязанностей обусловливает не столько распространение на него абсолютного большинства конституционных прав и свобод, сколько предполагает, что в отношении него будет действовать ряд ограничений. Они вытекают из смысла воинской присяги, уставов, тем самым говорить о гражданском полноправии военнослужащих не приходится. Эти положения и подтверждают точку зрения о специ- 17 См.: Cracker L.P., Lawrence P. The Army officer's Guide. 44th edition. Harrisburg, 1988, p. 422. альном правовом статусе военнослужащих. Вместе с тем необходимо отметить, что предусмотренные законом и объективно обоснованные ограничения военнослужащих в их правах на труд, свободу слова, передвижение, отдых и т.д. должны компенсироваться предоставлением им определенных льгот и гарантий. В результате этого необходимо добиться баланса прав и обязанностей военнослужащих как граждан Российской Федерации. Важно не допускать противозаконных ограничений прав и свобод военнослужащих. Кроме того,им должны быть предоставлены некоторые преимущества и льготы, причем подход к установлению содержания баланса должен быть дифференцированным в зависимости от служебного положения военнослужащего, специфики прохождения службы. Однако здесь надо понимать, что правовая природа льгот, гарантий и компенсаций военнослужащих обусловлена особым характером выполняемых ими обязанностей, сложностями и трудностями военной службы, хотя и ограничения статуса военнослужащих также оказывают на них определенное влияние. Юридические гарантии прав и свобод непосредственно связаны с применением правовых норм и выражаются в правовой деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и самих военнослужащих. Реализация прав и свобод военнослужащих может выражаться в форме фактического пра-вообладания, пользования, распоряжения ими или в защите, восстановлении прав в случае их нарушения. С целью обеспечения государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе и военнослужащих. Конституция предусматривает систему гарантий, включающую многообразные способы и формы осуществления этой задачи. Гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент Российской Федерации. Для осуществления этой функции при Президенте РФ была создана Комиссия по правам человека и Указом Президента РФ от 1 ноября 1993 г. утверждено Положение об этой Комиссии, цель которой - усиление гарантий соблюдения прав граждан. Велика роль депутатов органов местного самоуправления, субъектов Федерации и Федерального Собрания, которые, осуществляя свою деятельность, обращают внимание должностных лиц и органов управления на нарушения прав и свобод военнослужащих, в случае поступления от них жалоб, предложений и заявлений. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО № 10 1997 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 415. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |