Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
См.: Собрание законодательства Российской Федерации.
1995, №2, ст. 157. 19 См.: Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №6, ст. 188. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО № 10 1997 80 МИГАЧЕВ власти и управления, органы местного самоуправления, суды, правоохранительные органы, а также является обязанностью командования. В этом Законе особо подчеркнуто, что никто не в праве ограничивать военнослужащих в их правах, а лица, виновные в неисполнении обязанностей по реализации их прав, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Контроль за исполнением данного Закона осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, судами, органами военного управления. Надзор за исполнением законодательства о статусе военнослужащих осуществляется Генеральным Прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами. Кроме того, Закон содержит и новые подходы в сфере реализации правового статуса военнослужащих и его гарантий. Закон о статусе военнослужащих, впервые закрепил, что военнослужащие не могут состоять в политический партиях, не имеют права участвовать в митингах, демонстрациях, шествиях, носящих политический характер. Вместе с тем военнослужащие могут избираться и быть избранными в представительные органы, в свободное от службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица и находятся под защитой государства, а оскорбление военнослужащих, посягательство наих жизнь, здоровье, честь и достоинство признаются отягчающими обстоятельствами при определении ответственности виновных и назначении наказания. Законом детально регламентируются такие важные права военнослужащих в социальной сфере, как право на труд, на отдых, на натуральное и денежное довольствие, право на жилище, на охрану жизни, здоровья и медицинскую помощь, страхование, гарантии военнослужащим, а также другие социальные права и льготы. Важной правовой проблемой реализации этого Закона является выработка и правовое закрепление механизмов действия социальных прав и льгот военнослужащих. Необходимо отметить, что Закон предусматривает ряд таких механизмов. Так, в частности, в Законе разработаны механизмы предоставления военнослужащим жилья, денежного обеспечения. Например, устанавливается, что военнослужащим по контракту и совместно проживающим с ними членамих семей жилье предоставляется не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту службы. На первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военно-учебных заведениях) предоставляются служебные жилые помещения или общежития. Кроме того, военнослужащим дано право на вступление в жилищно-строительные кооперативы либо на получение земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов. На приобретение и строительство жилья военнослужащим оказывается финансовая помощь в размерах, зависящих от общей продолжительности военной службы. В Законе предусматривается возможность выплаты военнослужащему денежной компенсации за наем жилых помещений. У ста'-новлены и другие механизмы социальной защиты, в частности, индексации денежного содержания, предоставление отдельных видов натурального довольствия, порядок социального страхования. Однако следует отметить, что только нормы Закона "О статусе военнослужащих" не могут сами по себе определить все механизмы социальной защищенности. Важная роль в этом принадлежит подзаконным актам, определяющим механизмы реализации установленных Законом прав военнослужащих. Вместе с тем закрепленные льготы из-за отсутствия финансирования со стороны правительства действуют не в полном объеме. Обращаясь в этом контексте к проблемам реформы Вооруженных Сил РФ, следует подчеркнуть, с одной стороны, важность четкого и ясного определения функций военнослужащего, закрепления юридических гарантий конституционных прав и свобод, а с другой - необходимость рациональной организации и соответствующей оплаты воинского труда, что позволит добиться определенного социального статуса профессии военного. Право на высокое денежное содержание, возможность побочных занятий в свободное от службы время, продовольственные, квартирные, вещевые надбавки, право на социальное обеспечение, отдых и бесплатное качественное медицинское обслуживание, льготы в области образования, другие пособия позволяют поддерживать на достаточно высоком уровне престиж военной службы в США, ФРГ и Франции. Этого необходимо в ближайшее время добиться в Вооруженных Силах Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации введен новый институт защиты прав и свобод человека - Уполномоченный по правам человека. Его деятельность более демократична и менее формализована по сравнению с другими институтами, осуществляющими защиту прав граждан. Он не в такой степени связан правовыми рамками и руководствуется не только соображениями законности, но и своими представлениями о справедливости. Прежде всего задачей Уполномоченного по правам человека является защита прав граждан, в том числе и военнослужащих. Целесообразно ввести должность Уполномоченного по правам ГОСУДАРСТВО И ПРАВО № 10 1997 ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 81 военнослужащих по примеру ФРГ, Швеции и других стран, важнейшей чертой деятельности которого была бы независимость от командования. Осуществляя свои обязанности по рассмотрению жалоб, он должен иметь право проводить проверочные действия, знакомиться с различными документами, требовать объяснений от должностных лиц и граждан, поручать производство экспертиз и т.д. И конечно же необходимо принять федеральный закон о военном уполномоченном по правам человека, где были бы закреплены его полномочия. Наиболее специфическая часть государственной системы защиты права, - судебная власть, -полноценная ветвь государственной власти. Именно она сыграла и продолжает играть ведущую роль в утверждении принципа верховенства права в современном обществе. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Особое место в деле защиты прав и свобод человека и гражданина отводится Конституционному Суду. Согласно ст. 96 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" правом подачи индивидуальной или коллективной жалобы на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в законе. В отношении жалобы какие-либо особые требования ее оформления и подачи не устанавливаются. При обращении в Конституционный Суд военнослужащих речь в жалобе должна идти о законе или приказе, затрагивающем конституционные права и свободы, а также о законе или приказе, подлежащем применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. Иными словами, военнослужащий не может абстрактно, то есть вне связи с конкретной и реальной угрозой для своих прав и свобод, обжаловать закон. 27 апреля 1993 г. Российский парламент принял Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"21. Этот закон расширил пределы судебного контроля, предусмотрев возможность обжалования нормативных актов, а также действий органов управления. Гражданину предоставлено право самому решать вопрос о направлении жалобы в суд либо в 20 Собрание законодательства Российской Федерации, 1993, №4, ст.1447. 21 Ведомости Верховного Совета Российской Федерации, 1993, №19, ст. 685. вышестоящий в порядке подчиненности орган, причем подача жалобы в суд не обусловлена обязательным предварительным рассмотрением этой жалобы по линии административной. За гражданином закреплено право выбора суда либо по своему месту жительства, либо по месту нахождения органа, должностного лица, действия которого обжалуются. Впервые законодательно решен вопрос о порядке рассмотрения военными судами жалоб военнослужащих в случае ущемления их прав органами военного управления. Защита прав и свобод военнослужащих и членових семей является важной задачей в деятельности органов прокураторы, и прежде всего органов военной прокуратуры. Осуществляя общенадзорные мероприятия в войсках, военная прокуратура проверяет законность действий командиров, иных должностных лиц с точки зрения соблюдения ими предоставленных военнослужащим прав и свобод, а также предусмотренных законодательством различных льгот и преимуществ. Используя опыт зарубежных стран, было бы целесообразно создать военную полицию, которая будет вести борьбу с преступными проявлениями и охранять общественный порядок. Правовые основы организации и деятельности военной полиции подлежат определению в Федеральном законе "О военной полиции Российской Федерации". К числу задач, решаемых ею, стоит отнести: предупреждение и пресечение преступлений, обеспечение личной безопасности военнослужащих, защита прав и свобод военнослужащих и граждан, которые связаны с воинскими формированиями. Желательно совершенствовать деятельность юридической службы Министерства обороны РФ, в функции которой следует включить: обеспечение правовыми средствами укрепления воинской и трудовой дисциплины, сохранности государственного и военного имущества; участие в организации и проведении юридического всеобуча; правовое воспитание военнослужащих и гражданского персонала ВС РФ; участие в работе комиссий по решению спорных пенсионных, жилищных и других вопросов; проведение правовой пропаганды; дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, устных и письменных справок по законодательству; составление заявлений, жалоб и других документов правового характера; осуществление представительства в суде; оказание юридической помощи гражданам. Непосредственная обязанность по исполнению законов в Вооруженных Силах Российской Федерации возлагается на командиров. Командир является единоначальником и несет личную ответственность за все стороны жизни и деятельности вверенной ему части. Устав внутренней службы 6 ГОСУДАРСТВО И ПРАВО № 10 1997 82 МИГАЧЕВ ВС РФ накладывает на командиров следующие обязанности: принимать меры к обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; поддерживать крепкую воинскую дисциплину и высокое морально-психологическое состояние личного состава; принимать меры по предотвращению гибели и травматизма личного состава; обеспечивать твердый внутренний порядок в подчиненной части; организовывать материальное и медицинское обеспечение личного состава; создавать условия для развития технического и других видов творчества, культурного роста и отдыха, укрепления здоровья и физического развития; лично проводить беседы со своими подчиненными, вникать вих нужды, знать морально-психологическое состояние каждого. Выполнение этих и других уставных обязанностей должностными лицами является необходимым условием моральной атмосферы в воинских коллективах и социальной защищенности каждого военнослужащего. Реформы в России не могут состояться без сильного государства и надежного правопорядка в Вооруженных Силах, а поэтому предстоит и дальше реформировать и принимать федеральные законы, направленные на совершенствование социальных, правовых гарантий военнослужащих. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО № 10 1997 ax >:1ЛРСТВО И ПРАВО, 1997, № 8, с. 41^3 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 182. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |