Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

См.: Собрание законодательства Российской Федерации.




1995, №2, ст. 157.

19

См.: Ведомости Верховного Совета Российской Федера­ции. 1993. №6, ст. 188.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО № 10 1997


80

МИГАЧЕВ

власти и управления, органы местного самоуправ­ления, суды, правоохранительные органы, а также является обязанностью командования. В этом За­коне особо подчеркнуто, что никто не в праве ограничивать военнослужащих в их правах, а лица, виновные в неисполнении обязанностей по реали­зации их прав, несут ответственность в соответст­вии с законодательством Российской Федерации.

Контроль за исполнением данного Закона осу­ществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, судами, ор­ганами военного управления. Надзор за исполне­нием законодательства о статусе военнослужа­щих осуществляется Генеральным Прокурором Российской Федерации и подчиненными ему про­курорами.

Кроме того, Закон содержит и новые подходы в сфере реализации правового статуса военнослу­жащих и его гарантий. Закон о статусе военно­служащих, впервые закрепил, что военнослужа­щие не могут состоять в политический партиях, не имеют права участвовать в митингах, демонст­рациях, шествиях, носящих политический харак­тер. Вместе с тем военнослужащие могут изби­раться и быть избранными в представительные органы, в свободное от службы время вправе уча­ствовать в богослужениях и религиозных церемо­ниях как частные лица и находятся под защитой государства, а оскорбление военнослужащих, по­сягательство наих жизнь, здоровье, честь и до­стоинство признаются отягчающими обстоятель­ствами при определении ответственности винов­ных и назначении наказания.

Законом детально регламентируются такие важные права военнослужащих в социальной сфере, как право на труд, на отдых, на натураль­ное и денежное довольствие, право на жилище, на охрану жизни, здоровья и медицинскую помощь, страхование, гарантии военнослужащим, а также другие социальные права и льготы. Важной пра­вовой проблемой реализации этого Закона явля­ется выработка и правовое закрепление меха­низмов действия социальных прав и льгот воен­нослужащих. Необходимо отметить, что Закон предусматривает ряд таких механизмов. Так, в ча­стности, в Законе разработаны механизмы пре­доставления военнослужащим жилья, денежного обеспечения.

Например, устанавливается, что военнослужа­щим по контракту и совместно проживающим с ними членамих семей жилье предоставляется не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту службы. На первые пять лет воен­ной службы (не считая времени обучения в воен­но-учебных заведениях) предоставляются слу­жебные жилые помещения или общежития. Кроме того, военнослужащим дано право на

вступление в жилищно-строительные кооперати­вы либо на получение земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов. На приобретение и строительство жилья военнослу­жащим оказывается финансовая помощь в разме­рах, зависящих от общей продолжительности во­енной службы. В Законе предусматривается воз­можность выплаты военнослужащему денежной компенсации за наем жилых помещений. У ста'-новлены и другие механизмы социальной защи­ты, в частности, индексации денежного содер­жания, предоставление отдельных видов на­турального довольствия, порядок социального страхования. Однако следует отметить, что толь­ко нормы Закона "О статусе военнослужащих" не могут сами по себе определить все механизмы социальной защищенности. Важная роль в этом принадлежит подзаконным актам, определяю­щим механизмы реализации установленных За­коном прав военнослужащих. Вместе с тем за­крепленные льготы из-за отсутствия финансиро­вания со стороны правительства действуют не в полном объеме.

Обращаясь в этом контексте к проблемам ре­формы Вооруженных Сил РФ, следует подчерк­нуть, с одной стороны, важность четкого и ясного определения функций военнослужащего, закреп­ления юридических гарантий конституционных прав и свобод, а с другой - необходимость рацио­нальной организации и соответствующей оплаты воинского труда, что позволит добиться опреде­ленного социального статуса профессии военно­го. Право на высокое денежное содержание, воз­можность побочных занятий в свободное от службы время, продовольственные, квартирные, вещевые надбавки, право на социальное обеспе­чение, отдых и бесплатное качественное меди­цинское обслуживание, льготы в области образо­вания, другие пособия позволяют поддерживать на достаточно высоком уровне престиж военной службы в США, ФРГ и Франции. Этого необходи­мо в ближайшее время добиться в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации введен новый институт защиты прав и свобод че­ловека - Уполномоченный по правам человека. Его деятельность более демократична и менее формализована по сравнению с другими институ­тами, осуществляющими защиту прав граждан. Он не в такой степени связан правовыми рамками и руководствуется не только соображениями за­конности, но и своими представлениями о спра­ведливости.

Прежде всего задачей Уполномоченного по правам человека является защита прав граждан, в том числе и военнослужащих. Целесообразно ввести должность Уполномоченного по правам

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО № 10 1997


ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

81

военнослужащих по примеру ФРГ, Швеции и дру­гих стран, важнейшей чертой деятельности кото­рого была бы независимость от командования. Осуществляя свои обязанности по рассмотрению жалоб, он должен иметь право проводить прове­рочные действия, знакомиться с различными до­кументами, требовать объяснений от должност­ных лиц и граждан, поручать производство экс­пертиз и т.д. И конечно же необходимо принять федеральный закон о военном уполномоченном по правам человека, где были бы закреплены его полномочия.

Наиболее специфическая часть государствен­ной системы защиты права, - судебная власть, -полноценная ветвь государственной власти. Именно она сыграла и продолжает играть веду­щую роль в утверждении принципа верховенства права в современном обществе. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Особое место в деле защиты прав и свобод человека и гражданина отводится Конституци­онному Суду. Согласно ст. 96 Федерального кон­ституционного закона "О Конституционном Су­де Российской Федерации" правом подачи ин­дивидуальной или коллективной жалобы на нарушение конституционных прав и свобод обла­дают граждане, чьи права и свободы нарушены законом, примененным или подлежащим приме­нению в конкретном деле, и объединения граж­дан, а также иные органы и лица, указанные в за­коне. В отношении жалобы какие-либо особые требования ее оформления и подачи не устанав­ливаются. При обращении в Конституционный Суд военнослужащих речь в жалобе должна идти о законе или приказе, затрагивающем конститу­ционные права и свободы, а также о законе или приказе, подлежащем применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или на­чато в суде или ином органе, применяющем за­кон. Иными словами, военнослужащий не может абстрактно, то есть вне связи с конкретной и ре­альной угрозой для своих прав и свобод, обжало­вать закон. 27 апреля 1993 г. Российский парла­мент принял Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свобо­ды граждан"21. Этот закон расширил пределы су­дебного контроля, предусмотрев возможность обжалования нормативных актов, а также дейст­вий органов управления.

Гражданину предоставлено право самому ре­шать вопрос о направлении жалобы в суд либо в

20 Собрание законодательства Российской Федерации, 1993, №4, ст.1447.

21 Ведомости Верховного Совета Российской Федерации, 1993, №19, ст. 685.

вышестоящий в порядке подчиненности орган, причем подача жалобы в суд не обусловлена обя­зательным предварительным рассмотрением этой жалобы по линии административной. За гражданином закреплено право выбора суда либо по своему месту жительства, либо по месту на­хождения органа, должностного лица, действия которого обжалуются. Впервые законодательно решен вопрос о порядке рассмотрения военными судами жалоб военнослужащих в случае ущемле­ния их прав органами военного управления.

Защита прав и свобод военнослужащих и чле­нових семей является важной задачей в деятель­ности органов прокураторы, и прежде всего орга­нов военной прокуратуры. Осуществляя обще­надзорные мероприятия в войсках, военная прокуратура проверяет законность действий ко­мандиров, иных должностных лиц с точки зрения соблюдения ими предоставленных военнослужа­щим прав и свобод, а также предусмотренных за­конодательством различных льгот и преиму­ществ.

Используя опыт зарубежных стран, было бы целесообразно создать военную полицию, кото­рая будет вести борьбу с преступными проявле­ниями и охранять общественный порядок. Право­вые основы организации и деятельности военной полиции подлежат определению в Федеральном законе "О военной полиции Российской Федера­ции". К числу задач, решаемых ею, стоит отнес­ти: предупреждение и пресечение преступлений, обеспечение личной безопасности военнослужа­щих, защита прав и свобод военнослужащих и граждан, которые связаны с воинскими формиро­ваниями.

Желательно совершенствовать деятельность юридической службы Министерства обороны РФ, в функции которой следует включить: обес­печение правовыми средствами укрепления воин­ской и трудовой дисциплины, сохранности госу­дарственного и военного имущества; участие в организации и проведении юридического всеобу­ча; правовое воспитание военнослужащих и гражданского персонала ВС РФ; участие в работе комиссий по решению спорных пенсионных, жи­лищных и других вопросов; проведение правовой пропаганды; дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, устных и письменных справок по законодательству; составление заяв­лений, жалоб и других документов правового ха­рактера; осуществление представительства в су­де; оказание юридической помощи гражданам. Непосредственная обязанность по исполнению законов в Вооруженных Силах Российской Феде­рации возлагается на командиров. Командир яв­ляется единоначальником и несет личную ответ­ственность за все стороны жизни и деятельности вверенной ему части. Устав внутренней службы

6 ГОСУДАРСТВО И ПРАВО № 10 1997


82

МИГАЧЕВ

ВС РФ накладывает на командиров следующие обязанности: принимать меры к обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; поддерживать крепкую воинскую дис­циплину и высокое морально-психологическое состояние личного состава; принимать меры по предотвращению гибели и травматизма личного состава; обеспечивать твердый внутренний поря­док в подчиненной части; организовывать мате­риальное и медицинское обеспечение личного со­става; создавать условия для развития техничес­кого и других видов творчества, культурного роста и отдыха, укрепления здоровья и физичес­кого развития; лично проводить беседы со свои­ми подчиненными, вникать вих нужды, знать мо­рально-психологическое состояние каждого. Вы­полнение этих и других уставных обязанностей должностными лицами является необходимым условием моральной атмосферы в воинских кол­лективах и социальной защищенности каждого военнослужащего.

Реформы в России не могут состояться без сильного государства и надежного правопорядка в Вооруженных Силах, а поэтому предстоит и дальше реформировать и принимать федераль­ные законы, направленные на совершенствова­ние социальных, правовых гарантий военнослу­жащих.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО № 10 1997


ax >:1ЛРСТВО И ПРАВО, 1997, № 8, с. 41^3










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...