Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 3. Исследования эмоциональной-волевой и мотивационной сфер личности




Задача 19. Соотнесите эмоциональные состояния и их психологические особенности.

1) настроение                   а) кратковременное, бурное, с потерей контроля;

2) аффект                         б) длительное, слабо выраженное;

3) стресс                           в) напряжение, приводящее к ошибкам действий;

4) депрессия                    г) переживание неудачи на пути к цели;

5) фрустрация                  д) снижение настроения и побуждений к жизни.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задача 20. Обобщите смысл приведенных ниже высказываний. Определите, что общего и различного в эмоциях и чувствах.

1. Эмоции есть работа инстинкта, а чувства - горечь, печаль и т.д. - это уже статья другая, это связано с затруднением деятельности больших полушарий. …Чувства связаны с самым верхним отделом, и все они привязаны ко второй сигнальной системе. (И.П. Павлов).

2. Чувства сложнее эмоций, поскольку испытывают на себе влияние не только и не столько психофизиологических процессов, сколько всей совокупности индивидуальных особенностей личности, ее жизненного опыта, мировоззрения и ее социальных отношений. (Б.Д. Парыгин).

3. Эмоции отражают не предметы и явления окружающего мира, а объективные отношения, в которых эти предметы и явления находятся к нуждам организма. Эмоции, не являясь еще формой познания, вызывают не образ предмета или явления, а переживание. (К.К.Платонов).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задача 21. Какие явления эмоциональной жизни описаны ниже?

1. Во время занятия курсант, которого насмешки соседа по столу вывели из себя, ударил товарища и выбежал из аудитории, сильно хлопнув дверью.

2. При необходимости принять быстрое и ответственное решение водитель не смог справиться с аварийной ситуацией, что выразилось в трудностях переключения внимания и привлечения прошлого опыта, ошибках мышления, нарушении двигательной координации.

3. Руководитель, возмущенный систематическим нарушением дисциплины со стороны одного из подчиненных, в пылу гнева с силой швырнул шариковую ручку в угол кабинета и оскорбил сотрудника, о чем позднее пожалел.

4. Тяжелое переживание крушения надежды при наличии сильно мотивированной цели и преграды, препятствующей, ее достижению.

5. Выступая впервые в суде с речью, молодой адвокат запинался, неуклюже жестикулировал и, совсем растерявшись, сел на свое место, так и не закончив выступление. На репетиции же речи все было хорошо.

6. Длительное моральное переживание, имеющее своим содержанием борьбу мотивов поведения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 22. Установите соответствие между названием и характеристикой волевых качеств.

1. Настойчивость                                         а) умение действовать точно и планомерно.

2. Решительность                                        б) способность доводить до конца принятое 

                                                                                решение достигать поставленной цели,

                                                                                преодолевая препятствие на пути к ней.

3. Целеустремленность                              в) подчинение человеком своего поведения

                                                                                устойчивой жизненной цели, готовность

                                                                                и решимость ее достичь.

4. Выдержка                                                   г) умение человека сохранять контроль над

                                                                                 своим поведением.

5. Организованность                               д) сознательное подчинение своего поведения

                                                                             общественным нормам и правилам.

6. Дисциплинированность                      е) способность своевременно принять

                                                                               обоснованное решение и устойчивое

                                                                               решение и без задержки перейти к его

                                                                                выполнению.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задача 23. Сопоставьте предлагаемые определения понятия «потребность» и укажите, какое из них и почему является психологически наиболее точным.

1. Потребность - это нужда индивида в каких-либо условиях для существования и развития.

2. Потребность - это отраженная в форме переживания нужда индивида в том, что необходимо для поддержания его организма и развития его личности.

3. Потребность - это осознанная нужда индивида в каких-либо усло­виях для поддержания существования его организма и развития его лично­сти.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задача 24. Наличие периодических перегрузок в работе сотрудников приводит к тому, что некоторые из них привыкают работать рывками, с особым напряжением в конце месяца (ради улучшения отчетности) или при «аварийном» состоянии дела. У них появляется склонность систематически откладывать работу, которую без риска можно выполнить после. С течением времени эта склонность превращается в привычку. Авралы сменяются все более длительными периодами безделья, которым находится оправдание в силу прошлых перегрузок, а последние становятся неизбежными в результате запущенности дел. Между тем застарелые дела и материалы угнетают и страшат следователя, приняться за них становится все труднее. И когда дальнейшие проволочки уже невозможны, следователь выполняет работу кое-как, допуская всяческие нарушения, лишь бы поскорее избавиться от нее.


О каких психических явлениях свидетельствует описанная ситуация?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 25. Определите, какой из волевых черт характера соответствует способность выдвигать на передний план те мотивы поведения, которые связаны с основными принципами и целями личности.


Какие мотивы поведения Вы считаете наиболее ценными?

Приведите примеры проявления названной черты характера в профессиональной деятельности сотрудника ОВД.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задача 26. Определите, какой из волевых черт характера соответствует:

1. способность в трудных, конфликтных ситуациях своевременно принимать обоснованное и твердое решение и приводить его в исполнение;

2. способность прекратить выполнение действия при изменении обстановки, когда оно перестает быть целесообразным.

В чем различие между понятиями «решение» и «намерение»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 4. Исследования психологических качеств и свойств
личности

Задача 27. Сопоставьте две точки зрения:

1) развитие личности определяется в первую очередь наследственными факторами: способностями, чертами характера, поэтому право­мерно и склонность к преступности считать унаследованной:

2) все люди по своим природным данным равны, поэтому развитие личности зависит только от среды, обучения и воспитания.


Сформулируйте свое отношение к приведенным тезисам.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задача 28. Прокомментируйте следующие высказывания.

1. Человек в той мере субъект, в какой он - личность; организм - не субъект.

2. Личностью является лишь тот, кто обладает яркой индивидуальностью.

3. Личность - это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое "Я" из "нe-Я", активно воздействующий на "не-Я" в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности.

4. Человек становится личностью благодаря самосознанию, которое позволяет ему свободно подчинять свое "Я" нравственному закону.

5. Личность - субъект и объект общественных отношений.

6. Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 842.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...