Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел 3. Исследования эмоциональной-волевой и мотивационной сфер личности
Задача 19. Соотнесите эмоциональные состояния и их психологические особенности. 1) настроение а) кратковременное, бурное, с потерей контроля; 2) аффект б) длительное, слабо выраженное; 3) стресс в) напряжение, приводящее к ошибкам действий; 4) депрессия г) переживание неудачи на пути к цели; 5) фрустрация д) снижение настроения и побуждений к жизни. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 20. Обобщите смысл приведенных ниже высказываний. Определите, что общего и различного в эмоциях и чувствах. 1. Эмоции есть работа инстинкта, а чувства - горечь, печаль и т.д. - это уже статья другая, это связано с затруднением деятельности больших полушарий. …Чувства связаны с самым верхним отделом, и все они привязаны ко второй сигнальной системе. (И.П. Павлов). 2. Чувства сложнее эмоций, поскольку испытывают на себе влияние не только и не столько психофизиологических процессов, сколько всей совокупности индивидуальных особенностей личности, ее жизненного опыта, мировоззрения и ее социальных отношений. (Б.Д. Парыгин). 3. Эмоции отражают не предметы и явления окружающего мира, а объективные отношения, в которых эти предметы и явления находятся к нуждам организма. Эмоции, не являясь еще формой познания, вызывают не образ предмета или явления, а переживание. (К.К.Платонов). __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 21. Какие явления эмоциональной жизни описаны ниже? 1. Во время занятия курсант, которого насмешки соседа по столу вывели из себя, ударил товарища и выбежал из аудитории, сильно хлопнув дверью. 2. При необходимости принять быстрое и ответственное решение водитель не смог справиться с аварийной ситуацией, что выразилось в трудностях переключения внимания и привлечения прошлого опыта, ошибках мышления, нарушении двигательной координации. 3. Руководитель, возмущенный систематическим нарушением дисциплины со стороны одного из подчиненных, в пылу гнева с силой швырнул шариковую ручку в угол кабинета и оскорбил сотрудника, о чем позднее пожалел. 4. Тяжелое переживание крушения надежды при наличии сильно мотивированной цели и преграды, препятствующей, ее достижению. 5. Выступая впервые в суде с речью, молодой адвокат запинался, неуклюже жестикулировал и, совсем растерявшись, сел на свое место, так и не закончив выступление. На репетиции же речи все было хорошо. 6. Длительное моральное переживание, имеющее своим содержанием борьбу мотивов поведения. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задача 22. Установите соответствие между названием и характеристикой волевых качеств. 1. Настойчивость а) умение действовать точно и планомерно. 2. Решительность б) способность доводить до конца принятое решение достигать поставленной цели, преодолевая препятствие на пути к ней. 3. Целеустремленность в) подчинение человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовность и решимость ее достичь. 4. Выдержка г) умение человека сохранять контроль над своим поведением. 5. Организованность д) сознательное подчинение своего поведения общественным нормам и правилам. 6. Дисциплинированность е) способность своевременно принять обоснованное решение и устойчивое решение и без задержки перейти к его выполнению. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 23. Сопоставьте предлагаемые определения понятия «потребность» и укажите, какое из них и почему является психологически наиболее точным. 1. Потребность - это нужда индивида в каких-либо условиях для существования и развития. 2. Потребность - это отраженная в форме переживания нужда индивида в том, что необходимо для поддержания его организма и развития его личности. 3. Потребность - это осознанная нужда индивида в каких-либо условиях для поддержания существования его организма и развития его личности. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 24. Наличие периодических перегрузок в работе сотрудников приводит к тому, что некоторые из них привыкают работать рывками, с особым напряжением в конце месяца (ради улучшения отчетности) или при «аварийном» состоянии дела. У них появляется склонность систематически откладывать работу, которую без риска можно выполнить после. С течением времени эта склонность превращается в привычку. Авралы сменяются все более длительными периодами безделья, которым находится оправдание в силу прошлых перегрузок, а последние становятся неизбежными в результате запущенности дел. Между тем застарелые дела и материалы угнетают и страшат следователя, приняться за них становится все труднее. И когда дальнейшие проволочки уже невозможны, следователь выполняет работу кое-как, допуская всяческие нарушения, лишь бы поскорее избавиться от нее. О каких психических явлениях свидетельствует описанная ситуация? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задача 25. Определите, какой из волевых черт характера соответствует способность выдвигать на передний план те мотивы поведения, которые связаны с основными принципами и целями личности. Какие мотивы поведения Вы считаете наиболее ценными? Приведите примеры проявления названной черты характера в профессиональной деятельности сотрудника ОВД. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 26. Определите, какой из волевых черт характера соответствует: 1. способность в трудных, конфликтных ситуациях своевременно принимать обоснованное и твердое решение и приводить его в исполнение; 2. способность прекратить выполнение действия при изменении обстановки, когда оно перестает быть целесообразным. В чем различие между понятиями «решение» и «намерение»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Раздел 4. Исследования психологических качеств и свойств Задача 27. Сопоставьте две точки зрения: 1) развитие личности определяется в первую очередь наследственными факторами: способностями, чертами характера, поэтому правомерно и склонность к преступности считать унаследованной: 2) все люди по своим природным данным равны, поэтому развитие личности зависит только от среды, обучения и воспитания. Сформулируйте свое отношение к приведенным тезисам. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 28. Прокомментируйте следующие высказывания. 1. Человек в той мере субъект, в какой он - личность; организм - не субъект. 2. Личностью является лишь тот, кто обладает яркой индивидуальностью. 3. Личность - это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое "Я" из "нe-Я", активно воздействующий на "не-Я" в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности. 4. Человек становится личностью благодаря самосознанию, которое позволяет ему свободно подчинять свое "Я" нравственному закону. 5. Личность - субъект и объект общественных отношений. 6. Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 842. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |