Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Какое свойство восприятия при этом проявляется? Свой ответ обоснуйте.




МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

УЧЕБНО-НАУНЫЙ КОМПЛЕКС

ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Кафедра психологии

УТВЕРЖДАЮ

                                                       Первый заместитель начальника

                                                       Московского университета МВД России

                                                       генерал-майор полиции

 

_________________С.С. Жевлакович

 

ПРАКТИКУМ

По курсу

«Общий психологический практикум». Часть 2.

Для курсантов (слушателей) факультета подготовки психологов,

Факультета подготовки иностранных специалистов,

Обучающихся по специальности 030301.65 - «Психология

Служебной деятельности»

 

 

Москва – 2012

Организационно-методический раздел

Практикум ориентирован на курсантов, которые уже имеют базовые представления о предмете психологии и различных психологических явлениях.

Представленные в рабочей тетради задания рассчитаны на закрепление курсантами учебного материала по курсу «Общая психология» и овладение практическими приемами использования психологических знаний в будущей профессиональной деятельности.

Цельюпрактикума является формирование и развитие у курсантов (слушателей) психологических умений и навыков, а также профессионально значимых качеств личности для успешного осуществления в будущем деятельности практического психолога.

В результате прохождения практикума курсанты (слушатели) должны:

Знать:

· приемы и методы организации, планирования психологических исследований; изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ОК-9);

· математико-статистические методы и процедуры, используемые для анализа и обработки результатов психологических исследований (ОК-14);

· современные проблемы и тенденции развития теоретической и прикладной психологии (ОК-9, ОК-13);

· психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики (ОК-9).

Уметь:

· применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов; составлять психологические заключения и рекомендации по их использованию (ПК-25);

· составлять комплексный психологический портрет личности (ПК-5);

· получать, обрабатывать и интерпретировать данные исследований с помощью математико-статистического аппарата (ОК-14).

Владеть:

· базовыми методами и процедурами проведения психологических исследований и экспериментов, обработки и описания эмпирических данных, анализа и интерпретации полученных результатов (ПК-20);

· приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп (ПК-7);

• навыками использования математико-статистических методов при обработке и анализе результатов психологических исследований (ОК-14).

 

Рабочая тетрадь Практикум по курсу «Общий психологический практикум» подготовлена преподавателем кафедры психологии Аникеевой Н.В..

 

Практикум рассмотрен и одобрен:

- на заседании кафедры психологии 21 ноября 2012 года, протокол №3.

 

Практикум рассмотрен и одобрен:

- на методическом совете Университета «__»_________2012 года, протокол №__


График учета и контроля выполнения заданий практикума

Задание по теме Срок выполнения Отметка о выполнении Примечание
1. Задания из раздела «Эмпирические исследования познавательных процессов» на владение знаниями о видах, свойствах и закономерностях ощущения и восприятия (задачи №1-7).      
2. Задания из раздела «Эмпирические исследования познавательных процессов» на владение знаниями о видах, свойствах и закономерностях внимания, памяти мышления (задачи №8-18).      
3. Задания из раздела «Исследования эмоциональной-волевой и мотивационной сфер личности» (задачи №19-26).      
4. Задания из раздела «Исследования психологических качеств и свойств личности» (задачи №27-35).      

 

По результатам проверки выполненного практикума, в установленные сроки, выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено». Если в практикуме имеются отдельные недостатки, он может быть возвращен для частичной доработки без выставления оценки, с указанием дополнительного срока повторной проверки. При получении оценки «не зачтено» практикум должен быть переработан полностью с учетом всех замечаний и представлен для повторной проверки в установленный срок. Не получившие положительную оценку по результатам проверки выполнения практикума к промежуточной сессии по дисциплине «Психологическое консультирование» не допускаются.

 

!!! Все отметки в рабочей тетради выполняются ручкой. При выполнении задания необходимо четко следовать указанным инструкциям.

 


Раздел 2.Эмпирические исследования познавательных процессов

Задача 1. Какое из приведенных ниже утверждений верно? Свой ответ обоснуйте.

а) Ощущения отражают обобщенный образ ситуации;

б) Ощущения отражают предмет или явление в целом;

в) Ощущения отражают отдельные свойства предметов и явлений;

г) Ощущения отражают отношения человека.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задача 2. Соотнесите понятия, перечисленные слева с определениями в правом столбце:

1. Нижний абсолютный порог чувствительности a) минимальное изменение интенсивности раздражителя, вызывающее изменения в ощущениях
2. Верхний абсолютный порог чувствительности b) наименьшая сила раздражителя, которая может вызывать ощущение.
3. Относительным порогом (порог различения) c) изменение самого характера ощущений (чаще всего - на болевое).

Свой ответ обоснуйте.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 3. О какой группе ощущений идет речь в приведенном ниже описании?

«Раздражения рецепторных окончаний в мышцах создают ощущение мышечного тонуса при выполнении движения; ощущения мышечного напряжения и усилия связаны с раздражением нервных окончаний сухожилий; раздражение рецепторов суставных поверхностей дает ощущение направления, формы и быстроты движений».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задача 4. О каком свойстве восприятия идет речь в следующем определении, допишите:«Зависимость восприятия от личностных особенностей и прошлого опыта субъекта – …». Ответ обоснуйте.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 5. Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается постоянной при исполнении произведения на разных инструментах или даже оркестром.

Какое свойство восприятия при этом проявляется? Свой ответ обоснуйте.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 6. Какое свойство восприятия представлено в следующем факте?

Несмотря на изменения в освещенности, удаленности от наблюдателя, образ воспринимаемою человека остается относительно постоянным.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задача 7. Сгруппируйте изложенные ниже факты. Какие свойства восприятия или образа восприятия в них представлены?

1. Один и тот же элемент в составе разных структур воспринимается по-разному. Так, на известном двойственном изображении элемент, воспринимающийся в структуре лица молодой женщины как очертание нижней части щеки, в структуре лица старухи воспринимается как нос. Аналогично другой элемент, предстающий перед нами в первом случае как ухо, в другом случае воспринимается как глаз.

2. При восприятии слова «корень» у математика, ботаника и лингвиста возникают разные образы.

3. Серый квадрат на черном фоне кажется более светлым, чем такой же на белом фоне.

4. Если заменить отдельные элементы изображения, но сохранить соотношение между ними, то общая структура образа остается неизменной; если проигрывать одну и ту же мелодию на разных инструментах или в разных регистрах, она все равно воспринимается как та же самая.

5. «Мы не только верим тому, что видим, но до некоторой степени и видим то, во что верим».

6. Выделение знакомого лица в толпе.

7. При удалении от нас предметов их изображение на сетчатке глаза, конечно, уменьшается, но мы не согласимся с человеком, который попытается нас убедить, что предметы в самом деле уменьшились.

8. Большинство людей при быстром чтении не заметят ошибок в наборе букв «элекртечиство» и прочтут слово «электричество».

9. Интегральная структура образа сохраняется при выпадении ее частей. Например, двух точек и одной незамкнутой кривой линии достаточно, чтобы мы восприняли изображение лица.

10. Мы опознаем в некотором предмете вазу, хотя такую именно вазу видим впервые.

11. Женщина среди мужчин воспринимается отчетливее, ярче, чем в группе женщин.

Свои ответы обоснуйте.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 8. Какому свойству внимания (объем, концентрация, переключаемость, распределение, устойчивость) соответствуют положения:

1. скорость произвольной смены объектов психических процессов;

2. количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности;

3. количество одновременно выполняемых действий;

4. степень сосредоточенности внимания на одном объекте;

5. интенсивность направленности внимания на этот объект, которая зависит oт интенсивности торможения конкурирующих сфер;

6. продолжительность сосредоточенности психических процессов на одном объекте.

Свои ответы обоснуйте.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 9. «Следователь и другие должностные лица, производя обыск, должны одновременно обследовать жилище, различные постройки, участки местности, наблюдать за поведением обыскиваемою и обыскивающих, анализировать обстановку на месте производства обыска с целью получения информации, необходимой для расследования.»










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 437.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...