Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятие 16. Русская орфография.




Вопросы:

1. Предмет и задачи орфографии.

2. Понятие орфограммы, орфографического принципа.

3. Принципы русской орфографии.

4. Дифференцирующие написания в русской орфографии.

5. Основные правила русской орфографии:

- правила правописания безударных гласных в корне;

- правила правописания согласных в корне;

- чередующиеся гласные в корнях слов;

- правописание приставок;

- приставки на –з;

- приставки пре- и при-;

- правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов;

- употребление ь и ъ;

- буквы о и е после шипящих и ц;

- правили переноса слов;

- н и нн в причастиях и прилагательных;

- частицы не и ни с различными частями речи;

- употребление прописных букв.

Литература

. Иванова В.Ф. Современный русский язык: графика и орфография. М.: Просвещение, 1976. С. 132-190, 242-297.

2. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. Ч. 1. М.: Просвещение, 1981. С. 176-182.

3. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М.: Высшая школа, 1981. С. 122-132.

4. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. М.: Высшая школа, 1983.

5. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Реформа орфографии в связи с проблемой письменного языка // А.А. Реформатский. Из истории отечественной фонологии. М.: Наука, 1970. С. 149-156.

Примечание. Источник 5 законспектировать.

 

Занятие 17. Графические и орфографические реформы.

Вопросы: 1. Заслуги в разработке теории русской орфографии И.А. Бодуэна дэ Куртене, Л.Н. Ушакова, Р.И. Аванесова, В.Н. Сидорова.

2. Заслуги Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Шахматова, И.А. Бодуэна дэ Куртене в подготовке реформы русского письма 1917-18 гг.

4. Работы Н.Н. Алгазиной и М.В. Пачова по орфографии.

5. Значение трудов А.Н. Гвоздёва, А.Б. Шапиро, М.Н. Петерсона, А.В. Текучёва в развитии русской орфографии.

Литература:

1. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Реформа орфографии в связи с проблемой письменного языка // А.А. Реформатский. Из истории отечественной фонологии. М., 1970, С. 149-156.

2. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М.: Просвещение, 1979. С. 12-40; с. 258-271.

3. Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии // А.Н. Гвоздев. Избранные работы по орфографии и фонетике. М., 1963.

4. Ушаков Д.Н. Русское правописание. М., 1917.

5. Шапиро А.Б. Русское правописание. 2-е изд. М., 1961

6. Панов М.Ф. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.

7. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П., Чельцова Л.К. Письма об орфографии. М., 1969.

Задания для самостоятельной работы:

1. Какие правила русской орфографии относятся к фонетическому принципу русской орфографии? Морфологическому принципу? Традиционному (историческому)? Какие правила относятся к дифференцирующим написаниям? Составьте схему-классификацию принципов русской орфографии и соответствующих им правил.

2. Пользуясь словарём-справочником «Слитно или раздельно?» /изд. 3-е, М., 1982/, напишите следующие слова: идейно/воспитательная работа, физико/математичекский факультет, всемирно/известный писатель, общественно/политическая литература, премьер/министр, юго/запад, вечно/зелёный, вечно/занятый, экс/чемпион, социал/демократия, киловатт/час, средне/суточная температура, скоро/портящиеся продукты, узко/специальная проблема, сельско/хозяйственная продукция.

3. Объясните правописание прописных букв: /С,с/оветская власть, /С,с/трана /С,с/оветов, /Г,г/ерой /С,с/оциалистического /Т,т/руда, /О,о/рден /Т,т/рудового /К,к/расного /З,з/намени, /Н,н/овый /Г,г/од, /Д,д/ень /У,у/чителя, /Ц,центральный /У,у/нивермаг, /Б,б/ольшой /Т,т/еатр, /К,к/афедра /Р,р/усского /Я,я/зыка, /М,м/еждународный /Ж,ж/енский /Д,д/ень, /Л,л/ьвовский /Г,г/осударственный /У,у/ниверситет.

4. Проведите орфографический разбор подчёркнутых слов по следующему плану: 1) Выделите в слове морфемы, найдите орфограммы;

2) Объясните написание каждой орфограммы в слове и сформулируйте соответствующее правило;

3) Укажите, какой принцип орфографии отражает каждая орфограмма; укажите, если есть, ограничения морфологического написания, вызванные слоговым принципом русской графики или историческими написаниями.

«Опыт, написанный и брошенный в общее употребление, есть книга… Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезли, а книга оставалась; она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизировались все учения, потрясшие умы, в ней записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, которая называется всемирной историей. Но в книге не одно прошедшее: она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммой истин, найденных страданиями, иногда кровавым потом, она – программа будущего. Итак, будем уважать книгу». /А.Герцен/

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...