Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сильные и слабые позиции фонем.




Занятие 2. Подсистема вокализма.

Вопросы:

1. Фонетические стили современного русского языка.

2. Многомерная классификация артикуляционных характеристик гласного русского языка в изолированном положении.

3. Дихотомическая классификация русских гласных.

4. Речевые варианты гласных русского языка.

5. Транскрибирование русских гласных.

Литература:

1. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 1. Фонетика. Введение. Лексика. Фразеология. Графика и орфография. М.: Просвещение, 1981. § 57. С. 107-108.

2. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М.: Высшая школа, 1981. С. 37-38.

3. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М.: Просвещение, 1976. С. 5-31, 66-94.

4. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М.: Просвещение, 1984. С. 52-60.

Задание для самостоятельной работы:

1. Определите различия в звуковом составе слов: хвала - хваля, руки - руки, пары - пары, плётка - плитка, мэр - мер, мер - мерь, поёт - поэт, Толька - только, ярки - арки, мыл - мил, бугор - багор, вяз - вас, мятой - мятый, мал - мыл, бал - бел, скат - скот, петь - пить, боль - быль, сила - села, стены - стоны, бант - бунт, руль - роль.

2. Какова роль лабиализованных гласных в звукописи:

       Ревет ли зверь в лесу глухом,

       Трубит ли рог, гремит ли гром, Поет ли дева за холмом, -

                   На всякий звук

       Свой отклик в воздухе пустом

       Родишь ты вдруг. (П.)

 

Занятие 3. Подсистема консонантизма.

Вопросы:

1. Принципы классификации согласных звуков:

а) способ образования согласных;

б) место образования согласных;

в) размещение согласных по шкале сонорности (О. Есперсена);

г) палатализация.

2. Особенности артикуляции слитных (аффрикат) и щелчковых (фаукальных) звуков.

3. Характеристика согласных по таблице. Различия между согласными, не указанные в таблице (дорсальность (с) - коммуникальность (щ), однофокусность - двуфокусность и т.д.

4. Дихотомическая классификация русских согласных.

5. Сопоставление различных таблиц артикуляционных характеристик звуков.

6. Согласные русского языка в изолированном положении и в потоке речи.

7. Транскрибирование русских согласных.

Литература:

Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 1. Фонетика. Введение. Лексика. Фразеология. Графика и орфография. М.: Просвещение, 1981. § 56. С. 107-108.

Современный русский язык / под ред. В.А. Белошапковой. М.: Высшая школа, 1981. С. 38-42.

Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М.: Просвещение, 1976. С. 5-31, 121-164.

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М.: Просвещение, 1984. Таблица "От буквы к звуку".

Задание для самостоятельной работы:

1. Решите пропорции:

п к  сшп тчж

ф ?  ц ?  м ?  ц ?

2. Сделайте фонетическую транскрипцию фразы:

       А белый стих похож на белый сад,

       В котором отпорхавшие колибри -

       Опавшие созвучья не летят,

       А на ледок прудов они налипли... (Март.)

 

Занятие 4. Акустическая характеристика звуков речи.

1. Вопросы: 1. Акустические методы изучения звуков.

2. Инструментальное изображение звука.

3. Классификация звуков по акустическим признакам /вокальность - не вокальность, консонантность - неконсонантность, высокая - низкая тональность, диффуузность - компактность, бемольность - небемольность, диезность - недиезность, прерванность - непрерванность, резкость - нерезкость, звонкость - глухость/.

4. Дихотосмический характер акустической классификации, достоинства и недостатки акустической классификации.

5. Соотношение акустических и артикуляционных характеристик звуков речи.

Литература:

 

1. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Высшая школа, 1981. – С. 42-51.

2. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – М.: Просвещение, 1976. – С. 28-31, 52-55.

3. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М.: Просвещение, 1977. – С. 5-77.

4. Златоустова Л.В., Потапов Р.К., Трунин-Донской В.Н. Общая и прикладная фонетика. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – С. 9-52.

Задание для самостоятельной работы:

Выпишите акустические характеристики звуков русского языка, сопоставьтеих с артикуляционными характеристиками.

 

Занятие 5-6. Классификация суперсегментных единиц языка..

Вопросы.

1. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы. Несегментный характер и иерархическая организация суперсегментных единиц языка: слога, такта, синтагмы.

2. Слог как минимальная суперсегментная единица. Определение слога. Теории слога /эспираторная, волны сонорные, имплозии/ эксплозии, мускульного напряжения/. Типы слогов.

3. Законы русского слогоделения.

4. Ударение, его типы в языках мира. Характер русского ударения.

5. Такт / фонетическое слово/. Определение границы такта с помощью формулы ...А.А. Потебни. Энклитики и проклитики.

6. Фраза./синтагма/ и её интонационное выражение. Компоненты интонации. Основные типы интонационных конструкций русского языка.

7. Фразовое и логическое ударения.

Литература:

1. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М.: Высшая школа, 1981. С. 51-60.

2. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 1. М.6 Просвещение, 1981. С. 125-127.

3. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. М.: Высшая школа, 1982. С. 90-97.

4. Кузнецов П.С. К вопросу о фонологии ударения // А.А. Реформатский. Из истории отечественной фонологии. М.: Наука, 1970. С. 360-367.

5. Аванесов Р.И. Ударение в современном русском литературном языке // Р.И. Аванесов Русская литературная и диалектная фонетика. М.: Просвещение, 1974. С. 79-107.

6. Аванесов Р.И. О слогоразделе и строении слога в русском языке // Фонетика современного русского языка. М.: Изд-во МГУ, 195. С. 240.

7. Брызгунова Е.И. Звуки и интонации русской речи. М.: Прогресс, 1969. С. 251.

8. Русская грамматика. М. Наука, 1982. Ч.1. С. 22-24, 96-123.: «Слог и слогоделение», «Ударение», «Мелодическая структура русской речи».

9. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М.: Высшая школа, 1979. Гл. 6,7.

10. Бондарко Л.В. Структура слога и характеристика фонем // Вопросы языкознания. 1967. №1. С. 34-47.

11. Матусевич М.И. Современный русский язык: Фонетика. М.: Просвещение, 1976. С. 166-177, 222-239.

12. Потебня А.А. Ударение. Киев:Наукова думка, 1973. С. 167.

13. Брызгунова Е.А. Основные типы интонационных кончструкций и их употребление в русском языке // Русский язык за рубежом. 1973. №1. С. 75-82; №2. С. 44-53.

Примечание: источник 4 законспектировать.

Задание для самостоятельной работы: 1. Разделить на слоги слова Анна, ветвь, льдом, мха, место, места в соответствии с теорией имплозии-эксплозии, волны сонорности, мускульного напряжения. Сравните полученные результаты. 2. Разделите слова на слоги, определите характер этих слогов: районный, приоткрыть, лохматый, ножка, отступление, весна, сердце, масса, выписать, известный, иллюзия, пенсия, затхлый, волна, пестрота, маска, певчий. 3. Разбейте слова на такты, отметьте явления энклизы и проклиы, представьте отрывок в виде формулы А.А. Потебни:

      Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают тскры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руке свой потайной фонарь. На всех словах – события печать. Они дались не даром человеку. Читаю: - Век. От века. Вековать. Век доживать. Бог сыну не дал веку. Век заедать, век заживать чужой … В словах звучит укор, и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мною. А древняя рассыпанная повесть. (С. Маршак). 4. Придумайте предложения, в которых были употреблены все семь ИК.

Занятие 7. Контрольная работа по фонетике русского языка.

Занятие 8-9. Фонология, Понятие фонемы.

Сильные и слабые позиции фонем.

Вопросы:

Понятие о фонеме. Аллофоны, варианты и вариации фонем.

Предмет фонологии. Сущность функционального аспекта изучения звуковых единиц.

Бодуэн де Куртене И.А. – основатель фонологии.

Фонема и позиционные чередования звуков. Отличие позиционных чередований от традиционных, исторических.

Параллельные и перекрещивающиеся чередования.

Понятие нейтрализации фонем.

Сигнификативно сильные и слабые позиции фонем, перцептивно сильные и слабые позиции фонем.

Состав сильных гласных фонем русского языка и их аллофорны.

Состав сильных согласных фонем русского языка. Ряды фонем, противопоставленных по глухости/звонкости, твердости/мягкости. Фонемы, стоящие вне этих противопоставлений.

Гласные фонемы русского языка в слабых позициях: слабые позиции фонем по глухости/звонкости, слабые позиции фонем по твердости/мягкости, абсолютно слабые позиции фонем.

Литература:

Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 1. С. 138-160.

Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. М.: Высшая школа, 1982, С. 98-121.

Современный русский литературный язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М.: Высшая школа, 1981, С. 62-92.

Русская грамматика. М.: Наука, 1982. С. 69-79.

Аванесов Р.И., Сидоров В.И. Система фонем русского языка // А.А. Реформатский. Из истории отечественной филологии. М.: Наука, 1970. С. 249-277.

Реформатский А.А. Согласные, противопоставленные по способу и месту образования и их варьирование в современном русском литературном языке //  Реформатский А.А.. Из истории отечественной филологии. М.: Наука, 1970. С. 374-397.

Кузнецов П.С. Об основных положениях фонологии // А.А. Реформатский. Из истории отечественной фонологии. М.: Наука, 1970. С. 470-480.

Реформатский А.А. О корреляции «твердых» и «мягких» согласных (в современном русском литературном языке) // А.А. Реформатский. Из истории отечественной филологии. М.: Наука, 1970. С. 494-499.

Примечание. Источники 5, 6, 7, 8 законспектировать.

Задание для самостоятельной работы:

1. По каким дифференциальным признакам противопоставлены фонемы в следующих парах слов:

2. Брат - брать, жар – жарь, кон – конь, кров – кровь, лез – лезь, мол – моль, мороз – морозь, дом – том, год – кот, жар – шар, зам – сам, бар – пар, вен – фен, рад – рот, мол – мул, дар – бар, дуб – зуб, туша – суша, дот – год, кот – тот, ром – лом.

3. В следующих словах отметьте варианты и вариации гласных фонем. В каких фонетических условиях они проявляются?

4. В русском языке три сигнификативно-сильные позиции для согласных по глухости/звонкости: перед гласными, перед сонорными; перед звонкими зубными. Примеры первой позиции: дам-там. Приведите примеры на две другие позиции.

5. В русском языке три сигнификативно-слабые позиции для согласных по глухости/звонкости: на конце слова: перед глухими; перед звонкими шумными, кроме [в] – [в]. Пример на последнюю позицию: косьба-резьба. Приведите примеры, доказывающие что в этих позициях действительно различаются твердые и мягкие.

6. В русском языке три сигнификативно-слабые позиции по твердости/мягкости: зубные, кроме бокового перед мягкими зубными; [н] и [н] перед [ч] и [ш]; т.е. перед мягкими шумными передненебными; зубные кроме бокового перед мягкими губными. Подобрав примеры, решите, твердыми или мягкими согласными представлены согласные фонемы во всех этих случаях нейтрализации.  










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...