Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятие 10. Фонологические школы в современной лингвистике.




Вопросы:

1. Бодуэн де Куртене как основатель фонологии /понятие «дивергентов»/.

2. Типология чередований звуков в русском языке.

3. Понятие фонемы согласно концепциям МФШ, ЛФШ, ПФШ:

А) Пражский лингвистический кружок. Н. Трубецкой – основоположник современных фонологических взглядов. Классификация фонологических оппозиций Н. Трубецкого;

Б) Классификация фонем американскими дискриптивистами;

В) Классификация московской фонологической школы. Основные предстаители МФШ, их труды;

Г) Ленинградская фонологическая школа, её представители. Трактовка фонемы представителями ленинградской фонологической школы. Сопоставление фонологических взглядов московской и ленинградской фонологических школ.

Литература:

1. Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. М.: Высшая школа, 1979. С. 90-122.

2. Русская грамматика. М.6Наука, 1982. С. 69-79.

3. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Система фонем русского языка. // А.А. Реформатский. Из истории отечественной фонологии. М.: Наука, 1970. С. 249-262.

4. Реформатский А.А.. Основные положения МФШ // А.А. Реформатский. Из истории отечественной фонологии. М.: Наука, 1970. С. 114-120.

5. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. М.: Высшая школа, 1982. С. 104-105 / «Московская и ленинградская фонологическая школа»/.

6. Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. М.: Просвещение, 1974. С. 38-43 /»К вопросу о причинах разных точек зрения на фонему»/; С. 71-79 /»Теория фонем и её практическое применение/.

7. Буланин Л.А. Фонетика современного русского языка. Л.: Высшая школа, 1970.

8. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М.: Высшая школа, 1979. С. 36-59 /»Учение о фонеме»/.

9. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979. С. 152-155.

Дополнительная литература:

Кодухов В.И. Общее языкознание. М.: Высшая школа, 1984. С. 83-85 / «Фонология. Фонология взгляды представителей Пражского лингвистического кружка»/; С. 89-90 / «Фонемика и морфемика» «Классификация морфем американскими дескриптивистами»; С. 103-106 /»Учение о фонеме Л.В. Щербы»/; С. 113-114 / «Фонетико-орфографическая практика и общая фонетика» «Представители Московской фонологической школы».

Примечание. Работу 4 законспектировать.

Задания для самостоятельной работы:

1. Из каких представлений исходят языковеды при определении природы фонемы /психофонетических, звукового типа, знаковых, речевых признаков/? В чем заключается различие в воззрениях на фонему в теориях ЛФШ (Ленинградская фонологическая школа) и МФШ (Московская фонологическая школа)? Учтите при этом: а) определение фонемы; б) являются ли фонемы звуковым типом; в) реализация фонем; г) роль для выявления фонем морфемного состава языка: 1) «Фонема – единое представление, принадлежащее миру фонетики, которое возникает в душе посредством слияния впечатлений, полученных от произношения одного и того же – психический эквивалент звуков языка» (Бодуен де Куртене И.А. Опыт теории фонетических алтернаций); 2) «Фонемой называется кратчайшее общее фонетическое представление данного языка, способное ассоциироваться со смысловыми представлениями и дифференцировать слова и могущее быть выделяемо в речи без искажения фонетического состава слова (Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении); 3) «Звуки речи как знаки, при помощи которых различаются слова языка, называются фонемами (…) Фонемы в языке не существуют изолированно, а всегда употребляются в ряду своих разновидностей (…) Позиция наименьшей обусловленности называется сильной в отличие от других позиций, которые называются слабыми (…) Вариации это есть как бы позиционно обусловленный звуковой синоним основного вида фонемы (…) Вариант выступает (…) в роли заменителя двух или более фонем, являясь как бы звуковым омонимом, не различающим функции совпадающих фонем» (Аванесов Р.И., Сидоров В.Н., Очерк грамматики русского литературного языка); 4) «Фонологические единицы, которые с точки зрения данного языка невозможно разложить на более краткие, следующие друг за другом фонологические единицы, мы называем « «фонемами» (Трубецкой Н.С. Основы фонологии).

2. Приведите примеры, иллюстрирующие смыслоразличительную функцию фонем. Назовите 3-5 слов, которые различаются только одной фонемой (рыть – мыть), порядком следования фонем (сор – рос), количеством фонем (луг – плуг).

3. Может ли одна и та же фонема в разных позициях выражаться совершенно различными звуками? Могут ли две фонемы в одной позиции реализироваться совершенно одинаковыми звуками?

4. В произношении совпадают такие грамматические формы: неутомима – неутомимо, пела – пело, мыло – мыла, крыши – крыше, Вали – Вале. Какие фонетические закономерности обусловливают эти совпадения? Какие фонемы здесь нейтрализованы? В каких позициях?

Занятие 11. Фонетическая система русского языка.

Вопросы:

I. Чередования параллельные и перекрещивающиеся и их фонологическая интерпретация. Нейтрализация фонем.

II. Позиционные чередования согласных.

1/ А. Чередование глухих и звонких шумных. Парные и непарные фонемы по глухости / звонкости. Отсутствие нейтрализации у фонем, непарных по этому признаку;

Б. Сильные и слабые позиции согласных по глухости / звонкости.

2 / А. Чередование твёрдых и мягких согласных. Парные и непарные фонемы по твёрдости / мягкости. Отсутствие нейтрализации у фонем, непарных по этому признаку.

Б. Сильные и слабые позиции согласных по твёрдости / мягкости.

3. Чередования свистящих и шипящих / зубных и передненёбных/.

4. Чередование с нулём /«непроизносимые согласные»/.

5. Состав русских согласных фонем. Вопрос о фонологическом статусе заднеязычных мягких [к ,], [г ,].

III. Позиционные чередования гласных.

1/ Чередование под ударением. Позиция рядом с мягкими и рядом с твёрдыми согласными. Позиционные чередования гласных в безударных слогах.

2/ Состав русских согласных фонем.

 

Литература:

1. Шанский Н. М., Иванов В. В. современный русский язык. Ч. I. М.: Просвещение, 1981. С. 138-159 («Фонологическая система русского литературного языка»).

2. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М.: Высшая школа, 1981. С. 62-91. /»Понятие о фонеме», «Позиционные чередования согласных», «Позиционные чередования гласных»/.

3. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. М.: Высшая школа, 1982. С.105-121 / «Чередования согласных звуков», «Фонологическая система русского литературного языка»/.

4. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Система фонем русского языка// А.А. Реформатский. Из истории отечественной фонологии. М.: Наука, 1970. С. 249-277.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Какие согласные фонемы представлены в отрывке нулём звука: «Прекрасный день, счастливый день! / И солнце и любовь! С нагих полей сбежала тень,/ Светлеет сердце вновь» / Дельвиг/.

2. Какие действующие в современном языке фонетические законы привели к появлению следующих омофонов: плод - плот, косный - костный, изморозь -изморось, притворить (дверь) – претворить (в жизнь), компания - кампания, браться - братца, бачок - бочок, приступать (к делу) – преступать (закон)?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...