Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы к зачету по дисциплине «Философия технических наук».




1. Исторические теории возникновения науки и основные стадии её исторической эволюции.

2. Исторические характеристики трёх моделей науки: классической, неклассической, постнеклассической.

3. Специфика науки как познавательной деятельности. Отношение науки к художественному, философскому, религиозно-мифологическому, обыденному познанию.

4. Структура научного знания.

5. Эмпирический и теоретический уровни науки.

6. Формирование логических норм научного мышления. Эмпирическое и теоретическое мышление.

7. Особенности предмета, средств, методов науки.

8. Наука как объективное и предметное знание.

9. Эмпирические процедуры формирования научного факта.

10. Структуры теоретического знания. Гипотетико-дедуктивные этапы формирования теории.

11. Критерии истинности научного знания.

12. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей. Индуктивная и дедуктивная логика научного познания.

13. Особенности субъекта научной деятельности в гуманитарных и естественно-научных дисциплинах.

14. Предпосылки возникновения экспериментального метода науки в Новое время.

15. Институциональные ценности и нормы науки.

16. Исторические формы научной рациональности (средневековье, Новое время, эпоха Просвещения, современность).

17. Мировоззрение позитивизма и научные открытия XIX − XX веков.

18. Динамика науки как процесс порождения нового знания в концепции К. Поппера.

19. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Структура научных революций (Т. Кун).

20. Формирование науки как профессиональной деятельности. Современная наука как социальный институт.

21. Технические науки: специфика и становление.

22. Формирование технической науки как социального института.

23. Научное познание и инженерия.

24. Инженерная деятельность и проектирование.

25. Социальные проблемы развития современной технической науки.

26. Нелинейность процесса роста знаний. Проблема возможных путей развития истории науки.

27. Исторические образцы математической, физической и гуманитарной науки.

28. Методология науки и проблемы познания.

29. Методологические особенности естественных и гуманитарных наук. (Аристотель, Бэкон, Дильтей, Виндельбанд, Риккерт).

30. Современные методологические программы И. Локатоса и П. Фейерабенда.

31. Наука и философия: проблемы взаимодействия.

32. Философия и наука. Основания науки. Наука, не-наука, квазинаука. Обыденное и теоретическое знание.

33. Диалектика и проблема научного метода.

34. Проблема истины в философии и науке. Критерии истинности научного знания.

35. Позитивизм и его формы. Позитивистское понимание философии и науки (критический анализ).

36. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, наука как социальный институт, наука как сфера культуры.

37. Философия и научные программы античности.

38. Формирование предпосылок современной науки в эпоху Возрождения. В чем смысл и историческое значение «коперниканской революции»?

39. Социально-историческая обусловленность научного познания. Интернализм и экстернализм в философии науки.

40. Наука и практическая деятельность. Взаимосвязи науки и техники.

41. Понятия и принципы профессиональной этики в науке. Свобода и ответственность. Возникновение техноэтики.

42. Наука в средние века (Проблема веры и знания. Наука и схоластика).

43. Наука и религия: история взаимоотношений.

44. Атомизм в античности и в Новое время.

45. , Вклад в науку и философию Декарта, Ньютона, Лейбница.

46. Специфические черты науки. Критерии научности.

47. Механицизм и его значение в истории науки и философии.

48. Естествознание и техническое знание.

49. Естественно-научный эксперимент и техническое творчество.

50. Наука в современном глобальном мире: социальные и нравственные проблемы.

51. Становление и исторический путь российской науки. Ломоносовская традиция в русской науке.

52. Эпоха Просвещения и ее роль в развитии науки.

53. Естествознание и гуманитарное знание.

54. Субъект и объект научного познания в философии Канта.

55. Декарт как один из основоположников современной науки.

56. Эмпиризм и рационализм в философии науки Нового времени.

57. Наука и техническое образование в России. Модернизация образования и проблемы технического образования.

58. Наука и техника на рубеже XX и XXI в.в. и глобальные проблемы человечества.

59. Технологический детерминизм. Технократизм и сциентизм.

60. Научные и научно-технические революции, их социальные последствия.

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Тема № 1. Предмет изучения философии науки.

Тема №2. Философия техники.

Тема № 3. История формирования науки и техники.

Тема № 4. Типологии исторического развития науки.

Тема № 5. Три модели научной картины мира.

Тема № 6. Структура научного знания.

Тема № 7. Методология научного познания.

Тема № 8. Наука как социальный институт.

Тема № 9. Специфика технических наук.

Тема № 10. Инженерная деятельность и проектирование.

Приложение 1. Глоссарий по дисциплине «Философия технических наук».

Приложение 2. Темы рефератов по дисциплине «Философия технических наук».

Приложение 3. Методические рекомендации по написанию реферата.

Приложение 4. Вопросы к зачету по дисциплине «Философия технических наук».

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...