Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфика технических наук.




 

1. Специфические черты технических наук.

2. Уровни технического знания.

3. Особенности построения технической теории

 

 

    Основная цель занятия − выявить специфические черты и уровни технических наук, а также определить предмет философии техники.

1. К спе­ци­фи­че­ским чер­там тех­ни­ческого з­на­ния сле­ду­ет от­не­сти его прак­ти­че­скую на­прав­лен­ность.В хо­де об­ще­ст­вен­но­го про­грес­са челове­че­ст­во на­ко­пи­ло зна­ние двух видов − зна­ние о свой­ст­вах пред­ме­тов и про­цес­сов объ­ек­тив­но­го ми­ра и зна­ние об ис­поль­зо­ва­нии этих свойств с це­лью соз­да­ния ору­дий тру­да. Не диф­фе­рен­ци­ро­ван­ное на за­ре че­ло­ве­че­ской ис­то­рии зна­ние в даль­ней­шем раз­де­ли­лось. Ес­те­ст­во­зна­ние и об­ще­ст­воз­на­ние от­ра­жа­ют яв­ле­ния и про­цес­сы объ­ек­тив­но­го ми­ра, да­ют зна­ние о нем. Техникоз­на­ние на­це­ле­но на прак­ти­че­ское ис­поль­зо­ва­ние, реа­ли­за­цию прак­ти­че­ских воз­мож­но­стей и ес­те­ст­во­зна­ния и об­ще­ст­воз­на­ния. Техникозна­ние ис­поль­зу­ет дан­ные фи­зи­че­ских, хи­ми­че­ских, био­ло­гиче­ских, ма­те­ма­ти­че­ских и дру­гих на­ук в прак­ти­че­ском ас­пек­те. Прак­ти­че­ская на­прав­лен­ность тех­ни­че­ско­го зна­ния нис­коль­ко не при­ни­жа­ет ее ро­ли в об­щей сум­ме че­ло­ве­че­ско­го зна­ния, а на­про­тив, уве­ли­чи­ва­ет зна­чи­мость этой об­лас­ти зна­ний для прак­ти­че­ских по­треб­но­стей об­ще­ст­ва. Кри­те­рии тех­ни­че­ско­го зна­ния от­но­сят­ся к обес­пе­че­нию кон­крет­ных про­из­вод­ст­вен­ных про­цес­сов, эф­фек­тив­но­сти, на­деж­но­сти, дол­го­веч­но­сти ар­те­фак­тов, удоб­ст­ву их об­слу­жи­ва­ния. В со­дер­жа­нии тех­ни­коз­на­ния эм­пи­ри­че­ское зна­ние пре­об­ла­да­ет над тео­ре­ти­че­ским.Тех­ни­че­ское зна­ние по пре­иму­ще­ст­ву име­ет эм­пи­ри­че­ский ха­рак­тер. Здесь по­ня­тия об­ра­зу­ют­ся на ос­но­ве не­по­сред­ст­вен­ных эм­пи­ри­че­ских дан­ных без не­об­хо­ди­мой тео­ре­ти­че­ской ори­ен­та­ции. Мно­гие яв­ле­ния и свой­ст­ва ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся в тех­ни­ке, хо­тя не име­ют тео­ре­ти­че­ско­го объ­яс­не­ния. В тех­ни­коз­на­нии эм­пи­ри­че­ское объ­яс­не­ние тех или иных про­цес­сов час­то от­ста­ет от их тео­ре­ти­че­ско­го ре­ше­ния на мно­го лет. В от­ли­чие от ес­те­ст­во­зна­ния, для при­зна­ния тех или иных тех­ни­че­ских ре­ше­ний час­то до­статочно  их при­ме­не­ний на прак­ти­ке. Пре­иму­ще­ст­вен­ное эм­пи­ри­че­ское со­дер­жа­ние тех­ни­че­ско­го зна­ния не от­ри­ца­ет их на­уч­но­сти. На­уч­ное зна­ние име­ет раз­лич­ные уров­ни − эм­пи­ри­че­ский и тео­ре­ти­че­ский. Эм­пи­ри­че­ский уро­вень от­ра­жа­ет яв­ле­ния и про­цес­сы со сто­ро­ны их внеш­них свя­зей и про­яв­ле­ний, как они да­ны жи­во­му со­зер­ца­нию в про­цес­се не­по­сред­ст­вен­ной прак­ти­ки и вы­ра­же­ны в ви­де осо­бой ло­ги­че­ской фор­мы − су­ж­де­ния. Ко­неч­но, тео­ре­ти­че­ское зна­ние от­ра­жа­ет ре­аль­ность глуб­же и точ­нее. Тех­ни­че­ское зна­ние спе­ци­фич­но по фор­ме сво­его функ­цио­ни­ро­ва­ния.С од­ной сто­ро­ны, оно функциони­ру­ет в субъективной фор­ме − в чув­ст­вен­ных об­раз­ах и в ло­ги­че­ских фор­мах че­ло­ве­че­ско­го мыш­ле­ния. С дру­гой  стороны, это техника как объ­ек­тив­ная и ове­ще­ст­в­лен­ная си­ла зна­ния. Бла­го­да­ря про­ти­во­ре­чию ме­ж­ду эти­ми сто­ро­на­ми тех­ни­че­ско­го зна­ния оно спо­соб­но раз­ви­вать­ся. К спе­ци­фи­че­ским чер­там тех­ни­че­ско­го зна­ния сле­ду­ет от­не­сти тер­ми­но­ло­ги­че­скую стро­гость тех­ни­че­ско­го зна­ния и спе­ци­фи­че­ские ме­то­ды его фик­са­ции.Здесь по­ня­тия об­ра­зу­ют­ся на ос­но­ве от­ра­же­ния пред­ме­тов и их свойств в ус­ло­ви­ях не­по­сред­ст­вен­ной прак­ти­ки или экс­пе­ри­мен­та. По­сколь­ку они пред­на­зна­че­ны для ове­ще­ст­в­ле­ния в тех­ни­че­ских объ­ек­тах, ка­ж­дая не­точ­ность влечёт за собой непредвиденные последствия. От­сю­да и тер­ми­но­ло­ги­че­ская стро­гость, про­яв­ле­ни­ем ко­то­рой сле­ду­ет счи­тать тен­ден­цию к ма­шин­но­му опи­са­нию тех­ни­че­ских объ­ек­тов, та­кие точ­ные ме­то­ды фик­са­ции тех­ни­че­ско­го зна­ния, как гра­фи­ки, па­ра­мет­ры про­цес­сов и яв­ле­ний, схе­мы, спра­воч­ные таб­ли­цы, чер­те­жи, спе­ци­аль­ные за­пи­си в про­грам­мах ком­пь­ю­те­ров, спе­ци­фи­ка­ция уз­лов и де­та­лей, тех­ни­че­ские ука­за­ния. На­ко­нец, осо­бен­но­стью тех­ни­коз­на­ния яв­ля­ет­ся его раз­де­ле­ние на про­ект­но-кон­ст­рук­тор­ское и тех­но­ло­ги­че­ское.Про­ект­но-кон­ст­рук­тор­ское зна­ние пред­став­ля­ет со­бой зна­ние, ис­поль­зуе­мое в про­цес­се соз­да­ния тех­ни­че­ских средств, их ком­по­нен­тов, а так­же целых со­во­куп­но­стей тех­ни­че­ских сис­тем. Тех­но­ло­ги­че­ское зна­ние − это зна­ние о функ­цио­ни­ро­ва­нии тех­ни­че­ских средств и свя­зан­ных с этим из­ме­не­ний свойств, со­стоя­ний, фор­м и по­ло­же­ний обрабатываемо­го пред­мета. Та­кое раз­де­ле­ние тех­ни­че­ских зна­ний есть пер­вый шаг к их клас­си­фи­ка­ции.

2. Тех­ни­че­ское зна­ние пред­став­ля­ет со­бой оп­ре­де­лен­ную сис­те­му, струк­ту­ра ко­то­рой клас­си­фи­ци­ру­ет­ся по раз­ным ос­но­ва­ни­ям. В од­них слу­ча­ях тех­ни­че­ские зна­ния де­лят по от­рас­лям тех­ни­ки, вы­де­ляя про­из­вод­ст­вен­ное тех­ни­че­ское зна­ние, с даль­ней­шим его дроб­ле­ни­ем на ма­ши­но­строи­тель­ное, хи­ми­че­ское, ме­тал­лур­ги­че­ское и др.; зна­ние тех­ни­ки свя­зи, бы­та, нау­ки, транс­пор­та и т.д. В дру­гих вы­де­ля­ют раз­лич­ные уров­ни тех­ни­че­ско­го зна­ния − эм­пи­ри­че­ский и тео­ре­ти­че­ский. В-треть­их − по об­лас­тям тех­ни­че­ских на­ук. При оп­ре­де­ле­нии струк­ту­ры тех­ни­че­ско­го зна­ния мы ис­хо­дим из то­го, что эта струк­ту­ра, как и струк­ту­ра лю­бо­го ви­да зна­ния, долж­на опи­рать­ся на те или иные при­зна­ки объ­ек­тив­ной дей­ст­ви­тель­но­сти, в дан­ном слу­чае на струк­ту­ру тех­ни­че­ской дея­тель­но­сти − сфе­ру при­ме­не­ния тех­ни­коз­на­ния. По­сколь­ку об­ласть на­ших ин­те­ре­сов − тех­ни­коз­на­ние в его от­но­ше­нии к об­ще­ст­вен­но­му про­из­вод­ст­ву, нам пред­став­ля­ет­ся пра­во­моч­ным положить в ос­но­ву оп­ре­де­ле­ния струк­ту­ры тех­ни­коз­на­ния при­знак раз­де­ле­ния тру­да.  В со­ста­ве со­во­куп­но­го ра­бот­ни­ка, уча­ст­вую­ще­го в тех­ни­че­ской дея­тель­но­сти, мож­но вы­де­лить труд ра­бо­чих, ин­же­нер­но-тех­ни­че­ских ра­бот­ни­ков и уче­ных. В со­от­вет­ст­вии с этим, воз­мож­но вы­де­ле­ние трёх уров­ней тех­ни­че­ско­го зна­ния: про­фес­сио­наль­но-тех­ни­че­ское зна­ние ра­бо­чих, ин­же­нер­но-тех­ни­че­ское зна­ние и на­уч­но-техни­че­ское зна­ние.

Рис.1. Структура технического знания.

 

Та­кое де­ле­ние оп­ре­де­ля­ет­ся не при­ро­дой техникоз­на­ния, а его функ­цио­ни­ро­ва­ни­ем в об­ще­ст­ве с кон­крет­но-исто­ри­че­ской сис­те­мой раз­де­ле­ния тру­да. Пер­вый уро­вень тех­ни­че­ско­го зна­ния − про­фес­сио­наль­но-тех­ни­че­ское зна­ние.Это зна­ния, получен­ные на ба­зе про­из­вод­ст­вен­но­го опы­та, про­из­вод­ст­вен­ной дея­тель­но­сти ра­бо­чих и их про­фе­ссио­наль­но-тех­ни­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния, ис­поль­зуе­мые для оп­ти­ми­за­ции функ­цио­ни­ро­ва­ния тех­ни­ки, ра­цио­на­ли­за­ции и изо­бре­та­тель­ст­ва. Яв­ля­ясь об­ла­стью дея­тель­но­сти ра­бо­чих и кре­сть­ян, осу­ще­ст­в­ляю­щих про­из­вод­ст­во средств жиз­ни об­ще­ст­ва, про­фес­сио­наль­но-тех­ни­че­ское зна­ние ра­бо­чих по сво­ему со­дер­жа­нию пред­став­ля­ет со­бой пре­иму­ще­ст­вен­но эм­пи­ри­че­ское зна­ние. Боль­шую роль здесь иг­ра­ет ин­ди­ви­ду­аль­ное мас­тер­ст­во ра­бот­ни­ка, его сно­ров­ка, на­хо­ж­де­ние ре­ше­ния ме­то­дом проб и оши­бок и да­же оп­ре­де­лен­ная про­из­вод­ст­вен­ная ин­туи­ция. Ко­неч­но ны­не про­фес­сио­наль­но-тех­ни­че­ско­го зна­ния как обоб­щен­но­го про­из­вод­ст­вен­но­го опы­та в «чис­том» ви­де не су­ще­ст­ву­ет. Про­из­вод­ст­вен­но-тех­ни­че­ские зна­ния ра­бо­чих вклю­ча­ют в се­бя не толь­ко оп­ре­де­лен­ные эле­мен­ты ин­же­нер­но­го зна­ния, но час­то и тех­ни­че­ских на­ук. В этом сво­ем со­дер­жа­нии они яв­ля­ют­ся не­об­хо­ди­мым ус­ло­ви­ем раз­ви­тия и функ­цио­ни­ро­ва­ния со­вре­мен­ной тех­ни­ки, тре­бую­щей раз­ви­тых форм тру­да. В ус­ло­ви­ях ма­шин­но­го про­из­вод­ст­ва в тру­де ра­бо­че­го ис­пол­ни­тель­скую функ­цию вы­пол­ня­ет ма­ши­на. В этом слу­чае фи­зи­че­ский труд че­ло­ве­ка от­сту­па­ет на зад­ний план а на пе­ред­ний вы­сту­па­ют ра­цио­наль­ные дей­ст­вия ра­бот­ни­ка по управ­ле­нию ра­бо­той ма­ши­ны. Па­рал­лель­но с пре­вра­ще­ни­ем про­из­вод­ст­ва в тех­но­ло­ги­че­ское при­ме­не­ние нау­ки сам про­цесс тру­да все в боль­шей сте­пе­ни ос­но­вы­ва­ет­ся на ис­поль­зо­ва­нии на­уч­ных дан­ных. От ра­бо­че­го тре­бу­ет­ся об­ла­да­ние оп­ре­де­лен­ны­ми про­фес­сио­наль­но-тех­ни­че­ски­ми и на­уч­ны­ми зна­ния­ми и уме­ние при­ме­нить их при ре­ше­нии кон­крет­ных про­из­вод­ст­вен­ных во­про­сов. На эта­пе ав­то­ма­ти­за­ции про­из­вод­ст­ва ра­бо­че­му тре­бу­ет­ся еще бо­лее вы­со­кий уро­вень зна­ний. Та­ки­ми зна­ния­ми яв­ля­ют­ся зна­ния о спо­со­бах и прие­мах об­ра­бот­ки пред­ме­та тру­да, функ­цио­ни­ро­ва­нии тех­ни­че­ских средств, оп­ти­маль­ном ре­жи­ме их ра­бо­ты, кон­тро­ле и спо­со­бах уст­ра­не­ния сбо­ев в ав­то­ма­ти­че­ской сис­те­ме ма­шин, их бы­ст­ром ре­мон­те и на­лад­ке. Оп­ре­де­ляе­мое уров­нем раз­ви­тия тех­ни­ки и тех­но­ло­гии, вы­пол­няе­мой ра­бо­той, про­фес­сио­наль­но-тех­ни­че­ское зна­ние ра­бо­чих фор­ми­ру­ет­ся как сис­те­ма об­ра­зо­ва­тель­ных и по­ли­тех­ни­че­ских зна­ний в свя­зи с про­из­вод­ст­вен­ным опы­том. Эти зна­ния при­ме­ня­ют­ся при ре­ше­нии кон­крет­ных про­блеем, воз­ни­каю­щих в хо­де функ­цио­ни­ро­ва­ния и раз­ви­тия тех­но­ло­ги­че­ской ос­но­вы про­из­вод­ст­ва. Вто­рой уро­вень тех­ни­че­ско­го зна­ния − ин­же­нер­но-тех­ни­че­ское зна­ние.Это зна­ние о за­ко­нах про­ек­ти­ро­ва­ния, кон­ст­руи­ро­ва­ния и функ­цио­ни­ро­ва­ния тех­ни­че­ских объ­ек­тов и прак­ти­че­ском ис­поль­зо­ва­нии за­ко­нов при­ро­ды и об­ще­ст­ва в этом про­цес­се. По­сколь­ку круп­ное ма­шин­ное про­из­вод­ст­во ос­но­вы­ва­ет­ся на соз­на­тель­ном тех­ни­че­ском ис­поль­зо­ва­нии нау­ки, с по­яв­ле­ни­ем про­из­вод­ст­ва ме­ж­ду уче­ным и ра­бо­чим вста­ет ин­же­нер, яв­ляю­щий­ся про­вод­ни­ком при­ме­не­ния на­уч­но-тех­ни­че­ских зна­ний к не­по­сред­ст­вен­но­му тех­но­ло­ги­че­ско­му про­цес­су. Та­ким об­ра­зом, ис­точ­ни­ки ин­же­нер­но-тех­ни­че­ско­го зна­ния мож­но раз­де­лить на две груп­пы. Пер­вые об­ра­зу­ют­ся на ос­но­ве по­зна­ния тех­ни­ки как ма­те­ри­аль­ных объ­ек­тов, про­ект­но-кон­ст­рук­тор­ской до­ку­мен­та­ции и про­из­вод­ст­вен­но­го опы­та. Вто­рые яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том по­зна­ния за­ко­нов при­ро­ды как ес­те­ст­вен­но-на­уч­ной ос­но­вы тех­ни­ки и ито­гом на­уч­но­го по­зна­ния тех­ни­че­ских уст­ройств и тех­но­ло­ги­че­ских про­цес­сов. Ис­поль­зуя на­уч­ные и тех­ни­че­ские ис­точ­ни­ки, ин­же­нер­но-тех­ни­че­ское зна­ние обо­га­ща­ет­ся про­из­вод­ст­вен­ным опы­том. Это сти­му­ли­ру­ет даль­ней­шее раз­ви­тие тех­ни­ки и тех­но­ло­гии, посколь­ку сис­те­ма ма­шин раз­ви­ва­ет­ся вме­сте с на­ко­п­ле­ни­ем об­ще­ст­вен­ных зна­ний. Спе­ци­фи­ка ин­же­нер­но-тех­ни­че­ско­го зна­ния со­сто­ит не толь­ко в том, что оно сплав­ля­ет в еди­ное це­лое на­уч­но-тех­ни­че­ское зна­ние и про­из­вод­ст­вен­ный опыт, но и в том, что оно син­те­зи­ру­ет соб­ст­вен­но тех­ни­че­ские и со­ци­аль­ные знания. Со­ци­аль­ное зна­ние в ин­же­нер­ном зна­нии нуж­но рас­смат­ри­вать как оп­ре­де­лен­ную сфе­ру, в ко­то­рой рас­кры­ва­ют­ся све­де­ния о це­лях при­ме­не­ния тех­ни­ки, ее со­ци­аль­ном на­зна­че­нии, глу­бо­ко гу­ман­ном ха­рак­те­ре ин­же­нер­ной дея­тель­но­сти. Са­мо ин­же­нер­но-тех­ни­че­ское мыш­ле­ние спе­ци­фич­но. Вна­ча­ле ин­же­нер от тех­ни­че­ских ис­точ­ни­ков зна­ния пе­ре­хо­дит к на­уч­ным и, пре­ж­де все­го, к на­уч­но-тех­ни­че­ским зна­ни­ям. По­сколь­ку эти зна­ния в оп­ре­де­лен­ной сис­те­ме фик­си­ру­ют уже про­шед­ший этап, их по­рой яв­но не­дос­та­точ­но для соз­да­ния но­вой, бо­лее со­вер­шен­ной тех­ни­ки. Для ре­ше­ния этой за­да­чи ин­же­не­ру не­об­хо­ди­мы но­вые ес­те­ст­вен­но­-на­уч­ные и на­уч­но-тех­ни­че­ские зна­ния, еще не при­ме­няв­шие­ся в этих кон­крет­ных це­лях в про­цес­се тех­ни­че­ской прак­ти­ки. Имею­щие­ся у ин­же­не­ра зна­ния к на­ча­лу ра­бо­ты над но­вой за­да­чей яв­ля­ют­ся лишь ос­то­вом нуж­ных ему зна­ний. К ним от­но­сят­ся спе­ци­аль­ное об­ра­зо­ва­ние, имею­щий­ся у ин­же­не­ра про­из­вод­ст­вен­ный опыт и его кон­ст­рук­тор­ская прак­ти­ка. По­ми­мо сво­их про­фес­сио­наль­но-тех­ни­че­ских функ­ций ин­же­нер вы­пол­ня­ет ряд дру­гих, в том чис­ле со­ци­аль­ных, функ­ций. Эти функ­ции в пер­вом при­бли­же­нии мо­гут быть оп­ре­де­ле­ны так: про­гно­зи­ро­ва­ние раз­ви­тия тех­ни­ки и тех­но­ло­гии на пред­при­ятии и не­по­сред­ст­вен­но на про­из­вод­ст­вен­ном уча­ст­ке, где ра­бо­та­ет ин­же­нер; ор­га­ни­за­ция про­из­вод­ст­ва и управ­ле­ние тех­но­ло­ги­че­ским про­цес­сом; раз­ра­бот­ка и осу­ще­ст­в­ле­ние пер­спек­тив­ных пла­нов по­вы­ше­ния ка­че­ст­ва про­дук­ции; тех­ни­че­ская (кон­ст­рук­тор­ская и тех­но­ло­ги­че­ская) под­го­тов­ка про­из­вод­ст­ва но­вых ви­дов про­дук­ции; ин­же­нер­ная пе­ре­ра­бот­ка ре­ше­ний, при­ни­мае­мых ру­ко­во­ди­те­ля­ми пред­при­ятий; под­го­тов­ка ор­га­ни­за­ци­он­но-тех­ни­че­ских дан­ных для про­ек­ти­ро­ва­ния и кон­ст­руи­ро­ва­ния; ор­га­ни­за­ция тру­да ра­бо­чих, его нор­ми­ро­ва­ние, оп­ла­та и сти­му­ли­ро­ва­ние; кон­троль за ка­че­ст­вом про­дук­ции, со­блю­де­ние стан­дар­тов, тех­но­ло­ги­че­ской дис­ци­п­ли­ны, норм и нор­ма­ти­вов ох­ра­ны при­ро­ды, тех­ни­ки безо­пас­но­сти; ин­же­нер­ный кон­троль за экс­плуа­та­ци­ей про­из­вод­ст­вен­ных ма­шин­ных сис­тем управ­ле­ния; уча­стие в управ­ле­нии про­из­вод­ст­вом; ор­га­ни­за­тор­ская и вос­пи­та­тель­ная ра­бо­та с раз­лич­ны­ми ка­те­го­рия­ми ра­бот­ни­ков.Тре­тий уро­вень тех­ни­че­ско­го зна­ния - на­уч­но-тех­ни­че­ское зна­ние. На­уч­но-тех­ни­че­ское зна­ние нель­зя ото­жде­ст­в­лять с тех­ни­че­ским зна­ни­ем. На­уч­но-тех­ни­че­ские зна­ния яв­ля­ют­ся лишь од­ним из ви­дов тех­ни­че­ско­го зна­ния, возникшем на оп­ре­де­лен­ной сту­пе­ни раз­ви­тия че­ло­ве­че­ско­го зна­ния и ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ст­ва. На ран­них ста­ди­ях об­ще­ст­вен­но­го раз­ви­тия че­ло­ве­че­ские зна­ния еще не рас­чле­ня­лись на зна­ния о свой­ст­вах при­род­ных тел и зна­ния о спо­со­бах их ове­ще­ст­в­ле­ния с це­лью соз­да­ния тех­ни­че­ских средств. Раз­де­ле­ние тру­да на ум­ст­вен­ный и фи­зи­че­ский при­ве­ло к бо­лее глу­бо­кой диф­фе­рен­циа­ции об­ще­ст­вен­но­го труда, в ча­ст­но­сти, к раз­де­ле­нию на две сфе­ры са­мо­го ум­ст­вен­но­го тру­да. Од­на сфе­ра раз­ви­ва­лась на фо­не ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ст­ва как сред­ст­во его функ­цио­ни­ро­ва­ния и раз­ви­тия. Она кон­цен­три­ро­ва­ла в се­бе жиз­нен­ный опыт и со­ста­ви­ла до­на­уч­ное зна­ние. Дру­гая сфе­ра ду­хов­но­го про­из­вод­ст­ва по­ро­ди­ла аб­ст­ракт­но-тео­ре­ти­че­ское или на­уч­ное зна­ние, ко­то­рое об­слу­жи­ва­ло са­мые раз­но­об­раз­ные формы дея­тель­но­сти и бы­та лю­дей (на­уч­но-тех­ни­че­ское зна­ние). На­уч­но-тех­ни­че­ское зна­ние − это зна­ние об ис­кус­ст­вен­но соз­дан­ных сред­ст­вах дея­тель­но­сти лю­дей, от­ве­чаю­щее всем при­зна­кам на­уч­но­сти. Его спе­ци­фи­ка за­клю­ча­ет­ся в том, что оно при­зва­но об­слу­жи­вать тех­ни­че­скую дея­тель­ность че­ло­ве­ка, на­це­лен­но­го на про­из­вод­ст­во и при­ме­не­ние тех­ни­че­ских средств. Час­то науч­но-тех­ни­че­ское зна­ние рас­смат­ри­ва­ют лишь как ре­зуль­тат про­цес­са на­уч­но­го по­зна­ния в об­лас­ти тех­ни­че­ских на­ук. Од­на­ко техни­че­ские нау­ки, хо­тя и вклю­ча­ют эти зна­ние в свой со­став, не сво­дят­ся к ним, так как для фор­ми­ро­ва­ния тех­ни­че­ских на­ук важ­но на­ли­чие про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти по про­из­вод­ст­ву и применению вещественных зна­ний на практике.

3. Основой любой научной теории являются теоретические объекты, модели, схемы. Теоретические схемы представляют собой совокупность абстрактных объектов, ориентированных на применение соответствующего математического аппарата. В технических науках теоретические схемы выражаются графически. Примером их могут быть электрические и магнитные силовые линии, введенные М.Фарадеем в качестве схемы электромагнитных взаимодействий. Г. Герц использовал и развил далее эту теоретическую схему Фарадея для осуществления и описания своих знаменитых опытов. Например, он построил изображения так называемого процесса «отшнуровывания» силовых линий вибратора, что стало решающим для решения проблемы передачи электромагнитных волн на расстояние и появления радиотехники, и анализировал распределение сил для различных моментов времени. Герц назвал такое изображение «наглядной картиной распределения силовых линий». Представители научного сообщества всегда имеют подобное идеализированное представление объекта исследования и постоянно мысленно оперируют с ним. В технической же теории такого рода графические изображения играют еще более существенную роль. Теоретические схемы выражают особое видение мира под определенным углом зрения, заданным в данной теории. Эти схемы отражают интересующие данную теорию свойства и стороны реальных объектов, а также их экспериментальное приложение. Например, в электротехнике такими объектами технической теории выступают емкости, индуктивности, сопротивления. Показателен пример работы Генриха Герца, экспериментально доказавшим существование электромагнитных волн. Используемые Герцем теоретические понятия имели четкое математическое выражение (поляризация, смещение, количество электричества, сила тока, период, амплитуда, длина волны и т.д.). Однако он постоянно имел в виду и соотнесенность математического описания с опытом. Так, в основных уравнениях электродинамики Герц перешел от использования потенциалов, служивших для теоретического описания, к напряженностям, которые были экспериментально измеримыми. Производя опыты, он постоянно обращался к математическим расчетам - например, к расчету периода колебаний по формуле Томсона. Использование для описания электродинамических процессов теоретических схем оптики и акустики позволило Герцу не только применить ряд таких понятий, как угол падения, показатель преломления, фокальная линия и т.п., но и осуществить над электромагнитными колебаниями ряд классических оптических опытов (по регистрации прямолинейного распространения, интерференции и преломления электромагнитных волн и т.п.). Эти эксперименты подтвердили адекватность выбранной теоретической схемы и доказали ее универсальность для разных типов физических явлений. Заимствованная из оптики и акустики, теоретическая схема естественного процесса распространения электромагнитных волн позволила транслировать и соответствующую математическую схему, а именно - геометрическое изображение стоячей волны, которое дает возможность четко определять узловые точки, пучности, период, фазу и длину волны. В соответствии с этой схемой Герц производил необходимые экспериментальные измерения (фазы и амплитуды электромагнитных колебаний при отражении, показателя преломления асфальтовой призмы и т.д.). Таким образом, абстрактные объекты, входящие в состав теоретических схем математизированных теорий представляют собой результат идеализации и схематизации экспериментальных объектов или более широко - любых объектов предметно-орудийной (в том числе инженерной) деятельности. Понятие диполя, вибратора, резонатора и соответствующие им схематические изображения, введенные Герцем, были необходимы для представления в теории реальных экспериментов. В настоящее время для получения электромагнитных волн и измерения их параметров используются соответствующие радиотехнические устройства, и следовательно, понятия и схемы, их описывающие, служат той же цели, поскольку по отношению к электродинамике эти устройства выполняют функцию экспериментальной техники. Однако, помимо всего прочего, эти устройства являются объектом конкретной инженерной деятельности, а их абстрактные схематические описания по отношению к теоретическим исследованиям в радиотехнике выполняют функцию теоретических моделей. Особенность технических наук заключается в том, что инженерная деятельность, как правило, заменяет эксперимент. Именно в инженерной деятельности проверяется адекватность теоретических выводов технической теории и черпается новый эмпирический материал. В технической теории любые механизмы могут быть представлены как состоящие из иерархически организованных цепей, звеньев, пар и элементов. Специфика технической теории состоит в том, что она ориентирована на конструирование строгих технических систем. Каждый элемент в системе выполняет определенную функцию. Совокупность такого рода свойств, рассмотренных обособлено от тех нежелательных свойств, которые привносит с собой элемент в систему, и определяют блоки (или функциональные элементы) таких схем. Как правило, они выражают обобщенные математические операции, а функциональные связи, или отношения, между ними - определенные математические зависимости. Функциональные схемы, например, в теории электрических цепей представляют собой графическую форму математического описания состояния электрической цепи. Каждому функциональному элементу такой схемы соответствует определенное математическое соотношение, - скажем, между силой тока и напряжением на некотором участке цепи или вполне определенная математическая операция (дифференцирование, интегрирование и т.п.). Порядок расположения и характеристики функциональных элементов адекватны электрической схеме. В классической технической науке функциональные схемы всегда привязаны к определенному типу физического процесса, т.е. к определенному режиму функционирования технического устройства, и всегда могут быть отождествлены с какой-либо математической схемой или уравнением. Однако они могут быть и не замкнуты на конкретный математический аппарат. В этом случае они выражаются в виде простой декомпозиции взаимосвязанных функций, направленных на выполнение общей цели, предписанной данной технической системе. С помощью такой функциональной схемы строится алгоритм функционирования системы и выбирается ее конфигурация (внутренняя структура). Поточная схема, или схема функционирования, описывает естественные процессы, протекающие в технической системе и связывающие её элементы в единое целое. Блоки таких схем отражают различные действия, выполняемые над естественным процессом элементами технической системы в ходе ее функционирования. Такие схемы строятся исходя из естественнонаучных (например, физических) представлений. Теория электрических цепей, к примеру, имеет дело не с огромным разнообразием конструктивных элементов электротехнической системы, отличающихся своими характеристиками, принципом действия, конструктивным оформлением и т.д., а со сравнительно небольшим количеством идеальных элементов и их соединений, представляющих эти идеальные элементы на теоретическом уровне. К таким элементам относятся емкость, индуктивность, сопротивление, источники тока и напряжения. Для применения математического аппарата требуется дальнейшая идеализация: каждый из перечисленных выше элементов может быть рассмотрен как активный (идеальные источники тока или напряжения) или пассивный (комплексное - линейное омическое и нелинейные индуктивное и емкостное - сопротивления) двухполюсник, т.е. участок цепи с двумя полюсами, к которым приложена разность потенциалов и через которую течет электрический ток. Все элементы электрической цепи должны быть приведены к указанному виду. Причем в зависимости от режима функционирования технической системы одна и та же схема может принять различный вид. Режим функционирования технической системы определяется прежде всего тем, какой естественный (в данном случае физический) процесс через нее протекает, т.е. какой электрический ток (постоянный или переменный, периодический или непериодический и т.д.) течет через цепь. В зависимости от этого и элементы цепи на схеме функционирования меняют вид: например, индуктивность представляется идеальным омическим сопротивлением при постоянном токе, при переменном токе низкой частоты - последовательно соединенными идеальными омическим сопротивлением и индуктивностью (индуктивным сопротивлением), а при переменном токе высокой частоты ее поточная схема дополняется параллельно присоединяемым идеальным элементом емкости (емкостным сопротивлением). Для каждого вида естественного (физического) процесса применяется наиболее адекватный ему математический аппарат, призванный обеспечить эффективный анализ поточной схемы технической системы в данном режиме ее функционирования. Заметим, что для разных режимов функционирования технической системы может быть построено несколько поточных и функциональных схем. Поточные схемы в общем случае отображают не обязательно только физические процессы (электрические, механические, гидравлические и т.д.), но и вообще любые естественные процессы.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите основные отличия технических наук от естественных и гуманитарных.

2. Охарактеризуйте каждый уровень технического знания.

3. Перечислите составляющие технической теории.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...