Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Примерная схема изучения личности школьника




I. Общие сведения о личности. Социальные особенности среды обучения, воспитания,

развития.

1. Физическое развитие, состояние здоровья (в частности, нервной системы).

2. Положение школьника в системе социально экономических отношений (материальное

обеспечение, социально-бытовые условия).

                     3. Положение школьника в системе внутрисемейных отношений (тип семьи, ее

количественный состав, возрастные и образовательные характеристики членов семьи, характер

деятельности членов семьи и др.)

4. Положение школьника в системе внутригрупповых отношений со сверстниками

(социально-психологический статус в группе, предписанные роли, наличие близких друзей).

 

II. Особенности познавательной деятельности

1. Успеваемость ученика по основным предметам.

2. Соотношение уровня умственного развития школьника и возрастной нормы.

3. Краткая характеристика особенностей основных познавательных процессов ученика

(восприятия, мышления, памяти, внимания, речи).

4. Степень владения умениями и навыками самостоятельного умственного труда.

 

III. Особенности мотивационно-личностной сферы

1. Наличие учебной мотивации и ее конкретное содержание (познавательный, социальный,

позиционный и другие мотивы учения).

2. Ведущий тип регуляции учебной деятельности - достижение успеха, избегание неудачи.

3. Направленность личности (жизненные цели, ценностные ориентации, убеждения,

потребности).

4. Эмоционально-волевые качества личности (возбудимость, устойчивость, стабильность,

настойчивость, выдержка и т.д.).

а) целеустремленность - способность ставить цели и следовать им в деятельности;

б) самостоятельность или внушаемость, зависимость от воли и мнения других;

в) активность, инициативность, настойчивость;

г) дисциплинированность, степень ее сознательности;


                   5.
Особенности


темперамента


и


типа


нервной


системы


(сила,


подвижность,


уравновешенность). Тип темперамента.

6. Основные черты характера ученика, его отношение к сверстникам, значимым взрослым

(педагогам), другим людям, к важнейшим видам деятельности и к своей собственной личности.

7. Конфликтность мотивационной сферы (личностная тревожность)

8. Общие и специальные способности, которые наиболее ярко проявляются у школьника.

9. Доминирующие интересы и склонности.

 

1V. Особенности поведения школьника в ситуациях внутришкольного взаимодействия

1. Какое положение занимает изучаемый ученик в коллективе (лидер, популярный,

принятый, непопулярный, изолированный, отверженный).

2. Взаимоотношения ученика с активом класса.


3.


Отношения


с


одноклассниками


(дружелюбие-конфликтность,


общительность-


замкнутость, щедрость-жадность, готовность помочь другим - эгоизм и т.д.)

4. Участие в неформальных объединениях вне класса, школы, роль в них.

 

 

5. Особенности поведения, обусловленные психодинамическими свойствами нервной

системы: повышенная энергетика, высокая саморегуляция, медлительность, импульсивность,

инертность и др.

6. Дезадаптивные поведенческие синдромы: уход от деятельности,

нарушение общения со сверстниками и педагогами, низкая социальная нормативность

поведения, двигательная расторможенность, депрессивность, эмоциональная незрелость,

невротические проявления.

7. Выводы:

- Наиболее характерные психологические особенности личности.

- Прогноз, проектирование возможного в личности.


                    -Необходимые педагогические меры в воспитании данного ученика.

 



















Примерная схема изучения коллектива класса

 

1.Общие данные о коллективе.

Состав класса, количество мальчиков и девочек. Мнение учителей-предметников о классе:

дружный - недружный, активный -пассивный и т.д. Успеваемость класса.

2. Нравственно-психологические нормы и принципы жизнедеятельности коллектива.

Наличие совместных целей, дел и занятий, цементируемых общественное мнение класса.

Степень развития основных норм коллектива: коллективизм и взаимопомощь, устремленность к

общественно-значимым целям, информированность, дисциплина и ответственность, инициатива

и творчество, коллегиальность в принятии решений, общность внеклассных и внешкольных

интересов и т.п. Отношение класса к установленным правилам поведения в школе, их

поддержка и выполнение. Сложившаяся традиция класса.

3. Формальная структура класса (отношения ответственной зависимости).

Закрепление обязанностей и ролей в классе. Четкость и конкретность закрепления

общественных поручений. Учет интересов и склонностей ребят при определении им поручений

и заданий. Отношение ребят к выполнению своих поручений.

Преобладающий тон в деловых взаимоотношениях: доброжелательность, равнодушие,

конфликтность. Причины конфликтов при выполнении поручений.

4. Неформальная структура коллектива (межличностные отношения). Распределение

школьников в классе по авторитету и статусу: лидеры, предпочитаемые принятые,

изолированные, отвергаемые. Характер взаимоотношений в классе, влияние лидеров класса на

учебу, труд, общественную деятельность. Есть ли расхождения между формальной и

неформальной структурами (отличие между активом и действительными вожаками ребят).


Поведение


и


взгляды


негативных


лидеров


класса.


Выявление


«изолированных»


и


«отвергаемых» школьников. Мотивы их отчуждения, мотивы плохого отношения к ним со

стороны большинства одноклассников. Возможности влияния на межличностные отношения в

классе.

5. Основные формы и методы оценочного воздействия коллектива на личность.

Какие оценки членов коллектива в различных деятель-ностях (в т.ч. учебной) преобладают

в коллективе. Как реаги-руют на них учащиеся (эмоционально обостренно, равнодуш-но,

положительно). Влияние оценок на изменение поведения учащихся.

6. Уровень развития коллектива.

На какой стадии развития находится коллектив: разобщенный, (нет сложившихся норм и

принципов совместной деятельности, еще не сложились межличностные отношения),

расчлененный (в коллективе сложилось несколько группировок, раскрыть отношения между

лидерами группировок, их членами), сплоченный.

 

 

Влияние коллектива на каждую отдельную личность. Как ребята отзываются о своем

коллективе, что ценят в нем.

Как проявляется сплоченность класса в конкретных делах, поступках.

7. Выводы и рекомендации для работы по сплочению коллектива, улучшению

взаимоотношений в нем.

 











Практическое задание № 3 «Изучение личности учащегося и ученического коллектива»

Составить характеристику на учащегося из закреплённого класса в соответствии с рекоменда-

циями;

Составить характеристику класса в соответствии с рекомендациями;

Разработать социальный портрет класса.

Рекомендуемая литература:

v Л.Д.Столяренко «Педагогика» стр.329-375, стр.159-163

v Е.П.Ильин «Психология физического воспитания» стр.100-167, стр.480-482, стр.474-475

v В.А.Сластёнин «Педагогика» стр.348-361

v Г.М.Коджаспирова «Педагогика» стр.332-347

Задание оформить в журнале практиканта.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...