Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возникновение, развитие и специфика психологического консультирования. Предмет, цели и задачи консультативной психологии.




Консультативную психологию можно определить как раз­дел современной науки, направленный на изучение структу­ры и закономерностей процесса психологического консульти­рования.Консультативная психология исходит из пред­ставления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам. Консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений.Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного. Имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений: 1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению. 2. Консультирование помогает обучаться новому поведению. 3. Консультирование способствует развитию личности. 4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента. 5. Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии. Т.о, Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью.

Психологическая наука как наука о закономер­ностях психической деятельности, направленная на изучение такого сложного объекта, как психика. Сначала авторов инте­ресовали наиболее общие законы психической деятельности. Изучалось:а) как человек познает окружающий мир;б) как на основе отдельных ощущений у него складывается целостный образ мира; г) как он реально в этом мире действует.->общая психология Со временем психология подошла к факту су­ществования индивидуальных различий->дифференциальная психология, стала интенсивно раз­виваться психодиагностика. возникли типологии индивидуальных различий, затем методики для их выявления. Далее направление исследований начинает все более сме­щаться в сторону такой уникальности, которая не поддается типологизации. Теперь уже мы все чаще говорим об уникаль­ности, непредсказуемости каждого человека. ->закладываются основы и консультативной пси­хологии. Когда стали исследовать уникальность, познавать ее законы.Локус исследования сместился с индивидуальных различий на различия в способах ведения диалога,в формах организа­ции взаимоотношений между специалистом, оказывающим воздействие, и клиентом. какие параметры взаимоотношений помогают оказывать психологическую по­мощь в опоре на закономерности уникальности клиента, а какие мешают. Примером такого рода исследования явля­ется работа Джеймса Бьюдженталя «Искусство психотера­певта.Следует по достоинству оценить роль психотерапии для возникновения консультативной психологии. На начальных этапах своего развития психология была преимущественно академической наукой. Не стоял вопрос о широком использо­вании ее достижений, поскольку достижений этих было не так много. Путем напряженной работы с край­ними, тяжелыми формами душевных расстройств удалось накопить и использовать огромный материал. Почти единственным методом, который позволил накопить этот мате­риал, является рефлексивное отношение к тому, что делаешь в момент работы с клиентом, постоянные раздумья над тем, что же реально происходит. Такое отноше­ние к диалогу помогло открыть и описать многие феномены, которые имеют или могут иметь отношение к консультативно­му диалогу. Так начали закладываться основы консультатив­ной психологии. Кроме этого сильно увеличился объем психо­логических знаний вообще, например, психотерапия значи­тельно продвинула вперед такую отрасль общей психологии, как психология личности.

Психологическое консультирование возникло в середине XX в. именно благодаря успехам психотерапии, когда накоп­ленные знания позволили перейти к оказанию помощи психи­чески здоровым людям. На первых этапах развития психологического консульти­рования естественным был интерес к природе той реальности, с которой сталкивается клиент в своей жизни, которая порож­дает проблемы, с которыми он приходит в психологическую консультацию. Например, психолог, занимающийся психоло­гическим консультированием в организации, естественный интерес будет проявлять к психологии организаций, к тем психологическим закономерностям, которые обусловливают поведение людей в организациях. Психолога, работающего с семейными проблемами, будет интересовать психология се­мьи. Но в последнее время все более отчетливо заявляет о себе другой ракурс анализа - что реально происходит в момент консультирования между консультантом и лицом, находя­щимся в положении клиента.

Психолог и клиент, - и каждый сам по себе, и если рас­сматривать их вместе как некую целостную единицу - не су­ществуют независимо от сообщества, членами которого они являются. Ошибочной была бы их позиция вне культурной среды, социальных ценностей, которые являются достиже­ниями развития человеческого сообщества. Это делает акту­альной задачу выработки этических норм, этического кодек­са поведения как для психолога-консультанта, так и для клиента.Необходим анализ различных форм организации диалога между психологом-консультантом и клиентом. В этом плане необходимо исследовать специфику, например, дистантного консультирования, куда входят консультирование на телефоне доверия, посредством переписки, электронных средств комму­никации, печатных изданий.Необходимо разрабатывать научные основы организации тру­да психолога, исследовать проблему «сгорания» психолога-кон­сультанта, изучать жизненный путь психолога-консультанта и трудности этого пути, обусловленные спецификой профес­сии.Необходимо разрабатывать новые исследовательские ме­тоды для решения задач, стоящих перед консультативной психологией. Традиционные для психологии XIX и XX сто­летий исследовательские методы достаточно надежны, но на данном этапе развития науки их возможности во многом исчерпаны.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 343.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...