Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Символдрама как метод оказания психологической помощи и ее концептуальные основы.




Символдрама (известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов или метод «сновидений наяву») ‒ это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний.На русский язык название метода можно перевести как «эмоционально-обусловленное переживание образов».Метод разработан Лёйнером. Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, «картины» на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Концептуальная основа метода ‒ анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем. В качестве основных мотивов символдрамы для детей и подростков Х. Лёйнер предлагает следующие: луг, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта; следование вдоль ручья вверх или вниз по течению; обследование дома; встреча с особо значимым лицом (мать, отец, братья) в реальном или символическом облачении (в образе животного, дерева и т. п.); наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса; пещера, которую сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее выйдет символическое существо, и в которую, по желанию ребенка, можно также войти, чтобы в ней побыть или чтобы исследовать ее глубины.Наряду с перечисленными три дополнительных мотива: наблюдение и установление контакта с семьей животных ‒ с целью получить представление о проблемах в семье ребенка, а также провести их коррекцию; получение во владение надела земли, чтобы что-нибудь на нем возделать или построить; представление себя примерно на 10 лет старше.Суть метода= фантазирование на свободную или заданную психотерапевтом тему (образ или мотив). Перед тем, как попросить клиента представить тот или иной образ, психотерапевт может предложить клиенту закрыть глаза и с помощью техники, близкой к аутогенной тренировке, войти в состояние релаксации. Далее клиенту предлагается представить образ и проговаривать вслух все, что ему представляется. Психотерапевт выполняет при этом сопровождающую функцию, задает определенные вопросы .По завершению процесса клиент и психотерапевт обсуждают образ клиента. Психотерапевт может дать задание клиенту нарисовать все, что представлялось. На следующем сеансе происходит анализ образа и рисунка. как работает символдрама Мы всегда неслучайно представляем тот или иной образ, и он неслучайно разворачивается в нашем воображении определенным образом. Он являет собой множества символов. А т. к. бессознательное говорит именно на языке символов, через образ мы имеем возможность непосредственно получить к нему доступ. В образе проявляются внутриличностные конфликты, основные механизмы нашей защиты. В образе наглядно проявляются наши чувства и состояния.

Эффективность метода исходит из особенностей человеческой психики. Суть в том, что по силе воздействия на нас и наш организм воображение порой может смело конкурировать с реальностью. ярко представляемые чувства или ощущения способны вызывать те же психофизиологические изменения в организме, что и ощущения, вызываемые реальным раздражителем извне. Как только запускается эмоция, запускается вся цепочка физиологических механизмов.На силе воображения и основывается сила метода символдрамы. Представляемые в ходе психотерапии образы способны оказывать сильное воздействие на человека, т. к. позволяют испытать подавляемые чувства и понять причину того, что происходит в реальной жизни, или испытать чувства, являющиеся ресурсными и помогающими найти силы на поиск новых решений.Сеанс обычно длится 50‒60 минут. Это стандартная сессия возможно проведение полуторной или двойной сессии (1 час 30 минут или 2 часа).Курс краткосрочной психотерапии состоит, как правило, из 8‒25 сеансов при частоте от 1 до 3 раз в неделю на ранних этапах психотерапии и обычно 1 раз в неделю на последующих этапах.

Представления о причинах личностных расстройств в клиент-центрированном подходе К. Роджерса. Цели и методы оказания помощи клиенту в рамках подхода К. Роджерса

Роджерс утверждал, что «клиент» знает лучше, чем кто-либо, в чем заключается его проблема, и вместе с консультантом может сам найти ее решение. Консультант не направляет, не дает советов, не интерпретирует, не хвалит, не высказывает неодобрения, не выдвигает предложений. Основная применяемая им техника – «отражение чувств»: каждый раз, когда клиент говорит, реакция консультанта заключается в сообщении клиенту, как он понимает его мысль или чувство. С помощью такого психологического зеркала клиент лучше понимает собственные проблемы. Условия, необходимые для «психотерапевтического изменения личности», создаются, если консультант способен продемонстрировать три существенных качества: «конгруэнтность», т. е. подлинность; «эмпатию», «безусловное позитивное отношение». Для того, чтобы осуществить конструктивные изменения в личности клиента Карл Роджерс предложил шесть терапевтических условий. 1. Клиент и консультант должны находиться в психологическом контакте. 2. консультант должен тепло, искренне встретить человека, создать позитивную атмосферу в их взаимоотношениях. Консультант должен быть открытым для всех переживаний человека.4. Консльтант испытывает позитивное внимание к клиенту. Он не дает оценок его переживаниям и чувствам, хвалит за те конструктивные изменения, которые происходят с клиентом. Консльтант испытывает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента

Основные положения клиент-центрированной терапии Безоценочное принятие каждого чувства, каждой мысли, каждого смысла, каждого изменения направленности. Глубокое понимание чувств и личностных смыслов, обнаруживаемых в своем опыте, требует от партнера общении всей сензитивности, на которую он только способен. Дружеское общение в ходе поиска самого себя. Помощь клиенту в том, чтобы он полно ощутил свои чувства. Под понятием терапия К. Роджерс понимал отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, развитии зрелости, в умении ладить с другими.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 355.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...