Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Товарные знаки и знаки обслуживания: их сущность и разновидности
Согласно п. 1 ст. 1017 ГК РБ и п. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» от 5 февраля 1993 г. в редакции Закона от 27 октября 2000 г., товарный знак и знак обслуживания– это обозначение, способствующее отличию товаров (товарный знак) или услуг (знак обслуживания) одних юридических или физических лиц от однородных товаров или услуг других субъектов хозяйствования Различают обычные и общеизвестные товарные знаки. В отличие от обычных товарных знаков общеизвестные товарные знаки охраняются независимо от их регистрации (ст. 6 Парижской конвенции по охране промышленной собственности). Общеизвестным признается товарный знак, хорошо известный широкому кругу потребителей товаров, обозначенных таким знаком. Примером такого знака может быть обозначение Coca-Cola, Marlboro, Казбек, Беломорканал. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. Товарный знак регистрируется на имя юридического лица, а также гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. На имя объединения юридических лиц может быть зарегистрирован коллективный знак, предназначенный для выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров, обладающих едиными качествами или иными общими характеристиками. Используя товарный знак, его владелец может проставлять рядом с наименованием товарного знака предупредительную маркировку в виде латинской буквы R или ® в окружности, что означает о регистрации товарного знака. Право на товарный знак и знак обслуживания охраняется государством на основании его государственной регистрации в патентном ведомстве, на товарный знак выдается свидетельство. Срок действия, которого составляет 10 лет. Этот срок может быть продлен по заявлению владельца знака, поданному в течение последнего года ее действия. Продление этого срока может быть неоднократно, каждый раз на 10 лет. За подачу заявки, проведение экспертизы, регистрацию и выдачу свидетельства на товарный знак, продление срока действия регистрации товарного знака, взимается государственная пошлина, ее размер зафиксирован в Указе Президента Республики Беларусь от 24 августа 2006г. № 513 «О патентных пошлинах» (см. Приложение 2). Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, и содержит изображение товарного знака (п. 3 ст. 1018 ГК РБ). Его владелец имеет исключительное право использовать товарный знак и распоряжаться им, а также право запрещать использование товарного знака другим лицам. Никто не может использовать охраняемый на территории Республики Беларусь товарный знак, на который выдано свидетельство, без разрешения его владельца (ст. 1019 ГК РБ), а последний не только имеет исключительное право использовать, а и обязан использовать товарный знак. Прекращается действие регистрации товарного знака и аннулируется свидетельство на него по следующим причинам: · по истечении срока ее действия, если срок не был продлен по заявлению владельца товарного знака; · в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение любых пяти лет после даты его регистрации; · в связи с использованием коллективного знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками; · по письменному заявлению об отказе от регистрации владельца товарного знака; · в случае ликвидации юридического лица или смерти физического лица – владельца товарного знака. Владелец товарного знака (лицензиар) может по лицензионному договору предоставить право на использование товарного знака другому лицу (лицензиату). Лицензионный договор регистрируются в патентном ведомстве и являются действительными для третьих лиц с даты их регистрации. Фирменные наименования Юридическое лицо, являясь субъектом гражданского оборота, нуждается в индивидуализации, поскольку необходимо отличать его от других участников гражданско-правовых отношений. Субъект хозяйствования, выпускающий продукцию, оказывающий услуги, заинтересован в том, чтобы его товар не путали с товарами других участников. В этом заинтересованы и все участники рыночных отношений, они хотят знать, кто производит товары, выполняет работы, оказывает услуги необходимого им качества, по приемлемой для них цене. Этим объясняется требование, закрепленное в п. 4 ст. ст. 50 ГК РБ, требующее, чтобы юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, имело фирменное наименование, и п. 3 ст. 1013 ГК РБ, которое предусматривает, что не может быть зарегистрировано два одинаковых наименования юридических лиц. Таким образом, каждое юридическое лицо имеет свое неповторимое «фирменное» наименование. В фирменном наименовании выделяют две части: «корпус» фирмы и добавления[35]. «Корпус» фирмы – обязательная часть фирменного наименования, в которой сообщается об организационно-правовой форме организации. Под «добавлением» к «корпусу» фирмы понимается дополнительная информация, которая позволяет отличить одного субъекта хозяйствования от другого, например, киностудия «Беларусьфильм», иностранное торговое унитарное предприятие «Бритиш Американ Тобакко», ЗАО «Серж». Право на фирменное наименование действует бессрочно и согласно п. 2 ст. 1015 ГК РБ его действие прекращается с ликвидацией юридического лица или с изменением его фирменного наименования через процедуру регистрации нового. Согласно ст. 1013, 1014 и 1016 ГК РБ, юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право использовать фирменное наименование на товарах, их упаковке, в рекламе, официальных бланках и т.д. Оно может разрешить другому лицу использование своего наименования, выдав при этом ему специальную лицензию и заключив лицензионный договор. Незаконное использование фирменного наименования может повлечь значительный ущерб деловой репутации юридического лица, фирменное наименование которого было использовано без его разрешения, и негативно влиять на честь и достоинство учредителей (участников) юридического лица. Фирменное наименование неотделимо от юридического лица, поэтому отчуждение и переход права на фирменное наименование не допускается, кроме случаев реорганизации юридического лица (п. 1 ст. 1016 ГК РБ).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 234. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |