Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семинар 7. Тема: Субъекты политики.




Учебные вопросы:

1. Личность как первичный субъект политики. Типы личности по отношению к политической деятельности.

2. Политическое участие. Условия, формы и факторы участия личности и социальных групп в политике.

3. Политическая социализация и ее типы.

4. Политические элиты: понятие, типологии, особенности формирования.

5. Политическое лидерство: сущность, функции, типологии.

 

                                        Литература:

 

1. Введение в политологию: Учебное пособие/Под ред. М.Х. Фарукшина.

С.102-123.

2. Зосименко И.А. Политология: Учебно-методический комплекс. Электронная обучающая система/И.А. Зосименко. С.93-102.

3. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов/В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. С.220-249, 274-291.

4. Мухаев Р.Т. Политология: учеб. для студентов вузов / Р.Т.Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. C.299-337, 122-162.

5. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика. С.163-201, 379-385, 406-410.

                                                26 

 

6. Политология: Основы теории/Под ред. В.А. Михайлова. С.41-56.

7. Политология: Учебное пособие для вузов/научн. ред. А.А. Радугин. С.220-254.

8. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. С.132-170, 318-329.

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите типы личности по отношению к политической деятельности.

2. Что означает понятие «политическая социализация»?

3. Как осуществляется политическая социализация личности? Кто может быть «агентом» социализации?

4. Какие этапы процесса политической социализации выделя­ются в политической науке?

5. Каковы типы политической социализации? По каким при­знакам они различаются?

6. В чем достоинство плюралистического типа политической социализации?

7. Какие типы политической социализации были характерны для тех или иных этапов истории России?

8. Каковы причины существования политического неравенства, почему одни люди принимают решения, а другие их выполняют?

9. Чем политическая элита отличается от экономической, военной, интеллектуальной и т.д.?

10. Как обосновывал потребность в элитах В. Парето? Чем он объяснял деление элиты на «львов» и «лис»?

11. По каким критериям выделяются различные типы элит?

12. Назовите достоинства и недостатки существующих систем отбора в элиту.

13. Что такое номенклaтypa?  Каковы причины ее формирования?

14. Что представляет собой современная российская политическая элита? Какой тип элиты характерен сегодня для России: «львы» или «лисы»?

 15. Каковы тенденции развития российской политической элиты?

16. Чем вызвана необходимость существования политических лидеров?

17. Как Платон обосновывал роль лидера и его право на управление другими людьми?

18. Что нового в понимание природы лидерства внес Н. Макиавелли?

19.Что нового открывает психоанализ в понимании природы лидерства?

20. На чем основана классификация лидерства М. Вебера? Насколько она, на ваш взгляд, отвечает современным условиям в развитых странах?

21. Используя классификацию лидерства по стилю, назовите среди современных мировых лидеров тех, кто соответствует им.

                                                        27

 

22. Какой тип лидера (по политическому стилю) может быть полезен для современной России?

23. Раскройте содержание функций политического лидера.

24. Какие типы лидеров известны в российской истории и с чем связана потребность в харизматическом лидере?

25. Произошла ли, на ваш взгляд, сегодня в России смена типа лидерства от вождизма к легально-рациональному лидерству?

Аргументируйте свой ответ.

 

Логические задания и проблемные вопросы:

1. Традиционно семья считается первичным и решающим аген­том социализации. Однако так бывает не во всех обществах. Например, в китайском детском саду дети распевают песню, слова которой следующим образом выражают содержание и агентов социализации личности: «Детский сад — это мой дом, а воспитательница — моя мать. Она мне рассказывает так много полезного, что я счастлив учиться здесь, и другого мне не надо». Какие агенты социализации противостоят се­мье и какое это общество?

2. Американский психоаналитик Г. Ласвелл понимал политиче­скую социализацию как процесс перехода «от чувства непол­ноценности к богоподобному превосходству». В качестве фак­тора социализации он

рассматривал чувство неполноценно­сти. Именно оно обусловливает «волю к власти». «Власть, — по мнению Г. Ласвелла, — помогает преодолеть низкое само­уважение». Как показывает исторический опыт, многие выдаю­щиеся политики страдали комплексом неполноценности, физи­ческими недостатками (М. Лютер, М. Ганди, В. Вильсон, Ф. Руз­вельт, Дж. Кеннеди, И. Сталин и другие). В какой мере дан­ный подход раскрывает природу политической социализации и способен объяснить поведение современных политических лидеров? Аргументируйте свой ответ.

3. Проведите опрос в вашей студенческой группе с целью:

а) выявления факторов политической социализации, включив в список агентов семью, школу, студенческую группу, друзей, средства массовой информации, книги, мес­та молодежного досуга, общественный транспорт и т.д.,

б)  выяснения, на какие ценности ориентируются ваши сокурс­ники и почему, под чьим влиянием эти ценности сформи­рованы и кем активно поддерживаются в них теперь.

4. Английский социолог М. Янг в 1958 г. в книге «Восход демократий» сформулировал теорию меритократии (от лат. тепtиs -заслуга, достоинство и греч. kratos - власть). В ней он указывал на то, что правление организованного большинства перерастает в так называемую меритократию, то есть правление с

 

                                                             28

 

помощью лиц, имеющих особые заслуги и достоинства, а степень социального прогресса, по его мнению, зависит от меры сочетания власти и интеллекта.

Несколько позже американский социолог Д. Белл отмечал: «Принцип меритократии должен проникнуть в университеты, бизнес, правительство. Общество, которое не имеет своих лучших людей во главе его ведущих институтов, есть социологический и моральный абсурд.

Как вы думаете, что лучше - правление большинства или правление с помощью квалифицированных специалистов? Можно ли полагать, что в основе политического руководства современной России лежит принцип меритократии?

5. Г. Моска выявил три способа существования «политического класса»:

1) «увековечение» без обновления;

2) «увековечение» с обновлением;

3) частое обновление.

Какой из перечисленных способов можно считать наиболее оптимальным для поступательного развития общества?

6. Какова, по вашему мнению, природа лидерства по Ф. Ницше? Как известно,

он делил общество на две части: на лидеров (духовную аристократию) и «недочеловеков». Участь последних - быть ведомыми. Происхождение лидерства двояко: есть лидеры толпы, лишь выражающие интересы масс, но есть «подлинные герои – сверхчеловеки», презирающие толпу и исключающие возможность воздействия на себя со стороны. «Творческий инстинкт» героев, их стремление обладать властью и определяют смысл человеческой истории. Поэтому власть и способы ее достижения свободны от моральных ограничений, ибо мораль - «оружие слабых». Самореализация лидера и его идей важнее судеб тысяч последователей - «недочеловеков».

7. Насколько справедливо утверждение о том, что лидерство - функция ситуации? В чем достоинства и недостатки следующего объяснения природы лидерства: «Нет сомнения, что если ситуация созрела для Наполеона, то Наполеон созрел для ситуации. Великие события - всегда свадьба между человеком и временем. Великий лидер "чувствует" ситуацию и знает, как позволить ей развиваться до точки, когда он сможет ее использовать. Величайшие лидеры обладали способностью обратить ситуацию в свой актив. Ситуации могут быть созданы силой великого лидера в той же мере, в какой

слабый лидер может быть создан силой ситуацию. Приведите примеры использования выдающейся личностью ситуации для собственного возвеличивания.

8. Когда-то Н. Макиавелли сформулировал правила, обеспечивающие эффективное лидерство:

1) «при управлении людьми их необходимо или ласкать, или угнетать... Если уж приходится подданных угнетать, то делать это следует таким образом, чтобы отнимать у них всякую' возможность отмщения»;

                                                            29

2) «государи, когда, дело идет о единстве их подданных, не должны бояться прослыть жестокими»;

З) «заставляя бояться себя, государи должны, однако, не возбудить против себя

ненависти. Внушать страх, не возбуждая ненависти, для них очень выгодно»;

4) «существует два способа действия для достижения цели:

путь закона и путь насилия. Первый способ - способ человеческий, второй - способ диких животных... Государи должны уметь пользоваться обоими способами»;

5) «государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен сочетать в себе качества льва и лисицы»;

6) «предусмотрительный государь не должен... исполнять своих обещаний и обязательств, если такое исполнение будет для него вредным»;

7) «государи должны обладать великим искусством притворства и одурачивания... человек, умеющий хорошо лгать, всегда найдет достаточно легковерных людей, охотно поддающихся обману»;

8) «государи должны обладать гибкой способностью изменять свои убеждения сообразно обстоятельствам».

Насколько, на ваш взгляд, изменились принципы эффективного лидерства со времен Н. Макиавелли? Назовите имена российских и зарубежных политиков, которые в своей деятельности придерживались подобных правил. Что такое личность как субъект политики?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 329.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...