Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Семинар 1. Тема: Политология как наука о политике.Стр 1 из 7Следующая ⇒
ПОЛИТОЛОГИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ
Ульяновск 2009 Министерство образования Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ульяновский государственный технический университет
Политология Методические указания и рекомендации по изучению дисциплины и планы семинаров
Составили: И.А. Манахова В.А. Чернов
Ульяновск 2009
УДК 32.001(076) ББК 66.0я73 П50
Рецензент доцент кафедры «Политологии, социологии и связей с общественностью» гуманитарного факультета Ульяновского государственного технического университета, кандидат философских наук И.Г. Гоношилина.
Одобрено секцией методических пособий научно-методического совета университета
П50 Политология. Методические указания и рекомендации по изучению дисциплины и планы семинаров / сост. И.А. Манахова., В.А. Чернов. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 42 с.
Настоящее учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по изучению Политологии для всех специальностей и включает методические рекомендации по изучению дисциплины, планы семинаров, темы рефератов, вопросы итогового контроля по дисциплине, библиографический список. Пособие предназначено для студентов, изучающих учебную дисциплину Политология Рекомендуются студентам любых специальностей. Подготовлены на кафедре «Политология, социология и связи с общественностью»
УДК 32.001(076) ББК 66.0я73 © Манахова И.А.,составление, 2009 © Оформление. УлГТУ, 2009 Содержание Введение………………………………………………………………………….4 1. Планы семинаров………………………………………………………………6 2. Темы рефератов………………………………………………………………..35 3. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету)……………………………….38 4. Библиографический список…………………………………………………...40
3 ВВЕДЕНИЕ
С давних времен человек в той или иной мере вовлечен в политические отношения, участвует в политической жизни своего государства, выполняет различные политические роли. В современных условиях перехода к демократическому обществу в России вовлеченность ее граждан в политическую жизнь усиливается. От того, насколько политически образован гражданин, член российского общества, насколько осознанно определяет он свою роль и место в политике, зависит успех демократического будущего России. Политология выполняет задачу политического образования и помогает молодому человеку самоопределиться в политической жизни страны. Учебная дисциплина Политология имеет целью формирование у студентов знаний теории политики, законов и закономерностей политической жизни и умений использования политологических знаний в будущей профессиональной деятельности. Основной задачей учебной дисциплины является обеспечение необходимого уровня обученности студентов в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. В рамках выполнения этой задачи студент должен: · иметь представление о теории и основных концепциях политики; методах политологии и ее соотношении с другими гуманитарными и социально-экономическими дисциплинами; · знать сущность политики, как она взаимодействует с другими сферами общественной жизни: экономикой, идеологией, правом, моралью; субъекты и объекты политики и их роль; · знать теорию политической власти и властных отношений; сущность государства как основного института политической власти и деятельность его систем: властных, контрольно-надзорных, защитных; · знать, как устроены и функционируют различные политические системы и политические режимы; в чем сущность и содержание демократии как формы правления и ее общечеловеческие функции; · знать сущность гражданского общества и его структуру, понимать механизм взаимодействия гражданского общества и государства; роль политических партий в жизни гражданского общества и электоральном процессе; · знать роль и значение политической элиты и политического лидерства; способы управления и урегулирования политических конфликтов; · уметь использовать политические знания в будущей профессиональной деятельности; определять взаимосвязь политики и экономики и анализировать политическую ситуацию в стране и мире. 4
Для успешного усвоения учебной дисциплины студент должен знать: · историю Отечества, особенно историю становления государственности, политические и экономические реформы прошлого; · основы конституционного права о сущности государственного и политического строя в России, функции высших государственных органов и порядок их формирования; · основы социологии как науки об обществе, его структуре и социальных отношениях; · основы философии как науки о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия; · основы экономических отношений, экономический строй страны и значение экономики в жизни общества. Политология изучается под руководством преподавателя в форме лекций и семинарских занятий, а также самостоятельным освоением учебного материала. В процессе изучения дисциплины каждый студент представляет реферат. Формами контроля качества усвоения учебного материала являются зачет или экзамен.
5 ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ Семинар 1. Тема: Политология как наука о политике. Учебные вопросы: 1. Политология как система знаний о политике. 2. Сущность и содержание политики. 3. Функции политики. 4. Субъекты и объекты политики. 5. История политических учений.
Литература: 1. Введение в политологию: Учебное пособие/Под ред. М.Х. Фарукшина. С. 5 – 18. 2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. С. 8 – 44. 3. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. С. 8 – 36, 38 – 64. 4. Зосименко И.А. Политология: учебно-методический комплекс. Электронная обучающая система/И.А. Зосименко. С. 32 – 44. 5. История политических учений: Учебник для вузов/Под общ. ред. проф. О.В. Мартышкина. С.23 – 33, 41 – 60, 69 – 98, 106 – 125, 190 – 199. 6. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов/В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. С. 6 – 25, 30 – 37, 38 – 52. 7. Мухаев Р.Т. Политология: учеб. для студентов вузов / Р.Т.Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. С. 5-64, 65-99. 8. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика. С. 6 – 67. 9. Политология: Основы теории/Под ред. В.А. Михайлова. С. 37 – 41. 10. Политология: Учебное пособие для вузов/Научн. ред. А.А. Радугин. С. 11 – 24, 25 – 49, 80 – 95. 11. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. С. 8 – 47.
Контрольные вопросы: 1. Каковы причины возникновения политики как самостоятельной сферы жизнедеятельности человека и общества? Почему люди обходились без политики? 6 2. Что такое политика, чем она отличается от экономики, культуры и других сфер жизнедеятельности человека? Ведь и в них люди тоже удовлетворяют свои потребности. 3. Какова структура политики? Насколько равноценны ее элементы? 4. Какие функции выполняет политика в обществе? 5. Что изучает современная политология? В чем различие существующих точек зрения на предмет политологии 6. Чем можно объяснить существование в рамках одной политической науки множества частных политических дисциплин? 7. Как вы думаете, в развитии какой из отраслей политической науки особенно нуждается Россия для объяснения и понимания происходящих в ней сегодня процессов? 8. Как развивалась политическая теория в досоветский период? Какие идеи того периода представляют интерес для современной России? 9. Как изменилось развитие политической теории в советское время? 10. Почему политическая мысль зародилась на Востоке раньше, чем в странах Запада? 11. Как, по Платону, возникает государство и для чего оно существует? 12. Чем понимание государства у Аристотеля отличается от его трактовки Платоном? По каким критериям Аристотель различал формы государства? 13. Как вы думаете, почему в античности демократия считалась несовершенной и «извращенной» формой государства? 14. Что означает понятие «смешанная форма государства»? В чем ее преимущества? 15. Почему политические идеи Средневековья имеют религиозный характер? 16. Почему Н.Макиавелли считается родоначальником западной политической науки? 17. Что такое «макиавеллизм»? Приведите конкретные примеры из истории России, когда проводившаяся политика могла быть обозначена этим термином. 18. В чем смысл договорной теории государства? Какие причины повлияли на то, что на смену признанию божественного характера государства пришла теория «общественного договора»? 19. В чем различия взглядов Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо на сущность государства? Чьи выводы прошли проверку временем и оказались, на ваш взгляд, более жизнеспособными? 20. В чем смысл теории разделения властей Ш. Монтескье? 22. Почему основатели американского государства стремились ограничить влияние народа на власть? 23. В чем различия теорий разделения властей Ш. Монтескье и Дж. Мэдисона?
7 Логические задания и проблемные вопросы: 1. Какая из трех точек зрения, на ваш взгляд, более точно выявляет причины возникновения политики: а) корни политики - в эгоистической, животной природе человека. Поэтому политика возникает как средство обуздания слепых чувственных страстей человека, обеспечения господства разума над низменными желаниями для достижения общей пользы, счастливой жизни людей в государстве; б) возникновение политики является следствием врожденной глупости человека. По замечанию нидерландского философа-гуманиста, писателя и богослова, автора известнейшего произведения «Похвала глупости» Эразма Роттердамского (1469-1536), «глупость создает государства, поддерживает власть, религию, управление, суд»; в) политика является результатом разделения общества на классы и служит поддержанию господства одного из них (класса богатых) над другим (классом бедных). Поэтому, по определению В.И. Ленина, «политика есть, прежде всего, сфера взаимоотношений между классами». Аргументируйте свой ответ. 2. Несмотря на негативное отношение к политике значительной части населения в различных странах, без политики не может обойтись ни одно общество. Как вы думаете, с чем это связано? 3. Какое yrверждение ближе к истине: а) политика есть искусство управления людьми (Платон); б) политика является «самой главной из всех наук и искусств» (Аристотель); в) «политика может быть определена как искусство и практика обеспечения групповых целей, достигаемых путем преодоления сопротивления других групп» (современный американский политолог К. Райт). Так что же такое политика искусство, наука или практика? Соловьев). 3. Может ли, на ваш взгляд; политика основываться на нравственных нормах, сформулированных в заповедях Христа из Нагорной проповеди: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас. Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку... Не судите и не будете судимы; не осуждайте и не будете осуждены; прощайте и прощены будете»? Приведите аргументы в пользу того или иного варианта ответа. 4. Как вы думаете, почему в обосновании божественной природы государства у Средневековых философов лежит тезис о «естественной греховности» человека?
8
5. В какой, мере могут быть полезными для совершенствования деятельности современных государств следующие утверждения: а) «Люди объединяются затем, чтобы хорошо жить вместе, чего не может достичь никто, живя в одиночестве; но благая жизнь следует добродетели, ибо добродетельная жизнь есть цель человеческого объединения... Но жить, следуя добродетели, не является конечной целью объединенного множества, цель - посредством, добродетельной жизни достичь небесного блаженства... Привести к этой цели назначение не земной, а божественной власти» (Фома Аквинский); б) «Во всех положениях и состояниях лучшее средство против силы произвола - это противодействовать ей силой же. Применение силы без полномочий всегда ставит того, кто ее применяет, в состояние войны как агрессора и дает право поступать с ним соответствующим образом» (Дж. Локк)? Аргументируйте свой ответ. 6. Мыслители античности считали, что политическая наука изучает государство. Современные авторы в качестве предмета политологии рассматривают власть. Как вы думаете, чем обусловлены различия в понимании предмета политологии мыслителями прошлого и современными исследователями? 7. Часто политику определяют как искусство возможного. Означает ли это, что политология как наука, изучающая политику, не может дать объективного знания о политических явлениях, поскольку они очень изменчивы, связаны с интересами людей, да и сам политолог как человек имеет пристрастия, симпатии и антипатии, поэтому часто преувеличивает роль одних факторов в политике и недооценивает значение других? 8. По замечанию О. Бисмарка, «в политике нельзя составлять план на длительное время вперед и слепо следовать в его рамках». Как вы думаете, прав ли был «железный канцлер»? Аргументируйте свой ответ. 9. Выберите в оригинальной работе мыслителя прошлого 2-3 актуальных для сегодняшнего дня высказывания и письменно изложите свои мысли, свою точку зрения, отношение по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные из различных гуманитарных дисциплин, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (См.: История политической мысли: Фрагменты первоисточников. Выпуск 1-10. – Ульяновск, УлГТУ, 1998)
9 Семинар 2. Тема: Политические идеологии и идейно-политические течения
Учебные вопросы:
1. История общественно-политической мысли в России. 2. Политика и идеология. 3. Основные политические идеологии: либерализм; консерватизм; социал-реформизм; коммунизм; правый и левый радикализм. 4. Идейно-политические течения. Литература:
1. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. С. 345-433. 2. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. С.373-402, 403-441. 3. Зосименко И.А. Политология: Учебно-методический комплекс. Электронная обучающая система/И.А. Зосименко. С. 44-52. 4. История политических учений: Учебник для вузов/Под общ. ред. проф. О.В. Мартышкина. С.126-146, 356-472, 639-857. 5. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов/В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. С. 26-29, 250-273. 6. Мухаев Р.Т. Политология: учеб. для студентов вузов / Р.Т.Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. С.55-64, 338-359. 7. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика. С.68-97, 406-447. 8. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. С.286-305.
Контрольные вопросы: 1. Назовите факторы, обусловившие особенности развития политической мысли в России. 2. Каковы отличительные черты развития политических идей в России? 3. Как объясняется природа власти в российской политической мысли? 4. Как повлияли идеи французского Просвещения на развитие политической мысли в России? 5. В чем особенность либеральных политических идей в России? 6. Каковы основные идеи русского консерватизма? 7. Какова суть политической концепции анархизма? 10 8. Каковы роль и назначение политической идеологии в жизни личности и общества? 9. Когда и почему появились первые идеологии? 10. Какие функции выполняет идеология в обществе? 11. Можете ли вы сказать, что исповедуете какую-то идеологию? 12. Назовите основные положения либеральной идеологии. Как вы считаете, в чем ее достоинства и недостатки? 13. Всегда ли плохо быть консерватором? Каковы положительные моменты консервативной идеологии? 14. Когда и почему появилась коммунистическая идеология? Чьи интересы она отражает? 15. Можно ли признать основные положения коммунизма утопическими? Если можно, то почему, а если нельзя, то тоже по каким причинам? 16. Что вызвало появление фашизма? Опишите то общество, которое стремились создать идеологи фашизма? 17. Каковы отличительные особенности социал-демократической идеологии по сравнению с другими идеологиями? 18. Чем обусловлена практическая эффективность социал-демократической идеологии? 19. Каковы причины краха коммунизма как государственной идеологии в России? 20. С чем связано ограниченное влияние либеральной идеологии на жизнь российского общества? 21. Почему, на ваш взгляд, в России формируется идеологическая система с крайними полюсами: коммунизм-либерализм? Аргументируйте свой ответ. 22. Какова роль «русской идеи» в жизни современного российского общества? 23. Какая идея могла бы, на ваш взгляд, объединить российское общество на пути прогресса? Аргументируйте свой ответ.
Логические задания и проблемные вопросы: 1. Сравните идеологии социал-демократизма и марксизма, укажите их общие черты, а также различия по следующим критериям: а) отношение к существующему строю; б) отношение к системе буржуазной демократии; в) цель; г) пути достижения цели; д) экономическая основа общества; е) представления о партии; ж) социальная структура общества. 2. Американский социолог Д. Белл в книге «Конец идеологии» настаивает на том, что эра идеологии завершена. Однако другой американский социолог и экономист У. Ростоу утверждает, что движушей силой: развития общества всегда выступает мировоззрение. Иначе говоря, он полагает, что идеи правят
11
миром. Сравните эти два утверждения. Приведите аргументы «за» и «против» того и другого. 3. Современная идеологическая ситуация в западных странах такова, что «в чистом виде» либеральной или консервативной идеологии там уже не существует: они взаимно переплетаются. Чем, на ваш взгляд, вызвано такое взаимопроникновение различных идеологий? 5. Идеология определяет структуру и механизм функционирования власти. Так, отцы-основатели США при формировании органов власти ориентировались на создание такой системы, при которой можно было бы избежать прямого давления на правительство со стороны граждан. Поэтому, например, президента избирает коллегия выборщиков, а не непосредственно граждане; верховный суд назначается президентом и сенатом и не подлежит контролю со стороны избирателей. Как вы считаете, чем идеология формирования политической системы в США отличается от таковой в современной России? 6. Какое из утверждений, на ваш взгляд, ближе к истине: а) идеология - это «остатки» неких «чувственных догм», абсолютных истин; общественных суждений, базирующихся на смеси фактов и чувств (В. Парето); б) идеология - это «добровольная мистификация» (К Маннгейм); в) «идеология - это неузнаваемая ложь» (Б.А. Леви); г) «идеологиями являются системы ценностей, выступающие в качестве политического мировоззрения, обладающего силой веры и большим ориентационным потенциалом» (Э. Шилз)? Аргументируйте свой выбор. 7. Какая из политических идеологий, на ваш взгляд, опирается на следующие ценности: а) преемственность развития; б) приоритет интересов государства над интересами личности; в) культ традиций, национальной культуры, патриотизма; г) авторитет церкви, семьи, школы; д) прагматизм, здравый смысл; е) постепенность и минимум социальных изменении, ж) культ нравственности; и) религиозные и духовные цели политической деятельности; к) свобода и ответственность; л) историческое единство прошлого, настоящего и будущего. 8. Как следует, на ваш взгляд, понимать содержание коммунистической идеологии из следующего высказывания К Маркса и Ф. Энгельса: «Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразовываться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние», имея в виду под «теперешним состоянием» господство, эксплуатацию одного класса другим? 12 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 301. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |