Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семинар 3. Тема: Политическая власть.




       

Учебные вопросы:

 

1. Сущность политической власти.

2. Легитимность политической власти.

3. Политическая власть в современной России.

4. Политические режимы.

                                        

Литература:

1. Введение в политологию: Учебное пособие/Под ред. М.Х. Фарукшина. С.42-57.

2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. С.69-98.

3. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. С.82-98, 278-311.

4. Зосименко И.А. Политология: Учебно-методический комплекс. Электронная обучающая система/И.А. Зосименко. С.58-65.

5. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов/В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. С.38-78, 166-200.

6. Мухаев Р.Т. Политология: учеб. для студентов вузов / Р.Т.Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп., С.100-121.

7. Политология: Учебник для вузов/под ред. М.А. Василика. С.98-129,

231-271. 

8. Политология: Основы теории/Под ред. В.А. Михайлова. С.3-20.

9. Политология: Учебное пособие для вузов/Научн. ред. А.А. Радугин. С.61-79,158-174.

10. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. С.94-110, 171-197.

 

Контрольные вопросы:

1. Почему общество не может обойтись без власти? Каково, на ваш взгляд, главное назначение власти в обществе? Аргументируйте свой ответ.

2. В чем отличие политической власти от экономической, идеологической, религиозной?

3. Что такое ресурсы власти? Какой ресурс вы используете для воздействия на других? Какие ресурсы власти используют для воздействия на вас родители, сверстники, преподаватели и т .д.?

                                                      

                                                       13

4.  Как зависит выбор ресурсов власти от характера политического режима? Как вы думаете, какие ресурсы использует современный политический режим в России? 

5. Что отражает понятие «легитимность власти»? Как оно соотносится с понятием «легальность власти»? Кто был создателем теории легитимности?

6. В чем особенность традиционного типа легитимности? Сохранился ли этот тип легитимности сегодня?

7. На чем основан харизматический тип легитимности власти?.

8. Каковы ресурсы рационально-легальной легитимности власти?

9. Как изменялся тип легитимности власти в истории России, в том числе на чем основывался советский тип легитимности? .

10. На каком типе легитимности основан современный режим в России?

11. Как соотносятся легитимность и эффективность власти? Назовите признаки падения и повышения легитимности режима.

12. Что отражает понятие «политический режим»?

13. Как соотносятся политический режим и политическая система?

14. Какова форма правления в современной России? Аргументируйте свой ответ.

15. Чем важен для сущности режима тип избирательной системы?

16. Почему тоталитаризм возник в XX веке?

17. Когда и в каких обществах обычно возникают тоталитарные режимы?

18. Чем авторитаризм отличается от тоталитаризма?

19. Сформулируйте признаки авторитаризма. Может ли автори­тарный режим играть положительную роль в истории? При­ведите примеры.

20. Какие разновидности авторитарного режима можно выде­лить? В чем их различия?

21. В чем достоинства и в чем недостатки демократии? Назовите отличительные признаки демократии как режима.

22. Что представляет собой по форме правления современное российское государство?

23. В зарубежной и отечественной печати часто высказывается мнение об усилении авторитарных тенденций в России после 2000 года и отступлении от демократических ценностей? Найдите такие высказывания в печати, приведите аргументы их сторонников. По-вашему, какой политический режим существует в современной России? Аргумен­тируйте свой ответ.

 

Логические задания и проблемные вопросы:

1. Как вы думаете, справедливо ли следующее утверждение О. Тоффлера о власти: «Многочисленные злоупотребления властью придали этому понятию несколько негативный оттенок, хотя власть как таковая совершенно

 

                                                      14

нейтральна. Она представляет собой неизбежный атрибут человеческих

взаимоотношений, повсеместно обнаруживая свое влияние: в сексуальных отношениях, в трудовой деятельности, при передвижениях по городу, просмотре телепередач и даже. в планах и мечтах»?

В чем, на ваш взгляд, прав, а в чем не прав социолог?

2. Природа власти всегда неуловима. Это позволило М. Дюверже сравнить власть с двуликим Янусом: «Изображение двуликого Януса есть правдивое представление о власти. С одной стороны, это инструмент господства одних групп над другими, используемый первыми к их выгоде и в ущерб вторым, и, с другой стороны, способ сохранять некоторый социальный порядок, некоторую интеграцию всех' в коллектив для всеобщего блага. Пропорция одной и другой сторон очень разнообразна, исходя из эпох, условий и стран, но эти две стороны власти сосуществуют всегда». Как вы думаете, в чем причина двойственности власти?

3. Для поддержания правопорядка в обществе власть часто использует принуждение. Как использование насилия властью согласуется с ее легитимностью?

4. Категория «политическая власть» имеет ряд родственных или близких

понятий, например, влияние, контроль, авторитет, доминирование и т.д.

Учитывая это, родоначальник бихевиоризма Ч. Мерриам еще в 1934 г. писал: «В семье власти явно насчитывается больше одного члена, и важно понять

поэтому взаимоотношения между ее отдельными сочленами. Политическая власть даже не может претендовать на старшинство в этой компании, хотя и предъявляет часто свои права на закрепленное титулом превосходство. Братья и сестры столь многочисленны и агрессивны, что в каждый момент они могут объединиться против обладателя короны, и если они это сделают, то царствование высшего авторитета может быть поставлено под угрозу». Кто же, на ваш взгляд, эти «братья и сестры», которые могут ограничить официальную власть государства?

5. До сих пор продолжается дискуссия о сущности демократии. Какое, на ваш взгляд, утверждение точнее выражает смысл демократии:

а)  «Называется этот строй демократическим, потому что он
зиждется не на меньшинстве (граждан), а на большинстве
их. По отношению к частным интересам законы наши
представляют равноправие для всех» (Перикл);

б)  «Демократия — не столько способ правления, сколько спо­соб ограничить правительство, чтоб оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера» (Р. Рейган);

в) «Демократия... в ней страшная мощь разрушения... Конеч­но, разрушение создает, оно расчищает место... Но дейст­вительного творчества в демократии нет — и поэтому-то она не будущее. Будущее вне политики...» (А.И. Герцен). Отметьте достоинства и недостатки каждого утверждения.

                                                             15

6. Какие факторы, на ваш взгляд, влияют на выбор политиче­ского режима? Когда-то Ш. Монтескье связывал этот выбор с размерами государства: «Демократическое правление наибо­лее пригодно для малых государств, аристократическое — для средних, монархическое — для больших». Насколько, по ва­шему мнению, прав французский мыслитель?

7. Одно из наиболее лаконичных определений демократии было дано шестнадцатым президентом США Авраамом Линколь­ном (1809—1865): «Демократия есть правление народа, из­бранное народом и для народа». Соотнеся данное определение с современной политической практикой, можно ли утверждать, что это действительно так? Нет ли противоречия в самой формуле А. Линкольна?

8. Составьте таблицу «Основные отличия прямой демократии в Древней Греции и современной представительной  демократии».

9. Как вы понимаете слова английского премьер-министра Уинстона Черчилля: « Демократия – ужасная форма правления, если не считать всех остальных»?

 

                       Семинар 4. Тема: Политические системы

      

Учебные вопросы:

1. Сущность и структура политической системы.

2. Типология политических систем.

3. Политическая система современной России.

4. Происхождение и сущность государства.

5. Типология государств.

                   

                                                Литература:

 

1.  Введение в политологию: Учебное пособие/Под ред. М.Х. Фарукшина. С.19-41, 79-101.

2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. С.69-98, 99-125.

3. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. С.145-172, 99-143.

4. Зосименко И.А. Политология: Учебно-методический комплекс. Электронная обучающая система/И.А. Зосименко. С.52-58, 71-78.

5. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов/В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. С.79-131.

 

                                           

                                              16

         

      6.  Мухаев Р.Т. Политология: учеб. для студентов вузов / Р.Т.Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. С. 163-181, 236-252.

7. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика. С.202-230, 298-335.

8. Политология: Основы теории/Под ред. В.А. Михайлова. С.3-20, 21-36.

9. Политология: Учебное пособие для вузов/Научн. ред. А.А. Радугин. С.124-157.

10. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. С.171-197, 248-266.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое политическая система общества? Как она функционирует?

2. Какие подсистемы входят в политическую систему и какую роль они играют в ее функционировании?

3. Какие критерии используются для  типологии политических систем?

4. В чем достоинства классификации политических систем по политическому режиму?

5. В чем достоинства классификации политических систем Г. Алмонда?

6. Каковы отличительные особенности советской политической системы? Каков механизм функционирования политической системы советского типа?

7. Каковы особенности современной политической системы в России? Можно ли считать, что политическая система в России имеет переходный характер? В чем это проявляется?

8. Почему государство является наиболее важным политическим институтом?

9. Почему на Западе люди чаще всего воспринимают государст­во и государя как тирана, а на Востоке — как благодетеля?

10. Какая из теорий происхождения государства, на ваш взгляд, в большей мере отвечает действительности?

11. В чем сущностные отличия государства от других политиче­ских институтов: политических партий, движений и т.д.?

12. Что понимается под устройством государства?

13. Чем отличается форма правления от политического режима?

14. Что отражает понятие «форма государственного устройства»?

15. Чем различается положение исполнительных органов власти в парламентской, президентской и смешанной республиках?

16. Чем федерация отличается от унитарного государства?

17. В чем недостатки конфедерации?

18. Можно ли считать СССР правовым государством? Аргумен­тируйте свой ответ.

                                                       17

 

19. Чем правовое государство отличается от социального государ­ства? Всегда ли правовое государство автоматически означает социальное?

20. Какое по типу, на ваш взгляд, государство — правовое, соци­альное или полицейское — существует в России?

21. Какая форма национально-государственного устройства су­ществует в

современной России: федерация, унитарное госу­дарство или конфедерация, если учесть, что субъекты федерации в  России фактически имеют различный объем полномочий?

22. В чем состоят различия между абсолютной и конституцион­ной монархиями?

Назовите страны с данными формами правления.

23. Как вы думаете, с чем связан выбор одними народами монархии, а другими — республики?

 

Логические задания и проблемные вопросы:

1. Подумайте и определите, что объединяет политические системы Великобритании, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Испании, Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта, Иордании, Марокко. К какому типу политических систем их можно отнести?

2. Какой признак, на ваш взгляд, является главным условием
существования демократической политической системы:

а) наличие многопартийности;

б) выборность органов местного самоуправления;

в) свободные выборы, обеспечивающие гражданам равные
возможности выбирать и быть избранным в органы власти;

г) гарантии прав и свобод личности.

3. Чем на ваш взгляд, различаются закрытая и открытая поли­тические системы? Назовите страны, системы которых могли бы быть отнесены к тому и другому типу.

4. В ст. 80 Конституции Российской Федерации говорится что «Президент Российской Федерации является гарантом Кон­ституции... прав и свобод человека и гражданина. В установ­ленном Конституцией... порядке он принимает меры по ох­ране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государствен­ной власти». Можно ли по этому основанию определить тип политиче­ской системы в Росс

5. Как вы думаете, на что указывает наличие двухпалатного пар­ламента в государстве:а) на монархию; б) на демократический режим; в) на федерацию?

Аргументируйте свой ответ.

6. Какая из характеристик правового государства, на ваш взгляд, является

наиболее важной: верховенство закона или призна­ние, гарантии прав и свобод

личности?                                      

                                                      18

 

7. Чем, по вашему мнению, можно объяснить доминирование исполнительных органов власти в структуре государственной власти современной России?

Совместимы ли, на ваш взгляд, свободная личность и госу­дарство?

8. Используя следующие символы, изобразите схематически особенности разделения властей, сдержек и противовесов в президентской, парламентской и

смешанной  республиках.

    -  президент,       - правительство            - парламент    - - суд    


                  -  народ.

9. Опираясь на текст Конституции РФ, составьте схему основ государственного строя в России.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 320.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...