Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятие № 4. Драма как «высшая ступень поэзии и искусства» в «Лекциях по эстетике» Г.В.Ф. Гегеля.




 

Вопросы для обсуждения:

1. Почему Гегель считает драму «высшей ступенью поэзии»?

2. Что, по Гегелю, является предметом изображения в драматическом произведении?

3. В чём, с точки зрения Гегеля, заключается отличие драмы от эпического и лирического родов литературы?

4. Как Гегель определяет драматическое действие? В чём его специфика? Как специфичность драматического действия влияет на изображение «индивидуального характера»?

5. Как понимает Гегель правила «трёх единств»? Как в его концепции согласуется единство действия и разность, а зачастую и противоположность, целей, к осуществлению которых стремятся герои драмы?

6. Каково, по Гегелю, содержание понятий «ситуация», «коллизия»? Какое из этих понятий наиболее актуально для описания родовой специфики драмы? Что такое «отсутствие ситуации»? Какие виды коллизий выделяет Гегель?

7. На каких основаниях Гегель делит драматическую поэзию на виды? Чем отличаются «субстанциональные» цели от «субъективных»? В чём специфика содержания трагедии, комедии, драмы?

 

Основная литература:

1. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х тт. Т.1. М.: Искусство, 1968. С. 187-253. Т.3. М.: Искусство, 1971. С. 537-616.

 

Дополнительная литература:

1. Аникст, А. А. Теория драмы от Гегеля до Маркса [Текст] / А. Аникст. – М.: Наука, 1983. – С. 28-119.

 

Занятие № 5. Взгляды на драматургию и театральное искусство К.С. Станиславского.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы истоки идей К.С. Станиславского? С какими классическими и современными ему взглядами на театр он спорит или соглашается?

2. Как соотносятся в концепции Станиславского такие понятия, как ремесло, представление, переживание? В чём специфика данных видов актёрской техники? Какой из них, по К.С. Станиславскому, предпочтителен и почему?

3. Какие философские модели актёрской игры различает Станиславский и почему?

4. Какие конкретные способы развития актёрской техники предлагает Станиславский?

5. В чём специфика учения Станиславского о «сверхзадаче»?

6. Как идеи Станиславского повлияли на теорию и практику театра в ХХ веке? Как соотносятся концепции Станиславского и Брехта? Станиславского и Мейерхольда?

 

Основная литература:

1. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. Ч. 2. [Текст] / К.С. Станиславский // Искусство режиссуры. XX век. – М.: Артист. Режиссер. Театр, 2008. – С. 11-312.

 

Дополнительная литература:

1. Брехт, Б. Теория эпического театра [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/INPROZ/BREHT/breht5_2_1.txt (дата обращения: 13.05.2012).

2. Мейерхольд, В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы [Текст] / В.Э. Мейерхольд. Ч. 1. – М.: Искусство, 1968. – С. 73-106.

Занятие № 6. Эстетика «театра жестокости» А. Арто.

 

Вопросы для изучения и обсуждения:

1. Каковы истоки художественной концепции Арто? С какими другими теориями театра ХХ века соотносится его концепция?

2. Как Арто относится к словесной составляющей театрального действа? Почему Арто считает, что «надо сначала преодолеть подчиненность театра тексту»?

3. Как соотносятся в манифесте Арто театр и миф, театр и ритуал?

4. Какова, по Арто, роль сна, иллюзии в театральном действе?

5. Какую роль в спектакле Арто уделяет музыке, танцу, пантомиме и почему?

6. Почему для Арто именно режиссёр, а не автор пьесы, самая главная фигура в театре?

7. В чём специфика театрального языка А. Арто? Как должно быть организовано театрально пространство? Какие декорации, костюмы должны использоваться и почему?

8. Как идеи Арто развиваются в драматургии ХХ века? Как «театр жестокости» А. Арто повлиял на творчество Е. Гротовского, его концепцию «бедного театра»?

 

 Основная литература:

1. Арто, А. Театр Жестокости (Первый Манифест) [Текст] // Театр и его Двойник / Пер. с франц. – СПб.: «Симпозиум», 2000. – С. 180-192.

 

Дополнительная литература:

1. Гротовский, Е. От Бедного Театра к Искусству-проводнику: Сб. ст. [Текст] / Е. Гротовский; Пер. с пол., вступ. ст. и примеч. Н.З. Башинджагян. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 2003. – С. 55 – 77, 100-120.

 

 

ВАЖНЕЙШИЕ ТЕКСТЫ ПО ТЕОРИИ ДРАМЫ

(ВЫБОРКИ ЦИТАТ)










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 370.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...