Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теория драмы в античности (Лекции 1-3).




Ю.В. Подковырин

 

ТЕОРИЯ ДРАМЫ

Учебно-методическое пособие

 

 

Кемерово 2012

 

 

Рецензенты:

 

Павлов А. М., к. филол. н., доцент кафедры теории литературы

и зарубежных литератур КемГУ

 

Лучников М.Ю., к. филол. н., доцент, зав. кафедрой теории литературы и зарубежных литератур КемГУ

 

 

Подковырин Ю.В. Теория драмы: учебно-методическое пособие  по направлению подготовки 071500 "Народная художественная культура" для студентов института театра / Ю. В. Подковырин. – Кемерово: КемГУКИ, 2012. – 65 с.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Теория драмы» занимает очень важное место среди дисциплин, изучаемых в рамках направления подготовки «Народная художественная культура» (профиль подготовки «Руководство любительским театром»). Драма представляет собой род литературы, разновидность текста, и в то же время – исходный материал для театральной постановки, фундамент театрального действа. Это делает изучение теории драмы чрезвычайно актуальным для будущих режиссёров и актёров театра.

В рамках курса студенты должны ознакомиться с основными понятиями теории драмы, такими, как «действие», «конфликт», «ситуация», «коллизия», «пафос», «катарсис», «фабула» и т. п. Также студенты знакомятся с основными проблемами теории драмы в историческом развитии: от античности до наших дней. Теория драмы не представляет собой раз и навсегда сложившуюся систему – она развивается вместе с развитием театрального творчества. Этот факт делает исторический подход в изучении теории драмы необходимым. Цели курса:

1. Формирование знаний по теории драмы, а также основных навыков анализа драматического произведения.

2. Развитие эвристических, интерпретативных способностей студентов в процессе изучения критических, философских и научных текстов.

3. Воспитание коммуникативной культуры студентов в условиях многообразия современного культурного пространства.

С нашей точки зрения, обстоятельное и продуктивное изучение исторически меняющихся взглядов на драматическое искусство возможно только в процессе изучения конкретных текстов по теории драмы. В предлагаемом пособии представлены планы занятий, посвящённых разбору наиболее значимых произведений по вопросам драматического искусства. Это такие классические тексты, как «Поэтика» Аристотеля, «Поэтическое искусство» Н. Буало, «Парадокс об актёре» Д. Дидро, главы из «Лекций по эстетике» Г.В.Ф. Гегеля, «Работа актёра над собой» К.С. Станиславского, «Театр жестокости. Манифест 1» А. Арто. Для удобства восприятия текстов студентами в пособии представлены выборки цитат из текстов по теории драмы.   

Курс состоит из лекций и групповых занятий. На лекциях рассматриваются теории драмы от эпохи античности до Просвещения, а также две драматургические концепции ХХ века: теория эпического театра Б. Брехта и «антидрама» (драма абсурда) Э. Ионеско. На групповых практических занятиях разрабатываются наиболее сложные темы курса, связанные с теориями драмы 19-20 веков (от Гегеля до Арто), изучаются важнейшие тексты теоретиков драмы, режиссёров и критиков, оказавших существенное влияние на развитие драматургии и театрального искусства.

Текущий контроль успеваемости студентов представляет собой ряд проверочных работ по определённым темам курса. В учебно-методическом пособии представлен список вопросов для самостоятельной подготовки студентов.

Курс завершается экзаменом, на котором студенты должны продемонстрировать как теоретические знания, касающиеся различных проблем теории драмы, так и практические навыки анализа драматических произведений.

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Теория драмы в античности (Лекции 1-3).

 Древние греки известны как создатели драмы, тех её жанров, которые мы знаем и сегодня (комедии и трагедии). Греки же создали первые учения о природе и законах драматического искусства. Самые ранние трактаты, посвящённые драме, не дошли до нас (например, известно, что Эсхил (525 до н. э. – 456 до н. э.) был автором сочинения «О хоре», которое не сохранилось). Поэтому неоценимыми источниками сведений по теории античной драмы становятся художественные произведения и сочинения философов. Так, ценные сведения о взглядах греков на драму даны в комедии Аристофана (444 до н. э. — между 387 и 380 гг.) «Лягушки», где показан спор Эсхила и Еврипида (480 — 406 до н. э.) в загробном мире на суде Диониса. Это спор именно об основных принципах драматургии. Еврипид критикует Эсхила за высокопарность его драм, за то, что в его трагедиях слишком мало действия – только песни хора, а актёры «как воды в рот набрали». В противоположность Эсхилу Еврипид утверждает принципы живого драматического действа, его драмы приближены к повседневной действительности. Эсхил же упрекает Еврипида в том, что вместо воспитания общественных идеалов он слишком много места уделяет личным темам. Так, Эсхил критикует трагедию Еврипида «Федра»: чему, говорит он, может научить история о том, как распутная женщина соблазняет своего пасынка, какие идеалы она может воспитать? Спор завершается торжеством Эсхила, которому Плутон приказывает вернуться на землю из загробного мира и воспитывать «неразумных людей» своим творчеством. 

Как видим, спор драматургов, комически изображённый Аристофаном, - это спор о предмете и целях театрального искусства. Победой Эсхила символически утверждаются следующие принципы драмы: это искусство, избирающее своим предметом поступки и сюжеты возвышенные, общезначимые, оказывающие благоприятное воспитательное воздействие на публику. Таким образом, драма воспринималась как искусство, имеющее социально-воспитательное значение.

Однако в Древней Греции имелись и иные взгляды на драму. Так, философ Платон (428— 348 до н. э.) в своей книге «Государство» считает, что поэтам в идеальном государстве вообще нет места. Почему? С точки зрения Платона, искусство (подражание природе) не приближает человека к истине, а отдаляет от неё. По Платону реальность – это отражение невидимого мира первоначальных идей, а искусство – это отражение реальности, то есть отражение отражения. Кроме того, Платон считал, что созерцание действий печальных (как в трагедии) или вызывающих отвращение (как в комедии) плохо влияет на нравственность граждан. Платон писал, что в идеальном государстве «допустимы к обращению» только гимны богам и похвальные песни выдающимся людям, все же остальные виды искусства («прельщающей музы») ведут к тому, что «в государстве вместо законов и разума… воцарятся наслаждение и беспокойство».

Однако все эти мнения, при всей их разности, не представляют собой законченного взгляда на драматургию. Сочинение, которое даёт нам целостное представление о драматическом искусстве античности, было создано другим знаменитым греческим философом – Аристотелем (384 — 322 до н. э.). Это сочинение называется «Поэтика» (точная дата создания неизвестна – 355-347 гг.). Это первая систематическая теория драмы. «Поэтика» - это книга огромной интеллектуальной ценности, это первый систематический трактат об искусстве вообще и о поэзии и драме в частности. Текст «Поэтики» не является законченным: в нём представлен анализ трагедии, однако отсутствует часть о комедии, хотя в замысле Аристотеля эта часть есть.

В своём трактате Аристотель рассматривает драму в неразрывной связи с другими искусствами. Все искусства, по Аристотелю, представляют собой подражание (мимесис). Однако это не подражание природе вообще, а подражание человеку: его характеру, страстям и действиям. Искусства отличаются друг от друга видами подражания. При этом искусство (как мимесис) – не механическое, а творческое воспроизведение действительности, служащее как для познания, так и для удовольствия. От мастерски воспроизведённых вещей мы получаем удовольствие. Художник воспроизводит человеческую жизнь, сосредотачиваясь на общем, а не на случайных частностях, он по законам разума, здравого смысла творчески воссоздаёт действительность, подражая этим самым природе. Из этой мысли исходит положение Аристотеля о том, что «поэзия философичнее и серьёзнее истории». Историк схватывает только действительно происшедшие частности – случайное и мимолётное, поэт, имея возможность творчески пересоздавать реальность, обращается к обобщённому и типическому в человеке.

Итак, все виды искусств различаются предметом, средствами и способом подражания. Специфика драмы в способе подражания: если эпос (такой, как «Илиада») – это подражание посредством рассказа, то драма – это подражание действием. Если эпос рассказывает нам о каком-либо событии, то драма показывает, представляет это событие в действии. Отсюда и название этого вида искусства («драма» по-гречески буквально - действие). Так Аристотель даёт нам классическое определение художественной специфики драмы.

Разновидности драм различаются по предмету подражания: предметы и действия возвышенные и благородные изображаются в трагедии, предметы низкие – в комедии. Однако специфика именно в способе, а не предмете или средстве подражания. Предметы низкие могут быть изображены в пародии, предметы высокие – в эпической поэме. Во всех случаях средство подражания – «украшенная речь» (то есть поэтическая, ритмизованная, с метром и рифмой). Однако трагедия и комедия – это именно действа, подражания действием.

Большая часть «Поэтики» Аристотеля посвящена трагедии, однако её положения актуальны для теории драмы в целом. Итак, обратимся к определению трагедии, данному Аристотелем: «трагедия есть подражание действию важному и законченному… с помощью украшенной речи… посредством действия, а не рассказа, совершающее через сострадание и страх очищение этих страстей». Разберём это определение, большая часть его нам уже понятна: предметы важные изображаются именно в трагедии, тогда как неважные и низкие – в комедии; про украшенную речь мы уже сказали. Теперь обратимся к самому главному в драме, о чём говорит Аристотель, - к действию.

Итак, есть объект подражания и есть само подражание – произведение искусства. В трагедии объект подражания – некое действие, последовательность событий или, говоря современным языком, – сюжет. Трагедия же берёт сюжеты из мифов. Именно действию мифов «подражает» трагедия. Однако трагик не копирует мифы слепо, он их творчески обрабатывает, выстраивая на их основе драматическое действо, последовательность событий в драме – фабулу. Фабула – это обработка мифа, определённое сочетание событий в драме, это, по Аристотелю, «основа и душа трагедии». Именно выстраивая особым образом действие поэт показывает своё искусство.

При этом Аристотель требует соблюдения принципа единства действия: фабула не может начинаться «откуда попало», она имеет начало середину и конец и является подражанием единому и цельному действию, от которого трагик не должен отвлекаться. Что же такое, по Аристотелю, событие? Это переход от несчастья к счастью и от счастья к несчастью. Последовательность таких переходов от завязки к перелому и развязке и составляет суть трагического действия. Правило единства действия является классическим для драмы и сохраняет свою актуальность до сих пор (в отличие от правил единства времени и места действия).

Действие, по Аристотелю, бывает двух видов – простое и запутанное. Запутанное характеризуется наличием перипетии и узнавания. Что такое перипетия? Это перемена происходящего к своей противоположности: от счастья к несчастью или от несчастья к счастью. Узнавание – это переход от незнания к знанию. Третий элемент трагического действия - страдание (действие, вызывающее гибель или боль). Именно насыщенность действия перипетиями и узнаваниями делает его напряжённым и производящим трагическое впечатление.

Кроме рассуждений о трагическом действии Аристотель размышляет о свойствах трагического характера. Он выводит 4 правила изображения трагических характеров: 1) благородство; 2) соответствие действий лицам; 3) правдоподобие; 4) последовательность (единство характера).

Однако самым интересным, пожалуй, является рассуждение Аристотеля о целях трагедии («посредством сострадания и страха вызывать очищение подобных страстей»). Чтобы вызвать сострадание и страх (по-гречески – «пафос»), необходимо определённым образом выстраивать действие. Если показать, что переход от счастья к несчастью случается с недостойным героем – в этом не будет ничего трагического. Нужно показать переход от счастья к несчастью людей, отличающихся не столько доблестью или справедливостью, но прежде всего погибших в результате ошибки (классический пример – Эдип).

Очищение по-гречески – «катарсис». Что такое катарсис и каким способом «очищает» трагедия – это предмет многовековых споров. Ясно, что Аристотель говорит здесь об этической и, в каком-то смысле, терапевтической функциях трагедии. Трагедия, как вид искусства, должна сделать человека лучше, избавить его тёмных страстей (в этом видится классическое представление о социально-воспитательной функции искусства, в том числе, драматического).

Итак, Аристотель закладывает основы теории драмы. Все последующие теории, вплоть до самых современных, создаются в русле, намеченном Аристотелем. Во-первых, Аристотель даёт классическое определение художественной специфики драмы как рода литературы («подражание действием»). Во-вторых, Аристотель даёт классические определения составных частей драмы. Он же, в-третьих, закладывает актуальные для последующей драмы представления о единстве действия и характеров. В-четвёртых, Аристотель, говоря об очищении души человека посредством художественного сопереживания, определяет специфику воздействия драмы на зрителя.

Разбором «Поэтики» Аристотеля мы закончим разговор о теории драмы в античности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 499.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...