Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теория драмы французского классицизма (лекции 7-9).




 

Идеалы эпохи классицизма известны – главенство разума над стихийным, чувственным началом в человеке, разумная гармония и иерархия (как в частной жизни человека, так и в обществе), вершина разумной иерархии и гарант её существования – монарх. Назначение искусства – социально-воспитательное, его главная задача – изображение разумных поступков и сторон жизни и осуждение пороков. Сразу следует оговорить, что доктрина классицизма и живое творчество французских классиков драматургии 17 века не тождественны: Мольер, Корнель и Расин во много уходят от идеалов классицизма. Сказав это, перейдём к разговору непосредственно о классицистской теории драмы.

Один из самых ярких документов эпохи – «Мнение Академии о трагикомедии «Сид»» (1637). В редактировании этого документа принял участие сам кардинал Ришелье. В противоположность барочному представлению о драме как источнике удовольствия классицисты-академики настаивают на её воспитательном характере: «хороша та пьеса, которая доставляет разумное удовольствие», «такое удовольствие, которое является не врагом, а орудием добродетели». Академики подчёркивают идеологическое значение драмы; драма должна способствовать выработке определённого мировоззрения, понимания морального долга человека перед государством.

Академия сочла сюжет трагикомедии Пьера Корнеля (1606 – 1684) «Сид» неудачным, так как в нём герои недостаточно последовательно следуют долгу, уступая чувствам. Это отвлекает от главной цели поэзии – приносить общественную пользу. Как видим, трагедия критикуется не с эстетических позиций, а с этических. По мнению академиков во имя установленной морали следует иногда отказаться от правдоподобия изображения (например, ввести какое-либо не слишком правдоподобное допущение). В этом манифесте, как ни в каком другом, указывается политическое назначение драмы.

Классицистская точка зрения на форму драмы ярче всего представлена в работах французского теоретика Жана Шаплена (кстати, одного из авторов «Мнения» о трагедии «Сид»). Годы жизни Ж. Шаплена: 1595 – 1674. Важнейшая работа Шаплена – «Резюме поэтики драмы».

Шаплен в определении особенностей трагедии и комедии идёт вслед за Аристотелем. Герои трагедии – люди высокого положения, комедии – люди простые. Комедию отличает счастливая развязка. Однако Шаплен определяет два новых драматических жанра, не известных античности – трагикомедию и пастораль. Трагикомедия – это трагедия со счастливой развязкой, пастораль – это разновидность трагикомедии, где главными действующими лицами являются сельские жители, пастухи.

Вслед за Аристотелем Шаплен считает главным достоинством драмы правдоподобие. Для этого необходимо соблюдать правило «трёх единств». Все линии действия должны быть прочно связаны – единство действия. Время пьесы не должно превышать 24-х часов – это «правило 24-х часов» Шаплена. Все действия драмы должны происходить в одном месте. Говорит Шаплен и о построении сюжета – необходимо, чтобы зритель до конца не догадывался о развязке. Каждый акт – это определённый этап в развитии действия.

Труды Шаплена как бы суммируют все положения классицистской теории драмы. Они не были широко известны при его жизни, но наиболее ярко представляют классицистский взгляд на драматическое искусство.

Говоря о теории драмы классицизма, необходимо остановиться на главном манифесте, это – «Поэтическое искусство» (1674) Никола Буало-Депрео (1636 – 1711). Это итог литературной теории классицизма. Буало суммирует не только лучшие разработки теории драмы, но и ориентируется на лучшие практические достижения в драматургии (творчество Мольера, Расина). Если главный философ классицизма Декарт считал разум основой познания, то для Буало разум – основной критерий суждения о прекрасном. Главное для художника – уметь правильно мыслить. Это не значит, что Буало отвергает эмоциональность в искусстве, но только разумом можно оценить красоту произведения.

Собственно теория драмы представлена в третьей песни (это поэтическое произведение) «Поэтического искусства». Ничего принципиально нового Буало не создаёт, но находит классицистским представлениям о драме идеальные определения. Конечно, Буало является сторонником соблюдения правила трёх единств. Он считает, что интрига должна развиваться с самого начала драмы и быть стремительной в своём движении, завершаясь заранее подготовленной и логичной развязкой, которая при этом должна быть неожиданной:

Довольны зрители, когда нежданный свет

Развязка быстрая бросает на сюжет,

Ошибки странные и тайны проясняя

И непредвиденно события меняя.

Для Буало помимо трёх единств важно и единство характера. Героя не следует изображать ни слишком мелким, ни чрезмерно возвышенным – это нарушает правдоподобие. Характер героя должен быть выдержан от начала до конца, каждому чувству присущи свои способы выражения. Нельзя смешивать трагический и комический тон. Комедия должна осмеивать не отдельных личностей, а общественные пороки. В целом, по мнению Буало, действие должно быть глубоко мотивировано, подчинено законам разума – в этом основная классицистская установка:

Пусть с разумом всегда идёт интрига в ногу…

Классицистская теория драмы, несомненно, была несколько догматичной – точное соблюдение правил единства места и времени ставило драматургов в неоправданно узкие рамки, это же относится и к единству характера. Однако следует признать и положительное значение классицистской теории – она внесла дисциплинирующее начало в драматическое творчество, наметила те границы, от которых можно было отталкиваться, которые можно было нарушать. Именно в русле расширения и значимого, мотивированного нарушения классицистических правил театра будет развиваться дальнейшая теория и практика драматического искусства.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 504.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...