Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В зависимости от географической широты




Помещение

Географическая широта

Южнее 45° с.ш. 45-55° с.ш. Севернее 55° с.ш.
Палаты ю, юв, в, с*, Св*, сз* ю, юв, в, Св*, сз* ю, юв, юз, сз*, Св*
Операционные, реанимационные, секционные с, сз, Св с, Св, сз с, Св, сз, в

* Допускается для палат, общее количество коек в которых не более 10 % общего количества коек отделения.

Существенными факторами, влияющими на интенсивность и продолжительность естественного освещения помещений, являются величина и форма расположения окон, что и учитывается в таких геометрических показателях, как СК и КЗ.

Световой коэффициент — это отношение площади застекленной части окон к площади пола данного помещения. Вычисляется СК путем деления величины застекленной поверхности на площадь пола. При этом числитель дроби приводится к единице, для чего и числитель, и знаменатель делят на величину числителя. Для операционных, родовых палат, смотровых, перевязочных, лабораторий и ассистентских в аптеках этот коэффициент должен составлять 1:4—1:5. В палатах (кроме родовых), кабинетах врачей, манипуляционных, стерилизационных, помещениях для дневного пребывания больных он составляет 1:5—1:6.

Световой коэффициент в детских дошкольных учреждениях должен составлять 1:5—1:6, в учебных помещениях — 1:4—1:5.

Коэффициент заглубления — это отношение расстояния от пола до верхнего края окна к глубине помещения, т.е. к расстоянию от светонесущей до противоположной стены. При вычислении КЗ и числитель, и знаменатель тоже делят на величину числителя. Коэффициент заглубления не должен превышать 2,5, что обеспечивается шириной притолоки (20—30 см) и глубиной помещения (6 м).

Однако ни СК, ни КЗ не учитывают затемнение окон противостоящими зданиями, поэтому дополнительно определяют угол падения и угол отверстия.

Угол падения показывает, под каким углом лучи света падают на горизонтальную рабочую поверхность. Он должен быть равен не менее 27°. Угол падения образуется исходящими из точки измерения (рабочего места) двумя линиями, одна из которых направлена к окну вдоль горизонтальной рабочей поверхности, другая — к верхнему краю окна.

Угол отверстия дает представление о величине видимой части небосвода, освещающего рабочее место. Он должен быть равен не менее 5°. Угол отверстия образуется исходящими из точки измерения двумя линиями, одна из которых направлена к верхнему краю окна, другая — к верхнему краю противостоящего здания.

Оценка углов падения и отверстия должна проводиться по отношению к самым удаленным от окна рабочим местам.

При светотехническом методе оценки освещения определяют коэффициент естественной освещенности (КЕО) — это выраженное в процентах отношение величины естественной освещенности горизонтальной рабочей поверхности внутри помещения к определенной в тот же самый момент освещенности под открытым небосводом при рассеянном освещении. Освещенность определяется с помощью люксметра (люксметр Ю-116).

В России в ряде пунктов ведутся систематические измерения наружной освещенности. На основании многолетних наблюдений составлены таблицы и рисунки светового климата для разных светоклиматических районов (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Схематическая карта СНГ для определения поясов световогоклимата (т)

Для разных точек помещения КЕО рассчитывают в стадии проектирования. Нормированное значение КЕО И) с учетом характера зрительной работы и светового климата определяют по формуле

Ен= етС,

где е — значение КЕО при рассеянном свете от небосвода, определяемое с учетом характера зрительной работы, %; т — коэффициент светового климата (без учета прямого солнечного света), определяемый в зависимости от района расположения здания; С — коэффициент солнечного климата (с учетом прямого солнечного света), определяемый в зависимости от района расположения здания.

Пример. Рассчитаем нормированный КЕО н) для операционной в больнице города К., расположенного в Iпоясе светового климата. Операционная ориентирована на север.

Величину коэффициента е для операционной с учетом характера зрительной работы находят по табл. 1.5 (е = 2,5). Коэффициенты т и С определяют с учетом светового климата по табл. 1.6. Для Iпояса светового климата т = 1,2. Ориентацию выражают в градусах (рис. 1.5). При отсчете азимутов от севера она составит 315—45. Коэффициент С для Iпояса светового климата с азимутом 315—45 равен единице (см. табл. 1.6). Таким образом,

Кн = 2,5×1,2×1 = 3,0%.

Таблица 1.5. Значение КЕО (е) для ЛПУ

Помещение Характеристика зрительной работы Наименьший размер объекта различения, мм Разряд зрительной работы* Значение е при боковом естественном освещении, %
Операционные, операционный блок (кроме операционных) Очень высокой точности 0,15-0,3 II 2,5
Процедурные, боксы и изоляторы, палаты Средней точности 0,5-1,0 IV 1,5
Кабинеты врачей Малой точности 1,0-5,0 V 1,0
Регистратура Грубая Более 5,0 VI 0,5

* Всего предусматривается восемь разрядов точности зрительной работы.


Таблица 1.6. Значение коэффициентов солнечного (С) и светового климата ((m)

Пояс

светового климата

Значение С при световых проемах, ориентированных по сторонам света при отсчете азимутов от севера, град

т

135-225 225-315 и 45-135 315-45
I 1 1 1 1,2
II 1 1 1 1,1
III 1 1 1 1
IV        
севернее 50° с.ш. 0,95 0,9 1 0,9
южнее 50° с.ш 0,9 0,85 1 0,9
V        
севернее 40° с.ш. 0,85 0,8 1 0,8
южнее 40° с.ш 0,75 0,7 1 0,8

Рис. 1.5. Схема ориентации по странам света (при отсчете азимутов от севера)

Освещенность помещений зависит от окраски потолка, пола, стен, мебели в самом помещении. Темные цвета поглощают большое количество световых лучей, поэтому окраска помещений и мебели в школах, детских дошкольных учреждениях и ЛПУ должна быть светлой. Белый цвет и светлые тона обеспечивают отражение световых лучей на 70—90 %, желтый цвет — на 50, цвет натурального дерева — на 40, голубой — на 25, светло-коричневый — на 15, синий и фиолетовый — на 10—11 %. На состояние естественного освещения влияют качество и чистота стекол, затененность окон шторами, наличие высоких цветов на подоконниках.


Искусственное освещение

Недостаточное естественное освещение должно быть восполнено искусственным, основным требованием к которому является достаточная интенсивность и равномерность. Кроме того, используемые источники искусственного освещения не должны оказывать слепящего действия, создавать резких теней. Они должны обеспечивать правильную цветопередачу, а создаваемый ими спектр — быть приближен к естественному солнечному спектру, свечение источников света — постоянным во времени. Помимо этого, источники искусственного освещения во время работы не должны изменять физико-химические свойства воздуха помещений. Также они должны быть взрыво- и пожаробезопасны.

Искусственное освещение осуществляют светильники общего и местного освещения. Светильник состоит из источника искусственного освещения (лампы) и осветительной арматуры. В качестве источников искусственного электрического освещения помещений в настоящее время применяют лампы накаливания и люминесцентные лампы.

Существует несколько типов люминесцентных ламп в зависимости от состава люминофора:

· дневного света (ДС);

· белого света (БС);

· холодно-белого света (ХБС);

· тепло-белого света (ТБС);

· с улучшенной цветопередачей (ЛДЦ, ЛТБЦ, ЛХБЦ).

По сравнению с лампами накаливания люминесцентные лампы имеют ряд преимуществ. Они создают рассеянный свет, не дающий резких теней, характеризуются малой яркостью и не обладают слепящим действием. Вместе с тем люминесцентные лампы обладают рядом недостатков (нарушают цветопередачу, создают ощущение сумеречности при низкой освещенности, во время их работы появляется монотонный шум), самым серьезным из которых является периодичность светового потока (пульсация). Это приводит к появлению стробоскопического эффекта (от греч. strobos— кручение, skopeo— рассматривать) — искажению зрительного восприятия направления и скорости движения вращающихся, движущихся или сменяющихся объектов.

При использовании ламп накаливания рекомендуется устанавливать их в светильники рассеивающего типа (молочный шар, люцетта цельного стекла и др.).

При освещении люминесцентными лампами в учебных заведениях обычно используют светильники общего освещения на две лампы по 40 Вт (ЛС002-2´40, или ЛП028-2´40, ЛП0022-2´40, ЛП034-4´36, ЦСП-5-2´40). Применяют и другие светильники аналогичного типа с похожими светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением. Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125), установленными на 0,3 м выше верхнего края доски и на 0,6 м перед доской в сторону класса.

Количество светильников и мощность ламп выбирают так, чтобы уровни освещенности на рабочих местах в помещении соответствовали установленным гигиеническим нормативам (табл. 1.7, 1.8).

Таблица 1.7. Нормы искусственной освещенности ЛПУ, лк

Помещение

Лампы

люминесцентные накаливания
Перевязочные, предоперационные, реанимационные, наркозные, противошоковые палаты 200
Кабинеты хирургов, стоматологов, травматологов, педиатров, дерматовенерологов, инфекционистов, врачей-лаборантов 300 150
Кабинеты терапевтов, гинекологов, других врачей, смотровые, фильтры 200 150
Помещения для дневного пребывания больных, ожидальни, комнаты для кормления грудных детей 150 100
Палаты для новорожденных, послеоперационные детского отделения, боксы, полубоксы, палаты интенсивной терапии 75
Другие палаты 50

Определение освещенности на рабочем месте.Искусственное освещение оценивают по уровню освещенности горизонтальной поверхности на рабочем месте с помощью объективного люксметра (рис. 1.6). Воспринимающей частью прибора является фотоэлемент, преобразующий световую энергию в электрическую. Регистрирующей частью является чувствительный гальванометр, отградуированный непосредственно в люксах. Полученные результаты сравнивают с установленными нормами (см. табл. 1.7 и 1.8).

Рис. 1.6. Люксметр Ю-116


Таблица 1.8. Нормы искусственной освещенности школьных помещений, лк

(СанПиН 2.4.2.1178-02)

Помещение

Лампы

люминесцентные накаливания
Классные комнаты:    
на рабочих столах 300 150
классной доске 300 150
Кабинет черчения и рисования 500 300
Дисплейные классы 300-500 150-300
Кабинет технических средств обучения 300-500 150-300
Спортивный и актовый залы 200 100
Рекреации 150 75

Светильники обычно подвешивают на потолке равномерно по всему помещению. Должна быть предусмотрена возможность их раздельного включения.

Если освещенность определяют днем, то вначале следует измерить освещенность, создаваемую смешанным освещением (естественным и искусственным), а затем при выключенном искусственном освещении. Разность между полученными данными составит величину освещенности, создаваемую искусственным освещением.

Расчет необходимого количества светильников.Необходимое количество светильников для создания заданного уровня искусственной освещенности в помещении определяют расчетным путем, пользуясь таблицами удельной мощности (удельная мощность — отношение общей мощности ламп к единице площади пола, Вт/м2). Величина удельной мощности зависит от высоты подвеса светильника, площади помещения и уровня освещенности, который необходимо создать в данном помещении. Таблицы удельной мощности составлены для соответствующих светильников и соответствующих коэффициентов отражения потолка, пола и стен п, Рр, Рс). Так, например, для окраски, принятой в школьных помещениях (белый потолок, светло-бежевые стены, коричневый пол), коэффициенты отражения соответственно равны 70, 50 и 10%.

Для определения необходимого количества светильников найденную величину удельной мощности (на пересечении горизонтальных и вертикальных строк в табл. 1.9) нужно умножить на площадь помещения и разделить на мощность одной лампы (300 Вт — в светильнике СК-300; 160 Вт — в светильнике ШОД-2´80; 80 Вт — в светильнике ШОД-2´40).

Искусственное освещение может быть общим, при котором светильники размещаются в верхней зоне помещения равномерно (общее равномерное освещение) или применительно к расположению оборудования (общее локальное освещение), и местным с концентрацией светового потока непосредственно на рабочее место. В ряде случаев целесообразно устанавливать комбинированное освещение (например, в школьных мастерских), при котором к общему освещению добавляется местное. Использование одновременно естественного и дополняющего его искусственного освещения называется совмещенным освещением.


Ситуационная задача 1.2

Условия.Кабинет биологии средней школы № 100 г. Москвы площадью 66 м2 ориентирован на юго-восток: СК составляет 1:4; КЗ — 2,7; КЕО на последней парте крайнего ряда — 1,05 %.

Задание.Дайте гигиеническое заключение по приведенной ситуации, оценив условия естественного освещения в кабинете биологии.

Ответьте на вопросы и выполните задания.

1. Какая ориентация окон является наиболее неблагоприятной для учебных помещений? Почему?

2. Какие показатели дают возможность оценить условия естественного освещения помещений в целом?

3. Какие показатели характеризуют уровень естественного освещения на рабочем месте? Дайте их определения.


Таблица 1.9.Удельная мощность общего равномерного освещения

(при Рп- 70, Рс - 50, Рр - 10 %), Вт/м2

Высота подвеса светильника, м

Площадь помещения, м2

Необходимый уровень освещенности (Е), лк

30 50 75 100 150 200 300 400 500

Светильники с люминесцентными лампами

2-3

10-15 8,6 11,5 17,3 23,0 35,0 46,0 58,0
15-25 7,3 9,7 14,4 19,4 29,0 39,0 49,0
25-50 6,0 8,0 12,0 16,0 24,0 32,0 40,0
50-150 5,0 6,7 10,0 13,4 20,0 27,0 34,0
150-300 4,4 5,9 8,9 11,8 17,7 24,0 30,0
Более 300 4,1 5,5 8,3 11,0 16,5 22,0 27,0
                   

3-4

10-15 12,5 16,8 25,0 33,0 50,0 67,0 84,0
15-20 10,3 13,8 20,7 27,6 41,0 55,0 69,0
20-30 8,3 11,5 17,2 23,0 35,0 46,0 58,0
30-50 7,3 9,7 14,5 19,4 29,0 39,0 49,0
50-120 5,9 7,8 11,7 15,6 23,0 31,0 39,0
120-300 5,0 6,6 9,9 13,2 19,8 26,0 33,0
Более 300 4,4 5,8 8,7 11,6 17,4 23,0 29,0

Люцетта цельного стекла (лампы накаливания)

1,5-2

10-15 10,2 14,8 20,0 26,5 37,0 46,0
15-25 9,2 13,5 18,0 23,5 33,0 41,0
25-50 8,2 11,9 16,0 21,0 30,0 37,0
50-150 7,2 10,6 14,3 18,5 26,0 32,0
150-300 6,5 9,8 13,0 17,0 23,5 29,5
Более 300 6,3 9,4 12,5 16,0 22,0 28,0

2-3

10-15 11,0 17,0 24,0 31,0 45,0 61,0
15-25 9,2 14,0 20,0 25,5 37,0 50,0
25-50 7,8 12,0 17,3 21,5 31,0 42,0
50-150 6,5 10,3 14,7 18,5 27,0 36,0
150-300 5,6 9,2 12,9 16,3 24,0 32,0
Более 300 5,2 8,2 12,3 15,3 22,0 29,5

4. Дайте определение светотехнического показателя естественного освещения помещения.

5. Каким прибором измеряют уровень освещения?

6. Перечислите основные требования к искусственному освещению.

7. Назовите недостатки освещения, создаваемого лампами накаливания.

8. Перечислите недостатки люминесцентного освещения и связанные с ними ограничения применения этих ламп.

9. Дайте определение стробоскопического эффекта. Каковы причины его возникновения?


Вариант ответа

Естественное освещение данного кабинета является недостаточным, так как КЗ составляет 2,7 (при норме не более 1:2,5), КЕО на последней парте крайнего ряда составляет 1,05 % (при норме не менее 1,5 %). Световой коэффициент (1:4) удовлетворяет требованиям. Оптимальной также является юго-восточная ориентация окон.

1. Неблагоприятной ориентацией являются западная и юго-западная ориентация окон. В утренние часы в таких помещениях создаются дискомфортные освещение и температура. Во второй половине дня отмечается перегрев помещений вследствие увеличения процента инфракрасного излучения в интегральном потоке солнечного спектра.

2. Для оценки условий естественного освещения помещения в целом необходимо использовать такие показатели, как СК и КЗ, а также КЕО.

3. Уровень освещения на рабочем месте характеризуют геометрические показатели: угол падения и угол отверстия. Уголпадения — угол, под которым лучи света падают на горизонтальную рабочую поверхность. Угол отверстия дает представление о величине видимой части небосвода, ограниченной верхним краем окна данного помещения и верхним краем противостоящего здания.

4. Светотехнический показатель уровня освещения КЕО — выраженное в процентах отношение величины естественной освещенности горизонтальной рабочей поверхности внутри помещения к определенной в тот же самый момент освещенности под открытым небосводом при рассеянном освещении.

5. Освещенность определяется с помощью люксметра.

6. Искусственное освещение должно быть достаточным и равноценным.

7. Основными недостатками освещения, создаваемого лампами накаливания, являются слепящее действие и создание резких теней.

8. Основными недостатками люминесцентного освещения являются нарушение цветопередачи, что ограничивает применение таких ламп на производствах, связанных с точным определением цветов и их оттенков, в кожных кабинетах и патологоанатомических отделениях.

Кроме того, недостатком люминесцентных ламп является их пульсация, что при работе с быстро вращающимися деталями вызывает стробоскопический эффект.

9. Стробоскопический эффект выражается в нарушении восприятия скорости и направления движения быстро вращающихсядеталей, что может привести к травматизму на производстве.

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 1.3










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...