Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Земские Соборы и их роль в укреплении российской государственности.
Развитие государственной власти в домонгольской России шло в западноевропейском направлении. И вполне логичным выглядело бы появление на Руси сословно-представительных органов государственной власти. Но естественное развитие России было прервано сначала монголо-татарским нашествием, а позже стремлением к единодержавию московских великих князей. И лишь во время боярского правления при малолетнем Иване IV Грозном на Руси вновь появляется местное самоуправление. В результате его развития появились сословно-представительные учреждения в масштабах всего государства. Так возникли Земские соборы. В гражданский обиход слово “собор” пришло из церковного. Церковные соборы передали Земским свое наименование и некоторые организационные формы. В состав Земского собора входили Освященный собор (собрание высших церковных деятелей страны), Боярская дума и представители тех сословий, которые приглашались или назначались властью. Но в состав соборов не входили представители основной массы населения – крестьян. Большинство соборов созывались царями по их собственной инициативе. Несколько соборов XVII века были созваны царем по прошению сословий. Но некоторые соборы были созваны сословиями или по их инициативе в отсутствие царя. Таковыми были соборы выбиравшие и утверждавшие на царство Бориса Годунова, Василия Шуйского и Михаила Романова. Роль большинства Земских соборов можно оценить как роль совещаний, используемых московскими государями для ознакомления с мнением своих подданных. Обсуждение всех вопросов происходило по отдельности у бояр и окольничих, духовенства, купцов, служивых людей. Каждое сословие высказывало свое мнение по обсуждаемому вопросу. На Земских соборах обсуждались насущные главные проблемы московского государства. Наиболее часто рассматривались вопросы внешней политики и взимания налогов. Земские соборы просуществовали около полутора веков (с1549 по1684 годы). И хотя они не были, конечно, органами народовластия, они не были случайными, заимствованными или формальными учреждениями. С их решениями власть считалась. Но почему эти органы власти перестали существовать? На это есть две главные причины. Во-первых, Земские соборы не имели своей воли. Они созывались в основном царями, решая только те вопросы, которые ставила перед ней верховная власть. Во-вторых, сословно-представительный строй не мог развиваться в России, так как все сословия были одинаково бесправны перед неограниченной властью государя. К тому же, во второй половине XVII века Романовы утвердились на престоле и больше не нуждались в поддержке Земских соборов. Напротив, все попытки обрести соборами некоторую самостоятельность теперь расценивались как угроза царскому самовластью.
Россия в начале ХХI века. ВВПУТИН.
В марте 2000г. Владимир Владимирович Путин был в первом же туре голосования избран президентом России. Получив весьма тяжёлое наследство., он не стал резко менять курса на преобразование и делать кадровые перестановки. Эта осторожная политика принесла свои плоды. Впервые за постсоветское время у России оказалось стабильное правительство. Приняв свой пост в трудное время, Путин показал себя жёстким политиком. Популярность ему принесла антитеррористическая операция в Чечне. Сдвинулся с «мёртвой точки « процесс изменения законодательства. Принимаются новые Административный, Земельный, Налоговый, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Налоговая система упрощена, введена единая ставка подоходного налога-13%. За один год был ликвидирован дефицит государственного бюджета. Здесь помогло устойчивое повышение цен на нефть на мировом рынке. Административная реформа: В мае 2002 г. Путин поручил правительству реорганизовать центральное управление. Для независимого контроля за чиновниками образована Общественная палата и создаются общественные советы при министерствах. В 2002г. между президентами России Путиным и США Бушем в Петербурге подписан договор о сокращении стратегических ядерных потенциалов более чем вдвое. Однако не урегулирован вопрос о дальнейшей судьбе сокращаемого оружия: Россия хочет уничтожить снятые боеголовки, США –сохранить их на складах. 28 мая 2002г. подписана Декларация «Отношения Россия-НАТО: новое качество».Страны договорились объединить свои усилия в борьбе с терроризмом, укреплять сотрудничество в миротворческих операциях, контроле над вооружением и т.д. Учреждён Совет Россия-Нато. Россия признана полноправным участником «Большой восьмёрки»- группы 8 ведущих стран мира. Федеральные программы: В 2005г. президент обнародовал 4 приоритетные программы: здравоохранение, образование, сельское хозяйство, доступное жильё. В 2006г. к ним добавилось решение демографической проблемы. В августе 2006 г. Россия досрочно вернула все долги иностранным государствам. В то же время нам должны 57 государств. Более половины этого долга приходится на Кубу, Монголию, Сирию и Афганистан. Возвращают нам долги Вьетнам, Индия, Ирак. В начале 2008 года Президентом России избран Дмитрий Анатольевич Медведев. В начале 21 века Россия заняла своё место среди самых мощных экономически и политически государств мира как состоявшееся государство со стабильной экономикой, прочными границами и погашёнными внутренними конфликтами. Ещё остаётся высокой преступность. Экономика сохраняет топливно-сырьевую экспортную направленность. Неэффективно управление. Низок уровень жизни. Усугубляет ситуацию мировой экономический кризис.
Культура Древней Руси. Восточные славяне получили от первобытной эпохи народную, в основе своей языческую, культуру, искусство скоморохов, богатый фольклор — былины, сказки, обрядовые и лирические песни. Культура Киевской Руси сформировалась в эпоху образования единой древнерусской народности и складывания единого русского литературного языка. Она создавалась на основе древнеславянской культуры, отражала жизнь и быт славянских народов, она была связана с расцветом торговли и ремесел, развитием межгосударственных отношений и торговых связей. Огромное влияние на культуру в целом — на литературу, зодчество, живопись — оказало христианство. Вместе с тем существовавшее двоеверие обусловило то, что в культуре средневековой Руси долгое время сохранялись языческие духовные традиции. Суровые каноны церковного византийского искусства на Руси претерпели изменения, изображения святых стали более мирскими, человечными. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако факты неопровержимо свидетельствуют,что славянская письменность существовала еще в начале Х в.: Кирилл и Мефодий создали свою азбуку на основе славянского письма (9в.) После принятия христианства в XI в. на Руси начинает распространяться грамотность среди князей, бояр, купечества, богатых горожан. В сельской местности население было неграмотным. Появились первые книги, они стоили дорого, изготовлялись из пергамента. Писались от руки гусиными или лебедиными перьями, украшались цветными миниатюрами. Большинство из них было церковными. Были открыты первые школы при церквах, монастырях, в городах. Важнейшим памятником древнерусской культуры являются летописи — погодное изложение исторических событий. Летописцы, как правило, грамотные, литературно одаренные монахи, знавшие литературу, легенды, былины, описывали события и факты, связанные главным образом с жизнью князей и делами монастырей. Многие предания вошли в летопись «Повесть временных лет», ставшую главным трудом по истории Руси. Она была написана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1113 г. Археологические раскопки показывают, что вплоть до Х в. на Руси строили исключительно из дерева. Деревянные постройки языческой Руси не сохранились, но архитектурный стиль — башенки, терема, ярусы, переходы, резьба — перешел в каменное зодчество христианского времени. На Руси стали строить каменные храмы по византийскому образцу: квадраты образовывали архитектурный крест. При Ярославе Мудром был построен Киевский Софийский собор, в архитектуре которого органически сочетаются славянские и византийские традиции: на основе крестово-купольного храма стоят 13 куполов. Софийский собор стал символом могущества Киевской Руси. Стены собора сложены из розового кирпича, внутри стены и потолок были украшены фресками и мозаикой. В XII в. строились однокупольные храмы, закладывались новые крепости, каменные дворцы. Получила распространение и иконопись. Древнейшим дошедшим до нас памятником иконописи является икона «Владимирской Богоматери». Высокого уровня достигло искусство резьбы по дереву, камню, ею украшались дворцы князей и жилища бояр. Славились русские ювелиры и оружейники. Народное творчество нашло отражение в русском фольклоре: заговорах, заклинаниях, пословицах, загадках, которые были связаны с земледелием и бытом славян, свадебных песнях и похоронных причитаниях. Древнейший жанр русской музыки — обрядовые и трудовые песни, былины. Музыкальные инструменты — бубны, гусли, трубы, рога. На площадях выступали скоморохи — певцы, танцоры, акробаты, был народный театр кукол. Большим уважением пользовались сказители и певцы былин. Культура народа неразрывно связана с его бытом, нравами. Люди жили в городах, селах, деревнях. Основным типом славянского жилища была усадьба, дом — бревенчатый сруб, зачастую двухэтажный. Любимая забава богатых —охота. Для простого люда устраивались скачки, кулачные бои,. Очень популярна была баня. Одежда шилась из домотканого холста или сукна. Основой костюма была рубаха, штаны у мужчин заправлялись в сапоги, женская рубаха — до полу, с вышивкой и длинными рукавами. Головные уборы: у князя — шапка, обрамленная яркой материей, женщины голову покрывали платком, украшали подвесками, крестьяне и горожане носили меховые или плетеные шапки. Верхняя одежда —плащ-вотола из толстой льняной ткани. Князья носили на шее бармы — цепи из серебряных или золотых медальонов с эмалевыми украшениями. В пищу употребляли хлеб, мясо, рыбу, овощи. Пили квас, мед, вино. В летописи отмечено пристрастие киевлян к винопитию. Новорожденным давали имена по церковному календарю. В большинстве своем они имеют еврейское или греческое происхождение. У простых людей именем нередко становилось прозвище.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 266. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |