Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РЕЧИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. КУЛЬТУРА УХА.⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21
В Древней Греции в 7 веке до нашей эры все большее значение приобретает звучащее слово, обращенное к коллективу с призывом к действию. Таким коллективом чаще всего является строй воинов, которых нужно вдохновить для битвы. Однако звучащее слово играло роль и позднее. Например, из рассказа Плутарха о жизни величайшего реформатора Греции Соломона нам известно об одном его поступке. Однажды Солон вдохновил сограждан на освобождение острова Саламин. Этот остров контролировал вход в афинскую гавань Пирей, но был захвачен соседней Мегарой, что приносило неисчислимые беды живущим морской торговлей афинянам. Совершив несколько неудачных воинских операций и отчаявшись вернуть себе власть над островом, афиняне постановили запретить под страхом смертной казни само упоминание о ненавистном острове Саламин. Тогда же молодой Солон сложил очень изящную элегию в 100 стихов о Саламине и, притворившись умалишенным, в рубище нищего прочел ее на площади при большом стечении народа. Афиняне устыдились своего малодушия и назначили Солона предводителем юных воинов. Вскоре Саламин был отбит, а впоследствии и выигран в суде процесс с Мегарой на право владения островом. Поэтическое слово, обращенное к народу, становится главным политическим оружием Солона-реформатора, человека, заложившего основы демократии и оставившего значительный след в литературе. Меткий, сочный, образный язык поэтов и философов составлял основу эрудиции древнего грека, поскольку научные знания о природе были еще очень приблизительными. Отсюда огромная любовь к цитированию в позднейшей риторике, отсюда же стремление зафиксировать крылатые фразы на века- высечь на камне. И все же главную роль в античной культуре играет звучащее и слышимое слово. «Слово – властитель великий, а телом малый и незаметный, творит оно божественные деяния, ибо способно бывает и страх пресечь, и горе унять, и радость вселить, и жалость умножить…» - утверждает Горгий. Из свидетельств некоторых античных авторов можно заключить, что античный грек вовсе не знал чтения «про себя». К примеру, александрийский поэт 3 века до н.э. Каллимах рассказывает историю двух влюбленных – Акконтия и Кидиппы. Встретив красивую девушку и полюбив ее, Акконтий замыслил хитрость – в храме он подбросил ей яблоко с надписью: «Клянусь, я выйду замуж только за Акконтия». Находясь перед жертвенником богини, девушка читает надпись и практически произносит клятву. Когда родители пытаются выдать Кидиппу замуж за другого, она тяжело заболевает. Так ловкий влюбленный добивается своего… И главное здесь то, что Кидиппа произносит надпись вслух. Значит, даже в поздние времена античности произведения были рассчитаны не на чтение глазами, а на декламацию – произнесение вслух. Культура Греции и Рима до конца античного мира была культурой устного, а не письменного слова. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 303. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |