Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АНГЛИЙСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА 17 ВЕКА И АНГЛИЙСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СВОБОДЫ ПЕЧАТИ.




                   Английскую журналистику 1-ой половины 17 века можно охарактеризовать как крайне слабую. Периодики не было вообще. Первая еженедельная газета “Weekly News” (1622) просуществовала всего 10 лет, а затем была закрыта Звёздной Палатой. Причина была, якобы, в том, что она выступила против испанского посла в Англии.

Английская журналистика середины 17 века по своей сути памфлетная. Английская буржуазная революция 17 века, результатом которой было установление в Соединенном королевстве парламентского правления, фактически привела к тому, что существовавшая до того времени цензура если не была отменена, то, во всяком случае, потеряла свое значение: книги печатались совершенно свободно, без каких-либо цензурных стеснений. Поэтому в это время появляется огромное количество памфлетов, посвященных этой теме.

Довольно интересные мысли высказаны в памфлете Мильтона и каждая доказывает бесполезность цензуры. “Цензура бесполезна, цензура вредна, цензура унижает человеческое достоинство”. Вот основная мысль “Ареопагитики”. Мильтон приводит массу толкований по этому поводу. Если цензура и будет действовать против “соблазнительных революционных и клеветнических книг”, т.е. ставит своей целью улучшение нравов, “то должны поступать так же и со всеми увеселениями и забавами, - со всем , что доставляет человеку наслаждение”. Принести пользу могут только “...не принудительные законы добродетельного воспитания, религиозной или гражданской культуры...”. Цензорами должны быть люди выше среднего уровня. Где отыскать людей, которые будут тратить своё время на подобные занятия? Никто, кроме расточителей своего времени. А если это так, то легко представить себе этих людей: “то будут люди невежественные, властные и нерадивые”. Цензоры будут выедать из книг все то, что не соответствует их невежественному пониманию, или даже подвергать книги уничтожению. Здесь Мильтон опирается на то, что образованный человек, умный, с высокими идеалами не будет тратить своё драгоценное время на то, чтобы убирать из книг какие-либо мысли. Еще один важный момент в “Ареопагитике” - неизбежность столкновения цензуры с культурой. Цензура непременно встает на пути самой истины, замедляя и затрудняя доступ этого самого драгоценного товара. “Цензура приносит вред даже тем, что запрещает вредные книги”. Мильтон хочет сказать, что человек должен быть сам для себя цензором, уметь отличать хорошее от плохого. Как уже говорилось, цензоры должны быть непогрешимыми, чтобы исполнять своё прямое назначение, однако по каким параметрам государство выбирает цензоров не очень ясно. “Государство может управлять мной, но не критиковать меня; оно так же легко может ошибаться в цензоре, как цензор в авторе”. Дионисий: “Читай всякие книги, которые попадут в твои руки, ибо ты можешь сам все правильно обсудить и исследовать”.

Во время Буржуазной революции (1640-1660) в Англии активизировалось 4 политических блока:

1)                            Ревеллеры (левое крыло индепендентов) - партия мелкой буржуазии, которая приобрела независимость в 1647 г. Они выступали за свободу торговли, проповеди и печати.

2)                            Диггеры - “чернь”, “землекопы”. Ультра радикалы. Уравнительный коммунизм.

3)                            Пресвятореанцы - верующие.

4)                            Индепенденты - средний класс.

Борьба между ними нашла своё выражение в публицистике того времени. Однако пресса не была абсолютно свободной. Политическая борьба - усиление нападок на парламент спровоцировало восстановление цензуры (1643).

Свободу (правда не в полном объёме) Английская публицистика получила лишь в XVIII веке.

Билль о правах (1689) лег в основу английской концепции свободы печати. Ее отличительные особенности в том, что, во-первых, только парламент может регулировать работу прессы; во-вторых, отвергается контроль со стороны государства и церкви; в-третьих, ее основа – экономическая свобода, то есть газету могут издавать все, у кого есть идеи и деньги, и решающий фактор – не политический, а экономический. Кроме того, именно в Билле о правах впервые появляется термин свобода слова.

БИЛЛЬ О ПРАВАХ И СВОБОДА ПЕЧАТИ В АНГЛИИ.

“Билль о правах” принят парламентом в октябре 1689 в результате “Славной революции” 1688 - ограничивает права короны, ведет к переходу к парламентской монархии. Полное название - “Акт декларирующий права и свободы поданных и устанавливающий преемственность престола. Установил ряд конституционных ограничений королевских прав, позволявших крупной буржуазии и землевладельцам диктовать короне свою политику. Согласно '' Б. о П. '' без согласия парламента король не имел права издавать, отменять, ограничивать действия законов, также запрещался сбор денег на нужды короны без санкции парламента. Запрещалось содержание армии в мирное время, были ликвидированы особые суды по церк. и др. делам ('' Звездная Палата'' и ''Высокая Комиссия ''). '' Б. о. П. '' право подачи петиций свободы парламентских дебатов и выборов в пар-т ( для аристок-ии и бурж. )сделал первые шаги к компромиссу круп. бурж. И дворянства.

Свобода слова была провозглашена как право ( никто не может преостановить - она регулируется парл-ом. Наряду с '' Декл. Прав чел-ка '' и первой поправкой к Конст-и США ''Б. о. П.'' играл огромную роль для свободы и норм. функционирования печати того времени. В период англ. бурж. рев. Все классы общества вовлечены в идейно-полит. борьбу. В неё родились основные общ. Теории того времени. Борьба, которая велась между королём и парл., парл. и народом отражалась столкновениями на стр. печ. изданий. В англ. публи-ке отражались все основные аспекты бурж. рев. Публ-ка была рупором идеологов рев-ии. Они оценили роль печатного слова для формирования общ. мнения. Развив. Англ. жур. участвуя в рев. боролась за своё право на существование и своб. печати. (эта борьба проходила в условиях борьбы против кор. монополий на печать. Освобождение от королевской монополии давало большую свободу прессе, но все видные деятели рев. выделяли свои взгляды на свободу прессы. Не Мильтон не Лильберн не рассматривали св. печати как нечто абсолютное. (Мильтон признавал необходимость ограничения для папистских сочинений и клеветнических изданий. А Лильберн выдвигал ограничения на свободу слова для роялистов т.к. протиранические издания не имеют право на существование. Памфлетная пуб-ка стала мощнейшим оружием во время англ. рев. во многом предопределившем исход рев. и несмотря на то, что жур-ка не была тогда столь мощной как сейчас её роль в рев. трудно переоценить.    

ПАМФЛЕТНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА АНГЛИЙСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ 17 ВЕКА. ЛИЛЬБЕРН, УИНСТЕНЛИ.

Джон Лильберн (1615-1656)

Левеллер (“уравнители” - интересы мелкой буржуазии, за широкое избирательное право, отмену монополий, свободу печати, торговли и произнесения проповедей; в 1647 году левеллеры стали самостоятельными от индепендентов (интересы торгово-промышленной буржуазии; со временем стали консервативны)), оппозиция власти, пропагандист демократизации.

1637 - первый арест за контрабанду запрещенного произведения. (Вообще, многие памфлеты писал в тюрьме, по-моему, даже газету издавал в заключении, но это непроверенная информация)

1640 - Долгий парламент освобождает Лильберна.

1645 - Памфлет, критикующий новую власть (= “новую тиранию”). В этом памфлете - требовал ежегодного выбора парламента и отмены системы обложения - “Защита прирожденного права Англии” - против цензуры и монополии государства на печать, произнесение проповедей и любое другое массовое воздействие на неокрепшую психику англичан.

Несколько раз его сажают и освобождают.

1646 - Посадили за два памфлета (“Защита свободы свободного человека” и “Неоправданная поспешная клевета”), в которых, как всегда критика, призывы к народу, к армии. Через какое-то время выпустили.

1649 - “Новые цепи Англии” (посадили) - “Защита законных основных прав английского народа”. На этот раз его принудили уехать в Голландию, где он оказался обречен на нищенское существование, затем ослеп (в юности много писал и читал в темноте), умер в Англии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 314.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...