Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Президент как глава государства в РФ, его роль в функционировании механизма государства




 

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 80) Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституции порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Модель сильного Президента Российской Федерации выражена следующими факторами:

1. Президент избирается народом. Его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции. Согласно ст.81 Конституции РФ Президент избирается всеми гражданами России, обладающими избирательным правом на всеобщих выборах. В силу этого Президент получает мандат доверия от всего населения России.

2. Президент Российской Федерации не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти и осуществляет свою власть самостоятельно.

Особенно ярко роль главы государства проявляется в «треугольнике» отношений Президент - Правительство - Государственная Дума. Президент опосредованно (через Председателя Правительства) формирует Правительство, состав которого не связан с распределением депутатских мест в Государственной Думе. Это связано с необходимостью обеспечить устойчивость Правительства.

Задача Президента - определять основные цели экономической политики, контролировать методы и темпы их достижения. Формы деятельности Президента РФ осуществляются в правовых рамках для реализации главных задач:

поддержания стабильности государственной системы;

поддержания мира в обществе;

охраны конституционного строя;

охраны суверенитета и целостности государства.

3. Только Президент наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной власти - федеральных и субъектов Российской Федерации (ст. ст. 80, 85 Конституции РФ). Никакие другие органы подобными возможностями по отношению к Президенту не обладают.

4. Президент в целом независим от других органов государственной власти. Парламентские и судебные сдержки и противовесы в отношении президентской власти, а тем более контроль, существуют в минимальных размерах. В сущности, можно говорить об отсутствии конституционной ответственности Президента РФ. Хотя ст. 93 Конституции РФ устанавливает отрешение Президента от власти, если он совершит измену или иное тяжкое преступление, служащее основанием для его отрешения от должности. Однако в Конституции РФ не предусмотрена ответственность Президента РФ за грубое нарушение не только самой Конституции РФ, но и законов, и президентской присяги. Хотя формально Парламент Российской Федерации в лице своих палат на основании ст. ст. 93, 102 Конституции РФ может отрешить Президента от должности.

5. В свою очередь возможности самого Президента, особенно по отношению к Парламенту, весьма внушительны: начиная от посланий Федеральному Собранию, внесения проектов законов, которые могут быть определены Президентом как первоочередные, права вето, предложения кандидатур должностных лиц, назначаемых палатами, и кончая правом роспуска нижней палаты - Государственной Думы и назначения внеочередных парламентских выборов (ст. 84,111, 117 Конституции РФ) . В верхней палате - Совете Федераций - Президент имеет сильное «лобби» в виде половины членов ее состава. Это руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые ранее в своем большинстве назначались Президентом РФ, теперь избираются населением, но все-таки как бы связаны с Правительством и Президентом.

6. Президент РФ имеет право на принятие нормативно-правовых актов (указов, распоряжений), которые в отсутствие законов на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие законы. По ряду вопросов законы вообще не принимаются, и регулирование осуществляется либо самостоятельно Президентом, либо по его поручению Правительством РФ. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Ни Совет Федерации, ни Государственная Дума не вправе их отменять. Однако указы и распоряжения Президента РФ не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. При обнаружении такого противоречия Конституционный Суд уполномочен аннулировать указ Президента РФ, если сочтет, что он не соответствует Конституции РФ.

7. Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. В части 3 ст. 80 Конституции РФ не говорится, в какой конкретной форме Президент определяет основные направления политики. Однако п. «е» ст. 84 Конституции РФ закрепляет полномочия Президента РФ представить Федеральному Собранию ежегодные послания о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, т.е., эти направления определяются в посланиях Президента РФ.

Правительство РФ можно назвать Правительством Президента РФ, так как Президент РФ его полностью формирует, направляет его деятельность и в любой момент вправе отправить в отставку (ст. 83, 111 Конституции РФ), хотя для назначения Председателя Правительства Президенту необходимо согласие Государственной Думы (ст. 103, 111 Конституции РФ).

Президент РФ устанавливает всю систему федеральных органов исполнительной власти.

Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Исключительно Президенту РФ принадлежит право утверждать военную доктрину Российской Федерации, назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил РФ (ст. 83 Конституции РФ). Он обязан при единоличном введении военного положения незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Ему не принадлежит право объявления войны и заключения мира. Это исключительная компетенция Совета Федерации (ст. 106 Конституции РФ).

Президент РФ вправе вводить на территории России и в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, но он обязан незамедлительно сообщить об этом Государственной Думе и Совету Федерации.

8. Президент РФ представляет Российскую Федерацию во взаимоотношениях со всевозможными структурами гражданского общества, но в пределах полномочий, установленных Конституцией РФ.

9. В международных отношениях Президент олицетворяет Российскую Федерацию не как федеральный уровень власти и не как государство-аппарат, а как государство-субъект международных отношений, страну суверенную и независимую. Президент подписывает международные договоры, участвует в переговорах от имени России либо поручает это тому или иному государственному должностному лицу.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...