Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Контрольно-надзорные органы РФ. Их место в системе органов власти




 

Существует 2 мнения по вопросу, какие органы относить к контрольно-надзорной ветви власти:

1. Согласно первому подходу, все органы являются контрольно-надзорными, поскольку они в рамках принципа разделения властей и «системы сдержек и противовесов» осуществляют определенные контрольные функции за другими органами государственной власти и выделяют 5 форм контроля:

- Президентский контроль. Президент контролирует и координирует все высшие органы государственной власти.

- Парламентский контроль. Парламент путем принятия законно контролирует деятельность всей системы государственных органов.

- Судебный контроль осуществляется в рамках рассмотрения различных споров между государственными органами, отдельными гражданами путем определения мер ответственности за правонарушение

- Прокурорский контроль

- Ведомственный контроль осуществляется в рамках подотчетности ниже стоящих органов власти вышестоящим

2. Согласно второму подходу существуют специальные органы, составляющие контрольно-надзорную ветвь. К ним относится:

- Прокуратура является единой централизованной системой органов со строгим подчинением нижестоящих органов вышестоящим. Хотя Прокуратура находится в главе о судебной власти по конституции к судебной ветви власти она не относится. Структура Прокуратуры: Генеральная Прокуратура, прокуратуры субъектов, районные (городские) прокуратуры. Также, параллельно данным уровням создаются специализированные прокуратуры (природоохранная, военная, транспортная).

Во главе всей системы прокуратуры стоит - Генеральный Прокурор РФ, который назначается и освобождается с должности Советом Федерации по предложению Президента.

Компетенция Прокуратуры:

1. Осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми органами исполнительной власти, а также различными организациями, учреждениями, предприятиями.

2. Осуществляет надзор за соблюдением законов всеми вышеперечисленными органами и учреждениями.

3. Осуществляется надзор за соблюдением законов органами осуществляющими дознание, предварительное расследование и оперативно-розыскную деятельность.

4. Надзор за соблюдением законов в деятельности органов и учреждений, осуществляющих исполнение уголовного наказания.

К контрольно-надзорным органам также относится:

- Счетная Палата осуществляет аудиторские проверки деятельности всех органов государства (какие средства были выделены из федерального бюджета и как они были потрачены).

- Центробанк осуществляет контроль за финансово-кредитной системой России.

- Центральная избирательная комиссияосуществляет контроль за законностью проведения выборов в РФ.

- Уполномоченный по правам человека (омбудсмен) осуществляет контроль за реализацией пав и свобод человека и гражданина в РФ во всех сферах общественной жизни.

 

Система сдержек и противовесов в механизме современного государства

Принцип разделения властей означает деление власти на 3 ветви: законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых является самостоятельной, независимой осуществляется определенном органом и имеет контрольные рычаги и полномочия по сдерживанию других ветвей власти (система сдержек и противовесов). Идея принципа разделения властей была заложена Дж. Локком, а разработана в классическом варианте Монтескье в конце 18 века. Принцип разделения властей был дополнен системой сдержек и противовесов при разработке американской конституции. Система сдержек и противовесов предназначена для предотвращения перекоса в сторону какой-либо ветви власти, все власти уравновешивают друг друга.

В рамках разделения властей:

- роль исполнительных органов власти следующая: они исполняют законы в отношении всех других государственных органов, финансируют их деятельность, регулярно отчитываются перед парламентом, участвуют как сторона процесса в рассмотрении споров судами, их акты могут быть признаны судами как несоответствующие Конституции и другим законам.

- роль законодательных органов власти следующая: парламент участвует в формировании судейского корпуса, в формировании исполнительных органов власти, в ряде случаев могут избирать президента, принимают законы, на основе которых действуют все остальные органы власти и т.д.

- роль судебных органов власти следующая: они рассматривают правовые споры, в том числе с участием различных органов власти исполнительной, законодательной власти, могут привлечь к ответственности должностных лиц государственных органов и т.д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 482.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...