Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Зарубежная русская юридическая мысль в ХХ веке




Массовая российская эмиграция, началась после Октябрьской революции 1917 г. Кроме того, летом 1922 г. по указанию В. И. Ленина были составлены списки на высылку из страны без права возвращения около 200 представителей российской интеллигенции. Среди эмигрантов было много известных юристов: Н.А. Бердяев, И. А. Ильин, С. Н. Булгаков, С. Н. Гессен, П. Б. Струве, С. Л. Франк, Г. К. Гинс, Н. В. Устрялов, И. М. Тютрюмов, В. И. Синайский и др. Русская эмиграция распространилась по всем континентам, но ее политико-правовая жизнь была в основном сосредоточена в нескольких европейский столицах - Берлине, Париже, Праге, Белграде, Варшаве, Софии. В Азии таким центром являлся Харбин.

Российская интеллигенция из среды эмигрантов занимались по преимуществу литературно-издательской и преподавательской деятельностью. В 1920-30-е гг. было основано около 30-ти российских эмигрантских учебных заведений, среди них  Юридический факультет (Харбин), Русский юридический факультете при Парижском университете, юридический  факультет Русского университета (Прага).

Наиболее популярным видом печатной продукции эмиграции была периодика. В 1925 г. за границей зарегистрировано 364 периодических издания на русском языке.

Бердяев Николай Александрович (1874-1948 гг.) В студенческие годы приобщился к марксизму, член "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". В дальнейшем (примерно с 1903) переходит на позиции либерализма. В этот же период формируется его религиозное мировоззрение. Печатался в сборниках «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909) и др. Восторженно приветствовал свержение самодержавия, но к Октябрьской революции отнесся отрицательно. В 1918 г. был вице-председателем Всероссийского союза писателей. Преподавал этику слова в Государственном институте слова. В конце 1918 - нач.1919 работал в Главархиве. Избран профессором Московского университета. В 1922 выслан из России. В 1922-24 в Берлине, преподаватель Русского научного института. С 1924 – во Франции, занимался философией, издательской деятельностью. Во время 2-й мировой войны выступал в поддержку СССР. В 1947 избран почетным доктором теологии Кембриджского университета. Скончался в 1948 г. в местечке Кламар недалеко от Парижа.

Бердяев принадлежал к легальным марксистам, а затем был сторонником теории этического социализма.

Этический социализм – система взглядов, обосновывающая социалистический идеал, исходя из нравственных принципов. Трактует социализм как этический идеал, опирающийся на основные гуманитарные ценности (свобода, справедливость, равенство и др.) и утверждающийся в результате нравственной эволюции и самоусовершенствования людей.

 Бердяев считал, что существование государства необходимо, и относился к нему, как, к своего рода, злу, но злу необходимому, т.к. именно государство «призвано упорядочивать общественную жизнь». «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».

Бердяев отвергал естественное право, предпочитая ему право историческое. А к абсолютным, неотчуждаемым правам, которые являются духовными, а не естественными, и идут от Бога, общества или государства, а не от природы, он относил свободу духа, свободу совести, мысли и слова. Естественным для каждой нации он считал стремление к образованию и укреплению своего государства. Право народа на революцию против омертвевшей государственности он также относил к естественным правам. Эти неотчуждаемые права он называл также «идеальным правом».

Отношение Бердяева к позитивному праву столь же негативное, как и к государству.

Ильин Иван Александрович (1883-1954 гг.) родился в Москве в дворянской семье. Закончил гимназию с золотой медалью, получив классическое образование, в частности знание латинского, греческого, церковнославянского и немецкого языков. После окончания в 1906 юридического факультета Московского университета (ученик П. И. Новгородцева), работал там же. В 1910-1912 гг. стажировался в Германии, Франции и Италии. С 1909 – приват-доцент, с 1918 – профессор Московского университета. Активный противник большевизма он неоднократно арестовывался и в 1922 был выслан из Советской России. Один из главных идеологов белого движения русской эмиграции. В 1922-1938 в Германии. Участвовал в организации Русского научного института в Берлине, занимал там должность профессора, читал лекции о русской культуре и истории в различных европейских странах. После прихода к власти национал-социалистов в 1934 последовало увольнение из института, а также запрет на занятие публицистической и преподавательской деятельностью. В 1938 Ильину удалось эмигрировать в Швейцарию. Поселившись в пригороде Цюриха, он продолжал научную деятельность до конца своих дней.

 В соответствии с воззрениями Ильина источником государства и права является правосознание. Правосознание – это не только знание и «переживание» положительного права», оно включает в себя и «основные функции душевной жизни»: волю (а именно духовно воспитанную волю), чувство, воображение и все «культурные и хозяйственные отправления человеческой души». Ильин подразделял право на естественное и положительное. Основу естественного права он определял как «достойную, внутренне- самостоятельную и внешне-свободную жизнь множества индивидуальных духов, составляющих человечество». Оно включает в себя не только то «чтобы не погибнуть», но и право на образовании, на «развитие души». Естественное право - основа всякого положительного права.

Высшая цель государства – состоит в «ограждении и организации духовной жизни людей».

Ильин негативно относился к традиционной западной демократии, видя в ней угрозу перехода к тоталитаризму. Предпочтение он отдавал авторитарному режиму, считая, что при авторитаризме правящая аристократическая элита, твердой рукой ведущая народ по пути свободы и права, является надежной гарантией против наступления тоталитаризма.

Алексеев Николай Николаевич(1879–1964 гг.), правовед и философ, разработал евразийскую концепцию государства и права. После Февральской революции активно сотрудничает с Временным правительством, принимает участие в подготовке Учредительного собрания. В годы Гражданской войны Алексеев – активный участник Белого движения. После поражения генерала Врангеля он вынужден был эмигрировать за границу

Алексеев считает, что западная государственность, где все построено на демократии и партийной борьбе, есть путь не только не единственно возможный, но и глубоко порочный. Современная демократия представляет собой олигархию части голосующего населения, не умеющего вместе с тем ничем управлять. На смену ему должно прийти государство идеократическое, или, иначе, государство стабилизированного общественного мнения, центральным элементом которого является нация как совокупность исторических поколений, носитель конкретной культуры. Русский народ, считал Алексеев, имеет какую-то свою собственную интуицию политического мира, отличную от воззрений западных народов и в то же время не вполне сходную с воззрениями народов чисто восточных. У России – особое лицо, и это факт, с которым необходимо считаться, если «мы говорим о русской государственности и путях ее будущего развития».

Алексеев был убежден, что большевистский строй обречен на гибель. «Не может быть никакого сомнения, что рано или поздно русский народ придет к полному сознанию, что «правда» советского государства превратилась в «кривду» коммунистической системы». Алексеев считал, что после падения большевизма возвращение к капитализму может на какое-то время показаться лучшей альтернативой, но даже в этом случае «русский народ примет капиталистическую систему условно, не веря в нее и не считая ее праведной... Русский народ по-прежнему будет бороться с эксплуатацией и рабством во имя человеческой свободы. Но уже не в коммунистических целях и не коммунистическими средствами».

Он также предсказал и возможность распада СССР в результате курса на искусственное «нациестроительство»: «Коммунистическая политика словно всеми силами стремится сделать реальною ту невероятную возможность, что... отдельные, входящие в состав России народы, разрушат и Россию и интернационализм и, так как они сами едва ли способны к самостоятельному государственному бытию, то придет некто третий, не русский и не интернационалист, который и превратит их землю в свою колонию».

 

Струве Петр Бернгардович (1870–1944 гг.) – русский экономист, социолог, философ, политический деятель. В студенческие годы он увлекался марксизмом и играл активную роль в марксистских кружках.

Встретив Февральскую революцию с надеждой, Струве быстро понял слабость Временного правительства и необоснованность надежд русских социалистов на скорое торжество социализма, предостерегал от опасности захвата власти левыми силами. Октябрьскую революцию встретил враждебно, объяснив победу большевиков культурной отсталостью страны, политической незрелостью масс. Борьбу с большевиками Струве считал главным делом своей жизни. В 1920 г. Струве эмигрировал.

Еще в своей главной книге марксистского периода «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» Струве отрицал необходимость и неизбежность пролетарской революции и неизбежность отмирания государства при будущем общественном строе. Неприятие всяческой революционности и интеллектуальное почтение к государству и государственности характерно для дальнейшего творческого пути Струве

Абсолютность естественных прав состоит в том, что они не могут быть отчуждаемы со стороны государства. Государственная власть должна быть ограничена в своих полномочиях, и ограничена именно этими правами личности. Желательно, чтобы естественные права были прописаны в конституции.

Идеальным воплощением такого положения для Струве является государственное устройство США, где гражданин, ссылаясь на свое конституционное право, может подать в суд на любой государственный орган и любое постановление государственного органа может быть по решению суда отменено.

Петражицкий Лев Иосифович (1867-1931 гг.) Один из основателей кадетской партии, член ее Центрального комитета, депутат 1-й Государственной думы. После ее роспуска подписал «Выборгское воззвание», за что был приговорен к тюремному заключению. В 1917 Временным правительством назначен сенатором Правительствующего Сената. После Октябрьской революции в 1918 эмигрировал в Польшу, преподавал в Варшавском университете.

Суть концепции Петражицкого в том, что он различает позитивное право, официально действующее в государстве, и интуитивное (естественное) право, истоки которого коренятся в психике людей и складывающиеся из того, что они воспринимают как право. Позитивное право, выраженное в законах, как правило, основной массе населения известно недостаточно, с интуитивным же правом человек сталкивается постоянно. Соотношение интуитивного и позитивного права зависят от культуры, религии, моральных качеств и состояния психики народа в целом.

Интуитивное право - регулятор поведения человека, который приводит к реальному исполнению прав и обязанностей без специальных внешних средств принуждения. В государстве существует множество интуитивных прав: мещанское, крестьянское, рабочее, право зажиточных слоев, организованной преступности и пр. Позитивное право.Позитивное право Петражицкий классифицировал на виды (он насчитал их 15), неизвестных, по его оценке, современной науке или же не признаваемых ею:

· обычаи (правовые и неправовые) составляют прецедентное право;

· правила «игр» - позитивное игорное право;

· научное право, т.е. правила, содержащиеся в научных сочинениях;

· право изречений религиозно-этических авторитетов: основателей религий, пророков, святых и т.д.;

· договорное право;

· право преступного мира;

· светское право;

· право юридических поговорок и пословиц и т.д.;

· официальное право, т.е. нормы, созданные государством. К нему относятся нормативно-правовые акты (законное право) и судебные решения (преюдициальное право). Именно официальное право Петражицкий считал наиболее эффективным.

Позитивное право в отличие от интуитивного более консервативно, менее подвижно, поэтому интуитивное должно оказывать на него влияние.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 782.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...