Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Влияние церкви на средневековую юриспруденцию




В истории средневековой юриспруденции принято выделять две стадии: патристику (II—VIIIвв.) и схоластику(XII—XIIIвв.). Патристика - это учение «отцов церкви», рассматривавших проблемы философии, этики, правовой науки с позиции христианских догматов ( Иоанн Златоуст(347—407), Аврелий Августин(354—430)).

Схоластика - основной путь постижения Бога видели в логике и логически последовательном выведении из догматов христианства знаний об устройстве реально существующего мира. (Фома Аквинский (1225—1274)).

В конце XIII в. появились учения, основанные на скептическом отношении к теологии и догматам христианства. Одним из первых представителей такого подхода был Марсилий Падуанский(1280—1343).

Иоанн Златоуст - общность целей церковной и светской властей, для обеспечения необходимых условия для благочестивой жизни и спасения душ вверенных их попечению людей. При этом он отдавал приоритет церковной власти, рассматривая государственного правителя в качестве сотрудника церковной власти и помощника, посланного Богом. Важнейшим направлением светской власти - является защита и покровительство церковной власти. В свою очередь первостепенная обязанность подвластных — совершение молитвы за начальство. Однако такой почести достоин лишь властвующий, который обладает такими качествами, как православие и благочестие. Не обладающий этими качествами правитель является тираном для людей и одновремено рабом своих страстей. «Тот, кто делает грех, есть раб, хотя бы имел на главе тысячи венцов», — говорится в Священном Писании.

 Аврелий Августин подвергал резкой критике Рим и другие государства, признав их бесовским царством, основанным на принуждении и лишенным справедливости. Истинная справедливость возможна лишь в «граде Божьем», только церковное общение является делом, праведным перед Богом. Он первым признал фактическое равенство всех христиан независимо от их народности и социального положения, требовал следовать заветам Иисуса Христа и отказаться от культа богатства. Все люди обладают абсолютной человеческой ценностью как духовно бессмертные существа, созданные Богом по своему образу и подобию, а потому не могут использоваться в качества средства достижения чьих бы то ни было целей. В то же время он признавал социальное неравенство объективным фактом, с которым невозможно вести сколько-нибудь успешную борьбу. Однако, по его мнению, бедный чаще бывает счастливым, чем богатый, которым управляют страсти.

Фома Аквинский. По его мнению, поведение человека регулируется четырьмя видами законов: Божественным, вечным, естественным и человеческим. Божественный закон дан в Библии. Вечный закон основывается на Божественном и управляет всеми земными делами. В отношении людей дополнительно действует еще два вида законов: естественные и человеческие. Естественный закон

понимается им как часть вечного закона, предназначенного для разумных тварей, каковыми являются люди.

Этот закон позволяет людям отличать добро от зла, хорошее от плохого. Человеческий закон Фома Аквинский понимал как общее мерило, устанавливаемое государством во имя всеобщего блага и обеспеченное силой государственного принуждения. Особое внимание он придавал доведению закона до заинтересованных лиц, полагая, что закон не может вступать в действие без его обнародования. Кроме того, человеческий закон ни при каких условиях не может противоречить вечному и естественному законам. Человеческий закон, не соответствующий вечному закону, представляет собой голое насилие и потому не имеет природы закона. Государство, возводящее насилие в закон, является государством тираном. Поэтому народ имеет право на сопротивление властям.

Марсилий Падуанский. Он был первым средневековым мыслителем, прямо заявившим о светском характере государства и его независимости от церкви. По его мнению, государство возникает из общественного договора и имеет целью обеспечение материального благополучия своих подданных, а также создание условий для умственной (научной) деятельности. Церковь призвана исполнять роль «духовного врача» паствы и не должна вторгаться в светскую власть. Марсилий Падуанский предлагал монарха, осуществляющего государственную власть, избирать народом. Он же считал необходимым всем сословиям, кроме крестьянства, предоставить свободу и равные политические права. Впервые в истории правовой науки этот философ сформулировал принцип разделения государственной власти на две ветви: законодательную и исполнительную. По его мнению, законы может принимать только народ, способный обеспечивать закрепление в законах всеобщих интересов. Один человек может извращать суть законов, закрепляя в них собственный эгоистичный интерес.

Глоссаторы и постглоссаторы: общность и различия

 Значительную роль в процессе рецепции римского права сыграли две известные школы юристов – глоссаторы и постглоссаторы. Глоссаторы являлись учеными-юристами, которые толковали римское право, и, прежде всего, Дигесты, путем составления заметок – глосс. Основателем этой школы был итальянский юрист Ирнерий (о нем уже говорилось выше).

Глоссаторы занимались изучением текста Дигест, но цель этого изучения не заключалась в приспособлении норм и институтов римского права для регулирования существующих отношений. В своих изысканиях они пользовались методологической базой церковной схоластики: пытались прояснить неясные места в тексте, устранить видимые противоречия, используя приемы герменевтики, филологического анализа. Эти исследования способствовали формированию научной базы для преподавания права в университетах, но имели мало практического значения, хотя нормы, юридические конструкции, категории римского права могли быть с успехом использованы в реальной жизни. Известные глоссаторы - Булгар, Мартин, Якоб и Аккурсий (1185 – 1263).

Последователи глоссаторов – постглоссаторы (комментаторы). Эта школа сформировалась также в Италии. Юристов часто приглашали в качестве советников по различного рода правовым вопросам. Они были вынуждены готовить заключения по проблемам действующего права, являясь советниками высокопоставленных лиц и монархов и оказывая юридическую помощь частным лицам. Они довольно свободно толковали текст римского права и подгоняли римские институты под существующие потребности, фактически дополняли их новыми положениями. Толковали они и работы своих предшественников – глоссаторов. Постглоссаторы переработали римское право. Наиболее видные представители школы постглоссаторов - Бартоло де Сассоферрато (1313 – 1357) и Балдус де Убалдис.

Общность – толковали римское право.

Различия: глоссаторы - считали римское право высшей юридической мудростью, и заботились лишь о раскрытии его содержания без учета исторического контекста; постглоссаторы - согласовывали положения римского права с особенностями частноправовых отношений эпохи Средневековья.

 

Формирование философии права в Европе

Формирование общей теории права в Европе










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 949.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...