Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Становление юриспруденции в Древнем Риме: истоки и формы




После завоевания Древней Греции Древним Римом интенсивность политико-правовых исследований и их плодотворность значительно сократились, а центр развития правовой науки постепенно переместился в Древний Рим. При этом процесс ее формирования, развития шел по трем направлениям: 1) разработка закономерных основ государства и права, 2)  разработка принципов и норм позитивного публичного и частного права, 3) создание специальных образовательных юридических учреждений, ориентированных на подготовку квалифицированных кадров -  политиков, юристов-практикови юри-стов-ученых.

Вклад римских философов и мыслителей в дальнейшее развитие политико-правовых идей древнегреческих мыслителей состоял прежде всего в разработке основополагающих проблем сущности и непосредственного бытия государства и права. Наиболее плодотворными в этом направлении были исследования Цицерона (106—43гг. до н. э.), Сенеки (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.), Марка Аврелия (121—180гг. н. э.), других древнеримских философов и юристов.

Раскрывая соотношение закона, права и справедливости, Цицерон исходил из признания соответствия права Божественной воле. Он напрямую связывает право с законом, который имеет Божественный характер и определяет поведение человека. Следовательно, по его мнению, право должно соответствовать закону. Лица, между которыми существует общность в виде Божественного закона, объединены также общностью в виде права, требующего жить честно, правильно и справедливо. А лица, имеющие общие Божественные законы и право, принадлежат к одной и той же гражданской общине, одному и тому же гражданскому обществу. Цицерон выделил и обосновал один из ведущих принципов права — принцип формального равенства: право устанавливает формальное равенство между фактически неравными и различными между собой людьми.

Сенека признавал индивидов равными, поскольку все они, будучи членами единого мирового целого, безусловно, равны между собой фактически, даже преступники — люди. Равенство людей он видел в свободе, полагая, что это свойство присуще всем, даже раб в душе свободен. Несвобода распространяется только на тело. Поэтому господам принадлежит лишь тело раба, но не его дух. Одновременно Сенека признавал людей существами беспомощными, слабыми, постоянно погруженными в грех и зло, практически не способными выбраться из этого состояния.

Период правления Марка Аврелия признается «золотым веком» Древнего Рима. В работе «Наедине с собой» он разрабатывает основные идеи стоицизма — принципы равенства и служения людям.

Величайшей заслугой римлян признается детальная разработка ими принципов и норм частного права, большая часть которых действует в современном гражданском праве.

Во II—IIIвв. н. э. вклад в разработку принципов и норм римского права Папиана, Павла, УльпианаГлава 8. История, Модестина был велик и общепризнан, что в 426 г. н. э. специальным законом императора Валентина III доктринальным положениям названных юристов была придана сила закона.

Успехи римлян в развитии правовой науки и юридического образования, как и вся древнеримская культура, были уничтожены с завоеванием Рима варварами. Процесс формирования и совершенствования правовой науки был прерван на целое тысячелетие. Повсеместно наблюдался регресс в действующем законодательстве, выразившийся в замене римского права варварскими правдами и цивилизованного римского суда варварским судом, в котором основным доказательственным средством признавались поединок и ордалии.

 

Начало Римского юридического образования

Рим по праву признается родиной первых специальных юридических образовательных учреждений. Длительное время знание права и процесса судебного рассмотрения составляло прерогативу жрецов. В 254 г. до н. э. традицию нарушил Тиберий Корунканий — первый верховный жрец из плебеев. Он счел необходимым объяснять право каждому желающему. В I в. н. э. Сабианом была организована частная школа, в которой профессиональные юристы читали лекции и вели диспуты с обучающимися. В IV—Vвв. н. э. такие школы с четырехгодичным сроком обучения действовали в Александрии, Афинах, Бейруте, Константинополе, Риме, Цезарее.

Рецепция римской юриспруденции в Европе

Рецепция (усвоение, заимствование) римского права — использование положений римского права другими государствами более позднего периода.

В начале 2-го тысячелетия с развитием городов, цеховой промышленности и торговли в странах Западной Европы возникла потребность в нормах права, способных надлежащим образом закрепить права и обязанности участников имущественных предпринимательских отношений и обеспечить им надлежащую правовую защиту. Варварские правды, ориентированные главным образом на регулирование отношений, основанных на натуральном ведении хозяйства, для этих целей были непригодны.

Процесс рецепции римского права длился несколько столетий и проходил в три этапа. На первом этапе (XII—XIIIвв.) представителями Болонской школы и их последователями были вызволены из забвения Дигесты Юстиниана и другие источники римского права и обоснована их применимость для регулирования частноправовых отношений эпохи Средневековья. Комментарии-толкования норм римского права назывались глоссами, а авторов подобных комментариев называли глоссаторами. Второй этап рецепции римского права пришелся на XIV—XVвв. и характеризовался стремлением юристов, образовавших школу комментаторов (постглоссаторов), органично согласовывать положения римского права с особенностями частноправовых отношений эпохи Средневековья.

Благодаря усилиям глоссаторов и постглоссаторов римское право получило второе рождение и стало широко применяться в странах Западной Европы. Иногда произвольное толкование норм римского права в науке приводила судейскому произволу на практике. В связи с этим в начале XVI в. возникло новое гуманистическое направление в юриспруденции, представители которого свою непосредственную задачу видели в максимально бережном отношении к текстам римского права и в точном раскрытии смысла его правоположений, норм права.

Таким образом, благодаря исследованиям средневековых юристов римское право стало важнейшим источником средневекового права, действенным средством стабилизации имущественных отношений и их защиты, а также оказало решающее воздействие на развитие средневековой правовой науки.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 784.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...