Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность и значение концентрации и централизации производства. Показатели уровня концентрации производства.




Централизация [лат. centrum, rp. kentron — острие (циркуля), сосредоточие] — одна из двух форм монополизации (другая — концентрация). Централизация и концентрация — две стороны одного экономического процесса. Централизация представляет собой объединение предприятий, фирм в результате их слияний и поглощений под единым управлением и ведет к росту рыночной доли в производстве и реализации. Развитию и ускорению централизации способствует развитой фондовый рынок ценных бумаг. Скупка «голосующих» акций и приобретение контрольного пакета акций позволяют устанавливать и расширять контроль из единого центра (см. Холдинг) над десятками и сотнями предприятий, расположенных в разных географических точках. Централизация позволяет объединять капиталы нескольких фирм для решения крупных технико-экономических проектов (задач) и аккумулировать необходимые денежные средства для финансирования конкретных программ. Она лежит в основе создания холдинговых и материнско-дочерних систем, и это единственное направление создания промышленно-фи- нансовых групп, являющихся стержнем любой национальной экономики. Следует различать централизацию производства и централизацию капитала.
Централизация производства ~ увеличение его масштабов в результате объединения нескольких предприятий в одно укрупненное хозяйство под общим управлением. Различают горизонтальную и вертикальную централизацию производства. Горизонтальная централизация означает объединение однотипных предприятий внутри одной отрасли. Вертикальная централизация предполагает слияние предприятий разных отраслей, что позволяет осуществить выпуск сложной продукции по единой технологической цепочке и расширить ассортимент (набор) изделий. Централизация производства в рамках одного хозяйственного образования, проводимая до определенных рациональных пределов, дает, как правило, увеличение выпуска продукции за счет снижения издержек производства и обращения в расчете на единицу продукции, экономии на масштабах производства. Однако чрезмерная централизация выпуска продукции на одном хозяйственном объединении может вести к тому, что производство становится громоздким, трудноуправляемым и экономически неэффективным. Поэтому в процессе централизации за отдельными структурными единицами должна сохраняться относительная хозяйственная самостоятельность, а ее масштаб не должен превышать экономически обоснованных оптимальных (наилучших) объемов производства.
Централизация капитала — увеличение его размеров в результате объединения или слияния нескольких ранее самостоятельных капиталов. Часто она совершается путем поглощения крупными капиталами более слабых конкурентов. Наиболее распространена централизация капитала посредством образования акционерных обществ и организации системы участия.
Основная выгода от создания крупных интегрированных структур заключается в преимуществах объединения капитала в сфере технологического развития, маркетинга, рекламы, продвижения к потребителю, снижения производственных и непроизводственных расходов.
Очень часто за счет слияния компаний можно достичь операционной экономии. Устраняется дублирование функций различных работников, объединяющих такие виды деятельности, как маркетинг, учет, снабжение. Достижение подобной экономии известно как синергизм; стоимость компании, образованной в результате слияния, превышает сумму стоимостей ее составляющих частей, т.е. 2 + 2 = 5.
Помимо операционной экономии, слияние может стать причиной получения экономии за счет «эффекта масштабности», т. е. когда происходит увеличение выпуска и реализации продукции.

Концентрация — это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии. Концентрация на предприятии может развиваться на основе различных форм; увеличения выпуска однородной продукции (специализированные предприятия);

увеличения выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);

развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия-комбинаты);

развития концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма самая сложная, так как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деятельности предприятия.

Концентрация производства на предприятии может быть достигнута путем:

увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;

применения машин и оборудования с большей единичной мощностью;

одновременного увеличения машин, оборудования как прежнего технического уровня, так и более современного;

развития комбинирования взаимосвязанных производств;

диверсификации производства.

С экономической точки зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации — интенсивный, т. е. за счет внедрения новой техники и технологии и увеличения единичной мощности машин и оборудования.

Для анализа уровня концентрации применяются как абсолютные, так и относительные показатели, поэтому и различают абсолютную и относительную концентрацию.

Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов; среднесписочная численность работающих. Наиболее объективен показатель объема выпуска продукции. Остальные показатели уровня концентрации используются для более всестороннего анализа уровня концентрации производства.

Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Поэтому уровень относительной концентрации определяют следующие показатели: доля одного, двух, трех, четырех и т. д. предприятий в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли; доля одного, двух и т. д. предприятий на рынке продаж. Показатели уровня относительной концентрации в определенной мере характеризуют степень монополизации предприятия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 356.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...