Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оценка эффективности мероприятий




 

В табл. 4 рассмотрим экономические результаты внедрения проекта управления карьерой персонала за 6 месяцев, как видно из приведенных данных сумма затрат на обучение на рабочем месте на 4-й месяц реализации проекта составила 111 000 руб.

Таблица 5 - Экономические результаты внедрения проекта управления карьерой персонала (руб.)

Месяц

1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й
 месяц месяц месяц месяц месяц месяц
Доходы от проекта 162250 185000 194500 210000 200000 215000
Издержки 162250 51250 51250 162250 51250 51250
Прибыль - 133750 143250 47750 148750 163750
Аккумулированная прибыль - 133750 277000 324750 473500 637250

 

Доходами от проекта считаем экономию от сокращения расходов на обучение сотрудников при приеме в организацию. В 2012 году сумма данных затрат составила 2 333 500 руб., таким образом принимаем доходы за 6 месяцев в размере 1 166 750 руб.

Капиталовложения считаются эффективными, если расчетный коэффициент эффективности не ниже нормативного, равного 0,2.

Коэффициент эффективности предлагаемых мероприятий:

                                                                                   (1)

где П – доход от проекта, руб.;

И - капитальные вложения, руб.

Предлагаемые мероприятия можно считать эффективными, так как коэффициент эффективности больше нормативного 0,2.

Срок окупаемости проекта. Норматив срока окупаемости проекта – 5 лет. Если срок окупаемости больше нормативного, то проект можно считать убыточным.

 или 14 месяцев                                             (2)

Таким образом:

1. В ООО «Прод-Сервис» необходимо создание эффективной системы по управлению деловой карьеры (ротации) персонала, оказывающей огромное влияние системы на результаты и характер деятельности организации. Формирование в организации системы управления деловой карьерой способствует: повышению степени удовлетворенности работой в целом, а также мотивации и производительности труда, профессиональной мобильности сотрудников; преемственности организационного опыта и культуры; снижению издержек на найм и социализацию, текучести управленческих кадров; совершенствованию, развитию и рациональному использованию карьерного пространства организации, в том числе ее организационной структуры.

2. Процесс управления карьерой персонала имеет как социальную, так и экономическую эффективность.

3. Построенное управление карьерным процессом имеет большое значение для функционирования и развития любой организации, являясь фактором повышения эффективности ее деятельности, условием ее устойчивости и жизнеспособности предприятия в изменяющейся среде, движущей силой, механизмом его развития.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Повышение производительности труда - один из объективных экономических законов, присущих каждой общественно-экономической формации. Этот закон выражается в том, что благодаря развитию производительных сил общество сокращает общественно необходимые затраты труда на изготовление различных продуктов, предназначенных для личного или общественного потребления. По мере накопления людьми опыта, знаний, раскрытия законов природы, овладения ими и их использования происходит последовательное повышение производительности труда.

Производительность труда - это плодотворность, продуктивность производственной деятельности людей, измеряемая количеством времени, затрачиваемым на единицу продукции, или количеством продукции, производимой в единицу рабочего времени (час, день, месяц, год).

2.1. Краткая характеристика ассортимента вырабатываемой продукции, технико-экономические показатели ООО «Дресс-Проффи» — это современное швейное производство, основанное на базе производства компании «Первомайская заря», воплотившее лучшие традиции и опыт одного из лидеров российской индустрии моды. В настоящее время ООО «Дресс-Проффи» является юридически самостоятельным предприятием, которое выделилось из состава ЗАО «Первомайская заря» в ходе реструктуризации холдинга. Наша фирма имеет собственную швейную фабрику. ООО «Дресс-Проффи» работает в сфере оказания услуг по пошиву коллекций модной мужской, женской и детской одежды по заказам клиентов, а также по представлению коллекций одежды европейских производителей на рынке России. В настоящее время, учитывая тенденции и спрос современного рынка одежды, стратегия предприятия претерпела существенные изменения, а именно, доля государственного заказа снизилась до 68% от общего объема выпуска продукции. Производство продукции для гражданского населения (ТНП) составляет теперь 23% и кроме этого, около­ 9% продукции выполняется на экспорт по контрактам с Канадой, (рис.1.) Рис.1. Структура выпускаемой продукции ООО «Дресс-Проффи» В течение трех последних лет промышленность вышла из состояния кризиса и обрела новые формы хозяйствования и постепенно наращивает производство. В ассортименте фабрики представлены куртки, костюмы мужские и школьные, брюки, женские юбки и другая одежда. Основное оборудование предприятие унаследовало от советского периода, что характерно для всей отрасли в целом. Оборудование сильно изношено (износ достигает 85%), не говоря уже о технологической отсталости. Средств на техническое перевооружение катастрофически не хватает, а без переоснащения фабрика не в состоянии выпускать конкурентоспособную продукцию. Таблица 12.1. Краткая характеристика ассортимента вырабатываемой продукции, технико-экономические показатели ООО «Дресс-Проффи» — это современное швейное производство, основанное на базе производства компании «Первомайская заря», воплотившее лучшие традиции и опыт одного из лидеров российской индустрии моды. В настоящее время ООО «Дресс-Проффи» является юридически самостоятельным предприятием, которое выделилось из состава ЗАО «Первомайская заря» в ходе реструктуризации холдинга. Наша фирма имеет собственную швейную фабрику. ООО «Дресс-Проффи» работает в сфере оказания услуг по пошиву коллекций модной мужской, женской и детской одежды по заказам клиентов, а также по представлению коллекций одежды европейских производителей на рынке России. В настоящее время, учитывая тенденции и спрос современного рынка одежды, стратегия предприятия претерпела существенные изменения, а именно, доля государственного заказа снизилась до 68% от общего объема выпуска продукции. Производство продукции для гражданского населения (ТНП) составляет теперь 23% и кроме этого, около­ 9% продукции выполняется на экспорт по контрактам с Канадой, (рис.1.) Рис.1. Структура выпускаемой продукции ООО «Дресс-Проффи» В течение трех последних лет промышленность вышла из состояния кризиса и обрела новые формы хозяйствования и постепенно наращивает производство. В ассортименте фабрики представлены куртки, костюмы мужские и школьные, брюки, женские юбки и другая одежда. Основное оборудование предприятие унаследовало от советского периода, что характерно для всей отрасли в целом. Оборудование сильно изношено (износ достигает 85%), не говоря уже о технологической отсталости. Средств на техническое перевооружение катастрофически не хватает, а без переоснащения фабрика не в состоянии выпускать конкурентоспособную продукцию. Таблица 12.1. Краткая характеристика ассортимента вырабатываемой продукции, технико-экономические показатели ООО «Дресс-Проффи» — это современное швейное производство, основанное на базе производства компании «Первомайская заря», воплотившее лучшие традиции и опыт одного из лидеров российской индустрии моды. В настоящее время ООО «Дресс-Проффи» является юридически самостоятельным предприятием, которое выделилось из состава ЗАО «Первомайская заря» в ходе реструктуризации холдинга. Наша фирма имеет собственную швейную фабрику. ООО «Дресс-Проффи» работает в сфере оказания услуг по пошиву коллекций модной мужской, женской и детской одежды по заказам клиентов, а также по представлению коллекций одежды европейских производителей на рынке России. В настоящее время, учитывая тенденции и спрос современного рынка одежды, стратегия предприятия претерпела существенные изменения, а именно, доля государственного заказа снизилась до 68% от общего объема выпуска продукции. Производство продукции для гражданского населения (ТНП) составляет теперь 23% и кроме этого, около­ 9% продукции выполняется на экспорт по контрактам с Канадой, (рис.1.) Рис.1. Структура выпускаемой продукции ООО «Дресс-Проффи» В течение трех последних лет промышленность вышла из состояния кризиса и обрела новые формы хозяйствования и постепенно наращивает производство. В ассортименте фабрики представлены куртки, костюмы мужские и школьные, брюки, женские юбки и другая одежда. Основное оборудование предприятие унаследовало от советского периода, что характерно для всей отрасли в целом. Оборудование сильно изношено (износ достигает 85%), не говоря уже о технологической отсталости. Средств на техническое перевооружение катастрофически не хватает, а без переоснащения фабрика не в состоянии выпускать конкурентоспособную продукцию. Таблица 1  
В книге Н.Г. Менкью “Макроэкономика” производительность труда определена как “средний продукт”. Средний продукт любого вида затрат - это отношение объема произведенной продукции к использованному объему данного вида затрат.

Производительность труда, вне зависимости от политического устройства, является важнейшим показателем развития экономики.

Рост производительности труда обеспечивает предприятиям и всему общественному производству дальнейшее развитие и благоприятные перспективы, а в сочетании с грамотной маркетинговой и сбытовой политикой, конкурентоспособность, что является непременным условием рыночной экономики. И, в конечном счёте, рост производительности труда ведёт к повышению уровня жизни населения.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Общее уменьшение количества сотрудников ООО «Прод-Сервис» на 46 % в 2012 году вызвано закрытием некоторых направлений продаж (в связи с переходом одного из крупных поставщиков к конкуренту компании, падением объема продаж компании) и сокращением в связи с этим торгового персонала, а также сотрудников склада.

Текучесть персонала на предприятии ООО «Прод-Сервис» в 2012 году не критическая, но выше естественной — в среднем 9,99 %. Наиболее часто сотрудники увольнялись в январе, мае, июне, июле, августе 2012 г. Причины текучести в летние месяцы можно объяснить сезонной миграцией иностранных рабочих, примерно одна третья часть работников складского комплекса на предприятии — граждане иностранных государств. Проанализируем коэффициенты текучести персонала по данным Таблицы 1.

2. Результаты опроса увольняющихся сотрудников показывают общую неудовлетворенность персонала действующей на предприятии системой оплаты труда, более половины респондентов указали одной из причин увольнения варианты «низкий, неконкурентоспособный на рынке труда уровень оплаты труда» и «несправедливая структура оплаты» — 53 и 56% соответственно. Далее в списке причин сотрудники наиболее часто указывали варианты «нестабильные заработки» (35%), «продолжительные или неудобные часы работы» (22%) , « плохие условия труда» (13%) что также указывает на проблемы организации рабочего времени и рабочих мест.

3. Так как основные проблемы на предприятии ООО «Прод-Сервис», выявленные в предыдущем параграфе, относятся к следующим элементам системы управления персоналом: обучение и развитие персонала, мотивация и вознаграждение персонала, то и рекомендации по повышению эффективности системы управления персоналом будут затрагивать эти направления.

Выявленные в ходе анализа системы управления персоналом предприятия проблемы требуют организации ряда мероприятий по устранению существующих недостатков.

4. Помимо проводимых на предприятии менеджером по развитию персонала тренингов для торговых представителей и руководителей групп торговых представителей: «Вводный тренинг», «Ассортиментное обучение», «Метод убедительных продаж», «Работа с возражениями», «Работа с дебиторской задолженностью» предлагается ввести периодическое проведение командообразующих тренингов.

В рамках предприятия ООО «Прод-Сервис» коллективные (командообразующие) тренинги в первую очередь должны повысить степень ответственности работников, повлиять на трудовую дисциплину, повысить сплоченный дух коллектива, улучшить эмоциональную атмосферу в коллективе, повысить уровень дисциплины и личной ответственности каждого из работников.

Исходя из того, что основной состав торгового персонала — молодые, достаточно амбициозные люди в возрасте до 30 лет, руководство постоянно должно демонстрировать работу по удовлетворению требований и ожиданий персонала предприятия, показывая перспективу продвижения по службе, наделяя наиболее перспективных сотрудников дополнительными полномочиями, проводить работу с кадровым резервом, необходимое обучение, развивая персонал. Активно должно поощряться участие работников предприятия в принятии управленческих решений методом проведения общих собраний, созданием специальных рабочих групп, ориентированных на решение четко поставленных задач и достижений определенных целей.

5.Одной из проблем предприятия является текучесть основного торгового персонала. Особо остро эта проблема встает, когда уходят наиболее квалифицированные и опытные сотрудники отделов продаж, которые приносят компании наибольшую прибыль. В связи с этим увеличиваются расходы на подбор персонала, его адаптацию, обучение, ведь каждому новому сотруднику требуется некоторое время, для адаптации на новом рабочем месте, лишь после прошествия которого, новый сотрудник может в полной мере и с полной отдачей реализовать себя и приносить компании высокую прибыль.

Одним из решений данной проблемы может стать создание кадрового резерва предприятия для замещения освобождающихся или вакантных должностей отделов продаж. Причем создание такого резерва возможно по двум направлениям: за счет внутреннего потенциала предприятия и внешних источников. К внешним источникам можно отнести резюме и анкеты кандидатов на должности в кадровых агентствах, службе занятости, а так же выпускников ВУЗов, профтехучилищ и прочих учебных заведений. Целесообразно создание своего банка данных ищущих работу. Большое значение имеет формирование резерва за счет собственного потенциала предприятия.

 



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12.12.1993 года. – М., 2012.

2. Трудовой Кодекс РФ. – М,, Норма, 2012.

3. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 2011.

4. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник/ Л.А. Богдановская, Г.Г. Виноградов, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. – 2-е изд. – Мн.: Выш. шк., 2012.

5. Беляцкий, Н.П. Управление персоналом: учебник / Н.П. Беляцкий. — 2-е изд. — Минск : Современная школа, 2011. — 448 с.

6. Бондарь И.К. Производительность труда: вопросы теории и практики: Наук. думка, 2012.

7.

2.1. Краткая характеристика ассортимента вырабатываемой продукции, технико-экономические показатели ООО «Дресс-Проффи» — это современное швейное производство, основанное на базе производства компании «Первомайская заря», воплотившее лучшие традиции и опыт одного из лидеров российской индустрии моды. В настоящее время ООО «Дресс-Проффи» является юридически самостоятельным предприятием, которое выделилось из состава ЗАО «Первомайская заря» в ходе реструктуризации холдинга. Наша фирма имеет собственную швейную фабрику. ООО «Дресс-Проффи» работает в сфере оказания услуг по пошиву коллекций модной мужской, женской и детской одежды по заказам клиентов, а также по представлению коллекций одежды европейских производителей на рынке России. В настоящее время, учитывая тенденции и спрос современного рынка одежды, стратегия предприятия претерпела существенные изменения, а именно, доля государственного заказа снизилась до 68% от общего объема выпуска продукции. Производство продукции для гражданского населения (ТНП) составляет теперь 23% и кроме этого, около­ 9% продукции выполняется на экспорт по контрактам с Канадой, (рис.1.) Рис.1. Структура выпускаемой продукции ООО «Дресс-Проффи» В течение трех последних лет промышленность вышла из состояния кризиса и обрела новые формы хозяйствования и постепенно наращивает производство. В ассортименте фабрики представлены куртки, костюмы мужские и школьные, брюки, женские юбки и другая одежда. Основное оборудование предприятие унаследовало от советского периода, что характерно для всей отрасли в целом. Оборудование сильно изношено (износ достигает 85%), не говоря уже о технологической отсталости. Средств на техническое перевооружение катастрофически не хватает, а без переоснащения фабрика не в состоянии выпускать конкурентоспособную продукцию. Таблица 12.1. Краткая характеристика ассортимента вырабатываемой продукции, технико-экономические показатели ООО «Дресс-Проффи» — это современное швейное производство, основанное на базе производства компании «Первомайская заря», воплотившее лучшие традиции и опыт одного из лидеров российской индустрии моды. В настоящее время ООО «Дресс-Проффи» является юридически самостоятельным предприятием, которое выделилось из состава ЗАО «Первомайская заря» в ходе реструктуризации холдинга. Наша фирма имеет собственную швейную фабрику. ООО «Дресс-Проффи» работает в сфере оказания услуг по пошиву коллекций модной мужской, женской и детской одежды по заказам клиентов, а также по представлению коллекций одежды европейских производителей на рынке России. В настоящее время, учитывая тенденции и спрос современного рынка одежды, стратегия предприятия претерпела существенные изменения, а именно, доля государственного заказа снизилась до 68% от общего объема выпуска продукции. Производство продукции для гражданского населения (ТНП) составляет теперь 23% и кроме этого, около­ 9% продукции выполняется на экспорт по контрактам с Канадой, (рис.1.) Рис.1. Структура выпускаемой продукции ООО «Дресс-Проффи» В течение трех последних лет промышленность вышла из состояния кризиса и обрела новые формы хозяйствования и постепенно наращивает производство. В ассортименте фабрики представлены куртки, костюмы мужские и школьные, брюки, женские юбки и другая одежда. Основное оборудование предприятие унаследовало от советского периода, что характерно для всей отрасли в целом. Оборудование сильно изношено (износ достигает 85%), не говоря уже о технологической отсталости. Средств на техническое перевооружение катастрофически не хватает, а без переоснащения фабрика не в состоянии выпускать конкурентоспособную продукцию. Таблица 12.1. Краткая характеристика ассортимента вырабатываемой продукции, технико-экономические показатели ООО «Дресс-Проффи» — это современное швейное производство, основанное на базе производства компании «Первомайская заря», воплотившее лучшие традиции и опыт одного из лидеров российской индустрии моды. В настоящее время ООО «Дресс-Проффи» является юридически самостоятельным предприятием, которое выделилось из состава ЗАО «Первомайская заря» в ходе реструктуризации холдинга. Наша фирма имеет собственную швейную фабрику. ООО «Дресс-Проффи» работает в сфере оказания услуг по пошиву коллекций модной мужской, женской и детской одежды по заказам клиентов, а также по представлению коллекций одежды европейских производителей на рынке России. В настоящее время, учитывая тенденции и спрос современного рынка одежды, стратегия предприятия претерпела существенные изменения, а именно, доля государственного заказа снизилась до 68% от общего объема выпуска продукции. Производство продукции для гражданского населения (ТНП) составляет теперь 23% и кроме этого, около­ 9% продукции выполняется на экспорт по контрактам с Канадой, (рис.1.) Рис.1. Структура выпускаемой продукции ООО «Дресс-Проффи» В течение трех последних лет промышленность вышла из состояния кризиса и обрела новые формы хозяйствования и постепенно наращивает производство. В ассортименте фабрики представлены куртки, костюмы мужские и школьные, брюки, женские юбки и другая одежда. Основное оборудование предприятие унаследовало от советского периода, что характерно для всей отрасли в целом. Оборудование сильно изношено (износ достигает 85%), не говоря уже о технологической отсталости. Средств на техническое перевооружение катастрофически не хватает, а без переоснащения фабрика не в состоянии выпускать конкурентоспособную продукцию. Таблица 1  
Горемыкин В.А. и др. Планирование на предприятии: Учебник./В.А. Горемыкин, Э.Р. Бугулов, А.Ю. Богомолов. – М.: Вилинъ, 2012.

8. Гурьянов С.Х., Поляков И. А., Ремизов К.С. Справочник экономиста по труду: (Методика расчетов по эконо­мике труда на промышленных предприятиях). - М: 2012

9. Жарковская, Е. П. Антикризисное управление: учебник / Е. П. Жарковская, Б. Е. Бродский. — 4-е изд., испр. — М. : Омега-Л, 2008. —356 с.

10. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА – М., 2011.

11. Ионова, А. Ф. Финансовый анализ: учебник / А.Ф. Ионова, Н.Н. Селезнева. — 2-е изд. — М. : Проспект, 2010. — 624 с.

12. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: Учебник / А. Я. Кибанов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2010. — 447 с.

13. Корогодин И. Т. Качество труда: содержание, проблемы роста – Воронеж, 2011.

14. Кошелев, А. Н. Эффективная мотивация торгового персонала: производственно-практическое издание / А. Н. Кошелев. — М. : Дашков и К, 2010. — 224 с.

15. Маслова, В. М. Управление персоналом: учебник / В. М. Маслова. — М. : Юрайт, 2012. — 488 с.

16. Ремизов К.С. Основы экономики труда: М.- 2012.

17. Рофе А.И. Экономика и социология труда – М.: МИК, 2011

18. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2011..

19. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Г. В. Савицкая. — 7-е изд., испр. — Минск : Новое знание, 2002. — 704 с.

20. Савруков Н.Т. и др. Экономика предприятия: Курс лекций. /Н.Т. Савруков, А.И. Егоров, Л.П. Егорова. /СПб. гос. тех. ун-т, 2011

21. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: учебники для бакалавров / Е. Б. Моргунов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2012. —561 с.

22. Шапиро, С. А. Основы управления персоналом в современных организациях: экспресс-курс: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Антикризисное управление и другим междисциплинарным специальностям / С. А. Шапиро, О.В. Шатаева. — М. : ГроссМедиа, 2009. — 400 с.

23. Экономика и статистика фирм: Учеб. пособие./В.В. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина и др. – М.: Финансы и статистика, 2011.

24. Экономика, организация и планирование промышленного производства/В.И. Выборнов, Ф.П. Висюлин, Н.А. Лисицин и др.; Под общей ред. Н.А. Лисицына. – Мн.: Выш. шк., 2011.

25. Юн, Г. Б. Методология антикризисного управления: учебно-практическое пособие / Г. Б. Юн. — М. : Дело, 2004. — 432 с.

 


[1] Экономика, организация и планирование промышленного производства/В.И. Выборнов, Ф.П. Висюлин, Н.А. Лисицин и др.; Под общей ред. Н.А. Лисицына. – Мн.: Выш. шк., 2011. С. 89.

[2] Бондарь И.К. Производительность труда: вопросы теории и практики: Наук. думка, 2012. С. 159.

[3] Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 2011. С.

[4] Гурьянов С.Х., Поляков И. А., Ремизов К.С. Справочник экономиста по труду: (Методика расчетов по эконо­мике труда на промышленных предприятиях). - М: 2012. С. 174.

[5] Экономика и статистика фирм: Учеб. пособие./В.В. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина и др. – М.: Финансы и статистика, 2011. С. 130.

[6] Рофе А.И. Экономика и социология труда – М.: МИК, 2011. С. 189.

[7] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2011.. С. 76.

[8] Савруков Н.Т. и др. Экономика предприятия: Курс лекций. /Н.Т. Савруков, А.И. Егоров, Л.П. Егорова. /СПб. гос. тех. ун-т, 2011. С. 125.

[9] Рисунок выполнен автором на основании помесячных отчетов о среднесписочной численности ООО «Прод-Сервис» за период 2010 - 2012 гг.

[10] Рисунок выполнен автором.

[11] Таблица составлена автором.

[12] Корогодин И. Т. Качество труда: содержание, проблемы роста – Воронеж, 2011. С.81.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 146.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...