Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Полит. борьба в США в первые годы после войны за независимость. Конституция 1787г.




Победа в войне за независимость была достигнута народом США, но результаты ее плантаторы и капиталисты по­старались использовать в своих интересах. Наиболее реакцион­ные круги во главе с Гамильтоном и Медисоном мечтали о созда­нии конституц. монархии, но Вашингтон и др. влия­т. деятели опасались, что провозглашение монархии вызо­вет восстание в народе и в армии, и считали, что власть планта­торов и буржуазии м. б. упрочена и при республике. Плантаторы и буржуазия спешили отделаться от революц.армии. В ноябре 1783 г. большая часть армии была распу­щена. Выпуск большого количества бумажных денег для покрытия военных расходов привел к их обесценению. Кредиторы не принимали их в уплату долгов, а спекулянты скупали их за бесценок. На­логи увеличились. Множество фермеров и ремесленников попали в долги, а находящиеся у них в руках бумаж. деньги потеряли всякую ценность. Тюрьмы в Новой Англии переполнены должниками. Суды отбирали у них землю и скот в пользу кредиторов. В Нью-Гемпшире, Вермонте и Род-Айленде нач. волнения разорившихся фермеров и ремесленников, требовавших освобож­дения арестованных за долги и восстановления курса бумаж. денег. В Массачусетсе осенью 1786 г. вспыхнуло круп. восста­ние под предводительством обедневшего фермера Даниэля Шейса(капитан). Повстанцы требовали аннулирования долгов, объявления земли общ., наделения бедняков бесплат. земел. участ­ками. Круп. землевлад. и ка­питалисты требовали подавления восстания и со­бирали ср-ва на снаряжение карательных войск. В феврале 1787 г. Шейс со своим отрядом был окружен (сдаться).

Конституция 1787 г. и «Билль о правах» 1791 г. Капиталисты были на­пуганы подъемом демократ. движения. Для удержания в повиновении народных масс они считали необходимым усилить центр. власть и захватить ее в свои руки. Сильное пра­вительство нужно буржуазии и плантаторам для охраны круп. собственников, для обеспечения взыскания долгов, выгодного урегулирования вопроса о землях на Западе. Зап. земли в 1785 г. объявлены собств. гос-ва и подлежали распродаже на условиях, выгодных для земельных спекулянтов. Потребность в более тесном полит. объединении 13 штатов вызывалась и др. причинами. Каждый из 13 шта­тов имел свои торг. законы и правила. В стране не было единой денеж. системы. Буржуазия стремилась к устранению этих препятст­вий для развития нац. рынка. Вопросы внешней политики. Слабое правит-во, созданное на основе «Статей Конфедерации», не могло с достат. авторитетом представлять США на между­нар. арене. Буржуазия и плантаторы ставили своей целью дальнейшее расшир. террит.США на Запад путем захвата индейских земель, в том числе на террит., входивших в состав англ. и испан. колоний. (необходимо было усиление центр. власти.) В мае 1787 г. в Филадельфии открылись заседания Консти­туц. конвента, созванного для пересмотра «Статей Конфедерации 1781 г и выработки новой конституции. Заседания Конвента происходили в строгой тайне, разглашение содержания воспрещалось. В сентябре Конвент закончил свою работу. Конституция 1787 г. создавала союзное, или федер.е, го­с-во, хотя штаты сохраняли шир. самоуправление и свои отдел. конституции. Законод. власть передава­лась Конгрессу, состоящему из палаты представителей и сената. Члены палаты представителей избирались на 2 года от каждого штата в числе, пропорц. кол-ву населения, а сена­торы— на 6 лет, по 2 от каждого штата. Для принятия закона необходимо одобрение его обеими палатами. Назначение сената - влиять на законодательство палаты представителей в консервативном духе. Исполнит. власть конституция передавала президенту, избираемому двухстепенными выборами, и наделяла его огром­. полномочиями. Президент назначает министров (секрета­рей), явл. главнокоман­д. вооруж. силами. Если закон не получает одобре­ния двух третей всех членов Конгресса, то президент может нало­жить на него вето.Конституция учреждала Верховный суд СШАиз несменяемых и пожизненно назначаемых судей. Верх. суд может отме­нять законы, если найдет их противоречащими конституции. По сравнению с феодально-монарх. строем бурж. конституция 1787 г. была прогрессивной, не была демокаратической. Она закрепляла прежде всего те завоевания революции, кот. были выгодны рабовладельцам и круп. буржуазии. Рабство негров было узаконено, и на 20 лет вперед раз­решался ввоз негров-рабов в США. Беглые рабы подлежали воз­вращению их владельцам.  Буржуазно-демократ. «свободы» слова, печати, совести, собраний не упоминались. Конституция не регламентировала избират-е право. Женщины не получали никаких прав. В консти­туциях штатов сущ. имуществ. ценз. Конституция 1787 г. должна была вступить в силу после ра­тификации ее конвентами 9 из 13 штатов. (негодование народ. масс). Сторонники сохранения федеральной конституции в том виде, как ее принял Конвент 1787 г., или федералисты, представляли интересы круп. капиталистов Севера и планта­торов Юга, объед-ся п\в демократ. движения. Во гл. федералистов Гамильтон и Медисон. Выразителями стремлений фермеров, город. мелкой бур­жуазии, мелких плантаторов были антифедералисты во главе с Томасом Джефферсоном. Они предлагали внесение в конститу­цию ряда демократ. поправок. В штатах поднялось шир. движение за демократ-ю конституции. В 1789 г. был избран Конгресс. Первым президентом США -Джордж Вашингтон. Конгресс вынужден был в 1791 г. включить в конституцию 10 поправок, провозглашавших свободу слова, печати, право собраний и петиций, неприкосновенность личности, жилищ, введение суда присяжных по уголовным делам для гражд. населения. Запрещались введение общегос.  религии и принудит. постой войск в мирное время.  Билля о правах» облегчал борьбу трудящихся за свои права. Господст­вующие классы в дальнейшем на деле часто нарушали преду­смотренные этим биллем свободы, но на словах всячески преуве­личивали их значение.

 

48. Тридцатилетняя война .

Причины войны. После заключения в 1555 г. в Аугсбурге религиозного мира Германия полстолетия наслаж­далась спокойствием и мирным трудом.

Но в нач. XVII в. противоречия между ними вновь обострились. Католики начали притеснять протестантов. Гонения усилились, когда во главе Священной Римской империи встал Фердинанд II, который, подобно Карлу V, возомнил себя защитником истинной католической веры и решил покончить с протестантской ересью. Он стремился упрочить господство Габсбургов в Европе, подорванное их поражениями в прошлом столе­тии: освободительной войной в Нидерландах, гибелью Не­победимой армады, неудачей военной интервенции во Франции, где по Нантскому эдикту 1598г. восторжество­вала политика веротерпимости. Фердинанд II стал прово­цировать новое военное столкновение с протестантами. Германия снова раскололась на две враждебные военно-политические группировки — Католическую лигу и Еван­гелическую унию. Они начали подготовку к войне.

Общеевроп. хар-р войны. В войну в той или иной мере было вовлечено большинство стран Европы. Одним из театров военных действий были Нидерланды, ко­торые еще в XVI в. разделились на независимое протес­тантское государство Республику Соединенных провинций (Голландию) и сохранившие верность Испанской короне и католицизму Южные Нидерланды. В 1621 г. истек срок пе­ремирия, которое заключили между собой голландцы и ис­панцы. Военные действия возобновились, в ходе которых испанцы попытались восстановить свое господство в Се­верных Нидерландах. Англия, прямо не участвовавшая в этой войне, оказывала голландцам материальную помощь.


Франц. правительство также попыталось воспользоваться трудностями Габсбургов и направило свои войска в Сев. Италию. Но, поглощенное в 20-х гг.борьбой с гугенотами, оно прилагало усилия прежде всею к укреплению и расширению состава антигабсбургской ко­алиции. Извлечь выгоду из общеевропейской войны стре­милась и Россия, восстанавливавшая силы после внутрен­ней Смуты и иностранной интервенции начала XVII в.

Начало войны. Если причиной войны были католичес­кая реакция и стремление Габсбургов к господству, то по­водом к ней послужили попытки германского императора восстановить в полном объеме католический культ в Чехии.

Покушение имперских властей на церковь и вообще на автономные права Чехии вызвали в 1618 г. восстание в Праге. Однако армии императора и Католической лиги по­давили его.

8 ноября 1620 г. основные силы восставших были раз­биты в сражении на Белой Горе. Тогда заволновались про­тестантские князья в Северной Германии. Они понимали, что вслед за Чехией настанет их черед. Началась война между императором в союзе с Католической лигой и госу­дарствами Протестантской унии. В начале 20-х гг. католи­кам удалось разбить и их силы.

Вступление в войну Дании. На помощь германским протестантам пришла Дания. Это было одно из самых мо­гущественных государств Северной Европы.

Поначалу датские войска действовали успешно. Однако и они стали терпеть поражение после того, как командотовать императорскими войсками был назначен полководец Альбрехт Валленштейн. Армия заняла Северную Германию и стала уг­нать владениям датского короля. Наемные армии. Один из секретов успеха В. заключался в том, что он создал большую армию. Прибегнуть к наемничеству европейских монархов заставил упадок феодального ополчения, сете с тем в XVI—XVII вв. государство было слабым и не располагало достаточными ресурсами, чтобы содержать сильную постоянную армию.

Из этого противоречия был найден оригинальный выход. Военных профессионалов стали нанимать на время — за отдельную плату. За службу платили из добычи, полученной в результате победы. Если же солдаты-наемники не получали срок плату, то они занимались грабежом местного населения.

Валленштейн разгромил датчан. Он занял территорию северогерманских государств и восстановил там господст­во католической церкви. Благодаря его победам в 1629 г. император издал Реституционный эдикт, по которому като­лической церкви возвращались ее владения, конфискован­ные во время Реформации.

Вступление в войну Швеции. Но пока Валленштейн был занят переустройством Германии, в войну вмешался шведский король Густав II Адольф. Он со своей армией на­ходился в Польше, претворяя в жизнь грандиозные завое­вательные планы. Он мечтал о присоединении к Швеции всего побережья Балтийского моря и превращении своего


королевства в могущественную балтийскую империи. Заключив с Польшей перемирие, в 1630 г. Густав II Адольф во главе своей армии вторгся в пределы Священной Римской империи. Неизвестно, чем бы закончилось единоборство обоих полководцев, если бы 16 ноября 1632 г. в бою близ города Лютцен в Саксонии Густав II Адольф не погиб. Протестанты лишились общепризнанного и авторитетного руко­водителя.

Роль России. Для войны против Католической лши шведский король нуждался в материальной помощи, Эта помощь ему была оказа­на Францией и Россией. От Франции он получал регуляр­ные денежные субсидии. Россия на льготных условиях по­ставляла Швеции хлеб.

Обе страны помогали Швеции, преследуя собственные внешнеполитические цели. Франция добивалась ослабле­ния Габсбургов, своего злейшего врага. Россия хотела за­ручиться поддержкой Швеции в своей борьбе против Польши за возвращение земель, потерянных в начале XVII в. В 1632 г. Россия объявила Польше войну с целью овладения Смоленском (Смоленская война). Но, не полу­чив обещанной поддержки Швеции, она заключила с ней в 1634 г. Поляновский мир.

Вступление в войну Франции. В 1635 г. в войну вступи­ла католическая Франция. Кардинал Ришелье, возглавляв­ший в ту пору правительство Франции, вел решительную борьбу против протестантов (гугенотов) внутри своей стра­ны. Как государственный деятель Ришелье защищал в первую очередь не интересы церкви, а интересы Французского королевства. Габсбурги, стремив­шиеся к мировому господству, угрожали Франции и на юж­ной (с Испанией), и на северо-восточной (с Нидерланда­ми), и на юго-восточной (с Италией) границах. Франция должна была разорвать это враждебное окружение, и Тридцатилетняя война предоставляла для этого удобную возможность.

Теория «естественных границ». Ри­шелье вынашивал далеко идущий план территориального расширения Франции в северо-восточном направлении. Этот план исходил из теории «естественных границ», кото­рую проповедовали французские государственные деятели в конце XVI — начале XVII в. Для этого нужно было захватить Нидерланды, являвшиеся владением Габсбургов, а также территорию некото­рых государств — членов Священной Римской империи. Французская армия начала военные дей-ійя в Нидерландах, Испании и Германии, однако смерть Ришелье в 1642 г., а в 1643 г. и короля Людовика XIII івергла страну во внутренние смуты, известные под названием Фронда. Это побудило французское правительство ускорить окончание войны. К этому же стремились и дру­гие страны. Тридцатилетняя война оказалась разоритель­ной для всех ее участников. Особенно пострадали германские земли.

Вестфальский мир 1648 г. В середине 40-х гг. противники вступили в переговоры, завершившиеся в 1648 г. написанием в Вестфалии — одном из германских госу­дарств — мирного договора. Мир подписало большинство участников войны, кроме Франции и Испании. Обе страны продолжали воевать за господство в Южных Нидерландах вплоть до 1659 г., когда был заключен так называемый Пи­ренейский мир, по которому Франция получила ряд погра­ничных территорий.

Самые крупные территориальные изменения произош­ли в Сев. Германии. Швеция получила обширные зем­ли в устьях крупнейших рек, впадающих в Балтийское и Северное моря, таких, как Одер и Эльба. В итоге Швеция близко подошла к цели своей внешней политики —'пре­вращению Балтийского моря во внутреннее «шведское озеро» (с XII в. она уже владела Финляндией, а с XVI в.— землями в Восточной Прибалтике).

Франция по Вестфальскому договору несколько расши­рила свои владения на левом берегу Рейна. Она добилась признания своих прав на крепости Мец, Туль и Верден в Лотарингии, захваченные ею еще в 1552 г. Кроме того, она присоединила небольшие территории в Эльзасе, принадлежавшие ранее Габсбургам.

За счет конфискованных у церкви владений расширили, порой значительно, свою территорию некоторые герман­ские государства, в особенности протестантские — Бранденбург, Саксония, Брауншвейг и др.

Важнее было то, что Вестфальский мир положил конец вражде католиков и протестантов. Он узаконил кон­фискацию церковных земель, осуществленную до 1624 г., и отменил принцип «чья власть — того и вера». Немецкие князья были лишены права определять веру своих поддан­ных. Взамен был провозглашен принцип веротерпимос­ти, в соответствии с которым христиане любого вероиспо­ведания могли свободно отправлять свой культ в любой ча­сти империи. Это современный принцип религиозных от­ношений, положенный ныне в основу законодательства де­мократических государств.

Вестфальский мир окончательно поставил крест также на стремлении Габсбургов подчинить своей власти другие страны и народы Западной Европы.

Мирный договор подтвердил принцип «исконной не­мецкой свободы»,

Значение Вестфальского мира. Страны антигабс­бургской коалиции укрепили свои международные позиции, особенно Франция и Швеция. Оба государства были объ­явлены гарантами выполнения Вестфальского мирного до­ктора. Вместе с ними в числе гарантов было названо и Русское государство, формально в Тридцатилетней войне иг участвовавшее и мирный договор не заключавшее. Это свидетельствовало о росте его международного влияния.

Однако победа антигабсбургской коалиции отнюдь не привела к установлению в Европе господства какой-то од­ной страны или группы стран вместо господства Габсбур­гов. В результате Тридцатилетней войны и Вестфальского мира сложилось определенное равновесие в силах между крупнейшими государствами того времени.

Вместе с тем Вестфальский мир представлял собой важный этап и в развитии международного права (т. е. общепринятых норм и правил отношений между государст­вами). Однако наличие общепризнанных норм права позволяло устано­вить меру ответственности государств в случае возникно­вения войн и облегчало поиски мира.

После заключения Вестфальского мира главную роль в международных отношениях стали играть не монархи, а суверенные государства. Так называют независимые и равноправные государства, проводящие самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику в соответствии со свои­ми государственными интересами.

По Вестфальскому миру Испания предоставила не­зависимость Республике Соединенных провинций. Кроме Голландии, признание в качестве независимого государства получила и Швейцарская конфедерация.


 

49.Международные отношения в Зап.Европе во 2пол.17-18вв.

Баланс сил. После Тридцат. войны в Европе сложилось относит. равновесие, или баланс сил осн. гос-в. (соотнош. воен. и экон. возможностей гос-в, при кот.  ни одно из них не располагает решающим переве­сом над другими). Нач-я со вт. пол. XVII в. мн. из них провозгласили целью св. внеш­. политики поддержание баланса сил. Последовательной сторонницей этой политики в XVIII в. - Великобрита­ния — островное гос-во, у кот. не было сильной сухопутной армии и кот. полагалось на дипломатич. методы защиты св. интересов в континент. Европе.

Причины захватнических войн. Больш. гос-в Евро­пы стремилось к расшир. св. террит. и увелич. числ-ти населения путем присоед. частей др. гос-в.- экон. причинами: С/х – гл. отраслью экономики.


Гос-ва вели захватнич. войны  для того, чтобы контролировать мировые торг. пути, (морские). Те, кто был лишен удобного выхода к морям, стремились его получить. Предлогом для больш. служили ди­настич. притязания.

Войны Людовика XIV. Именно на свои права как на­следств. короля Франции ссылался Людовик XIV при обосновании войн, кот. он вел за овладение Юж. Нидерландами. Л. XIV был женат на испан. инфанте (прин­цессе) Марии-Терезии. По брач. договору испан. король обязан был выплатить в качестве приданого своему зятю 500 тыс. золотых экю. (не хватило ). Когда испанский король умер, Л. XIV потребовал у его преемника компенсировать ущерб передаче части Юж. Нидерландов. Испания отказалась, и Люд. XIV попыт-ся захватить Нидер. силой.

Англо-французские противоречия. В XVI — сер. XVII в. Франция и Англия поддерживали дру­ж. отношения. Их сближала борьба с Габсбурга­ми, а также с Голландией, превратившейся в самую сил. морскую державу мира. Однако в правл. Людовика XIV Франция сама стала круп. морской и колониал. державой. Еще в пер. пол. XVII в. французы основали несколько колоний и Америке — Новая Франция (Канада), Кайенна, острова Ньюфаундленд, Мартиника, Гваделупа и др., в Африке — Сенегал. ; захв. вост. часть острова Гаити в Карибском море и проникли в Индию. Англией, в целях защиты св. колониал. и морских интересов объеди­нилась с вчерашним врагом — Голландией. В результате «Славной революции» 1688—1689 гг. возникла личная уния двух крупн. морских держав— Англии и Голландии. Они стремились помешать осущ. захватнич. планов Люд. XIV.

Война за испан. наследство 1701 —1714 гг. Последний испан. король из ди­настии Габсбургов был бездетен. Предвидя его смерть, ев­роп. монархи договорились о разделе его владений в Европе (Юж. Нидерланды) и в колониях. (заключили договоры), испан. король спутал все карты. Объявлял своим преемником франц. принца Филип­па Анжуйского, внука Людовика XIV. «Король-солнце» встал перед трудным выбором: при­знав завещание, он рисковал вызвать гнев др. держав. Л. 14 заявил о признании прав своего внука на испан. трон. Объед. франко-испан. монархия не имела бы равных по территории, численности населения, армии и экон. ресурсам (учитывая испан. колонии). П/в Франции выступила коалиция почти всех круп. гос-в Европы. Воен. действия развернулись в Испании, Нидерландах, герман. землях, колониях и на море. В рез. длит. вой­ны, истощившей Францию, Люд. XIV был вынужден поумерить свои притязания. По мир. договорам, заключ. в 1713—1714 гг., его внук все же сохранил Испан. корону. Однако Франция и Испания обязались никогда не объед-ся под властью одного монарха. Франция лишилась части св. владений в Сев. Америке, кот. отошли к Великобрита­нии. Испания отдала в ее владение скалу Гибралта. Испания предоставила британским купцам привиле­гии в торговле с испан. колониями в Америке. К монархии Габсбургов отошли Юж. Нидерланды, террит. в Италии — Ломбардия, часть Тосканы, Неолитанское кор-во и остров Сардиния. Гл. итог Войны - потерпели крах намерения Люд. XIV менить баланс сил в Европе в свою пользу. Благодаря илиям антифранц. коалиции баланс сил восстановлен.

«Новые державы». Поколебать баланс сил в Европе пытались и державы, кот. лишь в XVII—XVIII вв. ак­тивно включились в европ. и мир. политику. - Швеция, Бранденбургско-Прусское гос-во и Россия. Швеция вела напряж. войны с сосед. странами — Данией, Бранденбургом (_ Пруссией), РП, Россией. Стремилась не только к господству в Се­в. Европе. В пер. пол. XVII в. шведы устроили свои колонии на побережье Сев. Америки и Зап. Африки, однако не смогли их удержать.В Вост. Прибалтике захватн. политика швед. королей натолкнулась на противод-е Рос­сии. В результате присоединения Левобер. Украины Россия стала ближе к Европе. Она оспаривала у Швеции право владеть берегами Финского залива, ранее принадле­ж. Рус. гос-ву. торг. путь из Сев. Европы в Юж. («из варяг в греки») и далее на азиатский Восток. Северная война 1700—1721 гг., законч. победой России. По Ништадтскому мирному договору 1721 г. Россия получила значит. часть вост. побере­жья Балтийского моря с портами Ригой, Ревелем, Выбор­гом и др. На берегу Финского залива в устье реки Невы была построена новая столица — Санкт-Петербург.

Война за австрийское наследство 1740—1748 гг. Пер. круп. агрес. войной Пруссии было напа­дение в 1740 г. на монархию Габсбургов. Поводом послу­жила смерть императора Свящ. Рим. империи и правителя монархии Габсбургов Карла VI, не оставившего муж. наследника по прямой линии. Прус. король Фридрих II тотчас предъявил свои права на австрийс. наследство и силой захватил Силезию. Началась общеевроп. Война за австрийское наследство.

В этой войне молодую правительницу наследственных владений Габсбургов Марию-Терезию, дочь покойного им­ператора, поддержали Россия, Великобритания и Голлан­дия. Россия не желала ослабления монархии Габсбургов, поскольку рассчитывала на союз с ней в борьбе п/в Ос­манской империи.

В итоге - удалось со­хранить баланс сил осн. европ. гос-в. Од­нако в ходе войны обнаружилось острейшее соперничество м/у династиями Габсбургов и Гогенцоллернов, правив­ших в Пруссии.

Колониальное соперничество. м/у Францией и Великобританией. - Ин­дия и Сев. Америка. В XVI в. в Индии господ-ли португ. купцы. Но Португалия никогда не ставила цели завоевания Ин­дии.  В кон.  XVII в., проникли колонизаторы из др. стран- Голландии, - сумели установить контроль над морским путем из Европы в Юж. Азию, основав на юге Африки Кап­скую колонию. Они отобрали у португальцев ряд их колоний. =* англичане, пер. пол. XVII в. они захв. неск. городов на вост. побережье пол-ва Индостан. Фран­цузы. В сер. XVIII в. Т.о., в сер.XVIII в. в Индии столкнулись интересы как старых колониал. держав — Португалии, так и но­вых — Голландии, Великобритании, Франции. Сложным было положение и в Сев. Америке, В кон. XVI — нач. XVII в.  устремились первоот­крыватели и колонизаторы из - Голландии, Англии и Франции. К нач. XVIII в англичане сумели колонизовать сев.-вост. побережье Америки от острова Ньюфаундленд на севере до пол-ва Флорида на юге. Французы сумели захватить долину реки Св. Лаврентия, бассейны Вел. америк. озер и реки Миссисипи.

Дипломатическая революция. В пер.пол. XVIII в. Великобритания поддерживала друж. от­нош. с монархией Габсбургов. (враждо­вали с Францией). Однако короли из Ганноверской династии, правившие в Англии с 1714 г., пришли к выводу о необх-ти пере­смотра политики союзов на европ. континенте. Их побудило к этому стремление создать надеж. гарантии безопасности св. владений в Германии. Британ. пра­вит-во решило сделать ставку на Пруссию, В 1756 г. союзный договор. Правит-во Марии-Терезии и ее супруга импе­ратора Свящ. Рим. империи Иосифа II стало ис­кать сближения с Россией и Францией. В 1756 г. Франция и монархия Габсбургов закл. союз. дого­вор, к кот. прис-сь Россия.

Семилетняя война 1756—1763 гг. междунар. проти­вор.: англо-франц. торг. и колониал. соперничества, стремления Габсбургов вернуть захвач. Пруссией Силезию, русско-прусской борьбы за влияние в Вост. Прибалтике. Союзниками Велико­британии и Пруссии в этой войне явл. нек. се­верогерм. гос-ва. На стороне Франции, монар­хии Габсбургов и России - Швеция, Саксония и Испания.

Воен. действия развернулись на всем протяж. прус. границ — от Вост. Пруссии, где воевала рус. армия, до Саксонии и Силезии, где с прус. сражались австрийцы, и зап. провинций, - французы. Особ. успешно действ. рус. войска, занявшие в 1758 г. Вост. Пруссию и на короткое время овладевшие в 1760 г. Берлином. Пруссию спасло - в 1761 г. с приходом к власти Петра III Россия вышла из войны.

В Индии и в Сев. Америке Победителями - британские солдаты.

Гл. итогом - Франция практ. потеряла свою колониал. импе­рию. - вынуждена пе­редать Великобритании больш. своих владений в Индии. Франция утратила также почти все свои владения в Сев. Америке

Все эти перемены закрепил Парижский мир. дого­вор, м/у Францией и Великобританией в 1763 г. Губертусбургский мир. договор м/у Пруссией и монархией Габсбургов. - Пруссия подтвердила св. права на Силезию, захвач. еще в 1740 г. В остальном страны верну­лись к довоенному положению.

Восточный вопрос. В XVIII в. Осман. империя вступила в период упадка.

Россия, стремившаяся овладеть побережьем Черного моря, добивалась раздела владений Осман. империи м/у заинтерес. гос-ми. В рез. войны 1768—1774 гг. с Осман. империей был заклю­чен Кючук-Кайнарджийский мир. договор, согласно ко­т. Россия впервые получила полоску Черномор. побережья в устье реки Днепр.


В 1783 г. Россия захватила Крым, кот. являлся вассальным владением турецкого султана, и обеспечила доминирующее положение в Сев. Причерноморье.

В ответ Османская империя при поощрении Великобритании, Франции и Пруссии объявил;: I 1787 г. России войну, требуя возвращения Крыма. На стороне России в 1788 г. выступила монархия Габсбургов. = побе­дой России, кот. по Ясскому мирному догово­ру 1792 г. закрепила за собой Крым и отодвинула границу с Осман. империей до реки Днестр.

РазделыПольщи

 

        50.Культура Зап.Европы в 16-17вв.

Итал. художник и историк искусства Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях наи­более знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», опуб­лик. в 1550 г., оценивая подъем культуры, употребил слово «возрождение». Он хотел подчеркнуть корен­ное отличие Нов. времени и Ср. веков с точки зре­ния развития культуры. По его убеждению, Средние века были не только периодом глуб. упадка культуры, в Европе царили невежество и грубые нравы, не способствовавшие процветанию искусства.(ошибочно). Средние века оставили нам прекрасные произведения искусства, например витражи (рас­писные окна), архитектуру и скульптуру готических собо­ров, художественные миниатюры (цветные иллюстрации) в рукописных книгах и многое другое. Поскольку большой вклад в изучение Возрождения внесли фран­ц. историки, искусствоведы, философы, наз. Ренессансом.  - эпоха ознаменовалась подъемом светских по со­держанию искусства, литературы, науки, общ. мысли. В. способствовало ду­хов. раскрепощению человеч. личности, осозна­нию людьми св.творч. сил и возможностей, прав и интересов.

Интерес к античному наследию. Важн. черта -внимание к литературе, науке, искусству Др. Греции и Рима. Господств-я в Ср. века в Европе христ. церковь неодобрительно относилась к культур. наследию античности как языческому, кот. не соответ­ствовало ни нормам морали, установленным церковью, ни христ. мировоззрению. В центре внимания антич­. культуры были человек и природа. Напротив, христ. церковь считала центром мира Бога, к кот. д.б. устремлены все помыслы людей. Лишь сочин. отдел. древних авторов, кот. одобряла христ. церковь, - философ Аристотель, астроном и географ Птолемей, врач Гален, были до­ступны шир. кругу образ. людей Средневековья. Возрожд. нач. с инте­реса образ. людей к запрещенным церковью произведениям литературы и ис­кусства античности. В результате поисков были обнаружены многочис­л. произв. антич. литературы и искусства. Это открытие наложило глубокий отпечаток на европ. культуру.

Тяга к знаниям. Он объяс­нялся стремлением образов. людей к расшир. св. умств. кругозора, получ. дополнит. знаний о взглядах мыслителей древности. К нач. Нов. времени феод. отнош. при­шли в упадок. Старые порядки если не исчезли совсем, то потеряли свое прежнее значение. Люди ощутили потребность в знаниях, которые помог­ли бы им выжить в реальном мире, столь непохожем на церковную легенду.

Поддержка буржуазии. В конце Ср. веков сложился влият. класс торговой и ростовщической буржуазии. (торгов­ля Европы с Востоком). Представители этого класса остро ощущали перемены, происшедшие в европ. обществе. Их стесняли рамки старого мировоззрения. Они стремились к достоверному знанию о природе и обществе. Поэтому в ли­це буржуазии Возрождение обрело прочную опору.

Роль государства. В XV в. большие изменения произош­ли в пол. организации Европы. Феод. владения, уступили место единым гос-вам. Самым мощным сред­-вом возвеличивания гос-ва -искусство.  

Церковь и Возрождение. Первонач. катол. церковь неодобрительно относилась к увлечению антич. культурой. Но поскольку оно приняло благонаме­ренные формы и не сопровождалось прямой критикой уче­ния церкви, она особенно ему и не противилась. В 1447 г. папой римским был избран Николай V, кот. открыл длинную череду «ренессансных пап», за­нимавших римский престол в общей сложности около ста лет. Были поклонниками светской культуры, коллекционировали древние рукописи, покровительствовали ученым, писате­лям, художникам, музыкантам. Рим в их правление укра­сился новыми величественными постройками. В 1506 г. на­чалось строительство собора Св. Петра.

Италия — родина Возрождения. Ее на две бол. части — Север и Юг — делили владе­ния папы рим., или Папская область, (в VIII в.) В Сев. Италии жизнь била ключом. Важн. от­раслями экономики - торговля, ростовщичество. Купцы и банкиры поддерживали деловые отнош. со мн. странами Европы. Полу­чили распростр. новые формы организации промыш­. и с/х производства в круп. масштабах — мануфактура, аренда. В результате соперничества м/у Свящ. Рим. империей и папами, (неск. столе­тий), в Сев. Италии возникло большое кол-во мелк. гос-в. Они сумели отстоять свою независи­мость как от императора, так и от пап. Многие из них по происхождению были городскими коммунами. Однако со временем власть в них захватили либо крупные сеньоры, либо богачи незнатного происхождения. Весьма насыщенной была культ. жизнь Сев. Италии. Например, по плотности университетов в XIV—XV вв. она не имела равных в Европе. По сравнению с Севером южные районы Италии вы­глядели унылой провинцией. Они были слабо втянуты в мир. торговлю. Однообразно протекала и полит.жизнь. Всю юж. часть Апеннинского пол-ва, а также о.Сицилию и Сардинию занимало Неаполи­танское королевство. В сер. XV в. к власти в нем при­шли представители Арагонской династии, принявшие титул королей Обеих Сицилии. Но уже в нач.XVI в. это коро­левство оказалось под властью Испании.

Возрождение в Европе. Пер. пол. XVI в. — высшая точка в развитии итал. Возрождения. - Высоким Возрождением, - созданы самые соверш. и величеств. произв. искусства, архитектуры, общ. мысли. Эстафету у него приняло Сев. Возрождение, возник­шее в Германии, Франции и Нидерландах на руб. XV—XVI       вв. Сложившееся под влиянием Италии.
Гуманисты. В центре внимания деятелей Возрождения находились человек и реальные условия его жизни на зем­ле — природа, общество. Философы, полит. мыс­лители, писатели, художники Возрождения наз. себя гуманистами. Гуманисты XV—XVI вв. вне­сли большой вклад в становление соврем. представ­лений о правах человека на свободу, справедливость и сча­стье, были огра­ничены объемом знаний, уровнем культуры и степенью развития человеч. личности св. времени.

На полпути между верой и наукой. Критикуя рели­г. картину мира, деятели Возрождения так и не сде­лали выбор м\у средневековой верой в чудеса и соврем. науч. подходом к анализу действительности. Они пы­тались примирить оба эти подхода.

Эразм Роттердамский. (нидерланд­ский гуманист) – сатирич. произведения «По­хвала глупости» (1509), в котором высмеивал пороки и недостатки современного ему общества, а также книги диалогов «Разговоры запросто» (1519). В трудах Эразма стиралась грань между христ. и светской культурой. Он прославлял гуманист. культуру, хотя подчеркивал, что она лишь подготавливает человека к вос­приятию религиозных ценностей.

Томас Мор —в Англии. получил образование в Оксфордском университете. «Утопия». Сам. изв. сочине­нием Мора явл. «Золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», кот. была изда­на в Нидерландах в 1516 г. В ней описан об­щественный строй вымышленной страны. - во­плотил свои представления о правильно ор­ганизованном обществе.

Индивидуализм. Наряду с гуманистическими ценностя­ми античной философии деятели Возрождения вернули из забвения индивидуализм, или представление о первен­стве личности перед коллективом и обществом. Возрождение создало предпосылки для проявления че­ловеч. индивид-ти. С одной стороны, развитие город. культуры и тесные благодаря торговле и куль­т. общению контакты с др. народами способ-ли появлению у европейцев различий в вопросах вкуса и моды. С другой стороны, принесли плоды усилия гумани­стов, которые дружно отстаивали право человека свободно исповедовать и выражать свои взгляды.

Макиавелли. Яркое выражение гуманистический инди­видуализм получил в трудах Никколо Макиавелли. (Флоренции). книга «Государь» (1513). Напис-я в форме наставле­ния правителю гос-ва, она в ясной форме излагала принципы политики,обеспечивающими успех. Гл. идея книги Макиавелли — цель оправдывает средства . Ее осудил папа Климент VII. Она легла в основание поня­тия «макиавеллизм», которым обозначают циничную, без­нравственную и беспринципную политику.

Рабле. Жизнелюбие и пристальный интерес к человеку отличают творчество Франсуа Рабле. Область его интересов —др. языки, медицина — сблизила его с кругом франц. гуманистов. фантаст. роман «Гаргантюа и Пантагрю­эль», выходивший отдельными томами с 1532 по 1564 г. Он посвящен «деяниям и речениям» королей-великанов. Но наряду с ними в рома­не действуют и обычные люди, в образах которых воплоще­ны реальные черты облика и духовного мира современни­ков Рабле, — студент-недоучка Панург, монах брат Жан и др. Герои романа путешествуют, воюют и мирятся с вра­гами, решают разнообразные проблемы общественной и ча­стной жизни, сталкиваются на своем пути с хорошими и пло­хими людьми.

Монтень. (Франции - Мишеля Монтеня. произведение — «Опыты», опублик. в 1580 г. Они представляют собой несистематизированные мысли на различные темы. Анализируя поведение людей, Монтень пришел к убеж­дению, что целью их жизни явл. стремление к счастью и наслаждению. Причем, он считал, что творцом своего счастья явл. сам человек.

Сервантес. роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». (Испании). Автор задумал его как пародию на рыцарские романы, пользовавшиеся успехом у читателей. Героем своего сочинения С. сделал не знатного рыцаря, а захудалого идальго (испанского дво­рянина), который, назвавшись Дон Кихотом Ламанчским, пустился в странствия, мечтая о беспримерных подвигах. Фактически С. подверг критике распростра­ненное среди гуманистов представление о неогранич. способности человека менять мир по своему усмотре­нию. Образ Дон Кихота доказывал, что человек отнюдь не всемогущ и обстоятельства порой бывают сильнее его. Поэтому он должен сообразовывать свои силы и планы с реальными условиями и возможностями.

Шекспир. В основе мировоззрения Ш. лежит интерес к че­ловеку и признание его истинным творцом своей судьбы. В своих драмах на темы истории Англии периода Столетней войны и войны Алой и Белой розы он показал, что реаль­ной движущей силой полит. событий является не Божеств. провидение, а личность, человек, наделен­ный незаурядными дарованиями и страстями. Пользуясь благоприятной возможностью, он может действительно из­менить ход истории. Вместе с тем в произведениях Шекспира обнаружива­ется и разочарование крайностями индивидуализма — себялюбием и своекорыстием. трагедии «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» и др.

Ественно-научные знания. В своих представлениях о природе гуманисты оставались в осн. на уровне до­стижений античной науки. Они не смогли превзойти своих предшественников по двум причинам. Гуманисты настоль­ко преклонялись перед авторитетом античных ученых, что не решались им противоречить, даже когда те были не пра­вы. Кроме того, они не владели научными методами иссле­дований, в частности экспериментом (опытом). Поэтому им было трудно отличить случайные явления природы от повторяющихся, закономерных. Возрождение ознаменовалось заметными успехами лишь в тех областях естественно-научного знания, где раньше других получили распростр. наблюдение и эксперимент, - в медицине и астрономии.

Медицина. В Сред. века церковь запрещала прово­дить опыты с телом человека. Но в связи с упадком религ. мировоззрения в эпоху Возрождения стали широко проводиться анатомические исследования, - изучали строение человеческого тела. процветающей - хирур­гия. Во Франции Амбруаз Паре улучшил методы ампутации конечностей и лечения огнестрельных ранений. – лич. врачом франц. королей.

Астрономия. благодаря Вел. географ. открытиям. По положению не­бесных светил мореплаватели определяли и стороны света, и точное время суток, и местонахождение судов в океане. В Сред. века, вплоть до XVI в., гл. авторитетом в области астрономии являлся древнегреч. географ и астроном Клавдий Птолемей, живший во II в. Все видимые движения небес­ных светил он объяснял их вращением вокруг неподвижной Земли. Поэтому Птолемей считается создателем геоцен­трической системы мира, кот. офиц. призна­вала католич. церковь.

Система Коперника. установил зависимость м/у видимыми дви­ж. планет и Солнца. Это и послужило главным дока­зательством его вывода о том, что Земля, Подобно другим планетам, вращается вокруг Солнца, кот. явл. центром планетной системы. сочинение «Об обращениях небесных сфер».  вклад в реформу юлианского ка­лендаря, Его расчеты легли в осн. нов. календаря, одобр. папой Григорием XIII в 1582 г., — григорианского.

Другие науки о природе. Развитие др. наук связано с успехами медицины и астрологии.

Астрология и алхимия. Астрология — это представление о том, что звезды влияют на жизнь людей и что по движению и расположе­нию небесных светил можно предсказать судьбу человека. На­чиная с императора Карла V европ. монархи часто прибегали к услугам астрологов. С ними советовались, прежде чем предпринимать какие-либо важные действия. Самым знаменитым был француз Ми­шель Нострадамус (1503—1566). Он изучал медицину в университетах Авиньона и Монпелье. В 1529 г. ему была присвоена степень доктора медицины. Он стал преуспева­ющим врачом. В 1555 г. Нострадамус опубликовал первую книгу пророчеств, написанных рифмованными четверости­шиями — катренами. Эта книга принесла ему мировую славу.  Алхимией - практич. опыты с разл. химич. веществами с целью получ. философско­го камня, якобы способного превращать простые металлы в золото и серебро. Кроме философского камня, алхимики стремились найти и др. чудодейств.е средства — эликсир долголетия, способный обеспечить людям бес­смертие, универсальный растворитель и т. п.

Леонардо да Винчи. Вплотную подошел к созданию науки, основанной на экспери­менте, но так и не совершил решающего шага самый универсальный из мыслителей Возрождения Леонардо да Винчи. Худож­ник, ученый, инженер, он работал во многих городах Италии, во Флоренции и в Милане, а умер во Франции, куда при­ехал по приглаш. короля Франциска I. Известно, что он ув­лекался анатомич. исследования­ми, подробно записывая свои наблюдения и действия. Длит. время Леонардо занимался решением инженерных про­блем, связанных с созданием летательных аппаратов, парашюта или подводного судна. В связи с этим он изучал свойства воздуха и воды.

Флорентийская школа живописи. В нач. XVI в. самыми яркими предст. итал. Возрождения - Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело.

До нашего времени дошло очень мало живописных про­изведений Леонардо да Винчи. работал очень медленно. фреску «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане он писал 16 лет. Многие его рабо­ты остались незавершенными. Портрет Моны Лизы, или Джоконды (приняты оба его названия).

Рафаэль Санти завершил почти все свои работы. В 1508 г. он получил приглашение в Рим от папы Юлия II, по заказу кот. создал цикл росписей парадных залов папской резиденции в Ватиканском дворце —станцы (комна­ты) Рафаэля. Он написал серию муж. и жен. портретов, в кот. воплотил гуманист. идеал прекрасного и соверш. человека. «Афинская школа» — лучшая из фресок Рафаэля в Ва­тиканском дворце. В ней художник отразил представление гуманистов о своем времени как эпохе возрождения вели­кой античной культуры. «Сикстинская мадонна» -переданы чувст­ва материн. тревоги, гордости за свое дитя и нежности к нему. На ней изображены Богоматерь с Младенцем, папа Сикст IV и Св. Варвара, а также ангелы.

Микеландже­ло Буонарроти. Он был и скульптор, и живописец, и архитектор, и поэт. Он работал поочередно то во Флоренции, то в Риме, пока в 1534 г. окончательно не переехал в пап­скую столицу, где и провел последние годы жизни. М. был свидетелем расцвета и упадка искус­ства Возрождения. Безысходным трагизмом проникнута монумен­тальная фреска «Страшный суд», 1536—1541 гг., Микеланджело уже по заказу папы Пав­ла III выполненная им под конец жизни на стене Сикстинской капеллы Ватиканского дворца. статуя Давида, царя Израиля, согласно библейскому мифу, побе­дившего в единоборстве богатыря Голиафа, была высечена из единой мраморной глыбы. Пятиметровую статую уста­новили во Флоренции на площади Синьории у входа в рези­денцию правительства республики. Др. знамен. скульптуры — «Пьета», или «Оплакивание Христа», и «Моисей».

В то время, когда Рафаэль расписывал станцы, папа Юлий II пригласил Микеланджело поработать над роспи­сью Сикстинской капеллы — часовни Ватиканского двор­ца. Ее стены уже были украшены фресками, выполненны­ми такими выдающимися художниками, как Боттичелли, Пинтуриккио, Гирландайо, Перуджино и др. Микеландже­ло было предложено расписать потолок, что он и сделал в 1508—1512 гг. Его фрески иллюстрировали библей­ские мифы о сотворении земли и человека, его грехопадении, Всемирном потопе и спасении. Самая известная из них — ком­позиция «Сотворение Адама».

Венецианская школа живописи. На Сев. Италии . Она сложилась в кон. XV в. во многом под влиянием флорентийской школы. Но венецианских художников меньше волновали мировоззренческие проблемы. Они были в гораздо большей степени живописцами, чем мыслителями и учены­ми, вроде Леонардо. Они сосредоточили усилия на решении чисто худож. задач творчества. - красочны, ярки и выразительны.

Вел. худож. - Тициан. Женские обра­зы, явл-ся олицетворением физич. красоты и душ. здоровья, про­славили этого художника. «Кающаяся Магдалина», Портрет папы Павла III по внутр. драматизму напоминает творче­ство Шекспира. Слева и справа от него стоят его племянники — Алессандро и Оттавио Фарнезе. Они держатся почтительно по от­ношению к Павлу III, но зритель чувствует фальшь в их по­зе. Действительно, впоследствии они предали своего по­кровителя.

Искусство Северного Возрождения. Одной из гл. особ. искусства Возрождения в странах Сев. Европы - переплетение местных худож. традиций с итал. заимствованиями.

 С итал. искусством худож. Сев. Воз­рождения сближал глубокий интерес к человеку. Хар-ная деталь: в произведениях живописи люди редко выглядят столь же красивыми и фи­зически совершенными, как на полотнах итал. ху­дожников. Гл. причина заключается в разл. подходах к изображению человека. Итал. ху­дожники, подражая классич. образцам, стремились его возвеличить, показать его дух. и физич. совершенство. Напротив, художники Сев. Возрожде­ния, хуже знавшие античное искусство, в меньшей степени были подвержены и его влиянию. Они воспели обыкновен­ного человека, каким бы несовершенным он ни был, его повседневную жизнь и быт. Чер­та искусства: любовь к изображению бытовых подроб­ностей жизни, в особ. домаш. и семей. уюта.

О жизни Питера Брейгеля Старшего,  (Мужицким), известно мало. -автор поэтич. пейзажей,- «Охот­ники на снегу». Ряд полотен («Крестьянский танец», «Страна лентяев» и др.) Брейгель посвятил изображ. народного быта. Он показывает в своих полотнах и грубость нравов просто­го народа, и присущие ему пороки — лень, тупость, жад­ность, воровство, пьянство. Картина «Слепые», которую ху­дожник написал незадолго до смерти..

в Германии был Альбрехт Дюрер. В его творчестве преломились традиции как немецкого го­тического искусства, так и живописи итальянского Воз­рождения. Об этом свидетельствует серия его автопортре­тов, где образ художника напоминает мудрого и одухотво­ренного Христа искусства Ренессанса. Хар-ны  большие гравюры на дереве из серии «Апокалипсис», посвящ. мрачному пророчеству гря­дущего конца света. Лист «Четыре всадника», символизирующий войну и мор (эпидемии), несправедливый суд и голод.

художник Ганс Гольбейн Млад­ший. Искусству он учился у своего отца — Г. Гольбейна Старшего, работал в Базеле (Швейцария) и в Англии, куда прибыл в 1526 г. с рекомендательным письмом Эразма Роттердамского к английским гу­манистам. Гольбейн прежде всего мастер портретной живописи. Он написал целую галерею портретов своих современ­ников, - Эразм и Томас Мор, немец. купец Гисце, франц. посол Моретт, англ. королева Джейн Сеймур (одна из жен Генриха VIII) и др.

Французское Возрождение. Во Фр. искусство Возрождения развивалось на основе богатых местных готических традиций. Его становлению способ. знакомство с антич. наследием, особенно на юге страны, а также культ. связи с Италией и Нидерландами. В XVI в. -достигает расцвета. Возросший интерес к челов. личности проявился в карандашном и живописном портрете, мастерами кот. были отец и сын Жан и Франсуа Клуэ. (короли и королевы Франци). Со вт. пол. XV в. в архитектуре Франции фор­мируется стиль Возрождения, проявив. в корол. и дворян. замках, город. особ­няках. Для франц. ренессансной архитектуры характерны симметрия и на­рядное внешнее убранство, выполненное в духе антич. ордеров. В новом вкусе перестраиваются старинные королевские замки Фонтенбло в окрестностях Парижа и Шамбор в долине реки Луары. В центре Парижа на правом берегу Сены в 1546 г. возводится кор. дворец Лувр. В оформлении фасадов Лувра при­нял участие скульптор Жан Гужон (ок. 1510—1568). Все эти сооружения были построены или начаты в правление короля Фран­циска I, кот. поощрял искусство и придавал ему большое знач. как сред­ству повышения престижа гос. власти. Он был большим поклонником итал. мастеров.

 

51.наука и ученые Западной Европы в 16-17 вв.

Научная революция XVII в. представляла собой глу­бокий переворот в методах изучения природы, свя­занный с использованием эксперимента (опыта). Она выразилась в повышении достоверности, точности, мате­матической обоснованности естественнонаучных знаний.

«Коперниковская революция». Родоначальником на­учной революции считается Николай Коперник, еще в пер­. пол. XVI в. разработ. гелиоцентрическую систему мира. Однако его математические расчеты дли­тельное время не подтверждались данными наблюдения или эксперимента. Даже катол. церковь не прояви­ла по поводу его теории большого беспокойства. В 1572 г. остроном из Дании Тихо Браге заметил на небе яркую звезду, кот. раньше никто не видел. Она светила около двух I и потом погасла. В 1600 г. неизвестную ранее звезду Видел нем. астроном Иоганн Кеплер. Эти открытия Потрясли мир. Расположение и движение светил на небе, Которые раньше все считали неизменными, менялись. Многие люди в то время верили, что по звездам можно вы­числить судьбу. В 1616 г. церковная цензура запретила гл. труд Коперника.

Галилей.. Он родился в знатной, но обед­невшей семье. Образование получил в Пизанском универ­ситете, где потом возглавил кафедру математики. осущ. эксперимент по изучению законов свободного падения тел. Затем он работал в университете Падуи, после чего стал придворным философом флорентийского герцога Козимо II Медичи. В 1609 г. Галилей узнал, что в Голландии изобретен те­лескоп. Сконструировал довольно сильный телескоп с 32-кратным увеличением и стал внимательно рассматривать через него небо. Увидел лунные кратеры, солн. пятна, кольца Сатурна и фазы Венеры. Установил, что Луна не является источником света, а лишь отражает сол­н. свет. Сочинении «Звездный вестник» (1610— 1611). С большим трудом ему удалось опубликовать в 1632 г. книгу «Диалог о двух главнейших системах мира», кот. подтверждала правильность системы Коперника. Вскоре после этого она была запрещена церковной цензурой, а сам Галилей предстал перед судом инквизиции.

Суд над Галилеем подвел черту под первой фазой науч ной революции. В сер. XVII в.центр науч. исследований перемещается в протестантские страны Сев. Европы, кот. отли­чались большей терпимостью в вопросах совести и свобо­домыслия.

Научное сообщество. В XVII в. новая эксперименталь­ная наука стремительно отвоевывала пространство у схо­ластики. Труды англ. философа Фрэнсиса Бэкона (1561 —1626). В сочинении «Новый Органон» он подверг критике метод де­дукции (рассуждения от общего к частному), кот. при­держивались схоласты, и обосновал индуктивный метод (рассуждение от частного к общему), основанный на экс­перименте. В своей теории «Идолов» Бэкон подверг кри­тике осн. виды предрассудков и предубеждений, мешающие научному изучению природы. В Англии в 1660г. возникла первая ассоциация ученых — Королевское общество.Аналогич­ное по целям и задачам объединение было создано и во Франции в 1666 г.— Королевская академия наук. Центрами новой науки становятся старинные универси­теты, такие, как Оксфордский и Кембриджский в Англии, Болонский и Падуанский в Италии, Парижский во Фран­ции. Огромное значение приобрело издание науч. книг.

Философский рационализм. Одним из создателей но­вой философии, наряду с Бэконом, явился франц. ученый Рене Декарт. Он родился в дворянской семье и получил образование в иезуитской коллегии. Декарт — автор работ в области математики, физики и физиологии. В отличие от Бэкона, обращавшегося к опыт. и наблюдению, Декарт считал источником истины разум и самосознание. Любой вывод науки или суждение долж­ны пройти проверку разума на ясность и от­четливость. Круп. науч. проблемы Декарт требовал разделять на мелкие и ре­шить методически, переходя от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному. Он предостерегал против пропусков отдельных шеньев логической цепочки. Обоснованный Декартом метод познания истины называется рационализмом. Будучи сторонником рационалистического метода познания, Декарт вместе с тем ценил и опытное знание, опирающееся на эксперимент.

Ньютон. Он родился в дворянской семье, получил образование в Тринити-коллед-же Кембриджского университета. Там же он тридцать лет возглавлял кафедру физики и ма­тематики. Он сделал образцовую научную карьеру: в возрасте 30 лет был избран членом Королевского общества, а в 1703 г.— его президентом. В труде «Математические начала натуральной философии» (1687). - сформулированы осн. законы механики, а также изложено учение о всемир­ном тяготении. На основании этого учения Ньютон разра­ботал теорию движения планет и их спутников, образую­щих Солнечную систему, а также комет.

 

52.Культура Зап.Европы в 18в. Эпоха Просвящения

Классицизм. Влияние Реформации и Контрреформа­ции, а также научной революции на умонастроения людей и развитие культуры привели в кон. XVI—XVII в. к фор­мир. новых худож. стилей, пришедших на смену искусству Возрождения,— классицизма и барокко. Прямым продолжением традиций худож. культуры Возрождения явл. классицизм. - за­имствовал у Возрождения преклонение перед античным искусством. Но теоретической основой классицизма явля­лись не идеалы гуманизма XV—XVI вв., а принципы фило­соф. рационализма XVII в. В соответствии с этими принципами сложился взгляд на худож. произве­дение прежде всего как на плод разума и логики. Сторон­ники классицизма придавали большое значение воспита­тельной роли искусства, считая, что оно должно учить лю­дей стойкости перед ударами судьбы, умению подчинять личные интересы общ. (гос.), чув­ства — разуму, страсти — долгу. Палладио. Тенденция к зарождению классицизма наме­тилась еще во второй половине XVI в. в Италии в творче-iiu архитектора Андреа Палладио. Его искусство основа­ми на глубоком изучении антич. и ренессансной архитек-туре. Его дворцовые постройки представляют собой симметричные в плане кирпичные здания с оштукатуренными фасадами. Оформлены в стиле ордерной архитектуры Античности.

Садово-парковое искусство. Постепенно были разработаны приемы разбивки регу­лярного (упорядоченного) сада. В таком саду царила симметрия. Аллеи и дорожки, пересекаясь друг с другом, образовывали разл. геометр. фигуры. В местах их пересечений устраивались клумбы или фонтаны, воздвига­лись статуи. Такая планировка подчеркивала архитектур­ные достоинства здания, построенного в стиле классициз­ма.

Французский классицизм. В XVII в. небывалого расцвета достигла драматургия. Писатели-классицисты строго разделяли ее «высокий» и «низкий» жанры. К «высокому» жанру - траге­дия, потому что ее героями были персонажи античной мифологии, круп. истор. личности — короли, императоры, полководцы. И темы для трагедий брались г.о. из авторитетных источников — древней литературы и истории, библейских преданий.Пьер Корпели (1606—1684) и Жан Расин. - добро всегда должно побеждать зло, а разум — чувства, что означало: долг человека перед государством — торжествовать над чувствами.«Низким» жанром - комедия. Героями комедий являлись обычные люди разных сосло­вий, а темы для них автор находил в окруж. жизни.

Жан Батист Мольер. В 1650 г. он сам возглавил актерскую труппу, кот. с 1661 г. стала вы­ступать в помещении парижского дворца Пале-Рояль, ра­нее служившего резиденцией кардинала Ришелье. Если трагедия прославляла подвиги и гражд. му­жество героев, то комедия высмеивала повседневные пороки и недостатки людей: «Мизантроп», «Тартюф, или Обман­щик», «Скупой», «Мещанин во дворянстве» и др.

Музыка классицизма. Наряду с инструмент. музыкой, сформир-ся как самост. вид искусства в эпоху Возрождения, на рубеже XVI — XVII вв. возникает опера. Она впервые появляется во Флоренции в кружке поэтов и музыкантов. «Драма с музыкой» — так называли они свои сочинения. Открылись оперные театры в Риме, Венеции, Неаполе.


Версальский дворец. Замечат. памятником класси­цизма явл. дворцово-парковый ансамбль резиденции фран­ц. королей в Версале. Строительство Большого Версал. дворца растянулось на неск. лет. Дворец предст. собой огром. симметричное в плане сооружение, одним фаса­дом он обращен к Парижу, др. — к больш. парку. Перед фасадом Большого Версал. дворца со стороны арка находился обширный партер — так называется свободная от насаждений часть парка. Внеш. убранство Большого Версал. дворца было достаточно строгим и суровым, что соответствовало духу классицизма. Однако его внутр. убранство поражало пышнос­тью и великолепием. Все стены были покрыты декорат. живописью, гобеленами (ковра­ми-картинами), резьбой, а также украшены скульптурой, зеркалами, картинами. В пышно­сти внутр.убранства дворца сказывалось влияние стиля барокко.

Барокко. Этот стиль пришел на смену классицизму в Италии уже во вт. по­л. XVI в. Слово «барокко» стало си­нонимом всего причудливого, странного, непостижимого в искусстве. Насколько классицизм сух, рассудочен и логичен, настолько же ба­рокко живописно, чувственно и непред­сказуемо. Рождение барокко связано с Контрреформацией. В ре­зультате Реформации протестанты вместе с предметами катол. культа изгнали из своих молельных домов и искусство — живопись, скульптуру. Пышное внешнее и внутр. убранство катол. храмов д.б. наглядно убеждать верующих в превосходстве католицизма над протестантизмом.

Итальянское барокко. центром ба­рочного искусства стала столица папского государства Рим. Первосвященники католической церкви, как и в эпо­ху Возрождения, покровительствовали художникам, скульпторам, архитекторам.Очер­тания построек стали плавными и округлыми. Архитектура барокко не любила правил. геометр. фигур, свойственных классицизму, особенно угловатых. Даже кругу она предпочитала эллипс. Чтобы сделать плавными и округл. очертания фасадов, шир. примен. волюты— волнообразные фигуры в виде завитка или спирали. Барочные архитекторы относились отрицат. и к ровной плоскости стен. При помощи различных выпуклостей и углублений, включая пилястры, полу­колонны, ниши, карнизы, скульптуру, они стремились придать им рельефность, волнообразность, создать иллюзию движения. Один из самых изощренных обманов — роспись потолка, рождаю­щая иллюзию открытого неба.

Бернини. собор Св. Петра с прилегающей к нему площадью. Лоренцо Бер­нини (1598—1680).соорудил перед собором большую оваль­ную площадь с колоннадой, подобной распростертым объятиям, с двумя фонтанами и обелиском. Он наполнил собор скульпту­рой — статуями, надгробиями, рельефами, включая огромную тридцатиметровую кафедру Св. Петра.

Спор двух стилей. В XVII в. стиль барокко распростра­нился далеко за пределами Рима и Италии. Он стал осо­бенно популярным в катол. странах, в том числе в Юж. Германии, Польше, Франции, страны Сев. Европы, и правосл. Россию. Распростр. барокко вызывало острые споры в худож. кругах. Этот стиль встречал резкое не­приятие поклонников классицизма. классицизм обращался к разуму, а ба­рокко — к чувству; один стиль обслуживал интересы гос-ва, а др. — катол. церкви. Их сближало: вера в единство, без­граничность и многообразие мира, в его сложность и из­менчивость. Как барокко, так и классицизм стремились к гармонии человека с окруж. средой.

В нач. XVIII в. во многих странах Европы в стиле ба­рокко создаются пышные дворцово-парковые ансамбли — Петергоф близ Санкт-Петербурга в России, Цвингер в Дрездене (Саксония), Сан-Суси в Потсдаме (Пруссия) и др. Выстроенный ранее и служивший для них образцом Версальский дворец во Франции также приобрел черты барочной архитектуры.

Рококо. Этот стиль близок к барокко, но отличается от него большей утонченностью и затейливостью убранства. И гл. из них — рокайль, стилизован­ная раковина с многочисленными завитками по краям.

Победа творческой индивидуальности. Но и мода на рококо прошла сравнительно быстро. Нач. с 60-х гг. XVIII в. его почти во всех странах вытесняет классицизм, переживающий новый расцвет, связ. с новой эпохой в культ. развитии Европы — Просвещением.

Такое стилевое разнообразие оказалось полезным для искусства. Художники, скульпторы, архитекторы, менее чем когда-либо связанные условностями художественных школ и стилей, обрели простор для творч. поисков и развития собств. дарования.

Рембрандт Харменс ван Рейн Темы для них он брал из древней мифологии и Библии, но не стремился к выражению бурных чувств. Герои его картин сдержанны и сосредоточенны. Воплощением жизненной мудрости и дух. богатства явл. портрет пожилых людей («Портрет жены брата м дожника» и «Портрет старика в красном»). Живописная манера Рембрандта, его стремление про­никнуть во внутр. мир своих героев, остались не поняты его совре­менниками. Его картины перестали поку­пать, и он умер в бедности.

испан. художник Диего Веласкеса. В течение почти сорока лет он работал придворным живописцем Филиппа IV, писал портреты самого короля, его детей, приближенных, карликов и шутов. Даже парадные портреты Веласкеса отличаются ис­ключительной правдивостью, хотя он писал их в полном соответствии с требованиями жанра и с должной почти­тельностью к своим моделям. В картине «Сдача Бреды» Веласкес изобразил один из эпизодов Тридцатилетней войны, - капитуляцию голландской крепости Бреда, осажденной испан. вой­сками.

Основополож. рококо в живописи являлся франц. худож. Антуан Ватто. Сам он выходец из простой среды, его отец был кровельщиком. Но его твор­чество характеризуется утонченным аристократизмом, умением передать тончайшие оттенки чувств и настроения. -изображают дам и кавалеров, гуляющих на лоне природы и занятых исключ. самими собой. картина «Квартет» ключевая фигура гитариста в белой одежде, п. которого смотрят другие персонажи, обращена к зрителю спиной.

Музыка. произведения нем. композитора Иоганна Себастьяна Баха- работал во многих муз. жанрах. Был искус­ным органистом. В Кётене Б. писал сюиты и со­наты для разл. инструментов, поскольку они нрави­лись местному князю. В Лейпциге он был обязан писать новую кантату к каждой воскресной церк. службе (265 кантат). Создал знаме­нитую Мессу си минор.

Век Просвещения. - широкое общ. и культ. движе­ние в странах Европы и Америки, направл. на умственное и нравственное развитие личности, гума­низацию всех сторон общ. жизни. Пр. связано с распростр. новых идей и ценностей, кот. свидетельствовали о глубокой пере­мене в представ-х европейцев об окруж. мире и о самих себе. Именно разномыслие просве­тителей, объединенных общими целями и идеалами, послу­жило предпосылкой исключительной плодотворности их теоретической и научной деятельности. Пр. возникло в Англии в кон. XVII в. В на­ч. XVIII в. распространилось в соседние страны — в Шотландию, во Францию. - страны Юж. и Вост. Европы, Россию, Америку.

Цели Просвещения. просветители признавали образование, передачу знаний от человека к человеку одной из своих целей и важ­нейшей общ. ценностью. Новаторство Пр. проявилось в расшир. охвата образованием широких слоев населения. Просвеще­ние — это время талантливых самоучек — выходцев из народа, кот. благодоря самообразованию, проявили себя во многих сферах интеллект. деят-ти. Просвещение изменило отношение общества к образо­ванию и науке. Общество осознало, что образование и наука являются важнейшими источниками процветания и могущества гос-ва. Изменилось и представление об обществ. благе. Его уже не отождествляли исключительно с интересами правящей династии, официальной церкви, даже гос-ва. Просветители не разделяли сословных предрассудков родовой знати, хотя некоторые из них и гордились древней родословной.

Нравственная философия. Поскольку все их помыслы были связаны с положением людей, личности в обществе, их занимал вопрос о природе человека: плох он или хорош изначально? Поэтому из всех разделов фило­софских наук Просвещение в особенности способствовало развитию нравственной, или этической, философии.

По вопросу о природе человека мнения просветителей нередко расходились. Англ. философ Томас Гоббс полагал, что человек от природы зол и порочен, лишь суровые законы гос-ва способны обуздать разрушит. инстинкты людей.

Иного мнения придерживался франц. мыслитель Жан-Жак Руссо. Он утверждал, что от природы люди доб­ры и миролюбивы. В том, что они проявляют отнюдь не лучшие качества, повинна цивилизация, в основе которой лежит частная собственность. Гос-во, законы кот. защищают собственность, лишь способствуют порче нравов.

Попыткой разрешить противоречие между этими край­ними взглядами явилось появление так называемой утили­тарной (полезной) морали, кот. разрабатывали многие философы. Согласно утилитарной морали, не бывает абсо­лютного добра или зла. Добро — это то, что доставляет человеку пользу или удовольствие, а зло — соответствен­но вред и боль. Равным образом и поступки людей не бывают однозначно плохими и хорошими. Вопрос заклю­чается в том, идут ли они на благо обществу или нет.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...