Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учёт операций по восстановлению основных средств




Восстановление основных средств может осуществляться посредством модернизации и реконструкции основных средств, а также ремонта.

В результате модернизации происходит улучшение нормативных показателей функционирования основного средства (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.).

Под реконструкцией действующего предприятия понимается переустройство действующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико–экономического уровня на основе достижений научно–технического прогресса и осуществляемое по комплексному проекту на реконструкцию предприятия в целом в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды.

Затраты на модернизацию и реконструкцию в случае, если происходит улучшение технических характеристик основного средства, могут списываться на увеличение первоначальной стоимости объекта. Дт 01 Кт 08. Если же произведённые работы не улучшили технические характеристики, то затраты списываются в дебет счёта 91 "Прочие доходы и расходы". Дт 91–2 Кт 08.

Восстановление основных средств может производиться посредством ремонта (текущего, среднего и капитального). Под расходами на проведение ремонта понимают стоимость работ по поддержанию объектов основных средств в рабочем состоянии в течение срока их полезного использования, не приводящих к улучшению ранее принятых нормативных показателей функционирования.

Перед ремонтом основные средства обследуются представителями инженерно–технического персонала. Материалы предварительного обследования и предложения об объёмах и продолжительности намеченных работ передаются руководителю организации. Для всестороннего обследования объекта работ руководитель назначает комиссию, в которую, как правило, входят представители инженерно–технического персонала и другие лица, включаемые в комиссию по усмотрению руководителя.

Комиссия составляет акт технического обследования объекта, который содержит выводы о характере и объёме работ на объекте. К нему может прилагаться перечень дефектов основных конструктивных элементов или акт о выявленных дефектах оборудования по форме № ОС–16.

 Указанные документы утверждаются руководителем и направляются в отдел капитального ремонта или отдел капитального строительства. На основе полученной технической документации этими отделами составляется проект и график организации работ, а также необходимая сметно–техническая документация. Если ремонт проводит специализированная организация, с ней заключается договор подряда.

При проведении вышеуказанных работ, как правило, используется большое количество материалов. Если это материалы организации, то при осуществлении работ хозяйственным способом (т.е. непосредственно силами организации) материалы выдаются по первичным учётным документам утверждённых форм (требованиям на отпуск, расходным накладным, лимитно–заборным картам).

При подрядном способе выполнения работ (т.е. силами сторонней организации) материалы передаются подрядчику по приёмно–сдаточному акту или накладным, которые подписываются двумя сторонами. После завершения работ двусторонняя комиссия с участием заказчика и подрядчика подписывает акт выполненных работ и акт приёмки–сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов по форме № ОС–3.

В бухгалтерском учёте возможны следующие варианты отражения хозяйственных операций, связанных с ремонтом ОС:

1) включение фактических затрат на ремонт основных средств в себестоимость продукции (работ, услуг) по мере осуществления работ, связанных с ремонтом;

2) образование резерва расходов на ремонт основных средств в целях равномерного включения затрат на проведение ремонта в себестоимость продукции (работ, услуг);

3) отнесение фактических затрат на проведение затрат на счёт учёта расходов будущих периодов с равномерным их включением в себестоимость продукции (работ, услуг).

Выбранный организацией вариант должен быть закреплён в учётной политике.

Учёт текущей аренды

Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в результате заключения и исполнения договора аренды, является Гражданский кодекс РФ.

Основой арендных отношений является договор аренды, который заключается в письменной форме и носит возмездный характер и в котором указываются соответствующие данные, позволяющие установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды, срок аренды, размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества, и другие условия аренды. Очень важно указать в договоре, кто (арендодатель или арендатор) и какие расходы принимает на себя, за счёт каких средств они будут произведены.

В настоящее время действует Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997г.        № 122–ФЗ, в соответствии с которым право аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Как следует из договора аренды, имущество передаётся во временное владение и пользование. При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учётом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Приводимая в договоре аренды норма, в части обязанностей сторон по содержанию арендованного имущества, обязательна для решения вопроса о том, кто будет осуществлять ремонт объектов, переданных в аренду. Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что обязанность по проведению капитального ремонта переданного в аренду имущества лежит на арендодателе. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счёт текущий ремонт и нести соответствующие расходы на содержание имущества. В настоящее время, когда стерлись границы между капитальным и другими видами ремонта, на практике всё чаще встречаются случаи проведения всех видов ремонта арендатором.

В соответствии с действующим законодательством принято различать следующие виды аренды:

1) аренда отдельных объектов ОС, в том числе и таких, по которым предусматривается выкуп по степени или до истечения действия договора (текущая аренда);

2) аренда предприятия как имущественного комплекса в целом;

3) финансовая аренда (лизинг).

При текущей аренде объекты основных средств являются собственностью арендодателя (если предусматривается выкуп отдельных объектов основных средств, то до момента выкупа).

Бухгалтерский учёт операций по договору аренды должен обеспечивать выполнение следующих задач:

1) правильное документальное оформление арендных операций;

2) полное и своевременное отражение арендных обязательств;

3) своевременное осуществление расчётов по арендным обязательствам;

4) правильное возмещение расходов, связанных с содержанием арендованного имущества;

5) формирование достоверной информации о капитальных вложениях в арендованное имущество;

6) правильное определение затрат, связанных с ремонтом арендованного имущества;

7) выявление финансового результат от арендованных операций;

8) обеспечение контроля за сохранностью арендованного имущества, а также соблюдения правового режима использования арендованного имущества;

9) полное и достоверное раскрытие информации об арендованном имуществе и арендных обязательствах в бухгалтерской отчётности.

Согласно договору текущей аренды арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. При этом действующим законодательством не предусматриваются ограничения в размере арендной платы. Если в договоре аренды условия о размере арендной платы отсутствуют, то он считается незаключённым.

В связи с временным отвлечением объектов основных средств, являющихся собственностью арендодателя и переданных в аренду, амортизационные отчисления производятся арендодателем.

Порядок включения амортизационных отчислений в состав затрат или в состав прочих расходов зависит от того, каким образом производится формирование информации о доходах организации–арендодателя.

Так, с введением в действие с 1 января 2000 г. ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 формирование информации о доходах осуществляется в зависимости от того, является предоставление имущества за плату во временное пользование (временное владение и пользование) в соответствии с договором аренды предметом деятельности организации или не является таковым.

Иными словами, выручкой организации, предоставившей объекты основных средств по договору аренды, считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (арендная плата). Доходы, получаемые организацией–арендодателем от предоставления объектов основных средств по договору аренды, когда это не является предметом деятельности организации, относится к прочим доходам.

По аналогии с формированием информации о доходах формируется информация о расходах, т.е. в зависимости от того, является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) объектов основных средств предметов деятельности организации или не является таковым. В первом случае все затраты, связанные с оказанием услуг по предоставлению объектов ОС в аренду, арендодатель отражает на счёте 20 "Основное производство". Расходы, осуществление которых связано с предоставлением объектов ОС по договору аренды, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к прочим расходам и учитываются на счёте 91 "Прочие доходы и расходы".

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учёту "Расходы организации" расходами считается возмещение стоимости ОС, осуществляемое в виде амортизационных отчислений. Как уже отмечалось, амортизационные отчисления отражаются по дебету счетов учёта затрат на производство или счёта учёта прочих расходов в корреспонденции с кредитом счёта учёта амортизации основных средств.

Объекты основных средств, переданные в аренду (в аренду могут передаваться и отдельные части объекта), учитываются арендодателем в общеустановленном порядке на счёте 01 "Основные средства" с выделением а аналитическом учёте. Итак, в зависимости от того, является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) объектов ОС предметом деятельности организации или не является, арендодатель отражает сумму начисленной амортизации (исключая объекты, по которым амортизация не начисляется) по дебету счёта 20 "Основное производство" или "Прочих расходов" в корреспонденции с кредитом счёта 02 "Амортизация основных средств". При передаче в аренду объектов ОС производится запись по дебету субсчёта "Основные средства, переданные в аренду" в корреспонденции с кредитом субсчёта "Собственные основные средства" к счёту 01 "Основные средства".










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...