Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ рассказа, составленного по выкладке.




В Мозартике составление рассказа является одной из немаловажных частей диагностики, поскольку его анализ предоставляет дополнительную информацию о личности выкладывающего.

При анализе рассказа прежде всего следует обратить внимание на наличие смысловой завершенности текста, описание главного героя, сюжетной линии, используемые для описания слова и словосочетания. Подобный анализ дает возможность определить преобладающий тип мышления, отношение человека к себе, уровень развития воображения, интровертированность или экстравертированность. Какой тип интро/экстравертированности соответствует автору.

 

Критерий\возраст Дошкольный возраст. Младший школьный возраст. Подростковый возраст.
Сюжетная линия и смысловая завершенность текста. В дошкольном возрасте ведущим типом деятельности является – игровая деятельность, которая активно способствует развитию воображения у ребенка. Наличие сюжетной линии и смысловой завершенности свидетельствует о нормальном развитии воображения.

В этом возрасте наличие обозначенных нами критериев (значительная их выраженность) может свидетельствовать о нормальном развитии ребенка на предыдущем этапе развития, а => нормальном формировании словестно-логического мышления, внимания, восприятия, наблюдательности. Если же наблюдается бедность рассказа событиями и сюжетами, часто повторяющимися словестными конструкциями, то это может свидетельствовать о скудном словарном запасе, что в дальнейшем негативно отразится на развитие основных познавательных процессов.

Четкое построение сюжетной линии (выделение определенных этапов, четкое выстраивание границ и максимальная приближенность к реальным событиям) и смысловой завершенности рассказа в данном возрасте свидетельствует о развитии в норме абстрактно-логического мышления, но слабом развитии воображения ребенка.
Описание главного действующего лица/образа. Данный критерий свидетельствует о развитии в норме наглядно-образного мышления. Ребенок может давать множество красочных описаний, но в большинстве своем они взяты из реальной жизни или недавно услышанных/увиденных сказок, мультфильмов, рассказов. Рассматривая описание главного героя прежде всего стоит обратить внимание на описание деталей. Если все описание максимально опосредовано логикой рассуждений, базируется на основе каких-либо образов и представлений, почерпнутых из реальных источников, то это может свидетельствовать о чрезмерном развитии логической составляющей мышления и таких ее видов как: дискурсивное, наглядное, репродуктивное мышление. Если же наоборот ребенок руководствуется непосредственными чувственными восприятиями, основанными на творческом воображении и оперирует отвлеченными знаковыми структурами, то подобное свидетельствует о развитии больше абстрактной составляющей мышления и непосредственно таких ее видов как: интуитивное, продуктивное, вербальное мышление.

*за основу взята периодизация Д.Б. Эльконина.

 

Так же при анализе текста стоит обратить внимание на его описательную составляющую, что поможет определиться с типом личности автора. Подобный анализ можно провести по следующим критериям:

ü Перечисление фактов, событий, предметов – мыслительный экстраверт.

ü Описание органического мира( деревьев, животных, людей) – мыслительный интроверт.

ü Описание пейзажей, природных стихий – сенсорный экстраверт.

ü Описание болезненного состояния организма – сенсорный интроверт.

ü Описание узоров, украшений, цветов – эмоциональный экстраверт.

ü Проявление фантазии, воображения, метафоричности – эмоциональный интроверт.

ü Описание движения – интуитивный экстраверт.

ü Описание застывших форм, состояния покоя – интуитивный интроверт.

Лучше всего попросить ребенка самого написать/составить рассказ, но если такая возможность отсутствует, то психолог может сам записать его. В таком случае стоит больше обращать внимания на перечисляемые детали. Так же для фиксации результатов рекомендуется использование бланка для регистрации (приложение 1).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 454.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...