Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура занятия по Мозартике.




Казённое учреждение Воронежской области

«Богучарский детский дом-школа имени М.А.Шолохова»

Служба по устройству детей в семью.

«Дорога к счастью»

Методическая разработка программы по

Сопровождению замещающих семей

«Витражи»

Автор: Педагог-психолог

Медведева Н.Н.

г. Богучар, 2016 г.

Автономная некоммерческая организация «Развивающие и реабилитационные игровые программы «Мозартика»

 

 

Исх. № 01/02/16

 От 15.02.2016

Рецензия на работу:

Методическая разработка программы

по сопровождению замещающих семей «Витражи»

Автор:педагог-психолог Н. Н. Медведева,

Место работы:Служба по устройству детей в семью «Дорога к счастью», Казённое учреждение Воронежской области

«Богучарский детский дом-школа имени М. А. Шолохова»

1. Первое достоинство этой работы, которое сразу бросается в глаза, - это профессиональная и обоснованная постановка задачи, как говорят физики, это уже половина решения, а то и больше. Действительно, игровые композиции, которые выкладываются при работе с «Витражами», можно в целях диагностики оценивать с точки зрения определённой системы параметров оценки, но этой системы пока нет, и автор сделал в этой работе попытку такую систему построить.Также автор ставила задачу корреляции диагностических выводов при работе с «Витражами» с результатами применения других диагностических методик.

2. Автор совершенно правильно пришла к выводам, что в этой системе должны учитываться такие категории, как цвета, цветовые соотношения, геометрические формы, расположение элементов, наличие сюжета, вербальная форма описания построенной картины (рассказ), ход самого процесса построения (фиксируется на видео или наблюдается специалистом). Со всеми этими категориями проективная психология в принципе работает давно, что делает построение такой оценочной диагностической системы параметров в принципе возможным. Автор сразу отмечает, что это не будет жёсткая алгоритмическая система с табличным перечнем значений, эта система будет ориентировать специалиста, работающего с «Витражами», на понимание композиций.

3. Получилась ли такая система? Насколько успешной была эта попытка? Чтоб ответить на этот вопрос, надо сначала понять, какую сложную задачу поставила перед собой молодой специалист. Дело в том, что «Витражи» получили своё цветовое и геометрическое воплощение не от психологии, т.е. с освоенной территории, а от искусства, в котором свои ориентиры и значения. Хотя сейчас делается много попыток со стороны психологии заходить в искусство и со стороны искусства заходить в психологию, пока нет какого-то чёткого моста соответствий, поля корреляций и даже какой-то ясной сферы взаимодействия. Здесь скорее «кто в лес, кто по дрова».

4. Именно в этих условиях автор попыталась пойти вдумчивым аналитическим путём - имея выборку построенных композиций и данных из других диагностических источников, увидеть некие общие моменты в построенных композициях и распределить их по группам. Наблюдение было проведено очень внимательно и очень вдумчиво. Также можно похвалить серьёзный анализ результатов. Но пока ещё я так и не ответила на вопрос, получилась ли та система, разработать которую пыталась молодой специалист?

5. Скажу сразу - получился только эскиз этой системы. Но за этот эскиз я - как автор-разработчик, как человек, видевший тысячи построенных композиций в «Витражах» - ставлю по пятибалльной системе оценок оценку «шесть». И эту оценку я могу обосновать.

6. Автор, будучи молодым специалистом, вышла на позицию, на которую зачастую не могут выйти психологи с опытом: при использовании «Витражей» прежде всего надо понять картину, понять автора, а не увидеть проблему. Это связано с тем, что «Витражи» - не проективный тест. Это некий универсальный образный язык, на котором каждый человек может интуитивно, не рассуждая и оценивая, в комфортной метафоричной форме рассказать о том, что его волнует, и одновременно ресурс социокультурного опыта человечества, помогающий через метафоры, образы и ассоциации расширить диапазон позитивно-созидательного личностного поиска. Т.е. построенная картина - это не набор ответов на интересующие нас вопросы, а рассказ человека о себе и своих исканиях, в том числе исканиях и с помощью этого ресурса. Это очень важный момент.

7. Исходя именно из этого понимания, к которому она пришла в результате своего исследования, автор в итоге вышла на гораздо более сложную и многогранную задачу, без решения которой не построишь искомую систему. Решение такой задачи - это реально диссертационная работа, и, скорее всего, не одна. Потенциал молодого специалиста, и профессиональный, и исследовательский, и мотивационный, позволяет предположить, что автор в будущем, расширив круг используемых выборок и в сотрудничестве со специалистами, имеющими архивы выборок по различным категориям клиентов, привлекая дополнительные теоретические источники, сможет превратить эскиз системы в систему.

8. Можно ли пользоваться результатами автора уже сейчас, только имея перед собой эту разработку? Если понимать особенности и ограничения выборки, которая была у автора, а эти особенности и ограничения связаны с определённым кругом психологической и социальной проблематики, то можно. Дети и подростки со схожими социальными ситуациями, уровнем и полем культурного развития, похожими психологическими проблемами, при построении картин в «Витражах», имеют сходные ассоциативно-образные пространства, локальными проекциями, которых и являются построенные картины. В другом социальном слое, в другой возрастной категории, в другом этнокультурном пласте надо уже коррелировать полученные закономерности и понимать, для каких картин они не будут работать.

9. В заключение мне бы хотелось поздравить Службу по устройству детей в семью «Дорога к счастью» Казённого учреждения Воронежской области «Богучарский детский дом-школа имени М. А. Шолохова» с тем, что в лице молодого специалиста педагога-психолога Натальи Медведевой Служба получила и вдумчивого практика, и талантливого исследователя, с которым я как автор Мозартики надеюсь сотрудничать в дальнейшем.

 

Ген. дир. АНО РиРИП «Мозартика», главный разработчик «Мозартики»

Полина Руссавская

 



Содержание.

1. Введение. Стр. 5
2. Структура занятия. Стр. 6 - 9
3. Интерпретация результатов. Стр. 10
  Интерпретация по цветовой гамме. Стр. 10 - 13
  Интерпретация по форме фигур. Стр. 13- 14
  Интерпретация возможных сюжетов выкладок. Стр. 14 - 17
  Интерпретация по расположению выкладки на поле. Стр. 17 - 18
  Анализ рассказа, составленный по выкладке. Стр. 18 - 20
  Анализ фото и видео материала. Стр. 20 - 22
4. Рекомендации по проведению занятий с детьми и их родителями. Стр. 23 - 24
5. Заключение. Стр. 25
6. Приложение Стр. 26
7. Список литературы Стр. 27
     
     
     

Введение.

Мозартика – новая игровая технология, представляющая собой синтез игротерапии, арт-терапии и психоанализа и обладающая значительным развивающим и реабилитационным потенциалом[1].

Мозартика может использоваться в нескольких направлениях: диагностическом (индивидуальная и групповая диагностика), развивающем (способствующем развитию личности, мышления, восприятия, воображение), коррекционном (коррекция страхов, тревожности, личностных проблем, проблем межличностного взаимодействия), взаимодействие детей и родителей.

Существует 8 различных видов Мозартики: Витражи, Дорога в космос (Космос-1, Космос-2 ), Русское Чудо, Усадьба, Туманы, Подмосковный городок, Павлин и Чудо-дерево.Каждый набор имеет свои особенности. В этой методичке подробно будет рассмотрен набор «Витражи».

Витражи – набор используется в виде настольной игры, которая позволяет играющему построить динамическую цветовую модель своего внутреннего эмоционального состояния и настроения [2].

В комплект «Витражи» входят:10 игровых прямоугольных полей, каждое из которых имеет свою определённую гамму из 4-х цветов и изображение в виде конструкции из цветных геометрических фигур с ярко выраженными границами и наличием свободных белых участков плоскости, для разграничения цветных фигур и свободных белых участков используются золотой и серебряный цвета. Поля можно комбинировать друг с другом различными способами, особенно если играют несколько человек. Первичная задача игрового поля – быть стартовой ассоциативной площадкой, вторичная – быть фоном, пространством для построения игровой композиции.

Примерно 1000 фигурок различных цветов, позволяющих создать и гармоничную, и контрастную, и комбинированную по от-ношению к цветовой гамме выбранного игрового поля композицию, примерно по 100 каждого из 11-ти цветов: лимонно-жёлтый, золотисто-жёлтый, оранжевый, красный, тёплый розовый, сиреневый, тёмно-синий, голубой, изумрудный, травяной зелёный, зелёный «майская зелень». Используются круговые, прямоугольные и треугольные геометрические формы. 

Данный набор помогает эффективно и интересно организовать взаимодействие педагога с ребенком. Дает возможность ему открыться с новой стороны без стеснения,лучше узнать свою личность, обсудить и решить возникающие внутренние конфликты путем проекции их образов в реальный мир. Эта игра помогает в развитии необходимых базовых знаний для самых маленьких,корректирует нарушения детей с задержками в развитии.

В методическом пособии приводятся рекомендации по построению структуры занятий и советы по интерпретации полученных результатов.



Структура занятия по Мозартике.

Немаловажным этапом в работе является организация и проведение занятий. Предугадать ход занятия довольно сложно,поскольку каждое занятие проходит индивидуально, с учетом возрастных, личностных и темпераментальных особенностей каждого ребенка. Но можно выделить общие план структуры занятия. Занятия Мозартикой бывают двух видов: индивидуальные и групповые. Индивидуальные занятия помогают лучше узнать личность ребенка, дают возможность  открыться ему самому без страхов и ограничений. Ниже приводится краткий план построения индивидуальных занятий.

Диагностическое занятие (индивидуальное).

I этап – ознакомительный.

Ребенку предлагается набор «Витраж», дается возможность познакомиться с цветовой гаммой, с деталями набора, рассмотреть поля.

II этап – построение.

Ребенку предлагают выбрать одно или несколько полей для работы.Даются две инструкции последовательно. Первая инструкция: «На поле необходимо выложить свой образ/то, как представляешь себя и свое состояние на данный момент». После первой выкладки дается вторая инструкция: «Вам на поле предлагается выложить свой образ/то, как представляешь себя и свое состояние в будущем». На выкладку дается по времени 15-20 минут. После окончания второй выкладки ребенку предлагается составить рассказ о выложенном сюжете. Сам процесс составления выкладки рекомендуется снимать на видеокамеру. По окончанию выкладки необходимо ее сфотографировать.

III этап – фиксация и интерпретация.

Интерпретация полученного результата производится по фото и видео материалу, отснятому во время диагностики. Дополнительная интерпретация производится по составленному рассказу.

 

Помимо индивидуальной диагностики, Мозартика является хорошим методом диагностики внутригруппового взаимодействия, поскольку наглядно позволяет выявить скрытых и фактических лидеров группы, аутсайдеров или членов группы, не заинтересованных во взаимодействии с остальными. Данный аспект диагностики так же является немаловажным, так как знание ролей и понимание возможностей позволяет грамотно распределить задание и добиться наибольшей эффективности в его выполнении.

Диагностическое занятие(групповое).

I этап – ознакомительный.

Группе детей предлагается набор «Витраж», дается возможность познакомиться с цветовой гаммой, с деталями набора, рассмотреть поля.

II этап – построение.

Группе предлагается выбрать несколько полей для работы. Дается инструкция «Вам на полях предлагается совместно выложить образ группы, то как вы ее видите в деталях». На выкладку дается 25-30 минут.Сам процесс составления выкладки обязательно необходимо снимать на видеокамеру. По окончанию выкладки необходимо ее сфотографировать.

III этап – фиксация и интерпретация.

Интерпретация полученного результата производится по фото и видео материалу. Дополнительная интерпретация производится по составленному рассказу. Анализ особенностей внутригруппового взаимодействия производится по отснятому видеоматериалу.

 

Мозартика подходит и для диагностики детско-родительских отношений. При составлении композиции можно проследить какой тип воспитания и взаимодействия преобладает в семье, насколько доверительные и открытые отношения между членами семьи.

Диагностическое занятие для ребенка и родителя.

I этап – ознакомительный.

Семье предлагается познакомиться с набором Мозартики: цветовой гаммой, деталями, полями.

II этап – построение.

Родителю и ребенку предлагается совместно выбрать поле и дается задание выложить образ семьи, составить маленький рассказ/описание о своей семье в соответствии с получившейся выкладкой.

III этап – фиксация и интерпретация.

Интерпретация полученного результата производится по фото и видео материалу. Дополнительная интерпретация производится по составленному рассказу. Анализ особенностей семейного взаимодействия производится по отснятому видео материалу.

 

«Витражи» подходит для проведения коррекционных мероприятий. При помощи данного набора можно работать с разными возрастными категориями и разными проблемами. Например, занятия для детей с задержкой психического развития целесообразно начинать проводить с ознакомления со всей цветовой гаммой набора, формами фигур, возможностью их пространственного расположения, созданием реальных (визуальных образов) при помощи символов. При работе с детками дошкольного и школьного возраста помимо вышеперечисленного следующим этапом работы может стать развитие наглядно-образного мышления. Занятия с подростками дают им возможность более глубокого познания собственной личности, а также возможность спроецировать в реальность обострившиеся проблемы, на озвучивание которых у ребенка не всегда хватит смелости.

Коррекционное занятие.

I этап – построение.

Ребенку предлагают набор «Витражи». Ему предлагают выбрать одно или несколько полей для работы. Дается инструкция в зависимости от целей коррекционного занятия:

- при занятии с детьми с задержкой психического развития дается инструкция на выкладывание образов в виде реально существующих объектов. Такой тип задания позволяет детям развивать пространственное восприятие, представление, предметно-действенное мышление, наглядно-образное мышление.

- при занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста дается инструкция к выкладыванию вначале цикла занятий реальных образов, а в процессе продолжения цикла занятий воображаемых образов. Такой тип заданий позволяет детям развивать воображение, пространственное восприятие, представление, предметно-действенное мышление, наглядно-образное мышление.

- при занятиях с подростками дается задание в зависимости от заявленной проблемы.

- при занятии с детьми и родителями проводится общая ознакомительная лекция по навыкам общения, даются рекомендации навыков активного слушания, способы эффективного разрешения конфликтов. После проводится занятие по Мозартике, в качестве закрепления приобретенных навыков и способа их реализовать на практике. Семье предлагается выложить образ будущего семьи, то как оно изменится после занятий.

На выкладку дается по времени 15-20 минут. После окончания выкладки ребенку предлагается составить рассказ о выложенном сюжете. Сам процесс составления выкладки рекомендуется снимать на видеокамеру. По окончанию выкладки необходимо ее сфотографировать.

II этап – фиксация и интерпретация.

Интерпретация полученного результата производится по фото и видео материалу, отснятому во время занятия. Дополнительная интерпретация производится по составленному рассказу, с учетом уже известных особенностей ребенка.


Интерпретация «Витражи».

Одним из важных этапов в работе с Мозартикой является интерпретация полученных результатов. Интерпретация выкладки производится по нескольким критериям:

- цветовая гамма.

- форма фигур.

- общая характеристика самой выкладки(сюжет, положение)

- анализ составленного рассказа/описания выкладки.

- фото и видео материалы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 1125.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...