Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глоссарий по дисциплине «Социальная психология»




Агрессия(Aggression).Физическое или вербальное поведение, цель которого – причинение вреда кому-либо. В лабораторных экспериментах агрессивность проявляется в причинении физической боли (удар электрическим током) или в высказываниях, оскорбительных для того, в чей адрес они направлены. Согласно этому социально-психологическому определению, человек может быть социально настойчивым, но совершенно не агрессивным.

Альтруизм(Altruism).Готовность к оказанию бескорыстной помощи без оглядки на собственные эгоистические интересы.

Арбитраж(Arbitration).Разрешение конфликта при участии третьей, нейтральной, стороны, изучающей позиции и интересы обеих сторон и принимающей решение, которое они обязаны выполнять.

Атрибуция каузальная (от лат. causa – причина и attribuo – придаю, наделяю) – интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Аттракция (от лат. attrahere - привлекать, притягивать) - понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

Аутгруппа(Outgroup).Представители какой-либо чужой группы («они»), которые воспринимаются как существенно отличающиеся от «своих».

Бихевиоральное подтверждение(Behavioral confirmation).Тип самореализующихся прогнозов, отличающийся тем, что социальные ожидания людей заставляют их вести себя таким образом, что оправдываются ожидания окружающих, связанные с ними.

Близость территориальная(Proximity).Территориальная близость (более точный термин – «функциональное расстояние») – очень надежный прогностический параметр взаимной симпатии людей.

Боязнь оценки(Evaluation apprehension).Неравнодушие к тому, как нас оценивают окружающие.

Бытовой реализм (Mundane realism).Степень внешнего соответствия эксперимента реальным житейским ситуациям.

Взаимность самораскрытия(Disclosure reciprocity).Соответствие искренности и откровенности одного собеседника искренности и откровенности другого.

Взаимодействие(Interaction).Влияние, которое оказывает один фактор (например, биологический) на другой (например, на окружающую среду).

Взаимодополнительность(Complementarity).Распространенная точка зрения на взаимоотношения двух людей, согласно которой каждый из них ищет в другом то, чего нет у него самого. Спорная гипотеза взаимодополнительности исходит из того, что «противоположности притягиваются» и дополняют друг друга.

Внутригрупповая пристрастность(Ingroup bias).Склонность к необъективной оценке собственной группы.

Возможные Я(Possible selves).Образы, которым мы хотели бы или боимся соответствовать в будущем.

Враждебная агрессия(Hostile aggression).Агрессия, являющаяся следствием злости и совершаемая для её демонстрации (также называется аффективной агрессией).

Выделение подтипов(Subtyping).Выделение в отдельную группу индивидов, не соответствующих нашим стереотипным представлениям о той большой группе, к которой они принадлежат (например, «чернокожие представители среднего класса», «женщины-феминистки» и т. д.). Выделяя подтипы, мы защищаем свои предвзятые мнения.

Гендер(Gender).В психологии – биологические или социальные характеристики, с помощью которых людей определяют как мужчин и женщин. Поскольку «пол» является биологической категорией, социальные психологи иногда говорят о биологически обусловленных различиях между мужчинами и женщинами как о «половых различиях».

Гендерная роль(Gender role).Поведенческие ожидания (нормы), которые окружающие связывают с мужчинами и с женщинами.

Гипотеза(Hypothesis).Подлежащее экспериментальной проверке предположение о возможном существовании связи между разными событиями.

Группа(Group).Два человека (или более), которые взаимодействуют друг с другом дольше, чем несколько мгновений, влияют друг на друга и воспринимают себя как «мы».

Групповая поляризация(Group polarization).Вызванное группой усиление тенденций, ранее присущих её членам; не раскол, а усиление средней тенденции членов группы.

Двухступенчатый коммуникационный поток(Two-step flow of communication). Распространенный способ реализации влияния средств массовой информации, отличающийся тем, что проводниками этого влияния в массы становятся так называемые «лидеры мнения», которые в дальнейшем влияют на остальных.

Деиндивидуализация(Deindividuation).Утрата самоосознания и способности оценивать происходящее; имеет место в групповых ситуациях, предполагающих быструю реакцию как на «хорошие» групповые нормы, так и на «плохие».

Депрессивный реализм(Depressive realism).Склонность людей, пребывающих в состоянии несильной депрессии, к объективным суждениям, атрибуциям и прогнозам, а не к предрасположенности в пользу своего Я.

Депривация (от англ. deprivation – лишение, отнятие) – ощущение острого дефицита, отсутствия материальных и духовных ресурсов, необходимых для полноценного развития индивида.

Дискриминация(Discrimination).Ничем не оправданное негативное отношение к какой-либо группе или к её членам.

Доверие к источнику информации(Credibility).Убедительность. Коммуникатор, вызывающий доверие, воспринимается и как специалист, и как человек, на мнение которого можно положиться.

Доступность эвристики(Availability heuristic).Эффективный, но часто ошибочный способ оценки вероятности событий с точки зрения их доступности в памяти. Если примеры чего-либо быстро приходят на ум, мы делаем вывод о том, что это – типичный случай.

Дуалистическая система установок(Dual attitudes).Сосуществование разных имплицитных (автоматических) иэксплицитных (сознательно контролируемых) установок относительно одного и того же объекта. Вербализованные эксплицитные установки изменяются под влиянием просвещения и убеждения; имплицитные установки медленно трансформируются в результате практического опыта, формирующего новые привычки.

Зависимая переменная(Dependent variable).Измеряемая переменная, названная так потому, что она может зависеть от переменной, которой манипулирует экспериментатор.

Замещение(Displacement).Агрессивные действия индивида в отношении объекта, непричастного к его фрустрации. Как правило, таким «без вины виноватым» становится тот, кто менее опасен для индивида, или тот, кто имеет более низкий социальный статус.

Заражение ‒ 1) процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида (человека или животного) другому на психофизиологическом уровне контакта помимо или дополнительно к собственно смысловому воздействию; 2) способ влияния, основывающийся на общем переживании большой массы людей одних и тех же эмоций.

Зеркальное восприятие(Mirror-image perception).Представления участников конфликта друг о друге. Например, каждый из них может считать самого себя порядочным человеком, который стремится к согласию, а другого – «дьяволом во плоти» и агрессором.

Идентификация – 1) Уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (напр. родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. 2) Идентификация групповая – отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и ценностей, осознание себя как члена этой группы или общности.

Идентификация внутригрупповая – возникающая в совместной деятельности форма гуманных отношений, при которой переживания одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие их собственную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих воздействий.

Иллюзия контроля(Illusion of control).Ошибочное восприятие неконтролируемых событий либо как подлежащих собственному контролю, либо как более контролируемых, чем они есть на самом деле.

Иллюзорная взаимосвязь(Illusory correlation).(1). Восприятие взаимосвязи событий там, где такая связь отсутствует, или восприятие более тесной связи, чем есть на самом деле. (2). Ложное впечатление о существовании корреляции между двумя переменными.

Импритинг(англ. imprint – запечатлевать, оставлять след) – специфическая форма научения у новорожденных высших позвоночных, при котором в их памяти автоматически фиксируются отличительные признаки поведения первых увиденных ими внешних объектов (чаще всего родительских особей, выступающих одновременно носителями типичных признаков вида, братьев и сестер, пищевых объектов, в том числе животных - жертв, и др.).

Ингибиция социальная (от лат. inhibere – сдерживать, останавливать) – ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, как реальных так и воображаемых.

Инграциация(Ingratiation).Использование стратегий, например лести, предназначенных для того, чтобы завоевать чье-либо расположение.

Ингруппа(Ingroup).Люди, связанные между собой чувством «мы», ощущением принадлежности к одной группе и общей для всех идентификацией.

Индивидуализм(Individualism).Система ценностей, в которой приоритет принадлежит личным целям человека, а не целям группы, а самоидентификация осуществляется скорее с позиции личных атрибуций, а не отождествлением себя с группой.

Инстинктивное поведение(Instinctive behavior).Врожденная, не являющаяся результатом научения модель поведения, присущая всем представителям данного биологического вида.

Институт социализации – социальная группа, в которой личность усваивает социальное влияние, приобщается к системам норм и ценностей, выступающая транслятором социального опыта и в которой личность воспроизводит усвоенное ранее социальное влияние и систему социальных связей.

Инструментальная агрессия(Instrumental aggression).Агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо иной цели.

Интегральное соглашение(Integrative agreement).Соглашение, учитывающие интересы обеих сторон к их обоюдной выгоде. Кратко его суть может быть сформулирована так: «я выиграл – ты выиграл».

Информационное влияние(Informational influence).Конформизм, являющийся следствием согласия с мнением других людей на основании представленных доказательств.

Канал коммуникации(Channel of communication).Способ передачи информации – личная беседа, письмо, аудио- или видеозапись или любой другой.

Катарсис(Catharsis).Эмоциональная разрядка. Согласно катартическому пониманию агрессии, уровень агрессивности снижается, когда человек «сбрасывает» агрессивную энергию, либо совершая реальные агрессивные поступки, либо представляя их в своем воображении.

Когнитивная сложность – психологическая характеристика познавательной (когнитивной) сферы человека, отражает степень категориальной расчлененности (дифференцированности) сознания индивида, которая способствует избирательной сортировке впечатлений о действительности, опосредствующей его деятельность.

Когнитивный диссонанс(Cognitive dissonance).Напряжение, возникающее у человека, осознающего несовместимость одновременного сосуществования двух позиций. Например, когнитивный диссонанс может возникнуть, когда мы осознаем, что без достаточных на то оснований действовали вразрез со своими установками или приняли решение в пользу одной альтернативы, хотя логичнее было бы отдать предпочтение другой.

Коллективизм(Collectivism).Система нравственных ценностей, в которой приоритет принадлежит целям группы (обычно в качестве такой группы выступает семья в широком смысле этого слова или группа на производстве); самоидентификация человека происходит в соответствии с этим подходом.

Контакты равного статуса(Equal-status contact).Контакты на основе равенства. Подобно тому как отношения между людьми, принадлежащими к разным слоям общества, формируют установки, соответствующие этим отношениям, так и отношения «на равных» формируют установки, соответствующие этим отношениям. Следовательно, межрасовые контакты между людьми равного статуса благоприятствуют изживанию расовых предрассудков.

Контент-анализ – метод социальной психологии, основанный на качественно-количественном анализе документов, подразумевающий подсчет частоты (и объема) упоминаний тех или иных смысловых единиц исследуемого материала.

Конфликт(Conflict).Воспринимаемая несовместимость действий или целей.

Конформизм(Conformity).Изменение поведения или убеждений вследствие реального или воображаемого давления группы.

Конформность (от лат. conformis – подобный, сообразный) – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Корреляционное исследование(Correlational research).Изучение естественно возникающей связи между переменными.

Косвенный способ убеждения(Peripheral route to persuasion).Убеждение, являющееся следствием влияния на людей таких случайных факторов, как, например, внешность коммуникатора.

Культура(Culture).Совокупность устойчивых моделей поведения, идей, установок и традиций, разделяемых большой группой людей и передаваемых из поколения в поколение.

Лидерство(Leadership).Процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют остальных и направляют действия всего коллектива.

Личностное пространство(Personal space).Некая буферная зона, которую каждый из нас стремится сохранять вокруг себя. Её размер зависит от того, насколько близко мы знакомы с тем человеком, который в данный момент находится рядом с нами.

Локус контроля(Locus of control).Степень восприятия людьми собственной жизни как результата их личных усилий и действий или стечения обстоятельств и внешних факторов.

Метод мнимого источника информации(Bogus pipeline).Метод, к которому прибегают экспериментаторы для выяснения истинных установок испытуемых. Сначала испытуемых убеждают в том, что в распоряжении исследователя есть некий прибор для измерения психологических реакций, который «умеет» определять по ним их личные установки. Затем их просят предсказать, какие ответы он даст. В результате испытуемый «разоблачает» себя.

Моральная эксклюзия(Moral exclusion).Восприятие определенных людей или групп как находящихся за пределами той «территории», на которой действуют нравственные ценности воспринимающего и его представления о справедливости. Противоположностью моральной эксклюзии является моральная инклюзия – восприятие других как находящихся в зоне действия моральных принципов воспринимающего.

Мышление, противоречащее фактам(Counterfactual thinking).Воображаемые ситуации, которые могли бы быть, но не сложились.

Натуралистическое заблуждение(Naturalist fallacy).Ошибка, вызванная тем, что то, что доступно наблюдению, определяется как хорошее. Например, то, что типично, то нормально, а то, что нормально, – хорошо.

Независимая переменная(Independent variable).Экспериментальный фактор, которым манипулирует исследователь.

Норма взаимности(Reciprocity norm).Ожидание того, что люди станут помогать тем, кто помог им, а не будут причинять им вред.

Норма социальной ответственности(Social responsibility norm).Ожидание того, что люди станут помогать тем, кто зависит от них.

Нормативное влияние(Normative influence).Конформизм, основанный на желании индивидуума оправдать ожидания окружающих, нередко для того, чтобы заслужить их одобрение.

Нормы(Norms).Правила общепринятого и ожидаемого поведения. Нормы предписывают людям, как им следует вести себя. (В другом смысле слово «нормы» также описывает поведение, которое демонстрируют большинство людей, т. е. то, что считается нормальным.)

Одобрение(Acceptance).Конформизм, предполагающий не только действия, но и убеждения, соответствующие социальному давлению.

Отбор по принципу родовой принадлежности(Kin selection).Концепция, согласно которой в результате эволюции сформировалась модель альтруизма, благоприятствующая выживанию носителей общих генов. Отсюда и наша склонность помогать в первую очередь близким родственникам.

Относительная депривация(Relative deprivation).Восприятие самого себя как человека, менее благополучного, чем окружающие.

Ошибка хиндсайта(Hindsight bias).Тенденция индивидуума преувеличивать свою способность предвидеть последствия того или иного события после того, как они уже известны. Суть этого феномена выражает фраза «Так я и знал!»

Переговоры(Bargaining).Поиск согласия в ходе прямых контактов участников конфликта.

Перцептивная защита – разновидность психологической защиты, являющаяся способом оградить личность от травмирующих переживаний, защитить от восприятия угрожающего стимула.

Плюралистическое неведение(Pluralistic ignorance).Ложное представление о мыслях, чувствах и реакциях окружающих.

Поведенческие подсказки экспериментатора(Demand characteristics).Особенности поведения экспериментатора и самого эксперимента, которые могут подсказать испытуемому, какого именно поведения от него ждут.

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение определенных вербальных и невербальных паттернов, характерных для образца.

Полевое исследование(Field research).Исследование, проведенное за пределами лаборатории, в реальных условиях.

Посредничество(Mediation).Попытка, предпринимаемая третьей, нейтральной, стороной для разрешения конфликта и направленная на то, чтобы облегчить конфликтующим сторонам общение и выдвинуть конкретные предложения.

Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности – ПОИР(GRIT).Стратегия, целью которой является смягчение международной напряженности.

Прайминг(Priming).Активация определенных ассоциаций, хранящихся в памяти.

Предрасположение в пользу своего Я(Self-serving bias).Склонность к благосклонному отношению к собственной персоне.

Предрасположение в пользу своей расы(Own-race bias).Тенденция, проявляющаяся в том, что представители нашей собственной расы, в отличие от представителей других рас, не кажутся нам «на одно лицо».

Предрассудок(Prejudice).Ничем не оправданное негативное суждение об определенной группе и её представителях.

Предубеждение – установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия.

Предубеждение против доказательств(Confirmation bias).Склонность к поиску информации, подтверждающей наши предвзятые мнения.

Предубеждение соответствия.См. Фундаментальная ошибка атрибуции.

Прививка установок(Attitude inoculation).Несильная атака на установки людей, подготавливающая почву («иммунитет») для дальнейших более серьёзных атак.

Привлекательность(Attractiveness).Обладание качествами, импонирующими аудитории. Привлекательный коммуникатор (нередко в таком качестве выступает человек, похожий на большинство своих слушателей) наиболее убедителен в тех случаях, когда речь идет о субъективных предпочтениях.

Приобретенная беспомощность(Learned helplessness).Безнадежность и покорность судьбе, которые появляются у человека или у животного, если он не чувствует себя в силах контролировать повторяющиеся негативные события.

Просоциальное поведение(Prosocial behavior).Позитивное, конструктивное и полезное для общества поведение; его противоположность – антисоциальное поведение.

Прямой способ убеждения(Central route to persuasion).Убеждение, которое имеет место, когда заинтересованные люди сосредоточены на приводимых аргументах и благосклонно реагируют на них.

Психология здоровья(Health psychology).Раздел психологической науки, являющийся теоретическими основами бихевиоральной медицины.

Расизм(Racism) – 1) индивидуальные предвзятые установки (предубеждения) и дискриминирующее поведение по отношению к людям определенной расы; 2) институциональная практика (даже если она не мотивирована предубеждениями), выражающаяся в том, что представителям определенной расы навязывается подчиненное положение.

Референтная группа (от лат. referens – сообщающий) – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.

Роль(Role).Совокупность норм, определяющая поведение человека, занимающего определенное социальное положение.

Самоосознание(Self-awareness).Состояние сознания индивидуума, при котором его внимание сосредоточено на самом себе. Делает людей более чувствительными по отношению к собственным установкам и диспозициям.

Самопрезентация(Self-presentation).Акт самовыражения и поведения индивида, цель которого – создание либо благоприятного впечатления, либо впечатления, соответствующего его идеалам.

Самораскрытие(Self-disclosure).Раскрытие сокровенных аспектов своего Я перед другими людьми.

Самоуважение(Self-esteem).Целостная оценка человеком самого себя или чувство собственного достоинства.

Самоэффективность(Self-efficacy).Ощущение собственной компетентности и эффективности, являющееся следствием самоуважения, чувства собственного достоинства индивидуума.

Сексизм(Sexism).(1). Предвзятые установки индивида или его дискриминирующие действия в отношении лиц того или другого пола. (2). Институциональная практика (даже и не мотивированная предрассудком), в результате которой представители того или иного пола оказываются в положении подчиненных.

Секта, или новое религиозное движение(Cult).Группа людей, для которой, как правило, характерны: 1) совершенно определенные ритуалы и убеждения, связанные с их преданностью богу или человеку; 2) изоляция от окружающей их «дьявольской» культуры; 3) наличие харизматического лидера. (В отличие от секты ересь есть ответвление от официальной религии.)

Случайная выборка(Random sample).Способ проведения опросов общественного мнения, отличающийся тем, что каждый представитель популяции имеет равные шансы оказаться в роли респондента.

Случайное распределение(Random assignment).Способ распределения испытуемых между разными экспериментальными условиями, отличающийся тем, что шансы каждого из них оказаться в той или иной группе равны. (Обратите внимание на то, что случайная выборка в опросах общественного мнения и случайное распределение при проведении лабораторных исследований – не одно и то же. Случайная выборка помогает выявлять причину и следствие, а случайное распределение – распространять выводы, сделанные на основании результатов эксперимента, на всю популяцию.)

Согласие, основанное на информированности(Informed consent).Этический принцип, требующий от исследователя сообщать потенциальным испытуемым достаточно информации для того, чтобы они могли осознанно принять решение об участии или неучастии в эксперименте.

Создание препятствий самому себе(Self-handicapping).Защита собственного Я с помощью таких действий, которые в будущем позволят легко объяснить неудачу, если таковая случится.

Соисполнители(Co-actors).Люди, работающие индивидуально в условиях, которые не предполагают соревнования между ними.

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Социальная дискриминация – неоправданно негативное поведение по отношению к группе или ее членам, сопровождающееся ущемлением их прав и достоинства.

Социальная идентификация(Social identity).«Мы» – аспект нашей Я-концепции. Часть нашего ответа на вопрос «Кто я?», являющийся следствием нашей принадлежности к определенной группе. Например, «Я – австралиец», «Я – католик».

Социальная ленность(Social loafing).Тенденция, проявляющаяся в том, что когда люди работают вместе с другими над достижением коллективной цели, они склонны прикладывать меньше усилий, чем когда трудятся ради достижения индивидуальной цели.

Социальная психология(Social psychology).Область психологической науки, изучающая то, как люди думают друг о друге, относятся друг к другу и влияют друг на друга.

Социальная фасилитация(Social facilitation).(1). Изначальный смысл термина – тенденция, проявляющаяся в том, что в присутствии посторонних люди лучше справляются с простыми заданиями или с той работой, которую они хорошо умеют делать. (2). Современное значение – усиление доминирующих (превалирующих, наиболее вероятных) реакций в присутствии посторонних.

Социальное сравнение(Social comparison).Оценка собственных способностей и суждений, основанная на сравнении себя с другими.

Социальные репрезентации(Social representations).Убеждения, разделяемые обществом, и общепринятые идеи и нравственные ценности, включая наши взгляды и культурную идеологию. Наши социальные репрезентации помогают нам понимать и объяснять окружающий мир.

Сплоченность(Cohesiveness).Чувство «Мы» – степень взаимосвязанности членов группы, объединенных такими чувствами, как, например, взаимная симпатия.

Сплоченность групповая – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов.

Справедливость(Equity).Условия, при которых то, что два человека получают от своих отношений, пропорционально их вкладу в эти отношения. Обратите внимание на то, что оценка результатов как справедливых не всегда означает, что эти результаты равны.

Стереотип(Stereotype).Мнение о личностных качествах какой-либо группы людей. Порой стереотипы излишне генерализованы, неточны и мешают восприятию новой информации, сопротивляются ей.

Стереотип социальный (от греч. stereos – твердый, прочный и typos – форма, образец) – обобщенная, упрощенная и ригидная система широко разделяемых представлений об опознаваемых группах людей, в которых каждый человек рассматривается как носитель одних и тех же наборов ведущих характеристик, приписываемых любому члену данной группы безотносительно его реальных качеств.

Стереотип физической привлекательности(Physical-attractiveness stereotype). Априорная уверенность в том, что красивые люди обладают также и другими социально желательными качествами. Красивое не может быть плохим.

Стиль объяснения(Explanatory style).Привычный подход к объяснению житейских событий. Индивид, которому присущ негативный, пессимистический, депрессивный стиль объяснения, приписывает свои неудачи стабильным, глобальным и внутренним причинам.

Стойкость убеждений(Belief perseverance).Устойчивость изначальных представлений индивида, проявляющаяся в том, что даже если основа его веры дискредитирована, он продолжает настаивать на том, почему его взгляды могли быть верными.

 

Теория атрибуции(Attribution theory).Совокупность представлений о том, как люди объясняют поведение окружающих, в частности, приписывают ли они его причины внутренним диспозициям (личностным качествам, мотивам или установкам) или внешним, ситуативным обстоятельствам.

Теория привлекательности как следствия вознаграждения(Reward theory of attraction).Теория, согласно которой мы любим тех, чье поведение является для нас вознаграждением, или тех, кого мы ассоциируем с событиями, которые мы воспринимаем как вознаграждения.

Теория реалистического группового конфликта(Realistic group conflict theory). Теория, согласно которой предрассудок является следствием конкурентной борьбы групп за ограниченные ресурсы.

Теория самовосприятия(Self-perception theory).Теория, согласно которой неуверенность в собственных установках заставляет нас смотреть на себя «со стороны» глазами окружающих: мы присматриваемся к своему поведению и к обстоятельствам, в которых оно проявляется.

Теория социального научения(Social learning theory).Теория, согласно которой мы приобретаем навыки социального поведения под влиянием наказаний и вознаграждений, наблюдая за окружающими и подражая им.

Теория социального обмена(Social-exchange theory).Теория, согласно которой человеческие контакты представляют собой некие сделки, заключаемые для минимизации «затрат» индивида и оптимизации его «вознаграждений».

Теснота(Crowding).Субъективное ощущение человека, которому кажется, что на его долю приходится недостаточно пространства.

Техника «заманивания»(Low-ball technique).Тактика, к которой прибегают для того, чтобы добиться от людей согласия на что-либо. Люди, уступившие первой просьбе, нередко уступают и тогда, когда обращающийся с просьбой «повышает планку». Люди, от которых сразу потребовали больших «затрат», менее склонны соглашаться на них.

Техника «прямо в лоб»(Door-in-the-face-technique).Стратегия, направленная на то, чтобы заставить человека пойти на уступки. После того как он отказался выполнить большую просьбу, тот же самый проситель обращается к нему с просьбой о более скромной услуге.

Установка ‒ готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.

Установка социальная (аттитюд, Attitude) – субъективные ориентации индивидов как членов группы (или общества) на те или иные ценности, предписывающие индивидам определенные социально принятые способы поведения.

По Д. Майерсу: благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция, направленная на что-либо или кого-либо, выраженная в виде мнения, чувства или преднамеренного поведения.

Уступчивость(Compliance).Конформизм, включающий публичные действия, соответствующие социальному давлению, несмотря на внутреннее несогласие с предъявляемыми требованиями. Послушание (подчинение) – действие, совершаемое в ответ на прямой приказ и в соответствии с ним.

Фаворитизм внутригрупповой (от лат. favor – благосклонность) – предпочтение собственной группы, стремление каким-либо образом благоприятствовать ей и ее членам при сравнении с другими релевантными группами и их представителями.

Фасилитация социальная (от англ. facilitate - облегчать) ‒ повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие ак-туализации в его сознании образа (восприятия, представления и т.п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.

Фасцинация – совокупность средств, помогающих принятию информации реципиентом и ослабляющие действие его фильтров «доверия-недоверия».

Феномен соответствия(Matching phenomenon).Склонность мужчин и женщин к выбору в качестве супругов и сексуальных партнеров тех, кто соответствует им самим по внешним и прочим данным.

Феномен справедливого устройства мира(Just-world phenomenon).Склонность людей считать, что мир устроен справедливо, а потому каждый имеет то, чего заслуживает, и заслуживает то, что имеет.

Феномен чрезмерной самоуверенности(Overconfidence phenomenon).Тенденция, проявляющаяся в том, что человек переоценивает правильность своих суждений.

Фрустрация (Frustration, от лат. frustratio – обман, разрушение планов) –

1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи.

2) Блокирование целенаправленного поведения (по Д. Майерсу).

3) Состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи.

Фундаментальная ошибка атрибуции(Fundamental attribution error).Тенденция наблюдателей недооценивать влияние ситуации и переоценивать влияние диспозиций на поведение окружающих. (Также называется предубеждением соответствия,ибо нам слишком часто кажется, что поведение соответствует диспозициям).

 

Эгоизм(Egoism).Мотивация (предположительно, определяющая все поведение) стремления к оптимизации собственного благополучия. Противоположен альтруизму, целью которого является улучшение положения других людей.

Экспериментальное исследование(Experimental research).Исследование, целью которого является выявление причинно-следственной связи. Эта цель достигается манипуляциями с одним фактором (с независимой переменной) при поддержании всех остальных факторов на постоянном уровне.

Экспериментальный реализм(Experimental realism).Степень вовлеченности испытуемых в эксперимент и увлеченности им.

Экстраординарная цель(Superordinate goal).Цель, стоящая перед группой людей и требующая от них коллективных усилий; цель, которая заставляет их забыть о существующих между ними различиях.

Эмпатия(Empathy, от греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека.По Д. Майерсу: «Эмоциональное восприятие чужих переживаний, попытка «влезть в шкуру» другого человека».

Этноцентризм(Ethnocentrism).Убежденность в превосходстве собственной этнической группы и культуры и – как следствие этой убежденности – пренебрежительное отношение к другим этническим группам и культурам.

Эффект дезинформации(Misinformation effect).(1). Включение человеком ложной информации в собственные воспоминания о событии, свидетелем которого он был, после того как эта ложная информация была им получена. (2). Восприятие события собственными глазами, получение ложной информации о нем и последующее «встраивание» её в собственные воспоминания об этом событии.

Эффект ложного консенсуса(False consensus effect).Склонность переоценивать распространенность собственного мнения и собственного нежелательного или не приносящего успеха поведения.

Эффект ложной уникальности(False uniqueness effect).Склонность индивида недооценивать распространенность его способностей и его желательного или приносящего успех поведения.

Эффект недостаточного оправдания(Insufficient justification effect).Уменьшение диссонанса за счет внутреннего оправдания собственного поведения в ситуации, когда внешние обстоятельства не дают достаточно оснований для этого.

Эффект новизны (Recency effect) – феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как по отношению к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке. По Д. Майерсу: «Информация, представленная последней, иногда оказывается наиболее убедительной». Эффект новизны – менее распространенное явление, нежели эффект первичности.

Эффект однородности чужой группы(Outgroup homogeneity effect).Восприятие членов чужой группы как более похожих друг на друга, чем члены собственной группы. То есть «они все на одно лицо», а мы все – «индивидуальности».

Эффект ореола – распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств.

Эффект очевидца(Bystander effect).Феномен, заключающийся в том, что люди менее склонны оказывать помощь пострадавшим, если рядом оказываются и другие очевидцы события.

Эффект первичности (Primacy effect) – более высокая вероятность припоминания нескольких первых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами. По Д. Майерсу: «При прочих равных условиях информация, предъявленная первой, в большинстве случаев оказывается и наиболее убедительной».

Эффект Пигмалиона – поведение, соответствующее ожиданиям окружающих.

Эффект простого попадания в поле зрения(Mere-exposure effect).Тенденция проникаться большей симпатией к новому стимулу или выше оценивать его после его неоднократного появления в поле зрения оценщика.

Эффект сверхоправдания(Overjustification effect).Результат поощрения людей за то, что они и так делают с удовольствием; при этом у них появляются основания для того, чтобы рассматривать свои действия скорее как результат внешних обстоятельств, а не их внутренней потребности.

Эффект спящего(Sleeper effect).Отложенное влияние какой-либо информации. Проявляется в том, что сообщение, которое мы вначале не оценили, «доходит до нас», когда мы вдруг вспоминаем про него, но не можем припомнить, почему сразу не придали ему значения.

Эффект ссылки на самого себя(Self-reference effect).Склонность индивида хорошо запоминать и эффективно обрабатывать информацию, имеющую к нему непосредственное отношение.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 313.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...