Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1. Стихийные группы и массовые движения




Вопрос 1. Общая характеристика и типы стихийных групп.

Вопрос 2. Механизмы воздействия людей в стихийных группах.

Вопрос 3. Социальные движения.

Терминологический тезаурус: психическое заражение, внушение, идентификация, идентификация внутригрупповая, импритинг, конформность, подражание, общественное мнение, массовое настроение, слухи, традиции, толпа.

Виды толпы: экспрессивная, конвенциональная, действующая, стяжательная, агрессивная.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте классификацию групп.

2. Дайте определение толпе, массе и публике.

3. Дайте характеристику ролевой структуры участников толпы.

4. Дайте определение понятию внушение.

5. Дайте определение понятию заражение.

6. Дайте определение понятию идентификация.

Дополнительная литература:

1. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. М., 2001.

2. Преступная толпа. Инст. Психологии РАН, 1999.

3. Психология масс: Хрестоматия / сост. Д.Я.Райгородский. Самара, 1998.

4. Рощин С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал. 1990., №5.

 

Тема 2. Динамические процессы в малой группе

Вопрос 1. Сущность и содержание понятия «малая группа». Классификация малых групп.

Вопрос 2. «Групповая динамика»: элементы, факторы, механизмы.

Вопрос 3. Конформность. Лидерство. Групповая сплоченность.

Терминологический тезаурус: малая группа, конформность, референтная группа, сплоченность групповая, фаворитизм внутригрупповой, фасилитация социальная, ингибиция социальная.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение понятию конформность.

2. Дайте определение нормативного и информационного группового давления.

3. Перечислите факторы проявления конформности.

4. Как влияет размер группы на конформность?

5. Как влияет статус членов группы на конформность?

6. Как влияет отсутствие предварительных заявлений на конформность?

7. Дайте определение групповой сплоченности по А.В.Петровскому. Нарисовать схему.

8. В чем отличие лидера от руководителя?

9. Раскройте содержание харизматической теории лидерства.

10. Раскройте содержание ситуационной теории лидерства.

11. Раскройте содержание системной теории лидерства.

12. Опишите процедуру мозгового штурма.

Дополнительная литература:

1. Бобнева М.Н. Социальные нормы и регуляция социального поведения. М., 1978.

2. Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1987.

3. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.

4. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991.

 

Тема 3. Психология межгруппового взаимодействия

Вопрос 1. Психология межгрупповых отношений. Малая группа как совокупный объект общения.

Вопрос 2. Экспериментальные исследования психологии межгрупповых отношений.

Вопрос 3. Социальные стереотипы и межэтнические отношения.

 Терминологический тезаурус: стереотип социальный, внутригрупповой фаворитизм, межгрупповая перцепция, предубеждение.

Вопросы для самопроверки:

1. Опишите четыре стадии эксперимента М. Шерифа в детском летнем лагере.

2. Перечислите факторы, снижающие межгрупповую враждебность.

3. Дайте определение понятию Фаворитизм внутригрупповой.

4. Дайте определение понятия «целостность межгрупповой перцепции».

5. Дайте определение понятия «унифицированность межгрупповой перцепции».

6. Дайте определение понятию стереотип социальный.

7. Дайте определение понятию предубеждение.

Дополнительная литература:

1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.

2. Дубовская Е М., Кричевский Р.Л. Психология малой группы М., 1991.

3. Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии // Психол. журн. 1981. Т. 2, № 5.

4. Социальная психология. Хрестоматия. Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая, М.,2000.

5. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения //Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.

 

Тема 4. Прикладные аспекты социально-психологического знания

Вопрос 1. Социально-психологический тренинг: воздействие, как интенсивное общение.

Вопрос 2. Стратегии работы психолога в школе.

Вопрос 3. Социально-психологическая диагностика коллектива.

Вопросы для самопроверки:

1. Перечислите типы взаимодействия по К. Томасу.

2. Тип взаимодействия по К.Томасу определяется сочетанием таких качеств, как …

3. Дайте определение транзактного анализа. Какова структура личности?

4. Дать определение понятиям «Родитель», «Ребенок», «Взрослый» согласно теории транзактного анализа Э. Берна.

5. Дайте определение продуктивного и деструктивного конфликта.

6. Перечислить пять условий возникновения конфликта.

Дополнительная литература:

1. Введение в практическую социальную психологию. Под редакцией Ю.М. Жукова. М., 1999.

2. Леонтьев А.А. Психология общения М., 1998.

3. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации М., 1996.

4. Социальная психология. Хрестоматия. Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая, М., 2000.

 

Тесты для проверки знаний студентов

1. Социальная группа – это:

 А) Совокупность индивидов, выделяемых из социального целого по одному или нескольким признакам

 Б) Совокупность социальных объектов

 В) Социальная прослойка или страта

2. Социальные нормы – это:

 А) правила, устанавливаемые социальными группами друг для друга при взаимодействии

 Б) эталон, образец, регулирующий психологические механизмы деятельности

 В) Совокупность требований, предъявляемых той или иной социальной группой к своим членам

 Г) общие представления о желательном и нежелательном поведении членов группы

 Д) границы поведения, выход за которые осуждается обществом.

3. Конформность – это:

 А) умение адаптироваться к быстро меняющимся обстоятельствам

 Б) податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

 В) Способность испытывать чувство комфорта в незнакомых социальных ситуациях

 Г) неспособность чётко сформулировать собственные принципы и придерживаться их.

4. Социальная перцепция – это:

 А) способность индивида усваивать социальные нормы

 Б) восприятие другого человека

 В) устойчивость, неизменность характеристик социальной группы

 Г) Влияние на процесс восприятия социальных или личностных факторов, к которым могут относиться мотивация, установки, ожидания, влияние группы и т.д.

5. Групповая динамика – это:

 а) взаимодействие социальных групп в ходе выполнения совместной задачи

 б) совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы (образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад)

 в) энерго-информационный потенциал группы, способствующий или препятствующий совместной деятельности

Малая группа

 а) группа, состав которой меньше пяти-семи человек

 б) группа, где каждый знает остальных в лицо

 в) относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами.

7. Большая группа – это:

 а) группа, содержащая больше пяти-семи человек. Границей служит число сущностей, которыми может одновременно оперировать человеческий мозг

 б) Реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив школы или вуза, предприятия или учреждения).

 в) Количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пола, возраста, национальности и т. п.)

 г) совокупность некоторого количества малых групп

8. Лидер:

 А) он же - руководитель: назначаемый сверху организатор совместной деятельности группы, обладающий соответствующими властными полномочиями

 Б) политический деятель

 В) член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе

 Г) А+Б

 Д) Б+В

 Е) А+В

 Ж) ни одно из определений не подходит

 

9. Выберите соответствующие сочетания типов лидеров и типов социальной ситуации, при которых данный тип лидера наиболее эффективен:

 Тип лидера Эффективное сочетание Особенности ситуации и группы
 А) демократический    А) Экстремальная ситуация; задачи, решаемые группой, простые или высоко технологизированные; образовательный уровень членов группы низкий
 Б) авторитарный    Б) относительно стабильная ситуация; задача, решаемая группой исключительно сложная и творческая; образовательный уровень членов группы высокий
 В) либеральный    В) Стабильная ситуация; задача, решаемая группой достаточно сложна; образовательный уровень членов группы высокий

10. Информационное влияние характерно:

 А) Для влияния большинства

 Б) Для влияния меньшинства

 В) Для тех и других

 Г) Ни для тех, ни для других.

11. Эксперименты по влиянию меньшинства на большинство проводили:

А) Аш (Ах) Б) С. Московичи В) С. Милгрэм Г) Ф. Зимбардо Д) Г. Келли

12. Референтная группа – это:

 А) условная группа, существующая только в представлениях индивида

 Б) реальная или условная социальная общность, цели, мнения и ценности которой в большей или меньшей мере разделяет индивид

 В) группа лиц, выполняющих функции социализаторов для индивида в ходе его развития

 Г) группа поддержки










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 333.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...