Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические механизмы формирования толерантного поведения




Механизмы формирования толерантности – это те психические процессы и способы действия, которые способствуют преобразованию внешних воздействий, воспринимаемых субъектом через присвоение опыта, во внутреннее содержание, проецирующееся на уже существующий целостный образ окружающего мира. Универсальным механизмом формирования толерантности, как уже было отмечено, является механизм интериоризации. Но деятельность развертывает не один механизм, а их система. Механизм формирования толерантности включает в себя два основных: освоения и применения. Механизм освоения – это способы действия, способствующие усвоению содержания составляющих ориентировочного компонента толерантности с целью дальнейшего использования в процессе взаимодействия. Механизм применения– это актуализация и использование содержания ориентировочного компонента толерантности в опыте адекватно ситуации взаимодействия.

В исследовании Кавун Л.В. установлено, что одним из центральных механизмов развития личности (помимо интериоризации) является децентрация. Более того, ею доказано, что между способностью человека к децентрации и уровнем его толерантности как личностной характеристики существует прямая связь: чем выше способность к децентрации, тем выше уровень толерантности. В современной психолого-педагогической литературе децентрация понимается как механизм преодоления эгоцентризма личности, суть его заключается в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной. Непонимание человеком того, что возможно существование других точек зрения, а также уверенность в том, что психологическая организация других людей тождественна его собственной, лежащее в основе эгоцентризма, напрямую связывает эгоцентризм с интолерантностью: чрезмерная сосредоточенность индивида на предмете своих потребностей, на желаниях или влечениях, характерная для эгоцентризма, мешает человеку признать за другими право иметь взгляды, ценности, обычаи, отличающиеся от его собственных, то есть проявить толерантность.

Эгоцентризм может проявляться и у детей, и у взрослых. Преодоление эгоцентризма требует целенаправленного обучения, а у тех, кто в детстве не прошел необходимый этап децентрации своего восприятия и мышления, эгоцентризм может в той или иной мере сохраниться навсегда (М. Доналдсон, Т. И. Пашукова, А.-Н. Перре-Клермон, Н. Н. Поддьяков, С. С. Степанов, Л. М. Фридман и др.).

У взрослых людей мыслительные операции, как правило, бывают более или менее развитыми, поэтому эгоцентризм у них обусловливается эгоцентрическими потребностями и состояниями, выступая как свойство личности (Т. И. Пашукова, И. В. Романов, Н. А. Славская, В. В. Столин, В. А. Штроо, Э. Эриксон). Причинами проявления и усиления эгоцентрических реакций у взрослых могут быть: несформированность произвольной регуляции поведения, социально-психологические факторы, внутриличностные факторы и др. Кроме того, эгоцентрические состояния – характерная особенность лиц, находящихся в ситуации жизненного кризиса.

Проблема создания необходимых условий для преодоления эгоцентризма и развития способности к децентрации является актуальной не только для детского возраста, но и для других жизненных периодов.

Емельянов Е. Н. в целостном механизме децентрации выделяет когнитивную и личностную составляющие. Когнитивная позволяет человеку в проблемных, кризисных, конфликтных ситуациях, требующих проявления толерантности, перейти границу «свое-чужое» и изменить свою познавательную позицию. Личностная же напрямую связана с установкой воспринимать иные, отличные от собственной точки зрения, учитывать мнения, планы, точки зрения других людей и координировать их со своими собственными. Именно при наличии такой установки можно иные ценности, взгляды, обычаи сделать равноправными с привычными «своими» ценностями, взглядами и обычаями, вне зависимости от степени согласия с ними, то есть проявить подлинную толерантность.

Источником децентрации выступает непосредственное или интериоризированное общение человека с другими людьми (Ж. Пиаже), в ходе которого происходит столкновение взглядов, мнений, позиций, намерений, то есть того, что побуждает к преобразованию смысла образов, понятий или представлений человека в его собственной когнитивной структуре, задающей ориентировку личности: познавательную перспективу и позицию.

Внешние и внутренние факторы формирования толерантности

На развитие толерантности молодёжи влияют как внутренние, так и внешние факторы. Из внешних факторов, препятствующих процессу её формирования в нашем обществе, в настоящее время отмечают следующие:

• отсутствие в обществе устоявшихся традиций многообразия мнений;

• развившееся у людей в последнее время чувство национального унижения, нарастающей зависимостью от других стран;

• свойственные многим молодым людям эгоцентрические установки сознания. Эгоцентризм – это видение мира через призму только своих интересов, с точки зрения, наивно оцениваемой как исключительно правильная. Многие не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества.

 Внутренние факторы, которые сдерживают развитие толерантности, – агрессивность, несдержанность, черты темперамента, негативные формы самоутверждения.

 К факторам, способствующим развитию толерантности молодёжи, можно отнести те, которые связаны с процессом образования (рост осмысленности восприятия, формирования мировоззрения, расширение кругозора, развитие самосознания, становление адекватной самооценки) и местом в социальной жизни.

Границы толерантности

«Парадокс толерантности» (Поппер К. Открытое общество и его враги): безграничная толерантность приводит к исчезновению толерантности.

Трудность определения границ и критериев толерантности связана с невозможностью полного рационального обоснования этого феномена. Приходится апеллировать к религиозным, моральным или идеологическим нормам, общественному мнению, общему благу и т. п. Кроме того, приходится учитывать специфику (место и время) каждого конкретного случая. В конце концов черту подводит свободный выбор субъекта (субъектов) коммуникации. Поэтому границы толерантности и допускаемых ею различий совпадают с границами свободы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 188.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...