Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование культуры толерантности в образовательной среде




Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования ХМАО-Югры

«Сургутский государственный педагогический университет»

Современные методики и технологии в деятельности педагога

По формированию установок толерантного сознания обучающихся

В общеобразовательной организации

(в вопросах и ответах)

Сургут, 2014

 

УДК 159.99

 

 

Автор-составитель: к п.н., доцент Н.Г.Капустина

 

 

Современные методики и технологии в деятельности педагога по формированию установок толерантного сознания обучающихся в общеобразовательной организации / авт.- сост. Капустина Н.Г. – Сургут: РИО СурГПУ, 2014. - 111 с.

 

 

© СурГПУ

 

Содержание

Стр.

Введение………………………………………………………………… 4 

Тема 1. Формирование культуры толерантности в образовательной среде

Формирование культуры толерантности в образовательной среде… 7

 Возможности образовательной среды в формировании толерантности как основы духовно-нравственного развития школьника………………….. 8

Тема 2. Педагогическая толерантность

Понятие «педагогической толерантности»…………………………… 10

Структурные компоненты педагогической

толерантности…………………………………………………………………. 12

Толерантность в контексте педагогического взаимодействия……… 13

Стили педагогического общения и их взаимосвязь с формированием толерантности у детей……………………………………………………… 13

Тема 3. Психологические механизмы толерантного поведения

Психологические механизмы формирования толерантного

поведения…………………………………………………………………… 16

Внешние и внутренние факторы формирования толерантности… 18

Границы толерантности……………………………………………… 19

Толерантность как система внутренних ресурсов личности……   19

Психологический портрет толерантной личности………………… 19

Агрессия и толерантность…………………………………………… 26

       Формирование этнической толерантности как мировоззренческой позиции обучающихся……………………………………………………… 30

Тема 4. Современные педагогические технологии формирования толерантной среды в образовательной организации

Средства и приемы формирования толерантности………………… 31

Современные педагогические технологии формирования толерантной среды………………………………………………………………………  32

 

Конфликтная компетентность (современные методики выявления признаков экстремизма, группировок по национальному признаку, конфликтогенности на почве национальных и религиозных различий)…. 32    

Методы и технологии толерантного поведения по преодолению предконфликтных ситуаций, по выходу из конфликтов на национальной и религиозной почве………………………………………………………… 33

Обзор образовательных программ и проектов по формированию толерантных установок у обучающихся. …………………………………… 50

Возможности сетевого взаимодействия для формирования толерантных установок в образовательной организации………………………………… 66

Глоссарий по теме семинара………………………………………… 70

Список рекомендуемых источников и литературы……………. 81

Приложения……………………………………………………………. 94

Толерантность в школе: вопросы, вопросы… Круглый стол (Школьный психолог № 20, 2009)

Декларация принципов толерантности

Письмо к родителям

 

Введение

Актуальность темы семинара определяется глобальными социально-экономическими изменениями, происходящими в современном обществе и мире в целом. Непростые социально-экономические условия жизни в «век неопределенности» [Р.Мэй], «экзистенциональной фрустрации» [В.Франкл] ставят задачу формирования толерантности у детей. Ее решение должны осуществлять, прежде всего, образовательные учреждения. Это связано с тем, что образовательная среда является своеобразной моделью культуры как совокупности базовых ценностей, которые представляют собой «откристаллизированные» смыслы человеческого бытия в знаковом, текстовом, символическом состоянии, с одной стороны, и «раскристаллизированные» смыслы в их жизненных, реальных, ментальных – с другой [А.Г.Асмолов, V.F.Caffar и др.]. Она выступает как смысловая реальность, как поле непрерывного «замыкания» и «размыкания» связей субъектного опыта учащихся и объективных ценностей культуры, как источник, питающий личностно-смысловые структуры сознания. По выражению Д.А.Леонтьева, обретаемые в образовательной среде смыслы становятся «ячейками» сознания, в совокупности образующими матрицу жизненных ориентаций учащихся. Таким образом, с одной стороны, образовательная среда содержит большие потенциальные возможности развития и формирования толерантности у школьников. Однако вместе с тем, все более усиливающиеся проявления экстремизма, интолерантности в среде образовательной организации по отношению друг к другу и старшим, позволяют сделать вывод, что в практическом плане она остается не решенной. Сегодня становится все более очевидным, что деятельность образовательных учреждений нуждается в совершенствовании в плане формирования толерантности у обучающихся. Важную роль в этом играет управление образовательной организацией.

Цель семинара – повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов, социальных педагогов образовательных учреждений города по вопросам формирования установок толерантного сознания обучающихся при психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса.

Основные задачи:

-- изучить психолого-педагогические особенности формирования культуры толерантности в образовательном учреждении;

- сформировать навыки по применению современных методик выявления признаков экстремизма, группировок по национальному признаку, а также конфликтогенности на почве национальных и религиозных различий;

- освоить методы и технологии работы по преодолению предконфликтных и конфликтных ситуаций на национальной и (или) религиозной почве в образовательном учреждении.

 

Тема 1. Формирование культуры толерантности в образовательной среде

Формирование культуры толерантности в образовательной среде

По мнению Еникеева А.А., школьник воспринимает собственную семью как данность, которая такова, какова она есть. То есть, ему не приходит в голову заниматься радикальной перестройкой данной среды, ведь «родителей не выбирают», так же, как не выбирают систему моральных, нравственных или ценностных ориентаций своей семьи.

 Совсем иначе дело обстоит в социальной среде школы, здесь у ребенка появляется выбор: с кем дружить, кого ненавидеть и что можно изменить в целом. Задача школы в этой ситуации заключается в том, чтобы обеспечить необходимую множественность выбора, чтобы у школьника был целостный, плюралистический взгляд на школьную среду. Данная задача затрагивает всех субъектов социального пространства школы, и педагогов и администрацию школы, и прочих сотрудников, поэтому условно ее можно разделить на ряд следующих операций:

- осознание и проблематизация границ школы в качестве пространства по формированию толерантности;

- поиск необходимых для развития среды внутренних ресурсов: актуализация и мобилизация усилий и жизненного опыта педагогов;

- привлечение внешних ресурсов среды: установление связей с родителями, общественными организациями города, другими образовательными общностями;

- структурно-функциональная организация образовательной среды школы, которую можно рассмотреть в качестве механизма взаимодействия систем и подсистем;

- создание системы социологического изучения и мониторинга среды на каждом этапе ее изменений для получения адекватной картины происходящего и принятия административных решений;

- создание устойчивых стратегий работы с личностью школьника по адаптации к социальной среде и выходу на новые мировоззренческие горизонты.

Принято считать, что акцент на национальном самосознании способствует формированию толерантного сознания. Однако толерантность необходима для построения общего пространства. В этом случае следует акцентировать внимание на том, что «национальное» в данном случае является прилагательным от слова «нация», а не «национальность». И в этом случае целесообразно вспомнить классическое обращение к жителям России первого президента России Б.Н.Ельцина: «Дорогие россияне!». Другими словами, нация понимается как……, а национальное как….. .

 

 Возможности образовательной среды в формировании толерантности как основы духовно-нравственного развития школьника

В данном пособии представлены программы, направленные на формирование толерантности у обучающихся. Однако следует признать, что одна из самых характерных черт этого процесса, позволяющих сделать его эффективным, является индивидуальность образовательной среды конкретной образовательной организации. Толерантность – это образ жизни образовательной организации, а не система школьных мероприятий. Не может быть «программы (проекта) формирования толерантности вообще». Если необходимо добиться результата, а не просто отчитаться о проделанной работе, то программа или проект должны разрабатываться для каждой конкретной образовательной организации. Последовательность их разработки представлена в трудах д.пс. н., академика В.С.Лазарева. Приведем их:

1. Проблемно-ориентированный анализ образовательной среды.

2. Формирование концептуального проекта.

3. Разработка стратегии, направленной на решение задач создания условий для формирования установок толерантного сознания у обучающихся.

4. Формирование целей первого этапа.

5. Разработка операционального плана осуществления преобразований.

6. Экспертиза программы.

7. Осуществление программы (проекта).

8. Контроль и мониторинг результатов работы по программе (проекту).

Толерантность является основой духовно-нравственного развития школьников разных возрастных периодов. В Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в России и защиты их нравственности актуальность разработки данной проблемы определена следующим образом: «Мировой исторический опыт свидетельствует о том, что экономические достижения государства и материальное благосостояние граждан, сами по себе, не гарантируют духовное и нравственное развитие общества». И далее следует предупреждение о том, что наше общество «…вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации, фактического вырождения российского народа». При сохранении имеющихся тенденций в исторически недалекой перспективе Россия столкнется с риском исчезновения [Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в России и защиты их нравственности [Эл. ресурс] // http://spravda.ru]. Что может являться основной целью (и одновременно продуктом) процесса духовно-нравственного развития? Это этическое мировоззрение ребенка.

Этическое мировоззрение – это целостный образ окружающего социального мира, складывающийся и изменяющийся в субъектном опыте детей и составляющий основу их психической жизни, являясь обычно не рефлексируемым, но при этом опорным условием. Основанием для такого определения послужила точка зрения С.Л.Рубинштейна, утверждавшего, что этика - это не морализирование извне, а подлинное бытие (жизнь) людей, поэтому она выступает как онтология человеческого бытия (Рубинштейн С.Л. «Мир и человек», 2003). Поскольку этическое мировоззрение является образом социального мира, то в нем, прежде всего, представлены нормы, правила, возможные модели взаимодействия людей, отличающихся по разным признакам. Образовательная среда представляет такую возможность в полном объеме: ее субъекты являются носителями разных признаков и не одинаковых по характеристикам моделей поведения. Само это наличие не способствует формированию толерантности, но предоставляет практически исчерпывающие возможности для ее формирования. Такова прямая связь духовно-нравственного развития и толерантности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 303.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...