Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Право публичной собственности: субъекты, объекты и содержание.




           публичной собственностью признается государственная и муниципальная собственность. И соответственно, право публичной собственности включает в себя право государственной и право муниципальной собственности. Первым в терминах «публичная собственность» и «право публичной собственности» высказался в своих работах и учебнике по ГП профессор Суханов Е.А.. Однако, в ГК РФ и ГК ПМР прямо термин «право публичной собственности» не используется. Следует иметь в виду, что как, и право частной собственности, право публичной собственности - это обобщенное обозначение различий в правовом режиме объектов права собственности. Причем, если право частной собственности (по мнению Суханова) - это принадлежность материальных благ физическим и юридическим лицом (непубличной формы собственности) представляет собой нормальную ситуацию, то принадлежность благ муниципальным и государственным образованиям является особым случаем, т.к. базируется на своеобразных субъектах имущественных правоотношений, т.е. публично-правовых образованиях. Кроме того, особенностью права публичной собственности является то. что право собственности вообще представляет одинаковые возможности всем субъектам права, вместе с тем ограничения, связанные с особенностями правового режима отдельных объектов наделяют публичные образования особым объемом правомочий. Так некоторые вещи, изъятые из гражданского оборота, могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Здесь существует и обратная связь, т.е. необходимость сохранения таких особенностей за публичными образованиями в свою очередь создает необходимость дифференциации объектов права собственности в зависимости от субъектного состава. Таким образом, правовой режим некоторых вещей может определяться в зависимости от того, в чьей собственности эта вещь находится, т.е. какому публичному образованию она принадлежит. Важными особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются: а) наличие у них особых властных полномочий, позволяющих им принимать ■ нормативные акты. регламентирующие порядок осуществления принадлежащего им права собственности: б) осуществление права в общих интересах. 2. Понятие права государственной собственности. Объекты и субъекты права государственной собственности На основании ст. 214 ГК РФ и ст. 230 ГК ПМР. государственной собственностью признается имущество, принадлежащее на праве собственности государству. Правом собственности в этом случае является право владения, пользования и распоряжения государством, в том числе через предприятия и учреждения, этим имуществом. Субъекты права государственной собственности Субъектами права государственной собственности на основании п. 3; 4 ст. 214 ГК РФ и ст. 125 ГК РФ. а также на основании п. 3;4 ст. 230 и ст. 136 ГК ПМР признаются: а) в РФ субъектами государственной собственности являются: государство в целом, т.е. Федерация и. входящие в её состав республики, края, области и т.д. б) в ПМР субъектом государственной собственности является Приднестровская Молдавская Республика в целом. От имени этих государственно-публичных образований в имущественном обороте выступают: Органы государственной власти, в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Юридические лица (на основании ст. 113; 114 ГК РФ и ст. 122 и 123 ГК ПМР - унитарные предприятия), на основании ст. 115 ГК РФ и ст. 124 ГК ПМР - казенное предприятие; на основании ст. 120 и 296 Г К РФ и ст. 130; 316 ГК ПМР - учреждения; на основании ст. 118 ГК РФ и ст. 128 ГК ПМР - фонды; и др. юридические лица, предусмотренные законом. Физические лица в случаях, предусмотренных законом на основании административного акта. Объекты права государственной собственности На основании Гражданского законодательства РФ и ГК ПМР, объекты гражданских прав подразделяются на: свободно находящиеся в гражданском обороте: ограниченные в гражданском обороте; изъятые из г ражданского оборота. В связи с этим, к государственной форме собственности можно отнести все объекты собственности. Что касается субъекта, обладающего правомочиями собственника на все вышеперечисленные объекты, то им могут быть лишь один субъект - это в России сама РФ, а в Приднестровье - само государство ПМР. Что касается объектов, ограниченных в обороте и свободно находящихся в гражданском обороте, то в РФ субъектами права собственности могут быть входящие в состав России, края, области и др. образования. Согласно ст. 5 Конституции ПМР. земля недра, воды, леса, а также иные природные ресурсы являются объектами исключительной собственности государства. Земельные участки могут находится в пожизненном пользовании граждан с правом наследия, при этом их предельные размеры и порядок использования определяется законом. Что касается ст. 230 ГК ПИР. то в целом эта статья соответствует статье Конституции, кроме (на наш взгляд) части второй ст. 5 Конституции, где говорится о пожизненном пользовании. Но не может быть пожизненного пользования без пожизненного владения. В РФ природные ресурсы принадлежат не только федерации в целом, но и к субъектам РФ. 3. Содержание права государственной собственности Содержание права государственной собственности включает правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Право государственной собственности, как право собственности вообще, принадлежит той или иной социальной общности людей или народа в целом. Каждый член общества имеет разные правовые состояния по отношению к этой собственности. Т.е. с одной стороны он находится в состоянии принадлежности к тем или иным социальным общностям, к которым они принадлежат. С другой стороны, каждый член общества выступает в качестве оборонного лица, причем независимо принадлежит эта собственность к этим общностям или нет. Право хозяйственного ведения Право хозяйственного ведения как способ осуществления права государственной собственности. По мере развития рыночных отношений, роль права хозяйственного резко ограничена в связи с переходом целого ряда предприятий в частную собственность. В ПМР этот процесс пока приостановлен. Если раньше право полного хозяйственного ведения предоставляло большие полномочия несобственнику, то право хозяйственного ведения таких правомочий несобственнику не предоставляет, тем самым оставляя большие правомочия собственнику. В настоящее время, право хозяйственного ведения не предоставляет право несобственнику полного распоряжения недвижимостью. Вместе с тем, несобственник полностью отвечает по своим обязательствам. Собственник имущества не отвечает по обязательствам предприятия, кроме случаев, предусмотренных законом. Имущество, не относящееся к недвижимому, может быть использовано предприятием по своему усмотрению, в том числе, и для создания юридического лица, придав ему статус другого унитарного предприятия. В данном случае, материнское предприятие несёт субсидиарную ответственность по обязательствам дочернего, при недостаточности его имущества, если несостоятельность дочернего предприятия вызвана материнским. Право оперативного управления При праве оперативного управления, согласно ГК РФ и ГК ПМР, субъектами права оперативного управления являются казённые предприятия, а также учреждения. Коренное предприятие может быть создано по решению правительства. Казенное предприятие осуществляет оперативное управление имуществом, собственником которого является лишь само государство. Собственнику в этом случае, предоставляется право изъять излишнее неиспользуемое или недостаточно используемое, или использованное не по назначению имущество и распорядится им по своему усмотрению. Казенные предприятия без согласия собственника не в праве распоряжаться не только недвижимым, но и движимым имуществом. Производимая коренным предприятием продукция, реализуется этим предприятием самостоятельно. Прибыль от реализованной продукции, выполнения работ и оказания услуг, на основе представленных коренному предприятию правомочий, направляется на выполнение плана заказа, плана развития предприятия, а также на другие производственные цели. Оставшаяся прибыль подлежит перечислению в бюджет. Ответственность казенного предприятия распространяется на обязательства по закрепленному за ним имуществу, но не распространяется на обязательства собственника имущества. Однако, в случае недостачи имущества при выполнении своих обязательств. предприятие несёт ответственность, но уже субсидиарную, совместно с Федерацией (с ПМР). Что касается учреждений, то право оперативного управления здесь уже. чем право оперативного управления казенных предприятий. Они не в праве отчуждать или иным образом распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Учреждения отвечает только находящимися в его распоряжении денежными средствами. Если этих средств недостаточно, то субсидиарную ответственность вместе с ним несет собственник. Закон допускает предоставление права учреждению заниматься деятельностью, приносящей доходы. Полученные доходы и приобретенные вещи или иное имущество может подлежать самостоятельному распоряжению по усмотрению учреждения. 4. Понятие права муниципальной собственности. Субъекты н объекты права муниципальной собственности Ст. 215 ГК РФ и ст. 231 ПК ПМР муниципальной собственностью признается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Субъекты права муниципальной собственности Субъектами нрава муниципальной собственности являются городское и сельское население и другие муниципальные образования на основании вышеперечисленных статей. На основании п. 2 этих же статей и ст. 125 ГК РФ и ст. 136 ГК ПМР от имени муниципальных образований в гражданском правоотношениях выступают органы местного самоуправления, в рамках их компетенции. Объекты права муниципальной собственности Природные ресурсы могут быть объектами права муниципальной собственности, в рамках правомочий. Если объекты права государственной собственности четко перечислены в законе либо закон указывает на их конкретные признаки и др. черты. То в отношении муниципальной собственности таких жёстких критериев нет. Таким образом, объектами муниципальной собственности являются все объекты публичной собственности, не подпадающие под признаки права государственной собственности. Также как и в перечне объектов права государственной собственности, и в перечне объектов, составляющих право муниципальной собственности, в первую очередь закон называет бюджетные средства. К объектам муниципальной собственности могут относиться объекты, свободно участвующие в гражданском обороте, и объекты, ограниченные в обороте. 5. Содержание права муниципальной собственности Согласно ч. 3 ст. 215 ГК РФ и ч. 3 ст. 231 ГК ПМР, имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК. Исходя из общих начал права собственности, муниципальные образования выступают на равных началах с другими участниками гражданских правоотношений. Тем

           19. Приватизация публичного имущества.

           Специфика приватизации проявляется в особенностях субъектного состава складывающихся здесь правоотношений, их объектов и содержания.

           В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества должен выступать публичный собственник. По ранее действовавшему закону продавцом приватизируемого имущества могло быть только соответствующее публично-правовое образование в лице комитета по управлению федеральным, иным государственным или муниципальным имуществом, который принимал решение о приватизации конкретного объекта, и фонда соответствующего имущества, который выступал в роли продавца в гражданско-правовой сделке по отчуждению (продаже) конкретного имущества.

           В соответствии с п. 2 ст. 7 и ст. 10 Закона о приватизации в качестве продавца федерального имущества теперь будет выступать "специализированное учреждение, которому федеральным правительством предоставлены полномочия на организацию и осуществление такой продажи" и "назначенные им представители", а в качестве продавцов государственного или муниципального имущества - "юридические лица, которым в порядке, определенном органами государственной власти субъектов РФ, предоставлены полномочия на организацию и осуществление такой продажи" либо любые продавцы, "назначенные" органами местного самоуправления.

           Из этого следует, что в роли продавцов приватизируемого имущества могут выступать как органы публичной власти, так и подобранные ими юридические лица, в том числе коммерческие организации. Такое положение не соответствует существу отношений приватизации и порождает почву для новых злоупотреблений.

           В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст. 9 Закона о приватизации могут выступать любые субъекты гражданского права, за исключением юридических лиц, в уставном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%. Очевидно, однако, что в этой роли не могут также выступать другие публично-правовые образования, а также многие некоммерческие юридические лица. По ранее действовавшему закону круг покупателей приватизируемого имущества был более узким.

           В него входили лишь граждане (включая индивидуальных предпринимателей, в том числе фермеров (крестьян)); акционерные и другие хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия публично-правовых образований (а также общественных организаций и фондов) не превышала 25% (из их числа были прямо исключены производственные кооперативы); иностранные инвесторы (в число которых входят как физические, так и юридические лица, указанные в ст. 37 Закона об иностранных инвестициях).

           В качестве объектов приватизации могут выступать:

предприятия и другие имущественные комплексы;

здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;

земельные участки;

жилые помещения;

акции открытых акционерных обществ.

           Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находившегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движимое имущество переходит из публичной в частную собственность в результате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продукции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных гражданско-правовых сделок по отчуждению, а не в порядке приватизации.

           Что касается приватизации принадлежащих публично-правовым образованиям акций, то отчуждение этих ценных бумаг свидетельствует о переходе корпоративных или обязательственных, но не вещных прав (тем более что и сами эти акции, как правило, существуют в бездокументарной форме, представляя собой объект не вещных, а обязательственных прав) и должно производиться в особом порядке, установленном для уступки удостоверенных таким способом прав. Приватизация осуществляется исключительно предусмотренными в законе способами.

           К их числу в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о приватизации относятся: при приватизации предприятий и других имущественных комплексов -

1) преобразование крупных государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества с последующей продажей их акций либо с сохранением за публичным собственником 100% их акций (т.е. создание "компаний одного лица");

2) продажа мелких имущественных комплексов или отдельных объектов недвижимости по конкурсу или на аукционе;

3) выкуп арендованного имущества;

4) внесение относящегося к публичной собственности имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;

           при приватизации жилых помещений - их бесплатная передача в собственность проживающих в них граждан;

           при приватизации земли - возмездная или безвозмездная передача в собственность граждан либо юридических лиц земельных участков установленного размера; при приватизации акций открытых акционерных обществ -

1) продажа на специализированных аукционах;

2) продажа этих акций или их определенной части работникам приватизируемых предприятий;

3) отчуждение владельцам особых государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения данных акций (типа именных "опционных свидетельств на покупку акций", являющихся производными ценными бумагами), в соответствии с правилами ст. 24 Закона о приватизации (последний из названных способов приватизации не был известен ранее действовавшему законодательству).

           Таким образом, приватизацию можно определить как отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежавших публично-правовым образованиям акций открытых акционерных обществ или удостоверенных ими прав.

           Приватизацию следует отличать не только от иных (общегражданских) способов отчуждения находящегося в публичной собственности имущества, но и от более узкого понятия разгосударствления. Последнее обычно связывается с переходом имущества государственных (или муниципальных) предприятий в собственность созданных их трудовыми коллективами юридических лиц.

           По мнению многих экономистов и политиков, это ведет к образованию "коллективной", а не частной собственности (что является очевидным недоразумением, ибо единственным, частным собственником соответствующего имущества и в этом случае становится такое юридическое лицо, а не "трудовой коллектив" и не его отдельные члены). В таком понимании "разгосударствление" по существу является одним из вариантов приватизации.

           Другой разновидностью приватизации является коммерциализация государственных и муниципальных предприятий. Под ней обычно понимается выделение из состава таких предприятий или их объединений имущества их структурных подразделений в качестве базы для образования новых юридических лиц - самостоятельных хозяйственных обществ, в том числе созданных работниками этих подразделений.

           Коммерциализация, т.е. создание коммерческих организаций - хозяйственных обществ на базе имущества торгов, трестов, комбинатов и иных считавшихся "государственными предприятиями" управленческих структур, наиболее широко использовалась в сфере торговли и бытового обслуживания еще до принятия специального законодательства о приватизации. Она стала основной формой "малой приватизации", т.е. приватизации мелких и некоторых средних предприятий.

           20. Право общей собственности: субъекты, объекты и содержание.

           Как в общегражданских отношениях, так и в отношениях, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, существуют ситуации, когда одно и то же имущество находится в собственности двух или более лиц. В этом случае на имущество возникает общая собственность.

           Общая собственность как экономическая категория — явление неизбежное в нашем обществе. Особенно это касается нашего государства, когда субъектам хозяйствования необходимо объединяться для приобретения средств производства, материалов, сырья и т. д.

           В настоящее время право общей собственности регулируется гл. 16 ГК РФ, а также иными нормативными правовыми актами.

           Общая собственность на имущество может возникать в силу различных оснований:

в силу сделки, например, при покупке сообща дома или при дарении двум сестрам одного рояля;

вследствие случая, создавшего нераздельное соединение вещей без соотношения главной вещи и принадлежности;

на основании наследования;

образования крестьянского (фермерского) хозяйства;

совместной постройки дома;

соединения и смещения вещей и т. д.

           Особенностью обшей собственности является множественность субъектов права собственности, которые именуются участниками общей собственности или сособственниками. Общая собственность характеризуется переплетением отношений со- собственников ко всем третьим липам, с одной стороны, и отношений между самими сособственниками — с другой. Первые по своей юридической природе являются абсолютными, вторые — относительными.

           Гражданское законодательство предусматривает два вида общей собственности:

-общую совместную;

-общую долевую собственность.

           В совместной собственности общность имущества проявляется в большей степени, чем в долевой. Объясняется это тем, что отношения между участниками совместной собственности (между супругами, членами фермерского хозяйства и т. д.) носят кула более доверительный и стойкий характер, нежели отношения между участниками долевой собственности, которые могут быть достаточно далеки, а то и чужды друг другу.

           Долевая собственность отличается от совместной тем, что при долевой собственности доли каждого из ее участников, как правило, определены заранее, в то время как при совместной собственности доли определяются лишь при разделе или выделении общего имущества, т. е. при прекращении отношений совместной собственности либо для всех, либо для части ее участников. При этом доли как при долевой, так и при совместной собственности предполагаются равными, если иное не установлено законом или договором.

           Доли в общей собственности могут анализироваться у участников как долевой, так и совместной собственности. Поэтому необходимо рассмотреть юридическую природу доли. Доля, если она определена, имеет количественное выражение в виде дроби либо процентов. Она может быть выражена в виде 1/3, 2/5 и т. д. либо в виде 25 %, 50 % и т. д. Чисто количественное выражение доли еще не раскрывает ее юридической природы: принадлежит ли участнику общей собственности доля в имуществе, в стоимости имущества или в праве на имущество. При этом право каждого сособственника не ограничивается какой-то конкретной частью общей вещи, а распространяется на всю вещь, в том числе на доходы, получаемые от использования вещи.

           Некоторые авторы пытаются раскрыть содержание права на долю с помощью понятий доли в имуществе или в стоимости имущества, т. с. понятий реальной или идеальной доли. Под реальной долей понимают конкретную, физически обособленную часть общего имущества, которая якобы принадлежит каждому из сособственников. Конструкция идеальной доли сводит право на долю к его стоимостному выражению. Эта конструкция ведет к упразднению вещи как объекта общей собственности и тем самым к замене права общей собственности обязательственным правом. По мнению Ю. К. Толстого, данная позиция не только не раскрывает сущности отношений общей собственности, а приводит, хотя и с разных сторон, к упразднению общей собственности как особого правового института.

           21.      Под общей долевой собственностью.

           Под общей долевой собственностью понимается такое право общей собственности, отношения между обладателями которого (сособственниками) регламентируются в соответствии с принципом их долевого участия в ценности (доходности и убыточности) вещи. Пункт 1 ст. 245 ГК РФ закрепляет презумпцию равенства долей участников обшей долевой собственности.

           В виде отступления от общего правила равенства долей соглашением участников обшей долевой собственности может быть установлено, что их доли определяются в зависимости от вклада каждого в образование и прекращение общего имущества или иным образом. При этом данный вклад может быть определен не только в момент образования общего имущества, но и на последующих этапах его существования и функционирования с учетом внесенных в него материальных, трудовых и иных вложений. Примером может служить договор о совместной деятельности, где стороны соединяют свои вклады и начинают действовать сообща для достижения общей хозяйственной цели.

           На размер доли в общей долевой собственности влияет также то, какие улучшения внесены в общее имущество: неотделимые или отделимые. Так, участник долевой собственности, осуществивший за свой счет с соблюдением установленного порядка использования общего имущества неотделимые улучшения этого имущества, имеет право на соответствующее увеличение своей доли в нраве на общее имущество. Отделимые улучшения общего имущества, если иное не предусмотрено соглашением участников долевой собственности, поступают в собственность того из участников, который их произвел. Судьба отделимых улучшений может быть также решена по взаимному согласию всех сособственников. Так, они могут договориться о выплате тому, кто их внес, соответствующей компенсации без изменений долей в общей собственности; об увеличении доли собственника, который внес улучшение, и т. д. При отсутствии соглашения отделимые улучшения поступают в собственность того, кто их внес. Все споры об определении судьбы улучшений, поскольку они касаются осуществления правомочий но владению и пользованию общим имуществом, могут рассматриваться судом.

           В содержание права общей долевой собственности также входят правомочия по владению, распоряжению и пользованию общим имуществом. Каждый сособственник при осуществлении права общей собственности независимо от размера своей доли имеет один голос. Осуществление права общей собственности должно происходить по взаимному согласию всех собственников. В случае недостижения согласия по поводу реализации общей собственности решается вопрос, касаются ли эти разногласия осуществления правомочий по владению и пользованию общим имуществом или правомочия распоряжения. Если сособственники не достигли соглашения относительно владения и пользования общим имуществом, то каждый из них, хотя бы оставшийся в единственном числе, может обратиться в суд.

           Сособственник общей собственности не локализируется в какой-то конкретной части общего имущества. В то же время сособственник может быть заинтересован не только в меновой, но и в потребительской стоимости указанного имущества. Он может иметь интерес не только в доходах, которые приносит общая вещь, но и в том, чтобы использовать эту вещь для удовлетворения своих потребительских нужд. Сособственник может владеть и пользоваться частью общего имущества соразмерно доле. Если это невозможно, он вправе требовать от других участников общей собственности соответствующей компенсации.

           Одним из оснований возникновения общей собственности, с которым связано немало вопросов ее осуществления, является совместное участие двух или более лиц в строительстве дома. В гражданском судопроизводстве достаточно распространены дела, связанные с рассмотрением споров о праве собственности на жилой дом. Судебная практика подходит к разрешению указанных споров с учетом следующих условий.

           Во-первых, необходимо установить, связаны лица, принимавшие участие в строительстве дома, семейно-бытовыми отношениями или являются посторонними для застройщика лицами; в каких целях возводился дом (в целях обеспечения жильем принимавших участие в строительстве лиц или в иных целях). Во-вторых, к участию в деле надлежит привлечь орган, который отводит земельные участки, если он не выступает в деле в качестве стороны, и выяснить его отношение к спору.

           При продаже доли другому лицу остальные сособственники имеют преимущественное право покупки доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов. При этом продавец доли обязан в письменной форме известить остальных сособствснников о намерении продать долю постороннему лицу с указанием цены и других условий продажи. Если остальные сособственники откажутся от покупки доли или не приобретут доли в праве собственности на недвижимое имущество в течение одного месяца, а на движимое имущество в течение 10 дней со дня извещения, продавец может продать долю любому лицу. Если владелец доли в общем имуществе распорядился ею с нарушением преимущественного права покупки, любой другой сособственник вправе в течение трех месяцев в судебном порядке требовать перевода на него прав и обязанностей покупателя.

           Аналогичные правила применяются и при отчуждении доли по договору мены, но лишь тогда, когда отчуждатель обменивает свою долю на вещи, определенные родовыми признаками, причем лицо, имеющее преимущественное право на приобретение доли, предлагает отчуждателю вещь того же рода, в том же количестве и того же качества.

           Раздел имущества, находящегося в долевой собственности, — это переход частей данного имущества в собственность каждого из сособственников пропорционально их долям в праве общей собственности и прекращение общей долевой собственности на это имущество.

           Выдел доли из общего имущества — это переход части этого имущества в собственность участника общей собственности пропорционально его доле в праве общей собственности и прекращение для этого лица права на долю в общем имуществе.

           Вид имущества, находящегося в долевой собственности, оказывает влияние на порядок его раздела или выдела из него доли.

           Неделимая вещь не может быть разделена в натуре. Раздел осуществляется путем продажи вещи и выплаты денежной компенсации каждому участнику общей собственности пропорционально его доле в праве общей собственности. Выдел доли возможен путем выплаты сособственниками соответствующей денежной компенсации выделяющемуся участнику общей собственности.

           22. Право общей совместной собственности супругов.

           Совместная собственность супругов возникает только при регистрации брака. Фактическая семейная жизнь, даже длительная, но без соответствующей регистрации брака, не создает совместной собственности на имущество. В подобных случаях может возникнуть общая долевая собственность лиц, которые общим трудом или средствами приобрели какое-то имущество. Имущественные отношения в этих случаях будут регулироваться только гражданским законодательством.

           Движимые и недвижимые вещи, приобретенные за счет общих доходов супругов, признаются совместной собственностью. Эти веши становятся совместной собственностью с момента перехода на них права собственности к одному супругу. Следовательно, при приобретении одним супругом имущества у третьего лица другой супруг тоже приобретает право собственности на данную вещь.

           Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода. К другим уважительным причинам относятся болезни, служба в армии и иные обстоятельства.

           Все имущество, которое намыто до брака, а также полученное в порядке наследования или по договору дарения или иным безвозмездным сделкам, и личные вещи, исключая драгоценности и предметы роскоши, является имуществом каждого из супругов. С другой стороны, имущество каждого из супругов может быть отнесено к совместной собственности, если во время брака в указанное имущество за счет общего имущества другого супруга были внесены вложения, которые значительно увеличили стоимость имущества. Однако это правило применяется лишь тогда, когда договором между супругами не предусмотрено иное (гл. 7 и 8 СК РФ).

           Вопрос об обращении взыскания на общее имущество супругов разрешается в зависимости от того, является стороной в обязательстве только один из супругов или они оба. Если речь идет об обязательстве одного из супругов, то взыскание можно обратить лишь на имущество, находящееся в его раздельной собственности, а также на его долю в общем имуществе. Но если стороной в обязательстве могут быть признаны оба супруга, то взыскание можно обратить как на имущество, находящееся в раздельной собственности каждого из них, так и на общее имущество (гл. 9 СК РФ).

           Общая совместная собственность членов крестьянского (фермерского) хозяйства. В соответствии с действующим законодательством собственность крестьянского (фермерского) хозяйства относится к общей совместной собственности. Однако это правило является диспозитивным: в договоре между членами хозяйства может быть установлен иной режим собственности на имущество хозяйства.

           ГК РФ не устанавливает, кто может быть членом крестьянского хозяйства.

           В п. 2 ст. 257 ГК РФ определено, какое именно имущество находится в совместной собственности крестьянского хозяйства. Но приведенные здесь формулировки также вызывают ряд вопросов. Что, например, означает фраза «предоставленный в собственность этому хозяйству земельный участок»? По ранее действовавшему законодательству участок предоставлялся хотя и с учетом количества членов хозяйства, но все-таки его главе, на него оформлялся государственный акт на землю (свидетельство) и т. п. Можно ли исходить из того, что этот участок был предоставлен именно хозяйству как семейно-трудовому объединению, но в собственность он оформлялся на главу? Вероятно, такая трактовка в принципе допустима, тем более для тех крестьянских хозяйств, которые созданы бывшими колхозниками и работниками совхозов, т. е. лицами, вступившими в хозяйство со своими земельными долями. Прежнее законодательство, на наш взгляд, необоснованно лишало этих лиц при вступлении в крестьянское хозяйство их земельных прав. Если признать их участниками совместной (или долевой) собственности на землю, то справедливость была бы восстановлена.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 474.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...